Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 16:28, курсовая работа
Целью работы является теоретическое обоснование и исследование механизма управления прибылью на примере конкретного предприятия.
В соответствии с поставленной целью, в курсовой работе решаются следующие задачи:
– исследована экономическая сущность прибыли и затрат в условиях рыночного хозяйства и механизм ее формирования;
– проведен анализ показателей прибыли и затрат конкретного предприятия
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ И ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………….5
1.1. Экономическая сущность прибыли и затрат предприятия…………………...5
1.2. Функции и объекты управления прибылью и затратами…………………...14
1.3 Современные методы управления прибылью и затратами предприятия………………………………………………………………………...22
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ И ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «БЕТОНАР» ……………………………………………..24
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Бетонар»………...24
2.2 Анализ прибыли и рентабельности предприятия…………………………….26
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ И ЗАТРАТАМИ…………………………………………………….41
3.1. Пути повышения рентабельности предприятия……………………………..41
3.2. Рекомендации по формированию прибыли от продаж……………………...43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...………..47
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………48
Как следует из данных таблицы 3 за отчетный период расходы организации возросли на 8965 тыс.руб. или на 110,8% В течение анализируемого периода себестоимость предприятия понизилась на 849 руб. или на 98,8%. В составе расходов удельный вес себестоимости понизился по сравнению с предыдущим годом с 87% до 77,5% или на 9,5 пункта.
Коммерческие расходы предприятия в отчетном периоде по сравнению с предыдущим годом увеличились на 161 руб. или на 0,1%. Управленческие расходы предприятия увеличились на 9434 руб. Проценты к уплате в отчетном периоде стали меньше на 235 руб. Сокращение процентов к уплате связано с сокращением обязательств предприятия. Прочие расходы предприятия выросли на 454руб. или на 15,3%, составив в отчетном году 3425 тыс.руб. Тем не менее доля прочих расходов в структуре расходов уменьшилась в отчетном году на 0,1 пункт.
В отчетном году по сравнению с предыдущим повысились показатели рентабельности расходов, расходоемкости продаж, а также показатель величины доходов, приходящихся на 1 рубль расходов. Рентабельность расходов возросла на 2,3%, став в отчетном году равной 12,5%. Расходоемкость продаж увеличилась на 3,2%. Величина доходов, приходящихся на 1 рубль расходов повысилась с 1,13 раза до 1,17 раза, т.е. на 0,04.
Методика расчета показателей:
Для подсчета
показателя «Изменение»
Показатель «Удельный вес в структуре расходов 2011 года» определяем следующим способом: показатель «Остатки по балансу на конец 2011 года» делим на показатель «Итого активов (пассивов) на конец 2011 года» и полученный результат умножаем на 100%.
Таблица 4
Анализ структуры расходов ООО «Бетонар» за 2011-2012гг.
Показатели |
2011 г., тыс. руб. |
Уд.вес, % |
2012 г., тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг |
72014 |
86,4 |
71165 |
76,7 |
Коммерческие расходы |
860 |
1 |
1021 |
1,1 |
Управленческие расходы |
6346 |
7,6 |
15780 |
17 |
Прочие расходы |
2971 |
3,6 |
3425 |
3,7 |
Текущий налог на прибыль |
1201 |
1,4 |
1426 |
1,5 |
Всего расходов: |
83392 |
100,00 |
92817 |
100,00 |
Из данных таблицы 4 следует, что себестоимость проданных товаров уменьшилась с 86,4% до 76,7% в связи с модернизацией оборудования и снижения норм расходов на производимую продукцию. При этом доля коммерческих расходов составила в 2011 г. 1 % , в 2012 г. – 1,1%. Доля управленческих расходов увеличилась с 7,6% до 17%. Это связано с выплатой премий в 2012 г., в связи с модернизацией оборудования.
Таким образом, резервы снижения затрат необходимо искать прежде всего в управленческих расходах.
Таблица 5
Анализ структуры себестоимости
Изготовлено продукции, тыс, м 2 |
280 |
275 |
||
Показатель тыс. руб. |
2011г |
Уд.вес, % |
2012г |
Уд.вес, % |
Цемент |
19244,4 |
29,4 |
18900,75 |
28,9 |
Песок |
9030 |
13,8 |
8868,75 |
13,6 |
Гравий |
3424,4 |
5,2 |
3363,25 |
5,1 |
Добавка |
641,2 |
1 |
629,75 |
1 |
З\п |
29000 |
44,3 |
30000 |
45,9 |
Энергия |
2950 |
4,5 |
2350 |
3,7 |
Аренда |
1200 |
1,8 |
1200 |
1,8 |
Всего |
65490 |
100 |
65312,5 |
100 |
Из таблицы следует, что в себестоимости наибольший удельный вес имеет себестоимость товаров (т.е. их закупочная стоимость) и заработная плата персонала. Заработная плата в 2011 г. составила 44,3 % себестоимости, а в 2012 г. 45,9. В целом можно отметить, что структура себестоимости достаточно стабильна.
Рис. 1 Анализ структуры себестоимости за 2011 г
Рис. 2 Анализ структуры себестоимости за 2012 г
Способ цепной подстановки
Величина собственного капитала (СК)= ф.1 строки 1300+1530+1540=
2012 г. = 25280+2862+800=28942 тыс. руб.
2011 г. = 25990+2786+400 = 29176 тыс. руб.
2010 г. = 21071+2710+600=24381 тыс. руб.
Величина заемного капитала (ЗК)= ф.1 строки 1400+1510+1520+1521+1550
2012 г. =11991+2899+9512+2542+0=26944 тыс. руб.
2011 г. =12088+2000+14828+3846+0 = 32762 тыс. руб.
2010 г. = 8658+0+15260+4656+0=28574 тыс. руб.
Величина активов предприятия (А)= ф.1 строка 1600
2012=56544 тыс. руб.
2011=60892 тыс. руб.
2010=52143 тыс. руб.
Способ цепной подстановки используется для расчета влияния факторов во всех типах детерминированных факторных моделей. Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью определяют ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, затем двух, трех и т.д. факторов, допуская, что остальные не меняются. Сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня того или другого фактора позволяет элиминироваться от влияния всех факторов, кроме одного, и определить воздействие последнего на прирост результативного показателя.
= 1,84*1,54*1,14*11,13=35,95
=1,96*1,54*1,14*11,13=38,30
=1,96*1,68*1,14*11,13=41,78
=1,96*1,68*1,02*11,13=37,38
=1,96*1,68*1,02*14,93=50,14
Рентабельность собственного капитала увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 14,55, в том числе за счет изменения:
а) доли активов на рубль заемного капитала
∆Rск (D акт) =Rск усл1 - Rск 0 =38,30-35,95=2,35
б) Коэффициента оборачиваемости активов
∆Rск (Коб.акт) = Rск усл2 – Rск усл1 =41,78-38,30=3,48
в) коэффициента финансового рычага
∆Rск (Кф.л) = Rск усл3 – Rск усл2 =37,38-41,78=-4,40
г) рентабельности продаж
∆Rск (Rпрод) = Rск 1 – Rск усл3 =50,14-37,38=12,76
Таблица 6
Расчет влияния факторов на изменение рентабельности собственного капитала
Показатель |
Алгоритм расчета |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Изменение (+,-) |
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
1. Чистая прибыль, тыс.руб. |
Ф.2 стр.2400 |
9723 |
14780 |
5057 |
2. Среднегодовые остатки |
|
26778 |
29059 |
2281 |
3. Среднегодовые остатки |
|
30668 |
29853 |
-815 |
4.Среднегодовые остатки всех активов, тыс. руб. |
|
56517 |
58718 |
2201 |
5.Выручка от продаж, тыс. руб. |
Ф.2 стр.2110 |
87341 |
98972 |
11631 |
6.Доля активов на 1 руб. заемного капитала |
D акт= |
1,84 |
1,96 |
0,12 |
7.Коэффициент оборачиваемости активов |
К об.акт.= |
1,54 |
1,68 |
0,14 |
8.Коэффициент финансового |
К ф.л. = |
1,14 |
1,02 |
-0,12 |
9.Рентабельность продаж,% |
Rпрод= |
11,13 |
14,93 |
3,8 |
10.Рентабельность |
Rск= |
36,31 |
50,86 |
14,55 |
Анализируя данные таблицы № 6 можно сделать вывод, что рентабельность собственного капитала увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 14,55%. За счет увеличения доли активов на рубль заемного капитала на 0,12% рентабельность собственного капитала увеличилась на 2,35, за счет увеличения коэффициента оборачиваемости активов на 0,14, рентабельность собственного капитала увеличилась на 3,48. Уменьшение коэффициента финансового рычага на 0,12 привело к снижению рентабельности собственного капитала на 4,40, а рост рентабельности продаж на 3,8% повлияло на увеличение рентабельности собственного капитала на 12,76.
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ И ЗАТРАТАМИ
3.1. Пути повышения рентабельности предприятия
Основными способами повышения рентабельности на предприятии ООО «Бетонар» являются следующие:
- увеличение суммы прибыли от реализации продукции;
- снижение себестоимости товарной продукции.
Способы увеличения прибыли определяются по каждому виду товарной продукции.
Резервы увеличения прибыли:
- увеличение объема реализации продукции. Для этого можно наладить выпуск нового изделия, что планируется сделать на предприятии.
- снижение себестоимости продукции.гг
Повышение цен за счет:
- повышение качества;
- поиск более выгодных рынков сбыта;
- реализация в более оптимальные сроки.
Источники снижения себестоимости промышленной продукции:
1. Увеличение объема
2. Снижение затрат на
производство за счет
3. Снижение управленческих расходов.
Факторы роста любого показателя рентабельности зависят от единых экономических явлений и процессов. Это прежде всего:
- совершенствование системы
управления производством в
- повышение эффективности использования ресурсов предприятиям на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений;
- индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.
Важным фактором роста рентабельности в нынешних условиях является работа предприятия по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно, - росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, вовлечение в производство новых ресурсов.
Снижение себестоимости должно стать главным условием роста прибыльности и рентабельности производства.
Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия и государства в целом. Поэтому прежде всего важно определить состав прибыли предприятия. Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовой доход. На величину валового дохода влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.
Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов. Рост производительности труда.
К факторам, не зависящим от деятельности предприятия, относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и др.
Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вывод о необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства.
3.2. Рекомендации по формированию прибыли от продаж.
Процесс управления коммерческими организациями в условиях рыночной экономики усложняется. Руководителям сегодняшнего дня необходима объективная и оперативная информация для принятия управленческих решений. В современных условиях традиционные подходы должны постепенно вытесняться более совершенными.
Так, преследуя цель получения максимально возможной прибыли, руководство организации должно ориентироваться не только на внешние факторы, определяемые условиями рыночной среды, сколько на изучение внутренних факторов, влияющих на изыскание резервов увеличения прибыли.
В соответствии с проведенным анализом, показатели прибыли и рентабельности в отчетном периоде увеличились в сравнении со значениями предыдущего периода. Каждый собственник заинтересован в том, чтобы в получить максимум прибыли и этот максимум необходимо обосновать аналитическими расчетами.
Информация о работе Управление прибылью и затратами предприятия