Управление дебиторской задолжностью предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности, уровень которой определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, условия договора, принятая на предприятии система расчетов и др.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………2
1 Теоретические основы управления дебиторской задолженностью предприятия..6
1.1 Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности……………………...6
1.2 Технология управления дебиторской задолженностью……………………….10
1.3 Методика анализа дебиторской задолженности……………………………….16
Выводы…………………………………………………………………………………..21
2 Анализ системы управления дебиторской задолженности предприятия ООО «Росток»……………………………………………………………………...23
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Росток»…………….23
2.2 Оценка финансового состояния и анализ дебиторской задолженности
предприятия ООО «Росток»………………………………………………...24
Выводы…………………………………………………………………………………..32
3 Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженности предприятия ООО «Росток»………………………………34
Заключение……………………………………………………………………………...42
Список использованной литературы…………………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсач готовый.doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

• прочие дебиторы [18, с 156].

           В большинстве случаев задолженность покупателей и заказчиков является наибольшей и достигает 90% и более всей дебиторской задолженности. Вполне естественным в условиях рыночной экономики является достаточный уровень векселей к получению, так как отсрочка платежа покупателю под вексель является наиболее эффективной формой таких взаимоотношений. Именно поэтому при управлении дебиторской задолженностью для предприятия очень важно, во-первых, оптимизировать размер дебиторской задолженности, во-вторых, обеспечить своевременное получение этой задолженности и, в-третьих, организовать соответствующим образом работу с векселями. Это особенно важно с учетом того, что влияние инфляции в первую очередь отражается на дебиторской задолженности.

          Погашение дебиторской задолженности в случае, когда производятся расчеты между поставщиком и покупателем за отгруженную, но не оплаченную продукцию, может производиться, например, следующим образом:

          1) выставление платежного требования дебитору. Данный способ возможен, только если условиями договора предусмотрена данная форма расчета;

          2) составление акта сверки расчетов. По результатам сверки расчетов с дебиторами организация для взыскания задолженности может действовать следующими способами: направить дебитору напоминание об оплате или выставить претензию на сумму неоплаченного долга;

           3) взыскание дебиторской задолженности в счет погашения задолженности перед бюджетом.

          Некоторые специалисты утверждают, что дебиторская задолженность отвлекает из оборота средства организации. Действительно, до наступления срока оплаты дебиторская задолженность должна финансироваться. При этом постоянно сохраняется риск, что оплата будет произведена покупателем (заказчиком) с опозданием либо ее вообще не будет. Это заставляет рассматривать дебиторскую задолженность как высокорискованный актив. На Западе широко распространена практика создания резервов по сомнительным долгам, поскольку можно однозначно утверждать, что не вся задолженность будет погашена покупателями. Кроме того, любую дебиторскую задолженность следует рассматривать как коммерческий кредит покупателю. Коммерческий кредит предоставляется покупателю с учетом его стоимости (ресурсы компании предоставляются в пользование на платной основе) и срочности (срок использования денежных средств ограничен). Однако не каждое предприятие согласится выполнять роль финансовых институтов, поскольку, во-первых, оно не обладает мощными денежными ресурсами, а во-вторых, не имеет опыта работы и доступа к инфраструктуре данного сектора экономики.

          С другой стороны, практически для каждого предприятия действует правило: чтобы оставаться конкурентоспособным и коммерчески успешным, необходимо предоставить своим покупателям определенный коммерческий кредит. Исключением является ситуация, когда поставщик имеет прочные позиции на рынке и может диктовать свои платежные условия. Разумное использование коммерческого кредита способствует росту продаж, увеличению доли рынка и положительно влияет на финансовые результаты компании.

         Дебиторская задолженность включает разные виды средств в расчетах, которые являются собственностью предприятия и только на определенное время (до погашения) отвлечены из денежного оборота.

        1.2 Технология управления дебиторской задолженностью

 

Главной целью управления дебиторской задолженностью является оптимизация ее величины и ускорение  цикла оборота этих средств для  улучшения платежеспособности предприятия.

         Выделяют  два основных подхода к управлению  дебиторской задолженностью:

  1. Сравнение дополнительной прибыли, связанной со схемами финансирования (предоставление скидок), с затратами, возникающими при изменении политики реализации продукции (предоплата или продажа в кредит).
  2. Сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженности по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, расходам по инкассации и др. [21, c. 352].

         Управление  дебиторской задолженностью подразумевает:

  1. Контроль за ее структурой в разрезе должников.
  2. Оценку ее ликвидности, т.е. реальности возврата долгов.
  3. Контроль за оборачиваемостью средств в расчетах.
  4. Ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения.
  5. Контроль за состоянием безнадежных долгов с целью образования необходимого резерва.
  6. Применение различных моделей договоров с партнерами с гибкими условиями оплаты [19,с.121].

          Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчётах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеет отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

Отбор осуществляется на основе неформальных критериев: это  соблюдение платёжной дисциплины в  прошлом, прогнозные финансовые возможности  покупателя по оплате запрашиваемого им объёма товаров, уровень текущей  платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.). Необходимая для анализа информация может быть получена из публикуемой финансовой отчётности, из неформальных источников.

Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие должно определиться по следующим ключевым вопросам как аспектам, входящим в систему управления дебиторской задолженностью:

  1. Срок предоставления кредита. Чаще всего применяются стандартизированные

по условиям оплаты договоры. Определяя договором максимально допустимый срок оплаты поставленной продукции, следует принимать во внимание как правовые аспекты заключения договоров поставки, так и экономические последствия того или иного варианта (в частности, влияние инфляции).

  1. Стандарты кредитоспособности. Заключая договор на поставку продукции и

определяя в нём условия  оплаты, предприятие может придерживаться установленных критериев финансовой устойчивости в отношении покупателей. В зависимости от того, насколько кредитоспособен и надёжен покупатель, условия договора, в том числе в том числе в отношении предоставляемой скидки, размера партии продукции, формы оплаты и др., могут меняться.

  1. Система создания резервов по сомнительным долгам. При заключении

договоров предприятие, естественно, рассчитывает на своевременное  поступление платежей. Однако, не исключены  варианты с появлением просроченной дебиторской задолженности и  полной неспособности покупателя рассчитаться по своим обязательствам. Возникают понятия сомнительного и безнадёжного долга.

  Практика создания  резервов по сомнительным долгам  существует во всех экономически  развитых странах. Проведённое  Министерством торговли США исследование  показало, что доля безнадёжных  долгов прямо зависит от продолжительности периода, в течение которого дебитор обязуется погасить свою задолженность. В общей сумме дебиторской задолженности со сроком погашения до 30 дней около 4% относится к разряду безнадёжной; со сроком полгашения 31 - 60 дней - 10% относится к разряду безнадёжной; со сроком погашения 61 - 90 дней - 17% относится к разряду безнадёжной; со сроком погашения 91 - 120 дней - 26% относится к разряду безнадёжной; при дальнейшем увеличении срока погашения на очередные 30 дней доля безнадёжных долгов повышается на 3 - 4%. Эти данные используются в России для ранжирования дебиторской задолженности по срокам её возникновения (чаще всего: 0 - 30; 31 - 60; 61 - 90; 91 - 120; свыше 120 дней).  

4. Система сбора платежей. Этот раздел работы с дебиторами  предполагает разработку процедуры взаимодействия с ними в случае нарушения условий оплаты; критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений; системы наказания недобросовестных контрагентов. Для этого должны быть разработаны и применяться процедуры воздействия на покупателей и заказчиков в случае нарушения условий оплаты, системы наказания недобросовестных контрагентов, включая направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, начисление штрафов, пеней, неустоек.

5. Система предоставляемых скидок. Выше делался акцент на репрессивные методы работы с недобросовестными дебиторами. Гораздо больший эффект имеют методы поощрения, к которым в данном случае относится предоставление покупателям опциона на получение скидки с отпускной цены.

            Предоставление скидок выгодно  как покупателю, так и продавцу. Первый имеет прямую выгоду  от снижения затрат на покупку  товаров, второй получает косвенную  выгоду в связи с ускорением  оборачиваемости средств, вложенных  в дебиторскую задолженность, которая (как и производственные запасы) представляет собой по сути иммобилизацию денежных средств. Скидка может устанавливаться разными способами, в том числе с использованием некоторых формализованных алгоритмов, учитывающих влияние инфляции и сокращение расходов на поддержку источников финансирования дебиторской задолженности.

При отказе от скидки с  цены товара сразу возникает вопросы  цены отказа и что выгоднее: оплатить до заветной даты, даже если придётся воспользоваться для этого банковским кредитом, или дотянуть до последнего и потерять скидку? Сопоставим «Цену отказа от скидки» со стоимостью банковского кредита (и то, и другое - на базе годовых процентных ставок). Для этого воспользуемся следующей формулой: [9]

 

       (1.1)

           Если результат превысит ставку банковского процента, то лучше обратиться в банк за кредитом и оплатить товар в течение льготного периода.

  Необходимость управления дебиторской задолженностью обусловлена следующим. Во-первых, получение платежей от дебиторов - один из основных источников поступления денежных средств. Следовательно, оптимизация режимов движения дебиторской задолженности прямо влияет на цель деятельности организации - получение доходов и прибыли. Во-вторых, существуют определенные противоречия между политикой в области закупок и политикой продаж. Это придает важное значение внедрению эффективных процедур инкассации (в данном случае под инкассацией понимается получение или сбор организацией денежных средств от своих должников). В-третьих, как показывает практика, учет реальных издержек или выгод от принимаемых кредитных решений (в частности, от предоставления покупателям права на отсрочку платежа) может использоваться как инструмент расширения продаж и повышения оборачиваемости текущих активов [12, с. 120].

  Эффективность управления  текущими активами можно повысить, разумно используя учёт векселей  и факторинг. Факторинг и учёт  векселей - это один из важнейших аспектов управления дебиторской задолженностью. Факторинг и учёт векселей - это две формы, в которых поставщик продаёт задолженность покупателя другим организациям.   

Учёт в банке векселя - это покупка банком векселя у поставщика, полученного от покупателя в уплату за товар. Учёт векселя банком является разновидностью кредитных операций, за которую банк получает доход в форме дисконта векселя. Величина дисконта, удерживаемого банком в свою пользу от номинала векселя при его приобретении у поставщика, определяется по следующей формуле:[9]

 

                     (1.2)

 

 

           Сделать вывод о целесообразности использования векселя для поставщика и покупателя в сравнении с краткосрочным кредитом можно путём сравнения годовой ставки по краткосрочному банковскому кредиту с величиной:

  •   годовая дисконтная ставка по коммерческому кредиту, предоставляемому покупателю поставщиком;
  •   годовой ставки финансовых затрат поставщика по схеме с векселем.

Формулы соответственно будут иметь следующий вид:[9]

 

        и      ,                                 (1.3)

 

 

где СД - годовая дисконтная ставка по коммерческому кредиту, предоставляемому покупателю поставщиком, %;

        В - номинал векселя (сумма векселя), руб.;

       - стоимость партии товара, руб.;

       Т - период погашения векселя, в днях;

       СФЗ - годовая ставка финансовых затрат поставщика по схеме с векселем, %;

      Д - дисконт векселя, руб.;

      t - период от даты учёта до даты погашения векселя, в днях.

          Для того чтобы повысить эффективность работы с дебиторами, многие крупные компании создают самостоятельные подразделения и дочерние компании, специализирующиеся на работе с дебиторской задолженностью. Узкая специализация этих подразделений позволяет им не только пользоваться традиционными приемами работы с дебиторами, но и применять современные методы, например такой как факторинг [8, с. 111]. 

          Факторинг (англ. factor – посредник). С экономической точки зрения, факторинг относится к посредническим операциям. Факторинг - это переуступка поставщиком права получения средств за реализованную им продукцию (товары) факторинговому отделу банка или специализированной организации.

           К важнейшим аспектам системы  управления дебиторской задолженностью  относят выбор формы безналичных расчётов и вида платёжных документов. Положением ЦБ РФ от 03.10.2002 г. №2-П предусмотрено применение расчётов посредством следующих документов: платёжными поручениями; аккредитивом; чеком, по инкассо с использованием платёжных требований или инкассовых поручений.

Информация о работе Управление дебиторской задолжностью предприятия