Управление бизнес-процессами кредитной организации. Внедрение стандартов качества банковской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

елью курсовой работы является описание и анализ управления бизнес-процессами кредитной организации, применение стандартов качества банковской деятельности, а также описание проблем управления бизнес-процессами и пути их решения.
Задачи курсовой работы:
оценить значение управления бизнес-процессами кредитной организации;
исследовать технологию описания и оптимизации бизнес-процессов;
проанализировать внедрение «Стандарта качества организации работы по управлению бизнес-процессами в кредитных организациях» на примере ЗАО АКБ «НОВИКОМБАНК»;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
Раздел 1. Теоретические основы управления бизнес-процессами кредитной организации..5
Управление бизнес-процессами кредитной организации: понятие и значение……...5
Автоматизация бизнес-процессов с помощью современных информационных технологий………………………………………………………………………………...6
Управление бизнес-процессами: зарубежный опыт…………………………………...7
Раздел 2. Оптимизация бизнес-процессов кредитной организации. Внедрение стандартов качества банковской деятельности……………………………………………………………...…9
2.1. Технология описания и оптимизации бизнес-процессов…………….………………..9
2.2. Стандартизация банковской деятельности: ………………………………………….11
2.2.1. Процедура внедрения стандартов качества банковской деятельности………...11
2.2.2. Показатели качества кредитной организации…………………………………...12
2.2.3. Основные требования к стандарту качества банковской деятельности…....….14
2.3. Анализ опыта внедрения стандартов качества банковской деятельности……….....15
Раздел 3. Тенденции развития стандартизации банковской деятельности…………………22
3.1. Проблематика управления бизнес-процессами……………………………………....22
3.2. Основные направления внедрения стандартов качества…………………………….24
Заключение……………………………………………………………………………………..26
Библиографический список…………………………………………………………………...28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Описание бизнес-процессов как этап комплексного проекта по развитию деятельности банка…………………………………………………………………….30
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Методики организации проекта по описанию бизнес-процессов…….31
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Функции программных продуктов……………………………………..32
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Схематичное изображение этапов описания бизнес-процессов банка..33
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Положения соглашения по бизнес-моделированию…………………...34
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Пример дерева бизнес-процесса банка (процесс кредитования)……...35
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Способы контроля и подтверждения соответствия Стандарту качества банковской деятельности…………………………………………………………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Уровень зрелости процессов…………………………………………….37
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Пример условных требований к продуктовому бизнес-процессу «Вклады» и соответствующему продукту банка для управляемого уровня зрелости бизнес-процесса……………………………………………………………………………………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ 10.Этапы проекта внедрения системы управления бизнес-процессами...39

Файлы: 1 файл

Курсовая работа ФБМ.docx

— 423.16 Кб (Скачать файл)

2) ценные бумаги (обозначение, нумерация  и госрегистрация ценных бумаг, порядок выпуска, идентификации и ликвидации ценных бумаг);

3) информационные технологии (электронные  банковские сообщения, телекоммуникационные  сообщения, электронно-цифровые  подписи, криптографическая и  другие виды защиты информации, программное обеспечение-разработка, электронно-вычислительное оборудование и средства информационных технологий, пластиковые карты, электромагнитная совместимость банковского оборудования, устойчивость к электромагнитным и электростатическим разрядам и др.);

4) банковское оборудование (активные  и пассивные виды защиты строительных  конструкций, хранилищ, автомобилей,  охранная и пожарная сигнализации, пожаробезопасность, пулестойкость, защита от отравляющих и взрывчатых веществ, расчетно-кассовые аппараты, счетчики и определители подлинности валют);

5) метрологическое обеспечение  банковских операций, формирование  перечней объектов и аппаратуры  банковской деятельности, подлежащих  метрологическому обеспечению и  контролю, метрологическое обеспечение  банковских операций, различного  вида оборудования и средств  на стадиях их разработки.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что организация работ по стандартизации должна осуществляться в рамках международной, европейской и национальной стандартизации в банковском деле. Основные цели и задачи стандартизации в банковском деле защита интересов юридических и физических лиц, а также государства при оказании банковских услуг, установление единой терминологии, классификации и кодирования в области банковского дела.

 

Подводя итоги третьего раздела, можно  сделать вывод о том, что при переходе к процессному управлению, кредитные организации сталкиваются с проблемами в области управления бизнес-процессами. Чтобы свести проблемы управления бизнес-процессами к минимуму необходимо придерживаться представленных требований, направленных на повышение эффективности деятельности банка. Что касается стандартизации, то здесь необходимо внедрение стандартов качества по всем направлениям деятельности банка, в целях достижения соответствия требованиям установленных стандартов.

 

 

 

Заключение

В процессе написания курсовой работы была достигнута поставленная цель – сформировано представление об управлении бизнес-процессами, представлено их описание, представлены направления применения стандартов качества банковской деятельности.

Были  достигнуты, поставленные задачи, а  именно:

  • исследована технология описания и оптимизации бизнес-процессов;
  • проанализировано внедрение «Стандарта качества организации работы по управлению бизнес-процессами в кредитных организациях» на примере ЗАО АКБ «НОВИКОМБАНК», вызванная необходимостью повышения эффективности деятельности банка;
  • рассмотрена проблематика управления бизнес-процессами, в ходе которой был выявлен ряд причин, которые мешают внедрению и построению эффективных систем управления, среди них можно представить:

1) непонимание  менеджерами сути процессного  подхода; 

2) отсутствие  системного видения в отношении  бизнес-процессов; 

3) пренебрежение  стратегическими аспектами построения  бизнес-процессов; 

4) недооценка важности автоматизации бизнес-процессов.

  • и др.

Фактически  содержание процессного подхода  можно свести к трем утверждениям:

1) результаты  деятельности банка являются  результатами выполнения соответствующих бизнес-процессов;

2) банк  представляет собой совокупность  большого количества взаимосвязанных  бизнес-процессов, причем выходы  многих бизнес-процессов являются  входами других бизнес-процессов;

3) чтобы  получать хорошие результаты, банк  должен хорошо представлять себе  совокупность своих бизнес-процессов,  а также уметь управлять бизнес-процессами.

Ключевые цели, достигаемые  посредством организации работ  по управлению бизнес-процессами на основе современных технологий процессного  управления:

  • Улучшение показателей бизнес-процессов:
    • повышение качества процессов;
    • снижение операционных рисков;
    • уменьшение длительности процессов;
    • повышение производительности процессов;
    • снижение затрат.
  • Обеспечение прозрачности, контролируемости и управляемости деятельности кредитной организации, наведение порядка, реализация стратегии, поддержание устойчивого роста; 
  • Построение эффективной организационной структуры;
  • Проектирование новых бизнес-направлений и бизнес-процессов.

Главной особенностью стандартов качества управления банковской деятельностью  является то, что они предъявляют  требования не к качеству продуктов  банков напрямую, а к системе организации  управления банковским бизнесом по аналогии с международными стандартами серии ISO 9000, обобщающими передовой мировой  опыт в области управления качеством.

Необходимость применения стандартов обуславливается тем, что в мире, где все постоянно меняется, конкурентоспособность кредитной организации в значительной мере определяется ее возможностью быстро и эффективно реагировать на происходящие перемены. Поэтому управление бизнес-процессами на основе современных технологий процессного управления - один из ключевых принципов любой организации, стремящейся не просто выжить, а успешно осуществлять свою деятельность в долгосрочной перспективе.

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп. от 03.11.2010 г.)
  2. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп. от 04.10.2010)
  3. Аналитический журнал №4/2008 «Управление в кредитной организации» [Текст]
  4. Р.А. Исаев, Бизнес-инжиниринг и управление в коммерческом банке [Текст] - М.: Голос-Пресс, 2009.
  5. http://www.reglament.net/Методика описания (структуризации) бизнес-процессов коммерческого банка и ее практическое применение [Электронный ресурс]
  6. htpp://www.rusconsult.ru/Тенденции в области управления бизнес-процессами [Электронный ресурс]
  7. http://www.klerk.ru/Методика описания бизнес-процессов коммерческого банка [Электронный ресурс]
  8. http://www.arb.ru/ Стандарт качества организации работы по управлению бизнес-процессами в кредитных организациях [Электронный ресурс]
  9. http://www.orioncom.ru [Электронный ресурс]
  10. http://www.betec.ru/ Разработка Стандарта качества организации работы по управлению бизнес-процессами в кредитных организациях [Электронный ресурс]
  11. http://bankir.ru/Управление в кредитной организации [Электронный ресурс]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_______________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения к  работе

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

«Описание бизнес-процессов как этап комплексного проекта по развитию деятельности банка»

 

 

 

Источник информации: http://www.klerk.ru/ Методика описания бизнес-процессов коммерческого банка и ее практическое применение [Электронный ресурс]

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

«Методики организации проекта по описанию бизнес-процессов»

 

 

 

Методики организации  проекта по описанию бизнес-процессов:

 

Источник информации: http://www.klerk.ru/Методика описания бизнес-процессов коммерческого банка и ее практическое применение [Электронный ресурс]

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

«Функции программных продуктов»

 

 

 

 

Источник информации: http://www.reglament.net/Аналитический журнал №4/2008 «Управление в кредитной организации»/ Методика описания (структуризации) бизнес-процессов коммерческого банка и ее практическое применение [Электронный ресурс]

 

 


 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

«Положения соглашения по бизнес-моделированию»

 

Соглашение по бизнес-моделированию  содержит следующие положения:

Источник информации: http://www.klerk.ru/ Методика описания бизнес-процессов коммерческого банка и ее практическое применение [Электронный ресурс]

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

«Пример дерева бизнес-процесса банка (процесс кредитования)»

 

Среди банков существует следующий подход для разбиения бизнес-процессов по уровням:

1-й уровень. Бизнес-процессы, которые реализуют услуги и продукты банка. Кодовое название элемента уровня: бизнес-процесс.

Пример 

Бизнес-процесс «2.3. Кредитование»  — это бизнес-процесс 1-го уровня, который также представляет собой  дерево.

2-й уровень. Подпроцессы, которые являются ключевыми составляющими бизнес-процесса 1-го уровня. Кодовое название элемента уровня: подпроцесс.

Пример    

2.3. Кредитование.  
      2.3.1. Кредит.  
         2.3.1.1. Оформление и выдача кредита.  
         2.3.1.2. Погашение кредита.  
      2.3.2. Возобновляемая кредитная линия.  
      2.3.3. Невозобновляемая кредитная линия.

3-й уровень. Процедуры — последовательность процедур с промежуточным результатом.

Кодовое название элемента уровня: процедура.    

2.3.1.1. Оформление и выдача  кредита  
      2.3.1.1.1. Получение и обработка заявки  
      2.3.1.1.2. Проверка заемщика  
      2.3.1.1.3. Выдача кредита  
      2.3.1.1.4. Формирование резерва.

4-й уровень. Действия — узкоспециализированные функции нижнего уровня, из которых состоят процедуры.    

2.3.1.1.1. Получение и обработка  заявки  
      2.3.1.1.1.1. Провести интервью с клиентом  
      2.3.1.1.1.2. Получить минимальный комплект документов от клиента  
      2.3.1.1.1.3. Оказать содействие клиенту в оформлении заявки      

2.3.1.1.1.4. Провести предварительную  проверку документов и т.д.


Источник информации: http://www.klerk.ru/ Методика описания бизнес-процессов коммерческого банка и ее практическое применение [Электронный ресурс]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

«Способы контроля и подтверждения соответствия

 Стандарту качества  банковской деятельности»

 

Контроль и подтверждение  соответствия Стандарту, которые обеспечиваются различными способами:

 

Самооценка

Стандарт используется кредитной  организацией для самооценки в качестве элемента внутреннего контроля, мотивации  и оценки деятельности менеджеров и  персонала, повышения качества управления

Оценка со стороны  аудиторских организаций

Аудиторские организации  проводят независимую оценку на предмет  соблюдения требований принятых кредитной  организацией стандартов

Оценка Банком России

Банк России при осуществлении  банковского надзора может использовать результаты самооценки банка,оценки внешнего аудитора и (или) собственной оценки соответствия Стандарту в качестве одного из критериев качества управления при оценке финансовой устойчивости банка и определении режима надзора за ним

Рыночная оценка и дисциплина

Раскрытие информации о принятии и соблюдении Стандартов определяет возможность осуществления независимых  оценок всеми заинтересованными  лицами и является основой для  формирования рыночной дисциплины


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник информации: АИСС БКБ: http:// www.orioncom.ru [Электронный ресурс]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

«Уровень зрелости процессов»

Уровень зрелости бизнес-процессов:


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

«Пример условных требований к продуктовому бизнес-процессу «Вклады» и соответствующему продукту банка для управляемого уровня зрелости бизнес-процесса»

Условные требования:

 

Продуктовые требования. В банке проводится анализ клиентских сегментов и их потребностей. Информация о вкладах доведена до клиентов, достоверна, понятна клиентам и не содержит скрытых элементов. При обслуживании клиентов реализуется индивидуальный подход.

Технологические требования. Требования к бизнес-логике процесса «Вклады». Список необходимых процедур процесса «Вклады».

Организационные требования. Требования к участникам бизнес-процесса «Вклады» и их ответственность за нормальное функционирование и качество бизнес-процесса.

Информация о работе Управление бизнес-процессами кредитной организации. Внедрение стандартов качества банковской деятельности