Сущность банкротства и политика антикризисного управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 08:47, курсовая работа

Описание работы

Массовое банкротство предприятий в свою очередь привели к серьезным негативным социальным последствиям. Непогашение своих обязательств, в том числе перед бюджетом, оказало и оказывает отрицательное влияние на формирование государственного бюджета в Республике.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Банкротство предприятий
1.1. Сущность банкротства
1.2. Процедуры банкротства. Санация предприятий
1.3.Сравнительная характеристика методик определения вероятности банкротства предприятия
Глава 2. Преднамеренное и ложное банкротство в Казахстане
2.1. Тенденции и проблемы преднамеренного и ложного банкротства в Казахстане
2.2. Повышение эффективности системы банкротства в Республике Казахстан
2.3. Банкротство АО «Компания BIOHIM»
Глава 3. Антикризисное управление предприятием
3.1. Цели и содержание антикризисного управления предприятием
3.2. Антикризисная политика Казахстана
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Фин мен курсовая.docx

— 91.88 Кб (Скачать файл)

       Необходимые функциональные специалисты: финансисты, маркетологи и др. - если соответствующие специалисты предприятия не вошли в группу, приглашаются со стороны; но, как правило, по вопросам, требующим профессиональной проработки, директор дает соответствующие поручения специальным службам или заказы сторонним организациям.

       Наиболее сложный момент в организации работы группы развития - это организация продуктивного общения, в частности, исключающего бесплодные дискуссии. Существуют специальные методы организации работы в группе. За рубежом принято для организации такой работы приглашать специалистов особого рода - так называемых консультантов по процессу.

       Более важным, чем собственно управленческие знания и навыки, является уровень интеллектуальных возможностей членов группы: мышления, способности понимать ситуации и продуктивно строить коммуникацию как друг с другом, так и с внешней, по отношению к данной группе, средой, занимать рефлективную позицию, действовать в соответствии с пониманием ситуации и т.д. При всем том, что может внести в организацию работы группы консультант по процессу, необходимо проведение для членов группы не только учебных, но в широком смысле слова образовательных мероприятий, среди которых наиболее эффективны такие, как организационно-деятельностные игры, инновационные и рефлексивно-аналитические семинары и т.д.

       Сегодня руководителям казахстанских предприятий непросто удержаться на плаву в бурном море бизнеса. Даже для опытных лоцманов сверхсложной задачей является осведомленность в изменениях налогового законодательства, формирование эффективной стратегии дальнейшего развития, оптимизация финансовых потоков и организационной структуры.

Время диктует свои условия: на фоне снижения платежеспособности предприятий и населения вопросом жизни и смерти для деловых  структур стала проблема конкурентоспособности. Чтобы занять достойное место, как  на внешнем, так и на внутреннем рынке, нашим предприятиям необходимы более  высокие стандарты ведения бизнеса. При этом практические, квалифицированные  советы профессионалов служат “маршрутной  картой” в изменчивой среде, снижая риски и излишние затраты. Именно поэтому аудиторские и консалтинговые услуги широко использует не только деловой  мир, но и правительство, и некоммерческие организации.

       На рынке Казахстана аудиторские и консалтинговые компании делятся на несколько категорий. В первую входит пятерка международных: PriceWaterhouseCoopers, KPMG, Deloitte & Touch, Arthur Andersen, Ernst &Young. Во вторую – крупные казахстанские компании с достаточным опытом работы. В третью – компании, состоящие из 2-3 сотрудников.      Действуют на рынке и частные аудиторы-одиночки.

       Аудиторским и консалтинговым фирмам в развитых странах отведена одна из главнейших ролей в деловых отношениях. Бизнес-советники сопровождают компании долгие годы, их часто сравнивают с семейными докторами. Обычным способом получения надежной информации о потенциальном партнере является проведение независимого аудита. Вот и в Казахстан большая пятерка пришла в связи с появлением у нас их традиционных стратегических клиентов. Даже на потенциально выгодные рынки транснациональные корпорации не начнут экспансию без одобрения и консалтинговой поддержки советников.

       На сегодняшний день “большая пятерка” обладает отточенными многолетней практикой технологиями и процедурами проведения анализа бизнес-процессов. И с появлением этих компаний на казахстанском рынке закладываются международные стандарты формирования деловой инфраструктуры.

       В своей работе аудиторы строжайшим образом соблюдают положения об общепринятых стандартах аудита (GAAS), которые были подготовлены Американским институтом присяжных бухгалтеров. Также они обязаны принимать стандарты контроля качества и следовать кодексу профессиональной этики в отношении клиентов и партнеров. Заключение независимых аудиторов должно включать в себя четко сформулированное описание характера аудиторской проверки, данные об уровне ответственности, которую принимает на себя аудитор. Стоит ли говорить о технической подготовке персонала, независимости, безупречном качестве исполнения, профессиональной тщательности, ответственности перед клиентом!

       В то же время, даже самому образованному аудитору-иностранцу, как бы долго он ни жил в Казахстане, трудно, а подчас невозможно до конца понять специфику местного аудита. Он не поймет причин частых изменений налогового законодательства, сложности отношений с чиновниками, налоговой инспекцией, всех хитросплетений родственных и дружеских отношений во властных и коммерческих структурах. Поэтому персонал “большой пятерки” от 80 до 98 % состоит из казахстанских специалистов.

Цены на услуги международных  компаний довольно высоки. Одной из причин этого является принцип непрерывного обучения сотрудников и совершенствования  технологий аудита. Например, на обучение казахстанского специалиста международным  стандартам аудита компании тратят 10-15 тыс. долларов.

       К услугам “большой пятерки” прибегают казахстанские компании, в планы которых входит привлечение стратегического иностранного партнера и инвестиций из-за рубежа. Это банки второго уровня, так называемые “голубые фишки”, крупные компании с иностранным участием.

       На отечественном рынке действуют 93 профессиональных аудиторских компании и около 150 аудиторов, имеющих квалификационное свидетельство и патент частного предпринимателя. Потребность в аудиторских услугах распределена неравномерно: 65% всех аудиторских компаний находятся в Алматы и Астане. Казахстанские аудиторские и консалтинговые компании отмечают, что наш рынок еще не развит, и не все понимают важность проведения аудита на предприятии.

       Итак, антикризисное управление действительно отличается от управления в обычном режиме. Если весь арсенал подходов и методов последнего направлен на развитие и выживание предприятия в долгосрочном аспекте (что включает в себя, в том числе, и недопущение кризиса), то методы первого нацелены исключительно на преодоление уже назревшего кризиса, обеспечение выживания в краткосрочном аспекте. В такой трактовке антикризисное управление обретает реальный смысл.

       Критерии принятия решений в антикризисном управлении должны отличаться от критерия нормального управления. В рамках «нормального» управления данный критерий можно свести к достижению стратегических целей развития в долгосрочном аспекте и максимизации прибыли в краткосрочном. При переходе предприятия в кризисное состояние в долгосрочном аспекте целью является полная финансовая стабилизация, а в краткосрочном аспекте критерием становится максимизация или экономия денежных средств. Исходя из этого критерия, строит свою работу антикризисный управляющий.

       Программа антикризисного управления должна состоять из трех этапов:

1) устранение неплатежеспособности;

2) восстановление финансовой  устойчивости;

3) обеспечение финансового  равновесия в длительном периоде.

       В рамках первого этапа должно происходить устранение нехватки денежных средств для расчетов по неотложным обязательствам за счет ликвидации «лишних» активов предприятия. Причем такая ликвидация должна зачастую осуществлять ненормальным, с точки зрения обычного управления, способом, т.е. не взирая на возможные потери как уже полученных и материализованных в активах предприятия средств, так и тех, что могут быть получены, если предприятие переживет кризис.

       На следующем этапе должно произойти максимально быстрое и радикальное снижение неэффективных расходов.

       Добившись временного восстановления финансовой устойчивости предприятия путем продажи «лишних» активов предприятия и уменьшением издержек, антикризисный управляющий для закрепления достигнутого эффекта на более продолжительный срок должен предпринять меры по увеличению денежного потока от основной деятельности предприятия и, в первую очередь, обратить внимание на маркетинг.

Для проведения маркетинговых  мероприятий антикризисный управляющий  должен серьезно исследовать характеристики основных и вспомогательных рынков и их сегментов, на которых работает предприятие, их размеры, важнейшие  тенденции и ожидаемые изменения. Кроме того, средства коммуникации, ориентиры для цен и валовой  прибыли, цикл покупок.    Исходя из такого исследования, и составляется комплекс мер антикризисного маркетинга.

 

 

3.2. Антикризисная политика Казахстана

 

 

       Как известно, Казахстан одним из первых государств мира еще в 2007 году испытал на себе мировой финансовый кризис, переросший впоследствии в глобальный экономический спад.

       Тогда его воздействие значительно снизило возможности отечественных банков привлекать внешние финансовые ресурсы, что сказалось на уровне объемов кредитования внутренней экономики. Кроме того, из-за резкого скачка цен на мировом рынке продовольственных товаров существенно усилилось инфляционное давление на экономику. В результате правительством был принят первичный комплекс мер, направленных на смягчение негативных последствий нестабильности на мировых финансовых и товарных рынках.

       Первый антикризисный план - ноябрь 2007 года. 
Основные направления: 
1) Решение проблем на рынке недвижимости; 
2) Поддержка малого и среднего бизнеса; 
3) Развитие сельского хозяйства. Финансирование: из бюджета выделено 550 млрд тенге ($4,6 млрд или 3,5% ВВП). Вторая волна финансового кризиса в 2008 году, спровоцировавшая глобальный дефицит ликвидности, вышла за рамки мировой финансовой системы и оказала существенное негативное влияние на реальный сектор экономики. Как следствие, наблюдалось значительное замедление темпов роста мировой экономики, снижение глобального спроса на товары и услуги, падение мировых цен на сырьевые ресурсы, отсутствие доступа к внешним рынкам капитала. Все это требовало принятия Казахстаном комплексных мер по стабилизации и оздоровлению отечественной экономики.

       Программа совместных действий по стабилизации экономики и финансовой системы страны на 2009-2010 годы - ноябрь 2008 года. 
Основные направления: 
1) Стабилизация финансового рынка; 
2) Решение проблем на рынке недвижимости; 
3) Поддержка малого и среднего бизнеса; 
4)            Развитие агропромышленного комплекса;

5) Реализация иннновационно-индустриальных проектов; 
6) Поддержка макроэкономической стабильности; 
7)         Обеспечение занятости;

8)          Поддержка социально-уязвимых слоев населения.

       Финансирование: 2,2 трлн тенге (15% ВВП). В 2009 году дополнительно выделено 600 млрд тенге ($4 млрд) 
       Для реализации принятого Правительством РК Плана совместных действий на 2009-2010 годы разработан специальный План мероприятий, который содержал реалистичные и конструктивные меры по стабилизации экономики и финансовой системы, усилению роли государства в мобилизации всех внутренних источников финансирования социально-экономического развития страны. В общей сложности государство направило на реализацию антикризисных мер 19 млрд. долл. Основной целью экономической политики стало обеспечение занятости и активизация деловой активности. 
      Для финансового обеспечения Плана были использованы средства Национального Фонда Республики Казахстан в объеме $10 млрд (1,2 трлн тенге). В том числе на стабилизацию финансового сектора - $4 млрд; развитие жилищного сектора - $3 млрд; поддержку малого и среднего бизнеса - $1 млрд; развитие агропромышленного комплекса - 1 млрд; реализацию инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов - $1 млрд. Банковский сектор. По поручению Президента РК создан Фонд стрессовых активов. Его задача заключалась в том, чтобы освободить банки от проблемных кредитов, помочь им очистить свой баланс. Все эти меры направлены на укрепление финансового состояния казахстанской банковской системы. Предоставляя поддержку отечественным банкам, политика государства направлена на сохранение ими достаточных объемов кредитования внутренней экономики и реального сектора. 
В финансовой сфере совокупные активы банков по состоянию на 1 августа 2009 года превысили 12 трлн тенге. Ссудный портфель банков за полугодие возрос на 10,6%. Международные резервы страны стабилизировались на уровне $42,5 млрд, и наметился их рост. Малый и средний бизнес. В условиях сокращения финансирования экономики со стороны отечественных финансовых институтов продолжается оказание поддержки малому и среднему бизнесу. Внедрен механизм гарантирования Фондом развития предпринимательства («Даму») предоставляемых малому и среднему бизнесу кредитов. Малый и средний бизнес получил 134 млрд тенге. Всего программой воспользовались 2,5 тысячи субъектов малого предпринимательства. Ими создано 4700 новых рабочих мест. Сельское хозяйство. Особое внимание уделено развитию агропромышленного комплекса, который аккумулирует около 30% от общего количества занятого населения. Инвестиции здесь, в первую очередь, направлены на поддержку существующих и развитие новых экспортно-ориентированных секторов, таких как зерновой сектор, переработка мясной и молочной продукции и производство плодовоовощных культур. 
       В рамках антикризисных мер разработана программа микрокредитования в сельской местности, в том числе кредитования сельских предпринимателей. С целью обеспечения малого и среднего бизнеса стабильными 
заказами им будет предоставлен доступ к государственным заказам государственных органов, холдингов и национальных компаний. В сельском хозяйстве были направлены более 63 млрд тенге. Объем валовой продукции за январь-июль 2009 года увеличился по сравнению с январем-июлем 2008 года на 2,8%. 
       С 1 января 2009 года был введен в действие новый Налоговый кодекс, в рамках которого предусмотрено существенное снижение налоговой нагрузки, в первую очередь, для несырьевого сектора экономики. Корпоративный подоходный налог будет поэтапно снижаться с 30% до 20% в 2009 году, до 17,5% - в 2010 году и до 15% - в 2011 году. Ставка налога на добавленную стоимость также снизилась с 13% до 12%. Увеличился в два раза минимальный объем оборота, необлагаемого НДС. Для предприятий малого и среднего бизнеса отменилось требование об уплате авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу. В целом, снижение налоговой нагрузки позволит предприятиям высвободить большие средства и направить их на развитие экономики. Социальная сфера. В рамках антикризисного плана выделяются средства на преодоление трудностей, возникших в сфере жилищного строительства и ипотечного кредитования. Правительство прикладывает усилия по обеспечению населению доступной ипотеки и приемлемой цены на жилье. В целях защиты интересов вкладчиков пенсионных фондов Правительство обеспечит сохранность накоплений населения в пенсионной системе, высокий уровень прозрачности для вкладчиков накопительных пенсионных фондов, повысит их информированность и финансовую грамотность. Была принята Стратегия региональной занятости населения, на которую выделен 191 млрд тенге. В регионах реализуются свыше 5 тысяч инвестиционных проектов, создано 393 тыс. рабочих мест. 
       Для поддержания уровня занятости будет обеспечено масштабное строительство и модернизация инфраструктуры. В целях недопущения дефицита товаров на внутреннем рынке и роста цен на них правительство сформировала стабилизационные фонды товаров первой необходимости - мясу, сухому молоку, растительному маслу, сахару и рису. Значительно усилилась работа с недропользователями и сервисными компаниями по увеличению казахстанского содержания. В целом антикризисные тенденции Казахстана шли в русле общемировых трендов - основополагающей стратегией стало вхождение государства в финансовые структуры с целью их стабилизации. 
       В первую очередь кризис выявил несовершенство отношений регуляторов и банков, а также разные взгляды бизнеса и банков на роль государства. Если в период кредитного бума государство не вмешивалось в политику рынка, то в кризисный период государство вынуждено помогать бизнесу и банкам, которые сами не в состоянии преодолеть возникшие проблемы. 
       Существенную роль «стабилизатора» экономики страны сыграл созданный Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», объединивший почти все государственные активы Казахстана. Фонд выступил как антикризисный управляющий и оператор правительственной антикризисной программы. Показательно, что с помощью ФНБ «Самрук-Казына» внедряются механизмы, которые позволяют направлять до банков, предприятий, малого и среднего бизнеса, до застройщиков финансовые потоки. Во многом именно это дает основание полагать, что разработанная стабилизационная программа не только выведет Казахстан из кризиса, но и заложит основу для устойчивого посткризисного развития. Мнения зарубежных экспертов. Эффективность принимаемых в Казахстане антикризисных мер в последнее время все чаще находит экспертное подтверждение со стороны ряда аналитических и финансовых центров мирового уровня. Эксперты из 21 страны мира назвали казахстанский антикризисный план наиболее эффективным в СНГ, благодаря чему страна имеет шансы выйти из кризиса в числе первых. Кроме этого, как подчеркивают эксперты, многие антикризисные меры Казахстана носят явный социальный характер, и граждане страны уже успели почувствовать их эффект. Казахстанский подход к «лечению» экономики характеризуется своей инновационностью, так как наряду с экономическими мерами в государстве проведена и реформа госуправления, правительство перешло на «ручное управление» экономикой. В частности, уделено внимание развитию инфраструктуры, что ведет к развитию внутреннего инвестиционного спроса, создан Фонд стрессовых активов. Имеет значение и то, что власти страны раньше всех других государств СНГ начали подготовку к борьбе с кризисом. 
Такой же позиции по этому вопросу придерживается и директор-распорядитель Международного валютного фонда Доминик Стросс-Кан. По оценке главы МВФ, метод «ручного управления» экономикой, который задействован в Казахстане, представляет собой адекватный ответ на последствия мирового кризиса. 
      По оценкам российских экспертов, подготовленная Казахстаном антикризисная программа - лучшая в СНГ. Как утверждают специалисты, программу отличают полнота, комплексность, а также правильная расстановка приоритетов. Сегодня же по оценкам международных экспертов, среди стран СНГ Казахстан лидирует по индексу эффективности антикризисной политики.

Информация о работе Сущность банкротства и политика антикризисного управления предприятием