Сущность финансового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является подробное изучение понятий финансовое планирование и прогнозирование, их значение и перспективы развития на современном этапе.
Под финансовым планированием понимают совокупность мероприятий по составлению и выполнению планов формирования доходов и расходов.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 97.23 Кб (Скачать файл)

Как уже отмечено выше, финансовое планирование представляет собой процесс, включающий в себя различные этапы, элементы, процедуры и т. д. Выделяют следующие этапы финансового  планирования:

  1. исследование финансовых результатов деятельности предприятия;
  2. разработка прогнозных вариантов финансовых отчетов на основе изменения оперативных планов;
  3. определение конкретной потребности предприятия в финансовых средствах для обеспечения выполнения плановых заданий;
  4. прогнозирование структуры и источников финансирования, в том числе собственных источников и внешних источников финансирования;
  5. создание и поддержание системы управления финансами предприятия;
  6. разработка процедур оперативного изменения сформированных планов.

Современные методы планирования в качестве одного из подходов включают разработку бизнес-планов, представляющих собой по пути модели реализации определенной идеи, программы, проекта и т. д.

Существуют разные подходы как к технике разработки бизнес-плана, так и к степени детализации, глубине проработки вопросов, его структуры. Однако независимо от того, как решаются указанные выше вопросы, неотъемлемой частью бизнес-плана выступает финансовые план, в котором планы по маркетингу, оперативной деятельности, правам собственности и другим аспектам функционирования предприятия выражены в стоимостных показателях.

Финансовый план выступает  в качестве инструмента финансового  обеспечения всей деятельности предприятия  и одновременно характеризует финансовые результаты этой деятельности. Финансовый план в составе бизнес-плана разрабатывается  по следующим основным направлениям:

•  разработка проектных  показателей освоения рынков и предполагаемого  объема продаж;

•  расчет различных видов  себестоимости (полной, усеченной, в  том числе производственной, прямой и др.); здесь важное значение имеет учет затрат,  связанных с маркетинговыми   исследованиями, рекламой, освоением рынков;

•  проектирование годовых  потоков денежных средств и определение  финансовых результатов, что предполагает прогнозы динамики поступления выручки, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, оптимизацию налоговых  платежей и т. п.; расчеты по прибыли  должны согласовываться с текущим  и перспективным потенциалом  предприятия, а также с ограничениями, которые определяются в других разделах бизнес-плана;

•  определение   необходимых   размеров   инвестиций,   источников финансовых ресурсов по расширению производства, их эффективности и воздействия  на прибыль.

При разработке финансового  раздела бизнес-плана необходимо учитывать, что предприятиям различных  отраслей, сфер деятельности присущи  специфические финансовые характеристики. Для одних типичным может быть относительно высокая задолженность по краткосрочным займам, для других — по долгосрочным. Может быть разной и оборачиваемость активов и отдельных их элементов, и рентабельность, и эффективность использования имеющихся у предприятия средств.

Таким образом, финансовый план, равно как и собственно процесс  его разработки, следует рассматривать  как систему творческого анализа, обобщения и взаимоувязки финансовых показателей всех сторон деятельности и развития предприятия.

Сведение планирования к  разработке формальной модели деятельности предприятия и на ее основе определению  системы плановых финансовых показателей, что зачастую используется на практике, можно рассматривать лишь как  рабочую схему финансового планирования. Следует иметь в виду, что в  процессе финансового планирования должны учитываться многие не формализуемые факторы, которые повышают жизнеспособность финансового обеспечения функционирования предприятия.

 

 

2.2 Условия эффективного финансового планирования

 

 

Условия, от которых зависит  эффективность финансового планирования, вытекают из целей этого процесса и требуемого конечного результата. Особое внимание следует уделять трем моментам.

Прогнозирование. Первое условие можно сформулировать как способность составлять точные и обоснованные прогнозы. Полная точность недостижима: если бы это было возможно, то потребность в планировании существенно сократилась бы. Но тем не менее компании должны стремиться к максимальному результату.

Неверно сводить прогнозирование  к некоему техническому упражнению. Наивная экстраполяция или подгон тенденций под прошлые факты  и данные ничего не стоят. Это связано  с тем, что будущее вовсе не обязательно воссоздает прошлые  картины, что было бы весьма удобно для планирования.

Чтобы обосновать свое мнение, специалисты по прогнозированию  опираются на разные источники информации и методы прогнозирования. К примеру, прогнозы макроэкономического и  отраслевого масштаба порой требуют  применения эконометрических моделей, в которых учитывается взаимодействие многих экономических переменных. В  других случаях специалист может  использовать статистические модели для  анализа и прогнозирования динамических рядов. Прогнозы спроса будут отчасти  опираться на прогнозы состояния  макроэкономической среды; они также  могут основываться на формальных моделях, которые специалисты по маркетингу разработали для предсказания поведения  потребителей, или на последних опросах  потребителей, которые оказались  в распоряжении менеджеров компании.

Поскольку информация и опыт могут оказаться рассеянными  по всей компании, для достижения эффективности  в планировании необходима административная процедура их сбора, чтобы никакие  полезная информация и опыт не оказались  упущенными. Многие менеджеры, занимающиеся финансовым планированием, обращаются за помощью к третьим лицам. Существует растущая роль бизнеса, представителями которой являются компании, специализирующиеся на подготовке макроэкономических и отраслевых прогнозов для корпораций-заказчиков.

Для менеджеров, разрабатывающих  план, потенциальную проблему представляет несогласованность прогнозов, поскольку  информацию они черпают их многих источников. Так, прогноз сбыта может  оказаться суммой отдельных прогнозов, сделанных менеджерами различных  хозяйственных подразделений. Предоставленные  сами себе в разработке прогноза для  своего подразделения, эти менеджеры  могут опираться в своих рассуждениях на разные предположения о темпе  инфляции, росте национальной экономики, наличии сырьевых ресурсов и т.д. Наиболее трудно добиться согласованности  прогнозов в компаниях, имеющих  вертикальную интегрированную структуру, где сырье для одного подразделения  служит продуктом производства другого  подразделения. Например, нефтеперерабатывающее  подразделение компании может запланировать  производство бензина в объемах, превышающих плановые объемы его сбыта, которые разрабатывает отдел маркетинга. Менеджеры должны выявлять такие несоответствия и координировать показатели планов разных хозяйственных единиц компании.

Менеджеры часто приходят к выводу о том, что подготовка согласованного сводного прогноза, в  котором обобщены результаты прогнозирования  сбыта, потоков денежных средств, прибылей и других показателей компании, - сложное и весьма трудоемкое дело. Однако значительная часть расчетов может быть автоматизирована благодаря  использованию моделей планирования

Поиск оптимального финансового плана. В конце концов, финансовому менеджеру предстоит определить, какой финансовый план лучше. Хотелось бы предложить менеджеру модель или теорию, которая с полной определенностью указала бы правильный выбор, но до сих пор не существует никакой модели или процедуры, в которых были бы учтены все сложности и невидимые препятствия, возникающие в процессе финансового планирования.

Финансовым менеджерам, которые  занимаются планированием, приходится сталкиваться с нерешенными проблемами вплотную, поэтому от них требуется  максимум усилий для выработки своего мнения.

Контроль за воплощением финансового плана в жизнь. Долгосрочные планы имеют жуткую привычку устаревать практически в момент их подготовки. Часто их судьба – собирать пыль среди других бумаг. Конечно, всегда можно начать весь процесс планирования сначала, но это окажется полезным только в том случае, если вы заранее знаете, как именно необходимо пересмотреть прогноз в свете неожиданных обстоятельств.

Уже отмечалось, что показатели долгосрочных планов используются как  некая база для оценки последующей  деятельности. Но подобные оценки состояния  компании бессмысленны, если вы не учитываете того фона, на котором были достигнуты текущие показатели. Только если вы представляете себе, как именно падение  экономической конъюнктуры повлияет на ваше отклонение от плана, вы будете располагать базой для оценки вашей деятельности в условиях такого падения.

 

 

2.3 Перспективы развития финансового планирования на современном этапе

      

 

        Рыночные отношения предполагают изменение места финансового планирования в финансовом механизме, усиление его взаимодействия с методами рыночного регулирования экономики. Они наряду со стихийными несут в себе и регулирующее начало: налоги, отчисления, банковский кредит и процент, договорные обязательства, государственный заказ, контрольный пакет акций.

        В этих условиях, безусловно, необходимым является и плановое регулирование экономики, существенный элемент которого - финансовое планирование. Государственное регулирование рыночной экономики в первую очередь обеспечивается проведением антимонопольной, налоговой, бюджетной, банковской, таможенной политики.

        В настоящее время существует ряд факторов, ограничивающих использование финансового планирования и прогнозирования:

       • высокая степень неопределенности, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах;

       • отсутствие эффективной нормативно-правовой базы в сфере внутрифирменного финансового планирования;

        • ограниченные финансовые возможности для осуществления серьезных финансовых разработок в области планирования у многих предпринимательских фирм.

В Казахстане пока что достаточно значим метод экспертных оценок прогнозирования, поскольку экономика стала рыночной не так давно (по мировым меркам) и присутствует определенная нестабильность развития, изменение «правил игры», а также непрозрачность участников рынка. (Данное замечание, конечно, не касается компаний, ориентированных на внешний рынок.) Для экспертных оценок характерно предсказание будущего на основе, как рациональных доводов, так и интуитивного знания. Методы экспертных оценок предполагают использование субъективного мнения экспертов о будущем состоянии дел. Основной инструментарий данного метода – прогнозирование будущего на основе рациональных доводов и интуитивных знаний, при этом характер оценок носит качественный характер. Экспертные оценки могут быть как индивидуальными (сценарии, метод интервью, аналитические докладные записки), так и коллективными (комплексные методы, включающие подготовку индивидуальных экспертных оценок и статистические методы обработки полученных материалов). К коллективным экспертным оценкам относятся: метод комиссий, метод «мозговых штурмов», метод Дельфи. В данном контексте метод комиссий означает организацию согласований мнений экспертов в формате круглого стола и аналогичных мероприятий. Метод «мозгового штурма» сегодня весьма популярен и активно используется для решения практически любых вопросов.

Более детально хотелось бы рассмотреть метод Дельфи. Его автором является Олаф Хельмер, математик по образованию и известный эксперт в области системных исследований. Особенность данного метода заключается в сочетании творческого подхода к решению проблемы с достаточной точностью прогнозов. Прогнозирование по этому методу включает в себя несколько этапов:

       • формулирование прогноза каждым экспертом;

        • уточнение независимым исследователем;

        • повторный опрос экспертов с взаимным учетом мнений.

        Приведем  простой пример. Экспертов просят  спрогнозировать, когда, вероятнее  всего, произойдет какое-либо  событие. Полученные данные сводят  в единую таблицу, уточняют  и информируют о них участников  опроса, для того чтобы они  пересмотрели свои прогнозы с  учетом мнений остальных экспертов.  Диаметрально противоположные прогнозы  должны быть детально разъяснены. Начальный этап может состоять  из нескольких раундов, в ходе  которых каждый эксперт имеет  возможность скорректировать и  уточнить свой прогноз, основываясь  на доводах других участников. Отметим, что разновидностей у  данного метода много. Однако  в любом случае получение надежных  результатов прогнозирования зависит  от трех факторов, таких как  анонимность респондентов, статистический  подход и оперативная процедура  с обратной связью. Варианты использования  метода Дельфи могут быть следующими:

        • определение круга возможных альтернатив;

        • исследование предпосылок или информации, ведущей к возможным допущениям.

        Несмотря на 25-летнюю историю и ряд преимуществ и возможностей, этот метод все чаще становится объектом скептических суждений и подвергается проверке на предмет возможности его применения в различных областях и обстоятельствах.

       Один из подвидов метода Дельфи – составление сценариев. Его отличительной особенностью является составление картины будущего, основанной на предположениях. Используется для прогноза ситуации, при которой имеется несколько вариантов развития событий. Как правило, в прогноз входит три основных сценария:

        • оптимистический;

       • пессимистический;

       • средний (наиболее вероятный).

Наиболее часто к составлению  сценариев прибегают при подготовке бизнес-планов. Те экономические структуры, которые имеют несколько направлений  деятельности, используют этот метод довольно редко.

Информация о работе Сущность финансового планирования