Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 22:52, курсовая работа
елью курсовой работы является описание и анализ управления бизнес-процессами кредитной организации, применение стандартов качества банковской деятельности, а также описание проблем управления бизнес-процессами и пути их решения.
Задачи курсовой работы:
оценить значение управления бизнес-процессами кредитной организации;
исследовать технологию описания и оптимизации бизнес-процессов;
проанализировать внедрение «Стандарта качества организации работы по управлению бизнес-процессами в кредитных организациях» на примере ЗАО АКБ «НОВИКОМБАНК»;
Введение………………………………………………………………………………………….3
Раздел 1. Теоретические основы управления бизнес-процессами кредитной организации..5
Управление бизнес-процессами кредитной организации: понятие и значение……...5
Автоматизация бизнес-процессов с помощью современных информационных технологий………………………………………………………………………………...6
Управление бизнес-процессами: зарубежный опыт…………………………………...7
Раздел 2. Оптимизация бизнес-процессов кредитной организации. Внедрение стандартов качества банковской деятельности……………………………………………………………...…9
2.1. Технология описания и оптимизации бизнес-процессов…………….………………..9
2.2. Стандартизация банковской деятельности: ………………………………………….11
2.2.1. Процедура внедрения стандартов качества банковской деятельности………...11
2.2.2. Показатели качества кредитной организации…………………………………...12
2.2.3. Основные требования к стандарту качества банковской деятельности…....….14
2.3. Анализ опыта внедрения стандартов качества банковской деятельности……….....15
Раздел 3. Тенденции развития стандартизации банковской деятельности…………………22
3.1. Проблематика управления бизнес-процессами……………………………………....22
3.2. Основные направления внедрения стандартов качества…………………………….24
Заключение……………………………………………………………………………………..26
Библиографический список…………………………………………………………………...28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Описание бизнес-процессов как этап комплексного проекта по развитию деятельности банка…………………………………………………………………….30
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Методики организации проекта по описанию бизнес-процессов…….31
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Функции программных продуктов……………………………………..32
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Схематичное изображение этапов описания бизнес-процессов банка..33
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Положения соглашения по бизнес-моделированию…………………...34
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Пример дерева бизнес-процесса банка (процесс кредитования)……...35
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Способы контроля и подтверждения соответствия Стандарту качества банковской деятельности…………………………………………………………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Уровень зрелости процессов…………………………………………….37
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Пример условных требований к продуктовому бизнес-процессу «Вклады» и соответствующему продукту банка для управляемого уровня зрелости бизнес-процесса……………………………………………………………………………………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ 10.Этапы проекта внедрения системы управления бизнес-процессами...39
2.2.2. Показатели качества кредитной организации
В настоящее время принято около 50 международных стандартов по следующим основным направлениям банковской деятельности:
1) идентификационные и кредитные
карты (основные требования к
картам, их физическим характеристикам,
2) банковские документы и
3) способы межбанковских
Оценка качества деятельности банка на основе Стандарта качества банковской деятельности проводится в 2 этапа:
Критерием соответствия организации определенному уровню зрелости по отдельной составляющей является соблюдение всех требований, установленных для данного уровня зрелости.
Общая оценка качества деятельности определяется как среднее арифметическое уровней зрелости (от 0 до 5, которые определены «Стандартом качества организации работы по управлению бизнес-процессами в кредитных организациях»4) по всем составляющим деятельности. Качество деятельности признается удовлетворительным, начиная с «определенного» уровня зрелости (ПРИЛОЖЕНИЕ 8).
Показатели качества бизнес-процессов банка определяются следующими показателями:
4 http://www.arb.ru/ Стандарт качества организации работы по управлению бизнес-процессами в кредитных организациях [Электронный ресурс]
Таким образом, построение банком системы менеджмента качества по ISO 9000 дает не только возможность определения показателей качества, но и получить следующие результаты:
2.2.3. Основные требования
к стандарту качества
Стандарт качества банковской деятельности должен содержать следующие составляющие бизнес-процесса5, а также установленные требования: (ПРИЛОЖЕНИЕ 9)
1) Продуктовая – требования к продуктам (их качественным и количественным характеристикам), клиентам, стратегии развития банка (клиенты-продукты-конкуренты).
2) Технологическая - требования к качеству формализованного описания процесса (степень подробности, точность, полнота, логическая корректность) и его частей.
3) Организационная - требования к оргструктуре (подразделения, органы управления), наличию и распределению между подразделениями функций (видов деятельности), распределению обязанностей и ответственности между менеджментом банка и коллегиальными органами управления.
4) Управленческая - требования к управленческим (регламентирующим действия) документам (политики, планы, инструкции, методики),
требования к организации исполнения функций менеджмента:
5http://www.orioncom.ru [Электронный ресурс]
5) Информационная - требования к составу, качеству, источникам, способам обработки и хранения информации, требования к организации и управлению информационными потоками.
6) Программно-техническая - требования к средствам обработки, доставки, хранения управленческой информации (программному обеспечению и техническим средствам).
7) Кадровая - требования к персоналу и участникам процесса (определение ролей), обучению и мотивации этих сотрудников.
8) Имущественно-техническая - требования к количественным и качественным характеристикам используемого оборудования, техники, транспорта, зданий и т.п.
9) Клиентская - требования к обеспечению прозрачности процесса для клиентов и других заинтересованных сторон.
Представленные данные формируют Стандарт качества банковской деятельность в единую систему для управления качеством банковских продуктов и процессов. Цель применения Стандарта – повышение качества управления в банках. В основе стандартов лежит процессный подход к построению банковской деятельности, т.е. на основе управления взаимосвязанными процессами.
2.3. Анализ опыта внедрения стандартов качества банковской деятельности
Рассмотрим вопросы
Существуют три подхода к реализации проекта: собственными силами; привлечение консалтинговых компаний; комбинированный подход. Проведя анализ, наиболее выгодным оказалось использование комбинированного подхода по следующим основным причинам.
Комбинированный подход принял следующую форму (рис. 1).
Этапы проекта внедрения системы управления бизнес-процессами (ПРИЛОЖЕНИЕ 10):
Этап 1. Формирование проектной команды. На первом этапе была сформирована команда управления и координационная рабочая группа проекта, роль которой стал выполнять Комитет банковских технологий. Основными задачами Комитета явились разработка стратегических, методологических и организационных подходов, общее планирование, контроль и управление проектом.
В 2009 г . в начале работы в состав комитета банковских технологий входили: Руководители, Менеджер проекта, Начальник отдела банковских технологий, Вице-президент.
В состав Рабочей группы проекта были включены привлеченные на временной основе (на время действия проекта) внешние консультанты.
Этап 2. Планирование проекта. План проекта включал общие цели проекта, основные этапы, мероприятия, сроки и ответственных за выполнение мероприятий.
Этап 3. Обучение персонала и техническое обеспечение проекта. На третьем этапе было проведено обучение сотрудников банка процессному подходу, методам описания и оптимизации бизнес-процессов. Наиболее оптимальным решением для банка было использование специализированного программного средства для бизнес-моделирования - системы «Бизнес-инженер».
Этап 4. Выделение и ранжирование
бизнес-процессов, выбор процессов
и ключевых показателей для
В ходе реализации 4 этапа в Новикомбанке были выполнены следующие шаги:
Результаты утверждены Комитетом банковских технологий, либо Президентом Банка.
При разработке Соглашения по моделированию определены следующие бизнес-модели, содержащие описания процессов и требования к их графическому оформлению и построению:
После утверждения Соглашения по моделированию был настроен «Бизнес-инженер» под использование данных бизнес-моделей и разработаны шаблоны для автоматического формирования следующих регламентирующих документов:
На основе предыдущих результатов выделены бизнес-процессы верхнего уровня, классифицированные на основные, обеспечивающие, процессы управления и развития. Для каждого из них были определены границы, ответственный и участники.
С целью
закрепления ответственности за
бизнес-процессы верхнего уровня, с
помощью программного средства бизнес-моделирования
автоматически сформирован