Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 17:08, курсовая работа
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности, уровень которой определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, условия договора, принятая на предприятии система расчетов и др.
Введение…………………………………………………………………………………2
1 Теоретические основы управления дебиторской задолженностью предприятия..6
1.1 Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности……………………...6
1.2 Технология управления дебиторской задолженностью……………………….10
1.3 Методика анализа дебиторской задолженности……………………………….16
Выводы…………………………………………………………………………………..21
2 Анализ системы управления дебиторской задолженности предприятия ООО «Росток»……………………………………………………………………...23
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Росток»…………….23
2.2 Оценка финансового состояния и анализ дебиторской задолженности
предприятия ООО «Росток»………………………………………………...24
Выводы…………………………………………………………………………………..32
3 Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженности предприятия ООО «Росток»………………………………34
Заключение……………………………………………………………………………...42
Список использованной литературы…………………………………………………..
В случае если хотя бы один из указанных коэффициентов во второй главе не отвечает установленным выше требованиям, а у нас они ниже установленных нормативов, рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности за предстоящий период (6 месяцев). Кв = Ктл.к +6/Т ×(Ктл.к – Ктл.н)/2
где Ктл.к - фактическое значение (на конец отчетного периода) коэффициента текущей ликвидности,
Ктл.н - значение коэффициента текущей ликвидности на начало отчетного периода,
Т - отчетный период, мес.,
2 - нормативное значение коэффициента текущей ликвидности,
6 - нормативный период
Кв = 3,225+ 6/180×(3,225 – 0,956)/2 = 1,65
Коэффициента восстановления
Рекомендуется удерживать имеющийся уровень платежеспособности (нет необходимости пользоваться заемными средствами и прибегать к помощи банков для пополнения оборотных средств, полезнее мобилизировать свои средства) так как это даст возможность предприятию избежать банкротства.
Одним из основных и наиболее радикальных направлений финансового оздоровления предприятия является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточности работы за счет более полного использования производственной мощности предприятия, повышения качества и конкурентоспособности продукции, снижения ее себестоимости, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращение непроизводственных расходов и потерь. Основное внимание при этом необходимо уделить вопросам ресурсосбережения: внедрения прогрессивных норм, нормативов и ресурсосберегающих технологий, использование вторичного сырья, организация действенного учета и контроля за использованием ресурсов, изучение и внедрение передового опыта в осуществлении режима экономии, материального и морального стимулирования работников за экономию ресурсов и сокращение непроизводительных расходов и потерь.
Проведение менее либеральной политики инкассации (усиление давления на дебиторов, задерживающих внесение оплаты счетов). Необходимо использование «Календаря инкассации дебиторской задолженности» - платежи включаются в календарь в суммах и сроках, предусмотренных соответствующими контрактами с контрагентами. Он обеспечивает ежедневное управление поступлением денежных средств. Предлагается вести данный календарь в компьютерном варианте, что ускорит процесс учета дебиторской задолженности и повысит возможность ее оперативного изъятия.
Широкое использование компьютерной техники при управлении дебиторской задолженностью приведет к ускорению ее учета, что в свою очередь даст возможность больше времени тратить на анализ информации о возможных клиентах предприятия. Компьютерные системы служат для учета реализации, движения векселей, поступления платежей и т. п. Кроме того, компьютерная система может информировать бухгалтера, юрисконсульта и других ответственных лиц рассматриваемого предприятия о просроченной дебиторской задолженности, а также о наступлении сроков выплаты по обязательствам. Эти процессы происходят автоматически. При помощи компьютерной техники ведется сбор данных по каждому клиенту – так называемая «платежная история», затем эти данные обобщаются и на их основе выносятся решения об установлении предельной величины кредита, которая может быть предоставлена клиенту; производится классификация дебиторов. Данные по каждому дебитору обобщаются и используются в системе контроля дебиторской задолженности. Итоговая информация о взаимоотношениях с дебиторами сосредотачивается в базе данных фирмы и используется для принятия решений относительно возможного изменения кредитной политики.
На данном предприятии полностью автоматизировать управление дебиторской задолженностью, т.е. учет; автоматически осуществлять рассылку писем с предупреждением о сроках платежа и информацией о том, какие меры будут применены к должнику при неисполнении обязательств в срок; автоматически блокировать отгрузку, если превышен лимит или период просрочки исполнения обязательств по предыдущей поставке превысил допустимые значения; на основании договорных условий начислять пени и штрафы нецелесообразно. Для среднего по размерам предприятия приемлемо создавать программу учета и контроля дебиторской задолженности в Access. Этого достаточно, чтобы контролировать дебиторскую задолженность по 600 клиентам, при этом ежедневно выставлять порядка 20-30 счетов. Таким образом, достаточно постоянно обновлять данные о платежах, произведенных отгрузках и т.д.
Автоматический учет, предоставление информации о просроченной дебиторской задолженности, а также о наступлении сроков выплаты по обязательствам приведет к ускорению ее оборачиваемости.
по срокам погашения,
определение размера
Особое внимание при управлении дебиторской задолженностью надо уделять изменению таких параметров, как общий объем задолженности, задолженность отдельных дебиторов, оборачиваемость. Постоянное наблюдение за этими параметрами позволит в случае их неблагоприятных изменений своевременно принять меры. Произведем расчет коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности на 2009 год: К о.д.з. = Выручка от реализации/Среднегодовая стоимость дебиторской задолженности
Средняя ДЗ2011 = 184991+497283/2 = 341137 тыс. руб
К о.д.з. = 433407/341137 = 1,27
Это означает, что оборот дебиторской задолженности ООО «Росток» существенно низкий. Это может быть результатом недостаточно активной работы по взысканию задолженности и наличия значительного количества просроченных счетов к оплате, а также отсутствие стимула (скидок) для оплаты счетов дебиторами в срок.
за исполнением обязательств
и способы взыскания
На этапе контроля за исполнением обязательств клиентом и анализа фактического состояния дебиторской задолженности важное значение приобретают наличие надлежащего управленческого учета на предприятии, имеющиеся регламенты работы с дебиторской задолженностью. Осуществление постоянного мониторинга дебиторской задолженности позволяет отслеживать темпы ее роста, выявлять просрочки по оплате со стороны дебиторов и принимать своевременные управленческие решения.
В случае если покупатель свои обязательства надлежащим образом не исполнил, сначала рекомендуется использовать досудебный порядок взыскания задолженности. Выбор той или иной тактики поведения с дебитором зависит от причины, по которой он отказывается платить. Могут быть следующие причины неисполнения обязательств.
1. Нет средств.
2. Средства есть, но они направляются на исполнение других обязательств.
3. Есть претензии к качеству поставленного товара (выполненным работам, оказанным услугам).
4. После отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) у покупателя отпала потребность в данном товаре (выполненных работах, оказанных услугах).
Когда речь идет о взыскании задолженности, необходимы и важны как юридические способы решения проблемы, так и психологическое воздействие. При этом хотелось бы заметить, что чем больше у кредитора информации о должнике, тем больше вариантов для воздействия на него.
Во втором и четвертом случаях необходимо использовать жесткую тактику переговоров. Если есть претензии к качеству поставленного товара (выполненным работам, оказанным услугам), сначала выясняется обоснованность претензий. Рекомендуется требовать у покупателя документ, подтверждающий проведение экспертизы на соответствие товара надлежащему качеству. Если претензии обоснованы, надо попытаться найти с дебитором компромисс, в противоположном случае - использовать жесткую тактику переговоров.
Рекомендуется предприятию максимально задействовать свои внутренние силы на проверку платежеспособности покупателей.
Если переговоры с должниками ни к чему не привели, необходимо обращаться в суд. Однако даже положительное решение суда не гарантирует быстрого поступления взысканных сумм.
Для полноценного и продуктивного функционирования деятельности предприятия необходимо:
1. Своевременно производить анализ состава и структуры дебиторской задолжен-
ности по конкретным покупателям, а также по срокам образования задолженности или сроках их возможного погашения, что позволит своевременно выявлять просроченную задолженность и принимать меры к ее взысканию. Данные о сроках образования (погашения) задолженности должны быть регулярными и оперативными.
2. Постоянно следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолжен-ности, так как значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой неустойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования, а превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия.
3. Контролировать оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, а также состояние расчетов по просроченной задолженности, так как в условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости поставленной продукции, поэтому желательно расширить систему авансовых платежей.
Также следует отметить, что пока дебитор не оплатит свою задолженность перед предприятием, она должна постоянно финансироваться, к тому же сохраняется риск, что оплата вообще не будет произведена. Таким образом, одним из ключевых мероприятий по совершенствованию управления дебиторской задолженностью должно стать применение факторинга, в частности будет предложено продать задолженность по расчетам с разными дебиторами и кредиторами. Данное мероприятие очень актуально для анализируемого предприятия, так как оно позволит за счет уменьшения дебиторской задолженности увеличить ликвидность и финансовую устойчивость предприятия, а также снизить риск финансовых потерь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управление дебиторской
Выделяют два основных подхода к управлению дебиторской задолженностью:
1. Сравнение дополнительной прибыли, связанной со схемами финансирования (предоставление скидок), с затратами, возникающими при изменении политики реализации продукции (предоплата или продажа в кредит).
2. Сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженности по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, расходам по инкассации и др.
Эффективное управление дебиторской задолженностью относится к необходимым условиям успешной работы фирмы, т. к. оно создает предпосылки для быстрого роста бизнеса и увеличения финансовых возможностей фирмы. Ускоряется товарооборот, аккумулируются свободные средства, вовремя оплачиваются необходимые счета, а также фирма может оплатить кредиторскую задолженность в то же самое время, что и ее конкуренты. Такое предприятие в будущем может надеяться на скидки, т. к. снижается ее кредитный риск, связанный с оплатами дебиторов.
Дебиторская задолженность представляет собой задолженность других лиц
(организаций,
Дебиторская задолженность - сумма долгов, причитающихся предприятию, организации или учреждению от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними.
Информация о работе Управление дебиторской задолжностью предприятия