Управление прибылью и затратами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является теоретическое обоснование и исследование механизма управления прибылью на примере конкретного предприятия.
В соответствии с поставленной целью, в курсовой работе решаются следующие задачи:
– исследована экономическая сущность прибыли и затрат в условиях рыночного хозяйства и механизм ее формирования;
– проведен анализ показателей прибыли и затрат конкретного предприятия

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ И ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………….5
1.1. Экономическая сущность прибыли и затрат предприятия…………………...5
1.2. Функции и объекты управления прибылью и затратами…………………...14
1.3 Современные методы управления прибылью и затратами предприятия………………………………………………………………………...22
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ И ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «БЕТОНАР» ……………………………………………..24
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Бетонар»………...24
2.2 Анализ прибыли и рентабельности предприятия…………………………….26
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ И ЗАТРАТАМИ…………………………………………………….41
3.1. Пути повышения рентабельности предприятия……………………………..41
3.2. Рекомендации по формированию прибыли от продаж……………………...43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...………..47
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………48

Файлы: 1 файл

курсовая ФМ.docx

— 171.32 Кб (Скачать файл)

 

     Как следует из данных таблицы 3 за отчетный период расходы организации возросли на 8965 тыс.руб. или на 110,8%  В течение анализируемого периода себестоимость предприятия понизилась на 849 руб. или на 98,8%. В составе расходов удельный вес себестоимости понизился по сравнению с предыдущим годом с 87% до 77,5% или на 9,5 пункта.

     Коммерческие расходы предприятия в отчетном периоде по сравнению с предыдущим годом увеличились на 161 руб. или на 0,1%. Управленческие расходы предприятия увеличились на 9434 руб. Проценты к уплате в отчетном периоде стали меньше на 235 руб. Сокращение процентов к уплате связано с сокращением обязательств предприятия. Прочие расходы предприятия выросли на 454руб. или на 15,3%, составив в отчетном году 3425 тыс.руб. Тем не менее доля прочих расходов в структуре расходов уменьшилась в отчетном году на 0,1 пункт.

     В отчетном году по сравнению с предыдущим повысились показатели рентабельности расходов, расходоемкости продаж, а также показатель величины доходов, приходящихся на 1 рубль расходов. Рентабельность расходов возросла на 2,3%, став в отчетном году равной 12,5%. Расходоемкость продаж увеличилась на 3,2%. Величина доходов, приходящихся на 1 рубль расходов повысилась с 1,13 раза до 1,17 раза, т.е. на 0,04.

     Методика расчета показателей:

     Для подсчета  показателя «Изменение» необходимо  из показателя «Остатки по  балансу на конец 2011 года» вычесть показатель «Остатки по балансу на конец 2010 года». При определении показателя «Темп роста (снижения)»  - необходимо показатель «Остатки по балансу на конец 2011 года» разделить на показатель «Остатки по балансу на конец 2010 года» и полученную сумму умножить на 100%.

     Показатель  «Удельный вес в структуре  расходов 2011 года» определяем следующим  способом: показатель «Остатки по  балансу на конец 2011 года» делим на показатель «Итого активов (пассивов) на конец 2011 года» и полученный результат умножаем на 100%.

 

 

Таблица 4

 Анализ структуры расходов  ООО «Бетонар» за 2011-2012гг.

Показатели

2011 г., тыс. руб.

Уд.вес, %

2012 г., тыс. руб.

Уд. вес, %

Себестоимость проданных товаров, работ, услуг

72014

86,4

71165

76,7

Коммерческие расходы

860

1

1021

1,1

Управленческие расходы

6346

7,6

15780

17

Прочие расходы

2971

3,6

3425

3,7

Текущий налог на прибыль

1201

1,4

1426

1,5

Всего расходов:

83392

100,00

92817

100,00


 

     Из данных таблицы 4 следует, что себестоимость проданных товаров уменьшилась с 86,4% до 76,7% в связи с модернизацией оборудования и снижения норм расходов на производимую продукцию. При этом доля коммерческих расходов составила в 2011 г. 1 % , в 2012 г. – 1,1%. Доля управленческих расходов увеличилась с 7,6% до 17%. Это связано с выплатой премий в 2012 г., в связи с модернизацией оборудования.

     Таким образом, резервы снижения затрат необходимо искать прежде всего в управленческих расходах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5

Анализ структуры себестоимости

Изготовлено продукции, тыс, м 2

280

 

275

 

Показатель тыс. руб.

2011г

Уд.вес, %

2012г

Уд.вес, %

Цемент

19244,4

29,4

18900,75

28,9

Песок

9030

13,8

8868,75

13,6

Гравий

3424,4

5,2

3363,25

5,1

Добавка

641,2

1

629,75

1

З\п

29000

44,3

30000

45,9

Энергия

2950

4,5

2350

3,7

Аренда

1200

1,8

1200

1,8

Всего

65490

100

65312,5

100




 

     Из таблицы  следует, что в себестоимости  наибольший удельный вес имеет  себестоимость товаров (т.е. их закупочная  стоимость) и заработная плата  персонала. Заработная плата в 2011 г. составила 44,3 % себестоимости, а в 2012 г. 45,9. В целом можно отметить, что структура себестоимости  достаточно стабильна.

Рис. 1 Анализ структуры себестоимости за 2011 г

 

 

Рис. 2 Анализ структуры себестоимости за 2012 г

 

Способ цепной подстановки

 

     Величина собственного капитала (СК)= ф.1 строки 1300+1530+1540=

2012 г. = 25280+2862+800=28942 тыс. руб.

2011 г. = 25990+2786+400 = 29176 тыс. руб.

2010 г. = 21071+2710+600=24381 тыс. руб.

     Величина заемного капитала (ЗК)= ф.1 строки 1400+1510+1520+1521+1550

2012 г. =11991+2899+9512+2542+0=26944 тыс. руб.

2011 г. =12088+2000+14828+3846+0 = 32762 тыс. руб.

2010 г. = 8658+0+15260+4656+0=28574 тыс. руб.

     Величина активов предприятия (А)= ф.1 строка 1600

2012=56544 тыс. руб.

2011=60892 тыс. руб.

2010=52143 тыс. руб.

     Способ цепной подстановки используется для расчета влияния факторов во всех типах детерминированных факторных моделей. Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью определяют ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, затем двух, трех и т.д. факторов, допуская, что остальные не меняются. Сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня того или другого фактора позволяет элиминироваться от влияния всех факторов, кроме одного, и определить воздействие последнего на прирост результативного показателя.

= 1,84*1,54*1,14*11,13=35,95

=1,96*1,54*1,14*11,13=38,30

=1,96*1,68*1,14*11,13=41,78

=1,96*1,68*1,02*11,13=37,38

=1,96*1,68*1,02*14,93=50,14

     Рентабельность собственного капитала увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 14,55, в том числе за счет изменения:

а) доли активов на рубль заемного капитала

∆Rск (D акт) =Rск усл1 - Rск 0 =38,30-35,95=2,35

б) Коэффициента оборачиваемости активов

∆Rск (Коб.акт) = Rск усл2 – Rск усл1 =41,78-38,30=3,48

в) коэффициента финансового рычага

∆Rск (Кф.л) = Rск усл3 – Rск усл2 =37,38-41,78=-4,40

г) рентабельности продаж

∆Rск (Rпрод) = Rск 1 – Rск усл3 =50,14-37,38=12,76

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 6

Расчет влияния факторов на изменение рентабельности собственного капитала

Показатель

Алгоритм расчета

Предыдущий год

Отчетный год

Изменение      (+,-)

А

Б

1

2

3

1. Чистая прибыль, тыс.руб.

Ф.2 стр.2400

9723

14780

5057

2. Среднегодовые остатки собственного  капитала, тыс.руб.

26778

29059

2281

3. Среднегодовые остатки заемного  капитала, тыс.руб.

30668

29853

-815

4.Среднегодовые остатки всех  активов, тыс. руб.

56517

58718

2201

5.Выручка от продаж, тыс. руб.

Ф.2 стр.2110

87341

98972

11631

6.Доля активов на 1 руб. заемного  капитала

D акт=

1,84

1,96

0,12

7.Коэффициент оборачиваемости  активов

К об.акт.=

1,54

1,68

0,14

8.Коэффициент финансового рычага (левериджа)

К ф.л. =

1,14

1,02

-0,12

9.Рентабельность продаж,%

Rпрод=

11,13

14,93

3,8

10.Рентабельность собственного  капитала,%

Rск=

36,31

50,86

14,55


 

     Анализируя данные таблицы № 6 можно сделать вывод, что рентабельность собственного капитала увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 14,55%. За счет увеличения доли активов на рубль заемного капитала на 0,12% рентабельность собственного капитала увеличилась на 2,35, за счет увеличения коэффициента оборачиваемости активов на 0,14, рентабельность собственного капитала увеличилась на 3,48. Уменьшение коэффициента финансового рычага на 0,12 привело к снижению рентабельности собственного капитала на 4,40, а рост рентабельности продаж на 3,8% повлияло на увеличение рентабельности собственного капитала на 12,76.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ И ЗАТРАТАМИ

 

3.1. Пути повышения  рентабельности предприятия

 

     Основными способами повышения рентабельности на предприятии ООО «Бетонар» являются следующие:

- увеличение суммы прибыли от реализации продукции;

- снижение себестоимости товарной продукции.

     Способы увеличения прибыли определяются по каждому виду товарной продукции.

     Резервы увеличения  прибыли:

- увеличение объема реализации  продукции. Для этого можно наладить  выпуск нового изделия, что планируется сделать на предприятии.

- снижение себестоимости  продукции.гг

Повышение цен за счет:

- повышение качества;

- поиск более выгодных рынков сбыта;

- реализация в более оптимальные сроки.

Источники снижения себестоимости промышленной продукции:

1. Увеличение объема производства  за счет более полного использования  производственных мощностей предприятия.

2. Снижение затрат на  производство за счет увеличения  уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, оборудования и т.д.

3. Снижение управленческих  расходов.

     Факторы роста любого показателя рентабельности зависят от единых экономических явлений и процессов. Это прежде всего:

- совершенствование системы  управления производством в условиях  рыночной экономики на основе  преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах;

- повышение эффективности  использования ресурсов предприятиям на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений;

- индексация оборотных  средств и четкое определение  источников их формирования.

     Важным фактором роста рентабельности в нынешних условиях является работа предприятия по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно, - росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, вовлечение в производство новых ресурсов.

     Снижение себестоимости должно стать главным условием роста прибыльности и рентабельности производства.

     Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия и государства в целом. Поэтому прежде всего важно определить состав прибыли предприятия. Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовой доход. На величину валового дохода влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.

     Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов. Рост производительности труда.

     К факторам, не зависящим от деятельности предприятия, относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и др.

     Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вывод о необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства.

 

 

3.2. Рекомендации  по формированию прибыли от продаж.

 

     Процесс управления коммерческими организациями в условиях рыночной экономики усложняется. Руководителям сегодняшнего дня необходима объективная и оперативная информация для принятия управленческих решений. В современных условиях традиционные подходы должны постепенно вытесняться более совершенными.

     Так, преследуя цель получения максимально возможной прибыли, руководство организации должно ориентироваться не только на внешние факторы, определяемые условиями рыночной среды, сколько на изучение внутренних факторов, влияющих на изыскание резервов увеличения прибыли.

В соответствии с проведенным анализом, показатели прибыли и рентабельности в отчетном периоде увеличились в сравнении со значениями предыдущего периода. Каждый собственник заинтересован в том, чтобы в получить максимум прибыли и этот максимум необходимо обосновать аналитическими расчетами.

Информация о работе Управление прибылью и затратами предприятия