Управление основными элементами оборотных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Основная цель финансового менеджмента – обеспечить прирост капитала.
Основными задачами финансового менеджмента являются:
- финансовое и бизнес-планирование;
- инвестиционное планирование;
- анализ эффективности сделок по слияниям и поглощениям организаций, коммерческих банков, страховых компаний;
- разработка учетных политик бухгалтерского, налогового и управленческого учета;
- координация бюджетного планирования и контроля;
- управление денежными средствами и оборотным капиталом;
- управление финансовыми рисками;
- управление активами – формирование, контроль и анализ исполнения нормативов по оборачиваемости текущих (дебиторская задолженность, запасы, кредиторская задолженность) и долгосрочных (основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения) активов;

Файлы: 1 файл

Контрольная Надя-1.docx

— 78.31 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Зародившись в начале ХХ в., финансовый менеджмент как наука  за прошедшие десятилетия динамично  изменялся как в теории, так  и в хозяйственной практике. Совершенствование  экономических отношений, упорядочение рыночной стихии путем введения государственного регулирования, изменение законодательной  базы, в том числе изменения в налоговой сфере, возможности оперативного контроля рынка благодаря современным средствам связи, существенный рост корпоративной культуры и другие факторы обусловили создание системы управления финансами предприятия. Большое влияние на становление финансового менеджмента оказали современные информационные системы и компьютерная техника, ее многофункциональное программное обеспечение. Быстродействие выполняемых расчетов позволяет выстраивать многофакторные модели происходящих процессов, находя варианты, обеспечивающие максимизацию эффекта с учетом поставленных задач и минимизацию возможных рисков.

Финансовый менеджмент –  это управление финансово-хозяйственной  деятельностью фирмы на основе использования  современных методов. Его роль в  организации многоаспектна и  очень важна на современном этапе.

Основная цель финансового  менеджмента – обеспечить прирост  капитала.

Основными задачами финансового  менеджмента являются:

- финансовое и бизнес-планирование;

- инвестиционное планирование;

- анализ эффективности  сделок по слияниям и поглощениям  организаций, коммерческих банков, страховых компаний;

- разработка учетных политик бухгалтерского, налогового и управленческого учета;

- координация бюджетного  планирования и контроля;

- управление денежными  средствами и оборотным капиталом;

- управление финансовыми  рисками;

- управление активами  – формирование, контроль и анализ  исполнения нормативов по оборачиваемости  текущих (дебиторская задолженность,  запасы, кредиторская задолженность)  и долгосрочных (основные средства, нематериальные активы, долгосрочные  финансовые вложения) активов;

- управление затратами  и прибылью (координация процессов  разработки, утверждения и корректировки  нормативов по затратным статьям,  учет затрат и калькулирование  себестоимости, составление сегментной  отчетности, разработка мероприятий  по оптимизации использования  ресурсов, анализ ценообразования  и управления ассортиментным  портфелем);

- обеспечение финансовыми  ресурсами (управление взаимоотношениями  с потенциальными источниками  финансирования, внешними инвесторами,  определение потребностей в финансировании, проведение сделок по привлечению  финансовых ресурсов);

- финансовое прогнозирование;

- внутренний аудит;

- налоговое планирование  и учет;

- контроллинг;

- продвижение экономического  образа мышления (разработка программ  обучения сотрудников компании  процессу принятия управленческих  решений, создание моделей и  нормативов для принятия решений).

 

  1. УПРАВЛЕНИЕ ОСНОВНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ

Управление оборотными активами представляет наиболее обширную часть  краткосрочной финансовой политики предприятия, поскольку именно текущие  активы обеспечивают платежеспособность и целевые финансовые результаты деятельности предприятия. Сложность  управления этими активами связана  с наличием большого количества их элементов и постоянной трансформацией их видов.

Процесс управления оборотными активами предприятия строится на следующих  принципах:

  1. Определение оптимального состава и структуры оборотных средств на основе учета ближайших перспектив развития производственно-коммерческой деятельности и форм ее диверсификации. Поскольку на разных стадиях жизненного цикла предприятия объем деятельности может колебаться, оборотные активы должны располагать определенными резервным потенциалом, обеспечивающим возможность наращивания объемов производства и диверсификации производственной деятельности.
  2. Установление потребности в оборотных активах. Уже в процессе разработки финансового плана предприятие должно обеспечить сбалансированность потребностей производства и сбыта и возможность привлечения планового объема оборотного капитала. Размер и структура оборотных активов должны обеспечивать, с одной стороны, максимизацию прибыли предприятия, с другой – обеспечивать полное и эффективное использование отдельных их видов.
  3. Определение источников финансирования оборотных средств. Деление оборотных активов по источникам их формирования является одним из важнейших принципов формирования оборотных средств. Источниками формирования оборотных активов могут являться собственный капитал, долгосрочные и краткосрочные обязательства. Структура источников формирования оборотных активов во многом определяет масштабы, доходность и потенциал предприятия, а также степень финансового риска, генерируемого заемными источниками финансирования. Собственные источники обеспечивают имущественную и оперативную самостоятельность, определяют финансовую устойчивость предприятия, привлеченные источники обеспечивают преимущества в конкурентной борьбе.
  4. Повышение эффективности использования оборотных средств путем ускорения оборачиваемости активов. Ускорение оборачиваемости активов оказывает на финансовые результаты предприятия, как прямое, так и косвенное воздействие. Прямое воздействие ускорения оборота на финансовые результаты приводит к пропорциональному возрастанию суммы прибыли от реализации продукции. Косвенное воздействие ускорения оборота на сумму прибыли, проявляется в том, что сокращение периода оборота активов приводит к соответствующему снижению потребности в них. Уменьшение же объема используемых активов вызывает снижение суммы операционных затрат и, следовательно, рост прибыли.
  5. Обеспечение сохранности оборотных средств. Сохранность оборотных средств, т.е. их возмещение по завершении воспроизводственного цикла в сумме не менее авансированной в операционную деятельность предприятия, определяется такими факторами, как рациональная организация оборотных средств, стабильность хозяйственных связей, объемов деятельности и потребительского спроса, уровни инфляции, налогового бремени, доступность внешнего финансирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Управление материально-производственными запасами

Запасы включают в себя остатки запасов сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, запасных частей, тары и других материальных ценностей.

Основные элементы модели управления запасами:

  1. спрос на запасаемый продукт может быть детерминированным или случайным;
  2. пополнение склада может осуществляться либо периодически, либо по мере исчерпания запасов;
  3. объем заказа зависит от того состояния, которое наблюдается в момент подачи заявки. Обычно заявка подается на одну и ту же величину при достижении запасов точки заказа (заданного уровня);
  4. время доставки может быть фиксировано или случайно;
  5. стоимость поставки слагается из разовых затрат, не зависящих от объема заказываемой партии, и затрат, зависящих от объема партии;
  6. издержки хранения определяются объемом хранимых запасов;
  7. штраф за дефицит – это убытки из-за отсутствия запаса, связанные с простоем оборудования, неритмичностью производства и т.д.;
  8. номенклатура запаса определяется типами хранимых на складе изделий. Если таких изделий несколько, то запас называется многономенклатурным;
  9. структура складской системы определяется моделью склада, а именно: одиночный склад или иерархическая система складов с различными периодами пополнения и временем доставки заказов и возможностью обмена запасами между складами.

Эффективное управление запасами основывается на трех основных принципах:

  1. Запасы сырья и материалов с высокой себестоимостью должны быть минимальны.
  2. Страховых запасов должно быть достаточно для выполнения оперативных заказов ключевых клиентов.
  3. Создание излишних запасов оправдано, если есть уверенность, что они будут востребованы и рост цен на них позволит компенсировать стоимость кредитных ресурсов.

В практике финансового менеджмента  широко используется АВС – метод  управления товарно-материальными  запасами, в соответствии с которым  управлению дорогими элементами товарно-материальных запасов уделяется больше внимания, чем дешевым.

АВС – метод основан  на разделении всех запасов предприятия  по уменьшению их стоимости на единицу  запасов на три категории:

- в категорию А входят  дорогостоящие запасы с продолжительным  циклом заказа, которые требуют  постоянного мониторинга в связи  с серьезностью финансовых последствий,  вызываемых их недостатком;

- в категорию В включаются  запасы, имеющие меньшую значимость  и требующие менее тщательного  контроля своего уровня;

- в категорию С включаются  остальные запасы с низкой  стоимостью, требующие ежеквартального  или ежегодного контроля путем  инвентаризации..

При разработке данной классификации  запасов необходимо учитывать не только стоимость товаров, но и такие  факторы, как значимость для непрерывности  производственного процесса, уникальность, опасность быстрого устаревания  и др.

В некоторых отраслях промышленности в настоящее время используется метод управления запасами «точно в  срок». В соответствии с этим методом  управления запасы приобретаются и  вводятся в производство точно в  тот момент, когда в них возникает  необходимость, что позволяет значительно  сократить объемы запасов, но требует  высокого уровня координации между производителем и поставщиком относительно сроков поставки и объемов партии. Применение метода «точно в срок» ведет не только к сокращению запасов, но и к повышению производительности и гибкости производства, улучшению качества продукции.

В практике некоторых предприятий  при решении задач управления запасами используются логистические  подходы. Политика управления запасами состоит из решений – что закупать или производить, когда и в каких объемах. Она также включает в себя решения о размещении запасов на производственных предприятиях и в распределительных центрах.

Средние запасы включают в  себя сырье и материалы, детали и  компоненты, незавершенную и готовую  продукцию. С точки зрения политики управления запасами подходящий уровень  запасов следует определять для  каждого такого объекта. В состав средних запасов входят запасы текущие (базовые), запасы страховые и запасы в пути.

Текущие запасы – это та часть среднего запаса, которая подлежит регулярному пополнению

Основное значение страховых  запасов в том, чтобы покрывать  потребности, вызванные краткосрочными колебаниями снабжения или спроса.

Запасы в пути, т.е. запасы, которые уже отправлены или ожидают  транспортировки.

Управление запасами –  это главный элемент логистики, который должен быть интегрирован в  единую систему для достижения целевых  нормативов в обслуживании потребителей. Традиционный метод повышения качества сервиса заключался в наращивании  объема запасов, но сегодня осуществимы  и другие решения: ускорить транспортировку  грузов, улучшить информационное обеспечение  для сокращения неопределенности или  использовать альтернативные источники  снабжения.

 

 

1.2 Управление  дебиторской задолженностью

Дебиторская задолженность  – это сумма требований, предъявляемых  предприятием к своим дебиторам  на определенную дату. Дебиторы  - юридические  и физические лица, которые имеют  задолженность перед данным предприятием. Возникновение дебиторской задолженности  в системе безналичных расчетов представляет собой объективный  процесс хозяйственной деятельности предприятия. Объем дебиторской  задолженности зависит от многих факторов: объема производства, вида продукта, емкости рынка, степени его наполняемости  продукцией, системы расчетов с покупателями, их финансового состояния.

Задачами управления дебиторской  задолженностью являются:

1 ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;

2 выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное  поступление денежных средств;

3 определение скидок или  надбавок для различных групп  покупателей с точки зрения  соблюдения ими платежной дисциплины;

4 ускорение востребования долга;

5 уменьшение бюджетных  долгов;

6 оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, т.е. упущенной выгоды от неиспользования  средств, авансированных в дебиторскую  задолженность.

В системе управления финансами  предлагаются следующие мероприятия  по управлению дебиторской задолженностью:

- исключение из числа  партнеров предприятий с высокой  степенью риска;

- периодический пересмотр  предельной суммы кредита;

- использование возможности  оплаты дебиторской задолженности  векселями, ценными бумагами;

- формирование принципов  расчетов предприятия с контрагентами  на предстоящий период;

- выявление финансовых  возможностей предоставлением товарного  (коммерческого) кредита;

- определение возможной  суммы оборотных активов, отвлекаемых  в дебиторскую задолженность  по товарному кредиту, а также  по выданным авансам;

- формирование условий  обеспечения взыскания задолженности;

- формирование системы  штрафных санкций за просрочку  исполнения обязательств контрагентами;

- использование современных  форм рефинансирования задолженности;

- диверсификация клиентов  с целью уменьшения риска неуплаты  монопольным заказчиком.

Информация о работе Управление основными элементами оборотных активов