Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 16:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является подробное изучение понятий финансовое планирование и прогнозирование, их значение и перспективы развития на современном этапе.
Под финансовым планированием понимают совокупность мероприятий по составлению и выполнению планов формирования доходов и расходов.
2) Метод экономического анализа. Экономический анализ является неотъемлемой частью и одним из основных элементов логики прогнозирования и планирования. Он должен осуществляться как на макро-, так и на мезо- и микроуровнях.
Сущность метода экономического
анализа заключается в том, что
экономический процесс или
В процессе экономического
анализа применяются такие
3) Балансовый метод. Балансовые метод предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источника поступления, равна другой части, показывающей распределение (использование) по всем направления их расхода.
В переходный период к рыночным
отношениям усиливается роль прогнозных
балансов, разрабатываемых на макроуровне:
платежного баланса, баланса доходов
и расходов государства, баланса
денежных доходов и расходов населения,
сводного баланса трудовых ресурсов,
балансов спроса и предложения. Результаты
балансовых расчетов служат основой
при формировании структурной, социальной,
финансово-бюджетной и
4) Нормативный метод является одним из основных методов прогнозирования и планирования. В современных условиях ему стала придаваться особая значимость в связи с использованием ряда норм и нормативов в качестве регуляторов экономики. Сущность нормативного метода заключается в технико-экономическом обосновании прогнозов, планов, программ с использованием норм и нормативов. С их помощью обосновываются важнейшие пропорции, развитие материального производства и не производственной сферы, осуществляется регулирование экономики.
Точность прогнозов
Основными критериями при оценке эффективности модели, используемой в прогнозировании, служат точность прогноза и полнота представления будущего финансового состояния прогнозируемого объекта. Вопрос с точностью прогноза несколько более сложен и требует более пристального внимания. Точность или ошибка прогноза - это разница между прогнозным и фактическим значениями. В каждой конкретной модели эта величина зависит от ряда факторов.
Чрезвычайно важную роль играют исторические данные, используемые при выработке модели прогнозирования. В идеале желательно иметь большое количество данных за значительный период времени. Кроме того, используемые данные должны быть "типичными" с точки зрения ситуации. Стохастические методы прогнозирования, использующие аппарат математической статистики, предъявляют к историческим данным вполне конкретные требования, в случае невыполнения которых не может быть гарантирована точность прогнозирования. Данные должны быть достоверны, сопоставимы, достаточно представительны для проявления закономерности, однородны и устойчивы.
Точность прогноза однозначно зависит от правильности выбора метода прогнозирования в том или ином конкретном случае. Однако это не означает, что в каждом случае применима только какая-нибудь одна модель. Вполне возможно, что в ряде случаев несколько различных моделей выдадут относительно надежные оценки. Основным элементом в любой модели прогнозирования является тренд или линия основной тенденции изменения ряда. В большинстве моделей предполагается, что тренд является линейным, однако такое предположение не всегда закономерно и может отрицательно повлиять на точность прогноза. На точность прогноза также влияет используемый метод отделения от тренда сезонных колебаний - сложения или умножения. При использовании методов регрессии крайне важно правильно выделить причинно-следственные связи между различными факторами и заложить эти соотношения в модель.
Прежде чем использовать модель для составления реальных прогнозов, ее необходимо проверить на объективность, с тем чтобы обеспечить точность прогнозов. Этого можно достичь двумя разными путями:
Результаты, полученные с помощью модели, сравниваются с фактическими значениями через какой-то промежуток времени, когда те появляются. Недостаток такого подхода состоит в том, что проверка "беспристрастности" модели может занять много времени, так как по-настоящему проверить модель можно только на продолжительном временном отрезке.
Модель строится исходя из усеченного набора имеющихся исторических данных. Оставшиеся данные можно использовать для сравнения с прогнозными показателями, полученными с помощью этой модели. Такого рода проверка более реалистична, так как она фактически моделирует прогнозную ситуацию. Недостаток этого метода состоит в том, что самые последние, а, следовательно, и наиболее значимые показатели исключены из процесса формирования исходной модели.
В свете вышесказанного относительно
проверки модели становится ясным, что
для того, чтобы уменьшить ожидаемые
ошибки, придется вносить изменения
в уже существующую модель. Такие
изменения вносятся на протяжении всего
периода применения модели в реальной
жизни. Непрерывное внесение изменений
возможно в том, что касается тренда,
сезонных и циклических колебаний,
а также любого используемого
причинно-следственного
3.3 Финансовый прогноз на предприятиях
На микроуровне – уровне предприятия, организации (фирмы) объектами прогнозирования и планирования являются: спрос, производство продукции (выполнение услуг), потребность в материальных и трудовых ресурсах, издержки производства и реализации продукции, цены, доходы предприятия, его техническое развитие. Результаты прогнозов являются основой для принятия управленческих решений.
Субъекты прогнозирования и планирования – планово-финансовые органы предприятия, маркетинговые и технические отделы.
Планы-прогнозы разрабатываются
как в целом по предприятию, так
и по его структурным
На предприятии различают следующие виды планов:
Стратегические планы - планы генерального развития бизнеса. В финансовом аспекте эти планы определяют важнейшие финансовые показатели и пропорции воспроизводства, характеризуют инвестиционные стратегии и возможности реинвестирования и накопления. Стратегические планы определяют объем и структуру финансовых ресурсов, необходимых для функционирования предприятия.
Текущие планы разрабатываются на основе стратегических путем их детализации. Если стратегический план дает примерный перечень финансовых ресурсов, их объем и направления использования, то в рамках текущего планирования проводится взаимное согласование каждого вида вложений с источниками их финансирования, изучается эффективность каждого возможного источника финансирования, а также проводится финансовая оценка основных направлений деятельности предприятия и путей получения дохода.
Оперативные планы - это краткосрочные тактические планы, непосредственно связанные с достижением целей фирмы (план производства, план закупки сырья и материалов и т.п.).
Прогнозирование будущего развития
предприятия – самый
При прогнозировании финансовых
показателей целесообразно
Прежде чем приступить к характеристике финансового прогнозирования на предприятии, следует помнить взаимосвязь финансового прогнозирования и планирования - одной из основных задач финансового прогнозирования является содействие процессу разработки наиболее точного финансового плана.
Основное отличие прогноза от плана состоит в том, что прогнозируются те показатели, которыми компания не может управлять в полной мере – объем продаж, риски или действия конкурентов. Планироваться может то, что полностью находится в сфере влияния, например, расходы. Основная цель прогнозирования состоит в том, чтобы получить возможность оценивать работу компании как "удачную" или "неудачную" не по тем показателям (прибылям, рынкам, дивидендам), которые есть, а по тем, которые потенциально могли быть.
Чтобы прогнозировать размер выручки, необходимо определить будущие значения объема продаж компании в натуральном и денежном выражении, а также понять, как они могут изменяться в зависимости от условий внешней и внутренней среды.
Показатель объема продаж компании не является однородным, так как зависит от большого числа факторов (демографические условия в данном регионе, состояние отраслей, в которых производятся товары-заменители и т.д.), значения которых в будущем могут значительно изменяться. Для принятия решения относительно будущего объема продаж необходимо определить все факторы, которые могут повлиять на прогноз (релевантные факторы). Если компания не является монополистом, в число таких факторов следует включить долю рынка, которую компания рассчитывает занять в рассматриваемый период времени.
3) Прогнозирование факторов:
Далее строятся прогнозы релевантных факторов. При наличии статистической информации о прошлой динамике в качестве отправных значений прогноза удобнее всего использовать зависимость фактора от времени (тренд).
Затем необходимо определить, как полученный тренд может изменяться под влиянием условий внешней среды. Для отражения таких тенденций обычно используют поправочные коэффициенты, полученные с помощью анализа статистических данных и информации о предполагаемых изменениях. Значения таких коэффициентов должны быть экономически обоснованы. Прогнозное значение фактора корректируется путем перемножения прогнозов, полученных с помощью тренда, на поправочные коэффициенты.
Изменение рыночной доли компании рассчитывается аналогичным образом. При этом, если компания не находится в стадии агрессивного роста, наиболее вероятный темп роста компании равен темпу роста рынка в целом. Затем этот прогноз корректируется с учетом таких факторов, как управленческие процессы, рекламная активность компании и конкурентов, изменения в ассортименте или технологии и т.д. В случае если компания развивается агрессивно, то рост, равный росту рынка, является пессимистическим прогнозом.
Итогом данного этапа должны стать граничные (пессимистические и оптимистические) значения прогнозов всех факторов, влияющих на объем продаж. Большинство компаний оценивают еще и третий, "наиболее вероятный" вариант, который всегда лежит между двумя граничными значениями.
4) Сценарий будущего:
После прогнозирования выручки необходимо спланировать расходы компании. Планирование расходов, необходимых для обеспечения построенного прогноза продаж, происходит с помощью существующей бюджетной модели. Аналогично прогнозу доходов, план расходов составляется в двух вариантах – лучшем и худшем. При этом в качестве "лучшего" рассматривается вариант, когда компания позволяет себе оплачивать все, что запланировано, а в качестве "худшего" – режим строгой экономии.
Затем прогнозные доходы и
расходы компании сводятся воедино,
и получаются четыре граничных варианта
развития. Для удобства анализа для
всех таких вариантов строятся основные
финансовые отчеты – БДДС, БДР и
баланс. Каждый из четырех вариантов
сопоставляется с целями и стратегией
компании. Например, возможна ситуация,
когда лучший по доходам и расходам
сценарий приведет к накоплению дебиторской
задолженности и потребует
Итогом данного этапа
должен стать наиболее вероятный
сценарий будущего компании, состоящий
из совокупности трех прогнозных отчетов,
а также комплекс мероприятий, реализуемых
в случае положительных или
Отбор показателей, с помощью
которых впоследствии будет анализироваться
исполнение прогноза, начинается еще
во время прогнозирования и