Управление основными элементами оборотных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Основная цель финансового менеджмента – обеспечить прирост капитала.
Основными задачами финансового менеджмента являются:
- финансовое и бизнес-планирование;
- инвестиционное планирование;
- анализ эффективности сделок по слияниям и поглощениям организаций, коммерческих банков, страховых компаний;
- разработка учетных политик бухгалтерского, налогового и управленческого учета;
- координация бюджетного планирования и контроля;
- управление денежными средствами и оборотным капиталом;
- управление финансовыми рисками;
- управление активами – формирование, контроль и анализ исполнения нормативов по оборачиваемости текущих (дебиторская задолженность, запасы, кредиторская задолженность) и долгосрочных (основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения) активов;

Файлы: 1 файл

Контрольная Надя-1.docx

— 78.31 Кб (Скачать файл)

Эти меря лежат в основе политики управления дебиторской задолженностью предприятия, формирование которой  осуществляется по следующим основным этапам:

  1. Анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде.
  2. Построение эффективных систем контроля за своевременной инкассацией дебиторской задолженности.
  3. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям данной продукции путем определения системы кредитных условий и формирования стандартов оценки кредитоспособности покупателей.
  4. Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному кредиту.
  5. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности.
  6. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.

В практике финансового менеджмента  разработаны следующие приемы управления дебиторской задолженностью:

- учет заказов и установление  характера дебиторской задолженности;

- АВС – анализ дебиторов;

- анализ задолженности  по видам продукции для определения  невыгодных с точки зрения  инкассации ее видов;

- оценка реальной стоимости  сложившейся дебиторской задолженности;

- контроль за соотношение  дебиторской и кредиторской задолженности;

- определение размеров  скидок при досрочной оплате.

Составной частью политики управления дебиторской задолженностью предприятия является его кредитная  политика – это решение вопросов о том, кому из покупателей, в каком размере и на какой срок предоставить кредит за отгруженную продукцию в соответствии с заключенным договором поставки.

Тип кредитной политики предприятия  характеризует принципиальные подходы  к ее осуществлению с позиции  соотношения уровня доходности и  риска кредитной деятельности предприятия. Различных три типа кредитной  политики предприятия по отношению  к покупателям продукции –  консервативный, умеренный и агрессивный.

Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики предприятия  направлен на минимизацию кредитного риска. Такая минимизация рассматривается  как приоритетная цель в осуществлении  деятельности. Осуществляя этот тип  кредитной политики предприятие  не стремится к получению высокой  дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции, напротив, сокращаются круг покупателей продукции  в кредит за счет групп повышенного  риска, сроки предоставления кредита  и его размер, ужесточаются условия  предоставления кредита и повышается его стоимость, используются жесткие  процедуры инкассации дебиторской  задолженности.

Умеренный тип кредитной  политики предприятия характеризует  типичные условия ее осуществления  в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется  на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предприятия  приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли  за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска. Механизмом реализации политики такого типа является распространение  кредита на более рискованные  группы покупателей продукции, увеличение периода предоставления кредита  и его размера, снижение стоимости  кредита до минимально допустимых размеров, предоставление покупателям возможности  пролонгирования кредита.

В процессе выбора кредитной  политики должны учитываться следующие  основные факторы:

- современная коммерческая  и финансовая практика осуществления  торговых операций;

- общее состояние экономики,  определяющее финансовые возможности  покупателей, уровень их платежеспособности;

- сложившаяся конъюнктура  товарного рынка, состояние спроса  на продукцию предприятия;

- потенциальная способность  предприятия наращивать объем  производства продукции при расширении  возможностей ее реализации за  счет предоставления кредита;

- правовые условия обеспечения  взыскания дебиторской задолженности;

- финансовые возможности  предприятия в частности отвлечения  средств в дебиторскую задолженность;

- отношение собственников  и менеджеров предприятия к  уровню допустимого риска в  процессе осуществления хозяйственной  деятельности.

Консервативный тип кредитной  политики отрицательно влияет на рост объемов деятельности предприятия  и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как агрессивный  ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить  уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а  в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов.

С целью сокращения дебиторской  задолженности предприятию необходимо разработать систему договоров  с гибкими условиями и формами  оплаты: предоплата, частичная предоплата, передача на реализацию, выставление  промежуточного счета, банковская гарантия, гибкое ценообразование.

Обязательным элементом  политики управления дебиторской задолженностью является система штрафных санкций  за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери предприятия (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и др.).

Развитие рыночных отношений  и инфраструктуры финансового рынка  позволяют использовать в практике финансового менеджмента такую  форму управления дебиторской задолженностью, как ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных  активов предприятия – денежные средства и высоколиквидные краткосрочные  ценные бумаги.

Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми  в настоящее время, являются:

1 факторинг

2 учет векселей, выданных  покупателями продукции;

3 форфейтинг.

Факторинг представляет собой  финансовую операцию, заключающуюся  в уступке предприятием-продавцом права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка или факторинговой компании, которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга. За осуществление такой операции факторинговая компания взимает с предприятия-продавца комиссионную плату в процентах к сумме рефинансируемого долга. Факторинговая операция позволяет предприятию рефинансировать большую часть дебиторской задолженности в короткие сроки, сократив тем самым длительность финансового и операционного цикла.

Учет векселей, выданных покупателями продукции, представляет собой финансовую операцию по их продаже  банку (или другому юридическому лицу) по дисконтной цене, устанавливаемой  в зависимости от их номинала, срока  погашения и учетной вексельной ставки.

Форфейтинг представляет собой финансовую операцию по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному  товарному кредиту путем передачи переводного векселя в пользу банка (факторинговой компании) с  уплатой последнему комиссионного  вознаграждения.

Таким образом, оптимальная  сумма дебиторской задолженности  должна быть такой, чтобы увеличение денежных потоков от роста объемов  продаж равнялось или превосходило увеличение издержек от роста  вложений в счета к получению.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Управление  денежными активами

Политика управления денежными  средствами – это часть общей  политики управления оборотными активами предприятия, заключающаяся в оптимизации  размера их остатка с целью  обеспечения постоянной платежеспособности и эффективного использования в  процессе хранения.

Имеются следующие основные виды остатков денежных активов: операционный, резервный, инвестиционный и компенсационный.

Операционный остаток  денежных активов является основным. Он используется для закупки сырья, материалов и полуфабрикатов, оплаты труда, уплаты налогов, оплаты услуг  сторонних предприятий и т.д.

Резервный остаток денежных активов формируется для страхования  риска несвоевременного поступления  денежных средств. Размер резервного остатка  связан с возможностью получения  краткосрочных кредитов.

Инвестиционный остаток  денежных активов создается с  целью инвестиций в краткосрочные  финансовые инструменты при сложившихся  благоприятных условиях. Инвестиционный остаток формируется только после  формирования остальных вдов денежных активов.

Компенсационный остаток  денежных активов формируется по условиям работы банка, осуществляющего  расчетное обслуживание предприятия. Этот остаток представляет собой минимальную сумму средств, которую предприятие обязано хранить на своем расчетном счете.

Этапы управления денежными  активами:

- анализ денежных активов  в предшествующем периоде;

- определение наилучшей  величины среднего остатка денежных  активов;

- выбор соотношения активов  в национальной и иностранной  валюте;

- выбор форм регулирования  среднего остатка денежных активов;

- обеспечение эффективного  использования временно свободного  остатка денежных средств;

- построение эффективной  системы контроля над денежными  активами.

Анализ денежных активов  в предшествующем периоде проводится с целью оценки степени участия  денежных активов в совокупном оборотном  капитале предприятия и его динамики, определения среднего периода оборота, абсолютной платежеспособности предприятия, расчета уровня отвлечения денежных средств в краткосрочные инвестиции.

Определение наилучшей величины среднего остатка денежных активов  обеспечивается путем расчетов необходимых  размеров отдельных видов этих остатков в предстоящем периоде.

Выбор соотношения активов  в национальной и иностранной  валюте проводится на предприятиях, ведущих  внешнеэкономическую деятельность. Из общей суммы остатка денежных активов выделяется их валютная часть  для формирования необходимых валютных фондов.

Выбор форм регулирования  среднего остатка денежных активов  проводится с целью уменьшения максимальной и средней потребности в остатки  денежных средств.

Для эффективного использования  временно свободного остатка денежных активов разрабатывается система мероприятий по минимизации потерь от инфляции и максимизации доходов от запланированных финансовых операций.

Построение эффективной  системы контроля над денежными  активами, интегрированной в общую  систему контроля предприятия, предназначено  для наблюдения за совокупным уровнем  остатка денежных активов, обеспечивающих текущую платежеспособность предприятия. При этом рассматриваются неотложные и краткосрочные обязательства. Неотложные обязательства имеют  срок исполнения до одного месяца, а  краткосрочные – до трех месяцев. Используются следующие критерии контроля:

- неотложные обязательства  со сроком погашения до одного  месяца не должны превышать остатка денежных средств;

- краткосрочные обязательства  со сроком погашения до трех  месяцев не должны превышать  остатка денежных средств в  сумме с чистой реализационной стоимостью текущей дебиторской задолженности, т.е. суммы долгов за товары и услуги за вычетом суммы сомнительных долгов.

 

    1. РАСЧЕТНЫЙ РАЗДЕЛ
    1. Расчет основных финансово-экономический показателей предприятия

Рассчитаем исходное значение цены реализации одной тонны угля (Цо):

Цо = , где

Во – исходное значение выручки от продажи продукции (ф.№ 2 стр.010);

До – исходное значение добычи угля в натуральном выражении;

Цо = = 1575,04 руб./т.

Плановое значение добычи угля в натуральном выражении (Д1):

 

Д1 =, где

Тпр – темп прироста добычи угля;

Тпр = 4,1/ 100 = 0,041.

Д1 = = 1090 т.

Плановое значение выручки  от продажи продукции (В1):

В1 = Д1 х Цо,

В1 = 1090 х 1575,04= 1716681,77 тыс.руб. = 1716682 тыс.руб.

Плановое значение себестоимости проданной продукции (С1):

С1 = Рпос о + Р пер1 – Рк + Пу – Рп, где

Рпос о – исходное значение постоянных расходов;

Р пер1 – расчетное значение переменных расходов;

Рк – абсолютное изменение (снижение) расчетного значения коммерческих расходов по сравнению с их исходным значением;

Пу – абсолютное изменение (увеличение) расчетного значения процентов  к уплате по сравнению с их исходным значением;

Рп – абсолютное изменение (снижение) расчетного значения прочих расходов по сравнению с исходным значением;

Информация о работе Управление основными элементами оборотных активов