Управление платежеспособности предприятия (на примере ЗАО «Комсомольский»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Практически применяемые сегодня в России методы анализа и прогнозирования финансово-экономического состояния предприятия отстают от развития рыночной экономики. Несмотря на то, что в бухгалтерскую и статистическую отчетность уже внесены и вносятся некоторые изменения, в целом она еще не соответствует потребностям управления предприятием в рыночных условиях, поскольку существующая отчетность предприятия не содержит какого-либо специального раздела или отдельной формы, посвященной оценке финансовой устойчивости отдельного предприятия. Финансовый анализ предприятия проводится факультативно и не является обязательным.
Поэтому целью моей работы является анализ ликвидности и платежеспособности как основных элементов финансово-экономической устойчивости, которые являются составными частями общего анализа финансово-экономической деятельности предприятия в рыночной экономике.

Файлы: 1 файл

!!!! готовая курсовая по фин мену!!!.docx

— 98.73 Кб (Скачать файл)

Здесь большая роль отводится резервам как одной из форм финансовой гарантии платежеспособности хозяйствующего субъекта.

Итак, внутренними факторами, влияющими на финансовую устойчивость, являются:

  • отраслевая принадлежность субъекта хозяйствования;
  • структура выпускаемой продукции (услуг), ее доля в общем платежеспособном спросе;
  • размер оплаченного уставного капитала;
  • величина и структура издержек, их соотношение с денежными доходами;
  • состояние имущества и финансовых ресурсов, включая запасы и резервы, их состав и структуру.

Кроме того, к внутренним факторам следует отнести компетенцию  и профессионализм менеджеров предприятия, их умение учитывать изменения внутренней и внешней среды.

К внешним факторам относятся экономические условия хозяйствования, господствующая в обществе техника и технология, платежеспособный спрос и уровень доходов потребителей, налоговая, кредитная политика правительства РФ, законодательные акты по контролю за деятельностью предприятия, внешнеэкономические связи, систему ценностей в обществе и др.

Факторы, оказывающие влияние  на экономическое управление предприятием.

Факторы можно разделить  на две группы:

Не зависящие от деятельности предприятия (внешние или экзогенные факторы).

Общеэкономические факторы:

    • спад объема национального дохода
    • рост инфляции
    • замедление платежного оборота
    • нестабильность налоговой системы
    • нестабильность регулирующего законодательства
    • снижение уровня реальных доходов населения
    • рост безработицы

 

Рыночные факторы:

    • снижение емкости внутреннего рынка
    • усиление монополизма на рынке
    • существенное снижение спроса
    • рост предложения товаров – субститутов
    • снижение активности фондового рынка
    • нестабильность валютного рынка

Прочие факторы:

    • политическая нестабильность
    • негативные демографические тенденции
    • стихийные бедствия
    • ухудшение криминагенной ситуации

Зависящие от деятельности предприятия (внутренние или эндогенные факторы).

Операционные факторы:

    • неэффективный маркетинг
    • неэффективная структура текущих затрат (высокая доля постоянных издержек)
    • низкий уровень использования основных средств
    • высокий размер страховых и сезонных запасов
    • недостаточно диверсифицированный ассортимент продукции
    • неэффективный производственный менеджмент

Инвестиционные факторы:

    • неэффективный фондовый портфель
    • высокая продолжительность строительно-монтажных работ
    • существенный перерасход инвестиционных ресурсов
    • недостижение запланированных объемов прибыли по реализованым реальным проектам
    • неэффективный инвестиционный менеджмент

Финансовые факторы:

    • неэффективная финансовая стратегия
    • неэффективная структура активов (низкая их ликвидность)
    • чрезмерная доля заемного капитала
    • высокая доля краткосрочных источников привлечения заемного капитала
    • рост дебиторской задолженности
    • высокая стоимость капитала
    • превышение допустимых уровней финансовых рисков
    • неэффективный финансовый менеджмент

Существует такое понятие как “конкурентное преимущество фирмы” (КПФ). Такое состояние предполагает устойчивое финансовое положение фирмы, при котором потребности в финансовых ресурсах для текущего и, особенно, для стратегического, перспективного развития удовлетворяются полностью и главным образом за счет собственных средств. С учетом этапов жизненного цикла КПФ, приводятся факторы способствующие банкротству предприятия.

Например, параметры факторов производства (внутренние факторы):

1. Этап зарождения 

Неправильное определение  миссии и производственного профиля  фирмы

Низкие предпринимательские  способности

Низкая квалификация управленческого  персонала

Неадекватный маркетинг

Высокая доля заемного капитала

Низкая квалификация исполнителей

Неадекватность трансакционных издержек

2. Этап ускорения роста

Высокая доля заемного капитала

Неадекватность трансакционных издержек

3. Этап замедления роста

Высокая степень омертвления  оборотного капитала

Потеря гибкости в управлении

Неадекватный маркетинг

Неадекватность трансакционных издержек

4. Этап зрелости

Высокая степень омертвления  оборотного капитала

Старение управленческого  персонала и потеря гибкости

Старение основного капитала

Неадекватный маркетинг

Неадекватность трансакционных издержек

5. Этап спада

Старение основного капитала

Высокая доля заемного капитала

Неадекватный маркетинг

Неадекватность трансакционных издержек

Исходя из рассмотренных  факторов, способствующих банкротству  предприятия (в свою очередь, нарушающие внутреннюю сбалансированность предприятия), в дальнейшем следует выделить те, которые наиболее сильно влияют на ЭУП. При решении этой задачи нужно будет учитывать следующее:

Жизненный цикл предприятия;

Отраслевую принадлежность предприятия.

Таким образом, учитывая главные  факторы, можно будет составить  перечень показателей и разработать  метод оценки ЭУП.

 

Глава 3. Основные направления повышения эффективности  управления платежеспособностью предприятия

3.1. Формирование  системы оптимальных кредитных  условий (дебиторы)

В состав этих условий входят следующие  элементы:

  • срок предоставления кредита (кредитный период);
  • размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);
  • стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);
  • система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

Срок предоставления кредита (кредитный  период) характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется  отсрочка платежа за реализованную  продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к  увеличению суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую  задолженность, и увеличению продолжительности  финансового и всего операционного  цикла организации. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода, необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности в комплексе.

Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) характеризует  максимальный предел суммы задолженности  покупателя по предоставляемому товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту. Он устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при  потребительском кредите — средней  стоимости реализуемых в кредит товаров), финансового состояния организации — кредитора и других факторов. Кредитный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой продукции.

Стоимость предоставления кредита  характеризуется системой ценовых  скидок при осуществлении немедленных  расчетов за приобретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления  в годовом исчислении. Алгоритм этого  расчета характеризуется следующей  формулой:

ПСк = ЦСн х 360 / СПк,

где ПСк — годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит;

ЦСн — ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретенную продукцию; 
в %,

СПк — срок предоставления кредита (кредитный период), в днях.

Устанавливая стоимость товарного (коммерческого) или потребительского кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать  уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту. В  противном случае он не будет стимулировать  реализацию продукции в кредит, так  как покупателю будет выгодней взять  краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную  продукцию при ее покупке.

Система штрафных санкций за просрочку  исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать  соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери организации-кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие).

 

Таблица 8

Состав и структура дебиторской  задолженности ЗАО «Комсомольский»

 

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Дебиторская задолженность (платежи  по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) краткосрочная  – всего

1107

4990

2671

В том числе 

         расчеты  с покупателями и заказчиками

1107

4990

2671

ИТОГО

1107

4990

2671


 

В 2009 году по сравнению с 2008 годом  произошло увеличение дебиторской  задолженности на 3883 тысяч рублей, а в 2010 году по сравнению с 2009 годом  – уменьшение дебиторской задолженности  на 2319 тысяч рублей. Дебиторскую  задолженность составляют расчеты  с покупателями и заказчиками.

Чтобы сделать общий вывод по задолженностям надо показать изменения  и кредиторской задолженности за последние 3 года.

Таблица 9

Состав и структура кредиторской задолженности ЗАО «Комсомольский»

 

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Кредиторская задолженность

Краткосрочная - всего

819

410

102

В том числе

        расчеты с  поставщиками и     подрядчиками

   

 

594

 

166

 

67

        расчеты по  налогам и сборам

204

222

35

        прочая

21

22

-

Долгосрочная - всего

3792

2715

1612

В том числе

        кредиты 

 

2071

 

1423

 

741

        прочая 

1721

1292

871

ИТОГО

4611

3125

1714

Информация о работе Управление платежеспособности предприятия (на примере ЗАО «Комсомольский»)