Сущность банкротства и политика антикризисного управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 08:47, курсовая работа

Описание работы

Массовое банкротство предприятий в свою очередь привели к серьезным негативным социальным последствиям. Непогашение своих обязательств, в том числе перед бюджетом, оказало и оказывает отрицательное влияние на формирование государственного бюджета в Республике.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Банкротство предприятий
1.1. Сущность банкротства
1.2. Процедуры банкротства. Санация предприятий
1.3.Сравнительная характеристика методик определения вероятности банкротства предприятия
Глава 2. Преднамеренное и ложное банкротство в Казахстане
2.1. Тенденции и проблемы преднамеренного и ложного банкротства в Казахстане
2.2. Повышение эффективности системы банкротства в Республике Казахстан
2.3. Банкротство АО «Компания BIOHIM»
Глава 3. Антикризисное управление предприятием
3.1. Цели и содержание антикризисного управления предприятием
3.2. Антикризисная политика Казахстана
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Фин мен курсовая.docx

— 91.88 Кб (Скачать файл)

       Уточним понятие "денежные средства" - это величина покрытия потребности предприятия в оборотных средствах за конкретный период времени неденежными видами краткосрочных активов предприятия. Например, если партия готовой продукции стоимостью 100 млн. тг. будет в течение месяца путем взаимозачета обменена на сырье для производства на сумму 90 млн., то она являются месячным эквивалентом денежных средств в размере 90 млн.тг.

       Таким образом, стандартная логика экономического и финансового расчета здесь неприменима. При расчете денежных и эквивалентных им средств предприятия принципиальное значение имеют два фактора - структура потребностей предприятия (сырье, материалы, денежные средства) и время, в течение которого эти потребности должны быть удовлетворены.

Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных  параметров параметрам окружающей среды, что, в свою очередь, обусловлено  неверной стратегией, неадекватной организацией бизнеса и, как следствие, слабым адаптированием к требованиям рынка. Способом решения подобных проблем  или устранения самой возможности  их возникновения является реструктуризация предприятия, проводимая на основе тщательно  разработанной стратегии. Однако реструктуризацию в полном объеме необходимо и возможно проводить лишь при первых признаках  надвигающегося кризиса (т.е. на первой, самой поздней - второй фазе), тогда  как в зоне "ближнего" банкротства  ни времени, ни средств на нее уже  нет. Следовательно, перед предприятием, стремящимся выйти из кризиса, стоят  две последовательные задачи:

-    устранить последствия кризиса

- восстановить платежеспособность  и стабилизировать финансовое  положение предприятия; устранить  причины кризиса - разработать  стратегию развития и провести на ее основе реструктуризацию предприятия с целью недопущения повторения кризисных явлений в будущем.

       Сама реструктуризация - инструмент "нормального" управления, она построена на его принципах и слабо связана с собственно антикризисной спецификой. Инструментом же антикризисного управления является, в нашем понимании, стабилизационная программа.

       В рамках "нормального" управления критерий принятия решений в условиях антикризисного управления можно свести к достижению стратегических целей развития в долгосрочном аспекте и максимизации прибыли в краткосрочном. При переходе предприятия в кризисное состояние долгосрочный аспект теряет свою актуальность ("нет будущего"), а в краткосрочном аспекте критерием становится максимизация или экономия денежных средств.

       Сущность стабилизационной программы заключается в маневре денежными средствами для заполнения разрыва между их расходованием и поступлением. Маневр осуществляется как уже полученными и материализованными в активах предприятия средствами, так и теми, что могут быть получены, если предприятие переживет кризис.

       Заполнение "кризисной ямы" может быть осуществлено и увеличением поступления денежных средств (максимизацией), и уменьшением текущей потребности в оборотных средствах (экономией) Рассмотрим мероприятия стабилизационной программы, обеспечивающие решение этой задачи.

- Увеличение денежных средств основано на переводе активов предприятия в денежную форму. Это требует решительных и нередко шокирующих обычного руководителя предприятия шагов, так как связано со значительными потерями.

- Продажа краткосрочных финансовых вложений - наиболее простой и сам собой напрашивающийся шаг для мобилизации денежных средств.

- Продажа дебиторской задолженности также очевидна и предпринимается в настоящее время многими предприятиями.

- Продажа запасов готовой  продукции сложнее, так как,  во-первых, предполагает продажу  с убытками, а во-вторых, ведет  к осложнениям с налоговыми  органами.

- Продажа избыточных производственных запасов.

- Продажа инвестиций (реинвестирование) может выступать как остановка ведущихся инвестиционных проектов с продажей объектов незавершенного строительства и не установленного оборудования или как ликвидация участия в других предприятиях (продажа долей).

- Продажа нерентабельных  производств и объектов непроизводственной  сферы. Для того чтобы минимизировать  риск от подобного шага, необходимо  ранжировать производства по  степени зависимости от них  технологического цикла предприятия. 

       Действия собственника в кризисной ситуации по отношению к предприятию как объекту собственности могут исходить как из права пользования ею, так и из права распоряжения. Решения, основанные на праве распоряжения собственностью, состоят в том, что предприятие можно продать - как целое или частями (например, отдельные корпуса, цеха, представляющее ценность оборудование, участок земли, строения и т. п.).

       Продажа предприятия в целом имеет смысл антикризисного действия только в том случае, если новый хозяин способен лучше использовать собственность. Как частный случай такой продажи можно рассматривать скупку акций в количестве, превышающем минимальный размер контрольного пакета субъектом, имеющим реализуемые антикризисные проекты.

       Если рыночная цена отдельных компонентов собственности превышает связанные с продажей расходы (затраты на расчистку территории, уничтожение неликвидных компонентов и т.д., расходы на поиск покупателей, а также затраты на оформление сделки, включая налоги), то продажа части предприятия является эффективным способом повышения ликвидности активов и создания финансового потенциала для проведения изменений в оставшейся части.

       Несмотря на то, что продажа предприятия в целом или его части часто оказывается вынужденным действием в кризисной ситуации, основные типы антикризисных процессов (в том числе, и используемые новыми собственниками в случае продажи) основываются на праве пользования собственностью. В этом случае, для разработки и реализации эффективной антикризисной программы необходимо выбрать тип процесса изменения функционирования.

       Изменения в деятельности предприятия могут быть как количественными, так и качественными. Теория позволяет выделить 5 типов процессов изменений:

       1-й тип - рост или сокращение, количественные изменения без качественных трансформаций. Многие руководители предприятий в настоящее время жалуются на спад спроса и, соответственно, спад производства, рассматривая эту ситуацию в чисто количественном аспекте, т.е. не предполагая никаких качественных изменений в деятельности предприятия.

       2-й тип изменений - устранение препятствий на пути уже протекающих процессов функционирования. Он применим, если предприятие, в принципе, рентабельно, но какие-то возникшие препятствия (во внешних связях или во внутренней его среде) нарушили сложившееся функционирование и привели к убыткам. Устранение препятствий - традиционный метод хозяйственного регулирования, именуемый иначе "латанием дыр", - способно на некоторое время (до появления новых "дыр") восстановить рентабельность. Первые два типа изменений, описанные выше, соответствуют обычному типу мышления и стереотипу действий "советского" руководителя производства.

       3-й тип изменений - эволюция, т.е. качественные изменения, происходящие без активного вмешательства управленцев, под влиянием тех естественных причин: творческой активности или, наоборот, стереотипов, которые присущи данному коллективу.

       В числе причин, порождающих эволюционные процессы, можно также назвать физический и моральный износ основных фондов, инфляцию, изменения рыночной конъюнктуры и другие. Большинство их них порождает деструктивные изменения.

       Перечисленные три способа изменений представляют интерес в том отношении, что для их реализации, как правило, не возникает потребности в крупных инвестициях.

       Мероприятия по устранению препятствий для текущего функционирования обычно реализуются за счет краткосрочных возвратных вложений. Творческая активность при продуктивных эволюционных процессах направлена на использование существующих ресурсов. Разумеется, не исключено возникновение достаточно распространенной псевдо-активности (встречающейся и в больших коллективах, и на стадиях их зрелости и упадка), когда все "творческие" предложения направлены на требование новых ресурсов, новых инвестиций (лозунг "Дай!"), как правило, без четкого и детально проработанного проекта их использования.

       4-й тип изменений - так называемые продуцированные изменения. При этом за счет энергичного управленческого вмешательства (принудительное воздействие со стороны руководства при активной позиции владельцев и использовании консультантов - экспертов по различным вопросам) создаются новые структуры, перепрофилируется деятельность, закладываются новые нормативные основы и новые стереотипы (в частности, путем интенсивного обучения персонала) - тем самым, запускается новый процесс функционирования, эффективный в тех условиях, в которых он был спроектирован и запущен, и до тех пор, пока эти условия сохраняются. После изменения условий необходимо продуцирование новых изменений, т.е. вновь перепроектирование деятельности, переобучение персонала и запуск нового функционирования на очередной период квази-стабильности.

       Необходимо создание профессионально сильной и влиятельной в структуре управления предприятием маркетинговой службы, работающей в тесной связи с технологическими подразделениями и способной оказать существенное воздействие на номенклатуру выпускаемой продукции, ее свойства, эффективность продвижения продукции на рынок. В целом данный вариант может быть охарактеризован как изменение производственной ориентации организации на рыночную без существенных изменений технологии.

       Продуцирование изменений - излюбленный способ реорганизаций как в "советский" период, так и в настоящее время. Этот способ может потребовать больших инвестиций, эффективность которых зависит от соотношения сроков окупаемости и того временного интервала, при котором сохраняется эффективность запущенного нового процесса в изменчивых условиях внешней среды.

       5-й тип изменений - процесс развития, когда "ядро", инициирующее изменения, создается на добровольных началах внутри развивающейся организации и состоит из управленцев - не только руководителей, но управленцев в самом широком смысле - людей, желающих и имеющих возможность влиять на ситуацию в организации любым способом: убеждением, в том числе, убеждением владельцев и руководителей, авторитетом и т.д.

       Организация процессов развития - наиболее сложный путь проведения изменений, требующий особого сочетания формальных и неформальных структур в системе управления и привлечения консультантов особого рода - так называемых консультантов по процессу, но приводящий к созданию организации наиболее динамичной, приспосабливающейся к изменчивой ситуации и экономной по использованию ресурсов, в том числе, инвестиций.

В экономически развитых странах  хорошо известно, что создание динамичных, развивающихся организаций позволяет  окупить затраты на организацию  эффективным использованием инвестиций. Однако так как в этом варианте предприятие в вопросах развития приобретает высокую степень  автономности и выбирает пути диверсификации, перепрофилирования, изменения организации  и др. в процессе собственной деятельности (разумеется, согласуя принципиальные решения с владельцами), то рассчитать заранее эффективность данного  варианта в чисто экономических  показателях невозможно. Можно лишь оценить возможность (реальность) создания потенциала, прежде всего, кадрового, для  придания предприятию свойств развивающейся  организации.

       Процесс развития, когда управленческое "ядро", инициирующее изменения и проводящее их в жизнь, создается внутри развивающейся организации, требует особой организации и подбора кадров. Особенность такой группы состоит в том, что она не должна быть штатным формированием, частью оргструктуры, но должна объединять на добровольных началах тех сотрудников (и, возможно, сторонних лиц, например, консультантов), кому небезразлично состояние предприятия и кто способен реально осуществлять управленческие разработки и организовывать их внедрение. Будучи введенной в оргструктуру, группа развития мгновенно "обюрокрачивается", перестает заниматься развитием и, имитируя эту деятельность, делает все возможное для самосохранения и, следовательно, для консервации системы предприятия.

       Группа развития может включать в себя представителей любых должностных уровней. Включение в нее "по должности" недопустимо, за единственным исключением - в группу должен входить первый руководитель. Работа группы осуществляется в "клубном" режиме, когда проводится свободное обсуждение любых вопросов, поднимаемых членами группы. Соблюдается принцип равенства всех членов, независимо от должностей, возраста и иных характеристик. Первый руководитель должен входить в группу не для руководства, не для "продавливания" своей позиции, а для "подхватывания" и реализации уже силами формальных структур всего ценного, что нарабатывает группа; в группе он является рядовым членом.

Информация о работе Сущность банкротства и политика антикризисного управления предприятием