Теоретические основы организации электронных расчётов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Деньги являются неотъемлемой частью хозяйственной жизни человеческого общества. Они необходимы для расчетов за произведенную продукцию, оказываемые услуги. При этом расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Их эволюция от простой, примитивной формы (наличной) к более целесообразной (безналичной) прошла многовековой путь. Первая форма характерна для стран с наиболее отсталой экономикой, вторая - для высокоразвитых в экономическом отношении стран. Но и сегодня есть еще много стран, где действуют обе формы.

Файлы: 1 файл

глава 1-3.docx

— 139.98 Кб (Скачать файл)

1.3 Виды, классификация современных электронных систем  расчётов

Расчеты с использованием наличных денег чрезвычайно дорого обходятся государственным и коммерческим финансовым структурам. Выпуск в обращение новых купюр, обмен старых, содержание большого персонала, неудобства и большие потери времени рядовых клиентов – все это тяжелым бременем ложится на экономику страны. В России, например, около 20 % стоимости каждого рубля уходит на поддержание его же собственного обращения. Один из возможных и самых перспективных способов разрешения проблемы наличного оборота – создание эффективной автоматизированной системы безналичных расчетов. По экспертным оценкам, такая система может обеспечить сокращение наличного денежного обращения почти на треть.

С середины 20 века начинают появляться автоматизированные системы расчетов с помощью специальных банковских карточек.

Сегодня в России уже имеется  опыт эммитирования как зарубежных карточек по лицензии крупнейших финансовых ассоциаций, так и собственных рублевых и валютных кредитных и дебитных карт.

В настоящее время пластиковые  карточки – это инструмент, который  сейчас являются современным, доступным  для общего пользования и в  последнее время все чаще и  чаще соперничает с тем, что мы привыкли называть деньгами в наличной и безналичной форме. Они являются наиболее близкими к наличным деньгам, уже достаточно устоявшимися и привычными для пользователей.

О.И. Лаврушин в своих работах  рассматривает основные понятия  и принципы использования пластиковых  карточек как современного платежного инструмента на международном и  российском рынках.

Механизм функционирования системы  электронных расчетов основан на применении пластиковых карточек и  включает в себя операции, осуществляемые при помощи банкоматов, электронные  системы расчетов населения в  торговых организациях, системы банковского  обслуживания клиентов на дому и на рабочем месте.

Пластиковая карточка – это обобщающий термин, который обобщает все виды карточек, различных как по назначению, набору, оказываемых с их помощью  услуг, так и по своим техническим  возможностям и организациям их выпускающих.

В процессе формирования системы электронных  денежных расчетов на Западе была создана  организация ISO (International Standarts Organization), которая разработала определенные стандарты на внешний вид пластиковых карт; порядок нумерации (образования) счетов; формат магнитных полос; формат сообщения, посылаемого владельцу карточки о его операциях. Членами ISO являются такие крупные эмитенты карточек, как VISA, Master Card, American Express.

В настоящее время более 200 стран  мира используют пластиковые карты  в платежном обороте, что позволяет  сделать вывод о том, что пластиковые  карты являются важнейшим элементом  так называемой "технологической  революции" в банковском деле. Именно пластиковые карточки в ряде случаев  выступают ключевым элементом электронных  банковских и других систем. Они  вышли на передовые позиции в  организации денежного оборота  индустриально развитых стран Запада, постепенно вытесняя чеки и чековые  книжки.

Банк заинтересован работать с  карточками исходя из следующих соображений:

Они позволяют увеличивать объемы привлеченных ресурсов, имеются в  виду, во первых, те суммы, которые владельцы карточек должны положить на свои спецсчета в банке. Во вторых, это могут быть страховые депозиты, к которым банки (российские) прибегают для обеспечения большей надежности "карточных" операций.

За все операции с карточками (покупка, обналичивание, конвертирование) банк, как правило, взимает комиссионные. Кроме того, клиент платит за получение самой карточки.

Повышается конкурентный потенциал  банка с учетом общемировой тенденции  вытеснения из платежного оборота не только наличных денег, но и чеков, растет авторитет банка как участника  инновационных процессов.

Что касается менее приятной стороны "карточного" бизнеса, для банка  она связана с весьма высокими затратами, особенно в начале работы с карточками (вступление в уже  существующую систему или организация  собственного процессингового центра, затраты на техническое и программное обеспечение, налаживание связей с магазинами и т.д.)

Высокие затраты, а также слабое развитие современных средств связи, без которых нельзя вести обслуживание карточек, и некоторые другие обстоятельства делают крупные инвестиции в карточный бизнес в условиях России весьма рискованными.

В мировой банковской практике использование  пластиковых карточек является важным источником прибыли. В США, по некоторым  оценкам, по кредитным картам представляют лишь 6 % кредитов, выдаваемых банками, но при этом они дают 10 % всего  дохода, получаемыми этими банками.

Российские банки, активно развивая эту область деятельности, нередко  не отдают себе отчета в том, что  речь идет о высокорисковых операциях. Рассматривая негативные стороны применения карточек, обращают на себя внимание две проблемы: во-первых, объем бумажного документооборота существенно не снижается, и, во-вторых, высок уровень неправомочного пользования карточками, подделок, мошенничества.

Использование кредитных карточек существенно влияет на развитие безналичного денежного оборота, сокращает издержки обращения. Существуют и некоторые  другие достоинства: рост оборота и  прибыли, повышение конкурентоспособности и престижа банков, предприятий розничной торговли, других организаций, принимающих карточки; наличие гарантии платежа; рост занятости, например в сфере зарубежного туризма, и др.

Компании по выпуску кредитных  карточек организуют шумные рекламные  компании, подчеркивающие эти преимущества. Свои издержки компании покрывают доходами от отсроченных платежей владельцев карточек. Следует отметить, что  в развитии этой сферы услуг, распространении  карточек заинтересованы как компании и банки, так и их клиенты.

Электронные платежные системы  можно классифицировать, основываясь как на специфике электронных расчетов, так и на базе конкретной технологии, лежащей в их основе. Классификация электронных платежных систем в зависимости от вида электронных расчетов:

1.  По составу участников платежа:

-      Платежи банк-банк, то есть сторонами платежа выступают финансовые институты. Примером является электронная система межбанковских расчетов (ЭЛСИМЕР).  Участниками ЭЛСИМЕР являются учреждения Банка России (государственный расчетно-кассовый центр, региональный центр информатизации, расчетно-кассовые центры), отвечающие определенным требованиям: наличие программно-технических средств, соблюдение установленной технологии совершения электронных платежей, гарантия обработки и передача платежа любому другому участнику в течение суток.

Безналичные расчётные операции между юридическими лицами могут  осуществляться:

  • платёжными поручениями,
  • платёжными требованиями,
  • аккредитивами,
  • чеками,
  • инкассовыми поручениями.

          Осуществление межбанковских операций:

1. Расчёты с Центральным банком:

Для проведения расчётных операций и хранения свободных средств  каждому банку открывается корреспондентский счёт в Центральном банке. Представителем Центрального банка выступает расчётно-кассовый центр (РКЦ) территориального управления Центробанка. Каждому банку открывается только один корреспондентский счёт в РКЦ, плата за его обслуживание не взимается, проценты по остатку денежных средств на нём не начисляются.

Платежи с корреспондентского счёта  в РКЦ банки осуществляют в  пределах остатка средств на счёте. При недостатке средств неоплаченные документы учитываются в составе  просроченной задолженности. В течение  пяти дней банк обязан пополнить корреспондентский  счёт необходимой суммой для ликвидации просроченной задолженности, в противном  случае к нему могут быть применены  санкции, включая отзыв лицензии. Сумма на корреспондентском счёте — это остаток свободных денежных средств банка, характеризующий устойчивость его финансового состояния.

Расчётно-кассовый центр ежедневно  отчитывается перед банком выпиской с корреспондентского счёта с  приложением платёжных документов — предоставленных банком для  списания средств с корреспондентского счёта и поступивших со стороны в адрес банка. На основании этой выписки банк составляет выписки из расчётного счёта своим клиентам.

2. Расчёты между коммерческими банками:

Для ускорения осуществления расчётных  операций клиентов банки могут открывать  корреспондентские счета друг у  друга (на взаимной основе). При этом применяется следующая терминология:

Банк-респондент — банк, открывший корреспондентский счёт в другом банке.

Банк-корреспондент — банк, в котором открыт корреспондентский счёт банка-респондента.

Корреспондентский счёт ЛОРО — корреспондентский счёт другого банка в рассматриваемом банке (от итал. loro — их) — пассивный счёт.

Корреспондентский счёт НОСТРО — корреспондентский счёт рассматриваемого банка в другом банке (от итал. nostro — наш) — активный счёт.

При открытии пары корреспондентских  счетов каждый банк размещает на таком  счёте определённую сумму денег. При получении платёжного поручения  клиента на перечисление денежных средств  контрагенту, счёт которого открыт в  банке-корреспонденте, первый банк списывает  сумму платежа с расчётного счёта  клиента и зачисляет на корреспондентский  счёт второго банка. Одновременно второй банк списывает сумму платежа  с корреспондентского счёта первого  банка и зачисляет на расчётный  счёт получателя.

Поскольку такие платежи часто  идут «навстречу» друг другу, суммы  на счетах ЛОРО и НОСТРО по корреспондентским  отношениям двух банков могут долгое время оставаться сопоставимыми. Однако если между суммами на этих счетах накапливается значительная разница, то это фактически означает бесплатное кредитование одного банка другим. Поэтому такие дисбалансы выравниваются путём перечисления средств через корреспондентский счёт в РКЦ.

Ведение банками корреспондентских  счетов друг друга на взаимной основе может являться бесплатным.

-      Платежи предприятие-предприятие. Сторонами платежа выступают юридические лица и примером является электронная платежная система CyberPlat.

-      Платежи потребитель-предприятие. Сторонами платежа выступают конечные потребители товаров и услуг и юридические лица – продавцы. Данный вид электронных расчетов используется в электронных платежных системах Webmoney, PayCash, CyberPlat, Assist, E-port, Кредит-пилот, Eaccess, Phonepay, Rapida.

-      Платежи потребитель-потребитель. Сторонами платежа выступаю физические лица. Примером являются электронные платежные системы Webmoney, PayCash, Anelik, Contact, Rapida.

2.     По виду проводимых операций:

-      Операции по управлению банковским счетом. Используются в системах «клиент банк» с доступом через модем, Интернет, мобильный телефон и тому подобное.

-      Операции по переводу денег без открытия банковского счета – это системы перевода денег по компьютерным сетям, аналогичные почтовым и телеграфным переводам. Примером электронных платежных систем, осуществляющих такие операции являются Anelik, Western Union, Money Gram, Contact, Rapida.

-      Операции с карточными банковскими счетами. Используются дебетовые и кредитные пластиковые карточки. Примером может служить электронная платежная система CyberPlat (Cyberpos). Операции с электронными чеками и другими неденежными платежными обязательствами. Такие операции присущи закрытым системам межкорпоративных платежей при помощи CyberPlat (Cybercheck). 
 
-      Операции с электронной (квази) наличностью - расчеты с физическими лицами, электронные аналоги жетонов и предоплаченных карт, используемых в качестве денежных суррогатов для оплаты товара (PayCash,Webmoney) [14, С.312].

Системы вида «клиент — банк»  известны достаточно давно. Доступ к  своему счету в банке можно  было получить с помощью модема. За последнее десятилетие появились  новые возможности управления своим  счетом с помощью Интернета, через  удобный для пользователя web-интерфейс. Эта услуга получила название «Интернет-банкинга» и не внесла ничего принципиально нового в платежные системы вида «клиент-банк». Кроме того, существуют иные возможности доступа к банковскому счету, например, с помощью мобильного телефона (WAP- банкинг, SMS-банкинг).

 В зависимости от используемой технологии:

-       системы с центральным сервером клиент банк, перевод средств; 
-       смарт -карты;

-       магнитные карты и виртуальные кредитки;

Информация о работе Теоретические основы организации электронных расчётов