Теоретические основы организации электронных расчётов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Деньги являются неотъемлемой частью хозяйственной жизни человеческого общества. Они необходимы для расчетов за произведенную продукцию, оказываемые услуги. При этом расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Их эволюция от простой, примитивной формы (наличной) к более целесообразной (безналичной) прошла многовековой путь. Первая форма характерна для стран с наиболее отсталой экономикой, вторая - для высокоразвитых в экономическом отношении стран. Но и сегодня есть еще много стран, где действуют обе формы.

Файлы: 1 файл

глава 1-3.docx

— 139.98 Кб (Скачать файл)

-       скрэч-карты; 
-       файл (кошелек) в виде программы на компьютере пользователя;

-       оплачиваемый телефонный звонок [22, С.23].

Система «Home banking»- банковское обслуживание клиентов на дому и на их рабочем месте.

Наряду с использованием банкоматов, электронных систем расчетов и платежей ведение банковских операций на дому («home banking») представляет собой самостоятельную форму банковских услуг населению, основанных на использовании электронной техники.

Пользователи систем электронных  банковских услуг на дому самостоятельно приобретают необходимое оборудование, а банк консультирует клиентов по вопросам оборудования домашних терминалов и приобретения необходимого программного обеспечения. Подобные системы позволяют  клиенту банка, используя экран  монитора или телевизора, персональный компьютер, подключиться по телекоммуникационным линиям связи (телефон или видео) к банковскому компьютеру. В данном случае банковские операции могут осуществляться 7 дней в неделю круглосуточно.

Обслуживание клиентов банка на дому с использованием возможностей всемирной компьютерной сети интернет уже получило свое устоявшееся название "Интернет-банкинг".

Классический вариант системы  интернет-банкинга включает в себя полный набор банковских услуг, предоставляемых клиентам - физическим лицам в офисах банка, естественно, за исключением наличных операций. Как правило, с помощью систем интернет-банкинга можно открывать и закрывать депозиты, покупать и продавать безналичную валюту, оплачивать коммунальные услуги, платить за доступ в Интернет, оплачивать счета операторов сотовой и пейджинговой связи, проводить внутри- и межбанковские платежи (по стране), переводить средства по своим счетам, включая картсчета, оплачивать покупки, учебу, счета медицинских, страховых, юридических фирм и любые другие счета и, конечно, отслеживать все банковские операции по своим счетам за любой промежуток времени.

В отличие от традиционного, виртуальный  интернет-банк работает круглосуточно. 24 часа в сутки можно контролировать собственные счета и в соответствии с изменившейся ситуацией на финансовых ранках мгновенно реагировать на эти изменения (закрыв вклады в банке, купив или продав валюту и т.д.).

Удаленное обслуживание клиентов может  также производится с помощью  использования телефона и специальных  программ, с помощью которых компьютер  самостоятельно отвечает на вопросы  клиента. Такой вид обслуживания клиентов называют телефонный банкинг или кратко телебанк.

Телебанк (Call center) предоставляет возможность клиенту получать различную справочную информацию в речевом и факсимильном виде, а также производить активные операции по своим счетам.

Таким образом, электронные системы  расчетов - это системы безналичных  расчетов между двумя контрагентами, заключившими договор с помощью  средств электронной коммуникации с применением средств кодирования  информации и ее автоматической обработки. В своем развитии электронные системы расчетов прошли четыре этапа, от предоплаченных карт, зародившись в 1880 году, до современных электронных платежных систем с использованием электронных денег и электронных систем межбанковских расчетов. Электронные системы расчетов имеют свою классификацию и можно сделать вывод о целесообразности их использования в современном мире.

 

 

 

2 Анализ современных электронных систем расчётов, используемых в российской федерации

2.1 Анализ основных электронных  систем расчетов сети, используемых  в Российской Федерации

Проведение расчетов через Интернет имеет ряд особенностей. Чтобы  стать участником электронной системы  расчетов, надо зарегистрироваться в  системе и оформить договор с  оператором. Как правило, это происходит на сайте электронной системы  расчетов (договор заключается в  электронном виде). Оформление договора в электронном виде не противоречит нормам гражданского законодательства. Согласно пункту 1 статьи 160 и пункту 2 статьи 434 ГК РФ сделка может быть совершена  путем обмена документами посредством  электронной связи, позволяющей  достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. В этом случае считается, что договор  заключен в письменной форме. Он подписывается  обеими сторонами. Причем при отсутствии бумажного носителя необходимо применять  электронную цифровую подпись [1, С.541].

В пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» сказано, что электронная  цифровая подпись в электронном  документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе  на бумажном носителе при одновременном  выполнении следующих условий:

-       сертификат ключа подписи, относящийся к электронной подписи, действует на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;  
-       подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе; 

-       электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи [2, С.44].

После регистрации и заключения договора пользователь получает персональный аттестат, цифровой сертификат, ему  присваивается идентификационный  номер, выдаются ключи и код доступа. Он также получает электронный кошелек, защищенный паролем, известным только ему. Так открывается электронный счет, с помощью которого производится безналичная оплата товаров и услуг [23, С.32].

Для осуществления расчетов пользователю необходимо перечислить денежные средства на счет оператора электронной системы  расчетов в банке (эти средства остаются собственностью пользователя). Таким  образом средства переводятся в электронный кошелек пользователя. Виртуальный кошелек может пополняться по-разному. Например, деньги в электронный кошелек платежной системы Яндекс.Деньги зачисляются посредством пластиковой карточки Яндекс.Деньги, банковским переводом, через системы Интернет-банкинга и наличным платежом через отделения Почты России или специальные терминалы. С момента пополнения кошелька его владелец вправе распоряжаться электронными средствами — оплачивать товары и услуги, выводить из системы в наличные или безналичные денежные средства. 
Оплата товара или услуги электронными деньгами происходит следующим образом. Обычно на сайте Интернет-магазина кроме списка предлагаемых товаров указываются способы оформления и оплаты покупок (название системы электронных расчетов, инструкция по ее применению и номер электронного кошелька продавца). Покупатель на сайте Интернет-магазина выбирает товар (услугу), оформляет заказ, регистрируется в той же электронной системе расчетов и перечисляет деньги в свой электронный кошелек. При оплате оператор электронной системы расчетов с помощью специальной программы перечисляет электронные средства из кошелька организации-покупателя в кошелек организации-поставщика. То есть в один и тот же день товар (услуга) может быть выбран, оплачен и доставлен покупателю. Реальные денежные средства, принадлежащие покупателю, переводятся с расчетного счета оператора электронной системы расчетов на банковский счет поставщика [25, С.21].

Рынок электронных денег в России в 2009 году продемонстрировал высокие темпы роста. По оценке Ассоциации «Электронные деньги» (АЭД), число россиян, воспользовавшихся электронными кошельками, составило порядка 20 млн. человек, а суммарный оборот отрасли превысил 40 млрд. рублей[10, С.147].

По данным АЭД, суммарный объем  пополнений электронных «кошельков»  в 2012 году составил  125 миллиардов рублей, что граздо выше чем прошлогодние результаты. При этом количество пользователей возрастало далеко не столь активно - число активных аккаунтов (людей, хотя бы раз в год воспользовавшихся  электронными платежами) увеличилось до 34 миллионов. 

Лидерами российского рынка  электронных денег в категории  «Интернет-платежи» являются Яндекс.Деньги и WebMoney , совокупная доля которых составляет порядка 90%.  

Электронными деньгами в России гораздо больше оплачивают услуги, чем товары. Очевидно, это происходит потому, что услуги нематериальны, как  и электронные деньги. Если заплатить  электронной валютой за сотовую  связь, доступ к информации или онлайн-игру для большинства пользователей естественно, то оплачивать товары, купленные в Интернет-магазинах, они пока предпочитают наличными при доставке. Российские пользователи электронных платёжных систем чаще всего платят за сотовую связь. Каждый второй платеж в системе Яндекс.Деньги — за мобильный телефон .Около 70% всех электронных платежей (по количеству платежей) приходится на пять типов услуг. Кроме сотовой связи это реклама, доступ к интернету, онлайн-игры и хостинг. Ещё 20% — это операции между кошельками пользователей. Оставшиеся 10% делят между собой книги и музыка (как на материальных носителях, так и в виде файлов), телевидение, информационные услуги (сюда также включены Интернет-знакомства, статистика, переводы) и программное обеспечение. Платежи за покупки и подарки (то есть все товары, предлагаемые Интернет-магазинами, кроме книг и музыки), страхование, курсы и тренинги, коммунальные услуги и взносы на благотворительность вместе составляют всего 1% от общего числа платежей. Если смотреть не по количеству платежей, а по их объёму, то одна треть суммарного оборота системы Яндекс.Деньги приходится на операции между кошельками пользователей. Ещё 57% оборота распределяется между теми же пятью самыми популярными типами услуг.

Еще одним из видов электронных  систем расчетов является Интернет-банкинг - это система удаленного получения банковских услуг через Интернет. Виртуальное общение с банком осуществляется в интерактивном режиме - через сайт банка. Для работы в системе необходимо подключить эту услугу в офисе банка и иметь возможность выхода в Интернет через совместимый браузер. Управление счетом возможно из любой точки мира, с любого компьютера, подключенного к Интернету. Подключение и обслуживание в Интернет-банкинге, как правило, бесплатное [5, С.189].

Именно универсальность механизма  Интернет-банкинга делает его доступным как для частных лиц, так и для предприятий, где возможности Интернет-банкинга позволяют повысить эффективность и оперативность управления денежными потоками [6, С.59]. 

Возможности Интернет-банкинга позволяют:

-       отправлять в банк все виды финансовых документов;

-       получать выписки и документы по всем счетам в банке за любой период времени;

-       отслеживать все этапы обработки платежных документов в банке режиме реального времени;

-       оперативно получать сообщения об ошибках;

-       работать в одном интерфейсе со счетами в разных банках;

-       осуществлять просмотр и печать входящих и исходящих платежных документов [8, С.437].

Позапрошлый год можно смело назвать годом интернет-банкинга в России. По данным исследовательской компании ComScore, в 2011 году Россия заняла лидирующее положение в Европе по числу интернет-пользователей. Ранее первое место занимала Германия. «Более 8 млн россиян по достоинству оценили удобство и пользу интернет-банкинга, эта цифра постоянно увеличивается по мере повышения уровня проникновения Интернета в стране», - говорит начальник отдела развития интернет-банка Альфа-банка Дмитрий Каштанов.

О развитии сектора банковских интернет-услуг  свидетельствуют и цифры Центробанка  РФ: объем транзакций через Интернет в прошлом году составил свыше 490 млрд рублей (годом ранее - немногим более 330 млрд рублей). Сейчас финансовые услуги в Сети предлагают клиентам примерно 70 % банков страны.

Оборот российского  рынка электронных платежных  систем (ЭПС) в 2012 году составил 1811 млрд руб., по сравнению с 2011 годом рост составил 24%. К таким выводам пришли аналитики компании J son & Partners Consulting. По их оценкам, в ближайшие годы рынок ЭПС будет расти и увеличивать свою долю относительно других способов оплаты. При этом ключевым драйвером роста эксперты называют дистанционные финансовые сервисы, доля которых вырастет с 49% в 2012 году до 70% в 2017 год.

В исследовании отмечается, что электронные  деньги растут быстрее интернет-банкинга. Так, в 2012 году оборот первых составил 281 млрд руб. (рост на 72% по сравнению с 2011 г.), а оборот интернет-банкинга - 591 млрд руб. (рост на 39%). При этом 75% платежей через интернет-банкинг составили денежные переводы. Как ожидают аналитики, к 2017 году оборот рынка мобильного банкинга достигнет 1,8 трлн руб. "Опережающий рост небанковских сервисов связан с оплатой услуг сотовой связи, которая занимает около половины рынка, а также с оплатой за Интернет и услуги ЖКХ, - пояснила аналитик Инвесткафе Екатерина Кондрашова. - При этом продолжает активно развиваться и интернет-банкинг, поскольку более 95% пользователей банковских карт в России имеют мобильный телефон и свыше 60% - доступ в Интернет. Развитие интернет-банкинга обусловлено его удобством и простотой использования для многих граждан. А дальнейшее распространение банковских продуктов и развитие сервисов ДБО повлияет на расширение использования этой услуги в будущем".

Информация о работе Теоретические основы организации электронных расчётов