Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 10:55, курсовая работа
Целью данной работы является исследование методов и подходов к управлению затратами предприятия и дать предложения по повышению ее эффективности для конкретного предприятия.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
• Раскрыть понятия затрат, расходов и издержек, себестоимости
Изложить классификацию затрат в системе управления затратами
Введение
1. Политика управления текущими затратами
1.1 Экономическая сущность и необходимость
управления текущими затратами
1.2 Методы оценки и классификации затрат
2. Анализ текущих издержек ООО «СМУ-3»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ текущих затрат предприятия
2.3 Анализ факторов, влияющих на формирование
производственных затрат
3. Пути оптимизации затрат на производство
продукции ООО «СМУ-3»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
По коэффициенту краткосрочной задолженности видно, что величина краткосрочной кредиторской задолженности ООО «СМУ-3» значительно превосходит величину долгосрочной задолженности (99% и 1% соответственно). При этом за рассматриваемый период (2011 г.) доля долгосрочной задолженности выросла на 1%.
Коэффициент автономии организации на последний день 2012 г. составил 0,93. Данный коэффициент характеризует степень зависимости организации от заемного капитала. Полученное здесь значение говорит о слишком осторожном отношении ООО «СМУ-3» к привлечению заемных денежных средств (собственный капитал составляет 93% в общем капитале организации). Значение коэффициента покрытия инвестиций на конец 2012 г. равно 0,93, что полностью соответствует норме (доля собственного капитала и долгосрочных обязательств в общей сумме капитала ООО «СМУ-3» составляет 93%).
Значение коэффициента маневренности собственного капитала на последний день декабря 2012 г. составило 0,16. Итоговое значение коэффициента обеспеченности материальных запасов (1,36) соответствует норме, т. е. материально-производственные запасы в достаточной степени обеспечены собственными оборотными средствами ООО «СМУ-3».
По коэффициенту краткосрочной задолженности видно, что величина краткосрочной кредиторской задолженности ООО «СМУ-3» значительно превосходит величину долгосрочной задолженности (98% и 2% соответственно). При этом за 2012 г. доля долгосрочной задолженности фактически не изменилась.
Таким образом, практически по всем показателям деятельности предприятия наблюдается рост, что характеризует повышение эффективности деятельности ООО «СМУ-3».
2.2 Анализ текущих затрат предприятия
Произведем анализ себестоимости по экономическим элементам по ООО «СМУ-3» за 2012 – 2012 гг., для чего составим таблицу 2.4.
Таблица 2.4
Анализ себестоимости ООО «СМУ-3» за 2010 – 2012 гг. по элементам затрат
Показатели |
Годы |
Изменение, (+,-) |
Темп изменения в % | ||||
2010 |
2011 |
2012 |
2011 г. к 2010 г. |
2012 г. к 2011 г. |
2011 г. к 2010 г. |
2012 г. к 2011 г. | |
1. Материальные затраты, тыс. руб. |
17210 |
20757 |
49371 |
3547 |
28614 |
120,6 |
в 2,4 раза |
2.Затраты на оплату труда, тыс. руб. |
13920 |
18105 |
23914 |
4185 |
5809 |
130,1 |
132,1 |
3. Отчисления на социальные нужды, тыс. руб. |
4955 |
6415 |
7566 |
1460 |
1151 |
129,5 |
117,9 |
4. Амортизационные отчисления, тыс. руб. |
2999 |
4744 |
5065 |
1745 |
321 |
158,2 |
106,8 |
5. Прочие затраты, тыс. руб. |
1183 |
6383 |
24029 |
5200 |
17646 |
539,6 |
в 3,8 раза |
ИТОГО |
40267 |
56404 |
109945 |
16137 |
53541 |
140,1 |
194,9 |
Из данных таблицы 2.4 следует, что себестоимость продукции, работ, услуг ООО «СМУ-3» в 2010 г. составила 40267 тыс. руб., в 2011 г. – 56404 тыс. руб., в 2012 г. – 109945 тыс. руб. Наблюдается увеличение затрат на производство в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 16137 тыс. руб. или 40,1 %, в 2008 г. по сравнению с 2011 г. – на 53541 тыс. руб. или 94,9 %. Увеличение себестоимости продукции, работ, услуг за анализируемый период обусловлено ростом составляющих затрат.
В составе себестоимости значительны материальные затраты. Их величина в 2010 г. составила 17210 тыс. руб., в 2011 г. данная группа затрат увеличилась на 3547 тыс. руб. или 20,6 % и составила 20757 тыс. руб. В 2012 г. наблюдается дальнейшее увеличение материальных затрат до 49371 тыс. руб. В 2012 г. они увеличились на 28614 тыс. руб. или в 2,4 раза по сравнению с 2011 г..
Затраты на оплату труда в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличились с 13920 тыс. руб. до 18105 тыс. руб., т.е. на 4815 тыс. руб. или 30,1 %. В 2012 г. по сравнению с 2011 г. затраты на оплату труда увеличиваются до 23914 тыс. руб. или на 32,1 %, что обусловлено ростом средней зарплаты работников.
Аналогичная тенденция прослеживается по отчислениям на социальные нужды. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. сумма отчислений на социальные нужды увеличивается с 4955 тыс. руб. до 64154 тыс. руб., в 2012 г. по сравнению с 2011 г. произошло увеличение показателя до 7566 тыс. руб. Амортизационные отчисления составили в 2006 г. 4999 тыс. руб., в 2011 г. снизились на 255 тыс. руб. или 5,1 % и достигли уровня 4744 тыс. руб., в 2012 г. наблюдается увеличение амортизационных отчислений до 5065 тыс. руб. За анализируемый период 2010 – 2012 гг. наблюдается также рост прочих затрат в составе себестоимости: с 1183 тыс. руб. в 2010 г. до 6383 тыс. руб. в 2011 г. и до 24029 тыс. руб. в 2012 г..
Затраты на один рубль товарной продукции - наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Определяется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах.
На основании ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»» рассчитаем показатель затрат на рубль выручки от продаж и оценим его динамику (таблица 2.5).
Таблица 2.5
Динамика затрат на рубль выручки от продаж ООО «СМУ-3» за 2010 – 2012 гг.
Показатели |
Год |
Изменение (+,-) |
Темп изменения, % | ||||
2010 |
2011 |
2012 |
2011г. к 2010 г. |
2012г. к 2011 г. |
2011 к 2010 |
2012 к 2011 | |
Выручка от продажи продукции (работ, услуг), тыс. руб. |
52173 |
73448 |
132419 |
21275 |
58971 |
140,8 |
180,3 |
Полная себестоимость продукции, тыс. руб. |
46093 |
66083 |
123632 |
109945 |
57549 |
143,4 |
187,1 |
Затраты на рубль выручки от продаж, руб. |
0,88 |
0,90 |
0,93 |
0,2 |
0,3 |
102,3 |
103,3 |
Из данных таблицы 2.5 следует, что затраты на 1 рубль выручки от продаж в ООО «СМУ-3» за анализируемый период в целом обнаруживают тенденцию к увеличению с 0,88 руб. в 2010 г. до 0,93 руб. в 2012 г. Однако по годам наблюдается неоднозначная тенденция: в 2011 г. по сравнению с 2010 г. они повысились на 0,2 руб. или 2,3 %, а в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличились на 0,03руб. или 3,3 %. Таким образом, в 2012 г. на рубль выручки от продаж приходилось 93 коп. затрат и 7 коп. прибыли. Графически динамика затрат на 1 рубль выручки от продаж ООО «СМУ-3» за 2010 – 2012 гг. представлена на рис. 2.1.
Влияние изменения доходов и расходов в абсолютном выражении на показатель чистой прибыли ООО «СМУ-3» приведено в табл. 2.6
Таблица 2.6
Влияние изменения доходов и расходов на показатель чистой прибыли ООО «СМУ-3» за 2010-2012 гг., тыс. руб.
Показатели |
Изменение за 2010 год (+,-) |
Изменение за 2011 год (+,-) |
Совокупное изменение за весь период |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Доходы от обычных видов деятельности |
21275 |
58971 |
80246 |
2. Расходы по обычным видам деятельности |
-19988 |
-57551 |
-77539 |
3. Превышение доходов
по обычной деятельности над
расходами по обычной |
1288 |
1420 |
2707 |
4. Проценты к уплате |
0 |
-812 |
-812 |
5. Прочие доходы |
-36 |
93 |
57 |
6. Прочие расходы |
-35 |
154 |
119 |
8. Превышение прочих доходов над расходами |
-71 |
247 |
176 |
9. Прибыль до налогообложения |
1216 |
854 |
2070 |
10. Текущий налог на прибыль |
-226 |
-206 |
-432 |
11. Чистая прибыль |
990 |
648 |
1638 |
Необходимо отметить, что увеличение доходов положительно влияет на формирование чистой прибыли организации, увеличение расходов, напротив, приводит к уменьшению показателя чистой прибыли.
Превышение доходов по обычным видам деятельности над аналогичными расходами увеличилось на 2707 тыс. руб.. В структуре расходов по обычным видам деятельности произошли некоторые изменения, это связано с увеличением доли себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг до уровня 88, 9% и снижением коммерческих расходов до уровня 11,1%. Положительное влияние имеет превышение прочих доходов над расходами, которое увеличилось в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 247 тыс. руб. Таким образом, на рост чистой прибыли в большей степени повлияло увеличение доходов от обычной деятельности (выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг) на 80246 тыс. руб. Рост коммерческих расходов на 7861 тыс. руб. и прочих расходов на 693 тыс. руб. не имел доминирующего влияния. В результате прибыль до налогообложения за анализируемый период 2010 – 2012 гг. возросла на 2070 тыс. руб. и чистая прибыль, соответственно, на 1638 тыс. руб.
2.3 Анализ факторов, влияющих на формирование производственных затрат
Важным разделом управления
издержками предприятия является анализ
взаимосвязи себестоимости, объема
продаж и прибыли. В ходе этого
анализа вычисляют точку безубы
Данные для факторного анализа приведены в табл. 2.7. Сведения об объеме продаж, а также средней цене реализованных товаров (работ, услуг) ООО «СМУ-3» за 2010-2012 гг. были представлены коммерческим директором предприятия.
Используя метод цепных подстановок, находим изменение прибыли от реализации за счет изменения каждого фактора. Результаты анализа факторов первого порядка обоснованы в табл. 2.8.
Таблица 2.7
Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж ООО «СМУ-3» за 2010-2012 гг.
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Абсолютное изменение, (+,-) 2012 г. к 2010 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1.Объем продаж товаров (продукции, работ, услуг), шт. |
189380 |
244830 |
378340 |
188960 |
2. Средняя цена за 1 шт. проданного товара, руб. |
275 |
300,0 |
350,0 |
745 |
3. Выручка от продажи, тыс. руб. |
52173 |
73448 |
132419 |
80246 |
4.Себестоимость проданных товаров, тыс. руб. |
40267 |
56404 |
109945 |
69678 |
4.1 материальные затраты, тыс. руб. |
26477 |
36374 |
71464 |
44987 |
4.2 затраты на оплату труда, тыс. руб. |
8053 |
11300 |
21989 |
13936 |
4.3 отчисления на социальные нужды, тыс. руб. |
3060 |
4294 |
8355 |
5295 |
4.4 амортизация основных средств, тыс. руб. |
642 |
827 |
1430 |
788 |
4.5 прочие затраты, тыс. руб. |
2035 |
3609 |
6707 |
4672 |
5. Коммерческие расходы, тыс. руб. |
5826 |
9677 |
13687 |
7861 |
6. Прибыль от продажи, тыс. руб. |
6080 |
7367 |
8787 |
2707 |
Таблица 2.8
Изменение прибыли от продажи ООО «СМУ-3» за счет изменения факторов первого порядка, тыс. руб.
Наименование показателя |
Расчет |
Изменение (+,-) |
1.Общее изменение прибыли от продаж |
80246 - 69678 - 7861 |
2707 |
2. Изменение прибыли за счет изменения выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
(132419 - 40267 -5826) - 6080 |
80246 |
3. Изменение прибыли за счет изменения себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг |
(132419 - 109945 -5826) - (132419 - 40267 - 5826) |
69678 |
4. Изменение прибыли за счет изменения коммерческих расходов |
(132419 - 109945 -136872) - (132419 -109945 - 5826) |
-7861 |
По данным табл. 2.8 можно сделать вывод, что каждый фактор напрямую влиял на сумму прибыли от продаж, поэтому снижение или увеличение каждого показателя пропорционально вело к снижению или увеличению прибыли от продажи товаров (продукции, работ, услуг).
Прибыль от продаж может рассчитываться посредством факторов второго порядка, к которым относятся: объем проданных товаров в натуральном выражении, цена за единицу проданного товара, затраты на производство и реализацию продукции по экономическим элементам.
Модель факторов второго порядка можно представить в виде следующей формулы:
Пр = (Vр х Цр) - (Зм + Зт + ОСН + За + Зпр) - Кр,(2.1)
где Vр - объем проданных товаров в натуральных измерителях,
Цр - цена за 1 шт. проданной продукции,
Зм - материальные затраты,
Зт - затраты на оплату труда,
ОСН - отчисления на социальные нужды,
За - амортизация основных средств,
Зпр - прочие затраты,
Кр - коммерческие расходы,
Используя метод цепных подстановок, находим влияние на прибыль от продаж факторов второго порядка. В табл. 2.9 приведен анализ факторов второго порядка.
Таблица 2.9
Изменение прибыли от продаж ООО «СМУ-3» за счет изменения факторов второго порядка, тыс. руб.
Показатели |
Расчет |
Изменение, (+,-) |
1 |
2 |
3 |
1. Общее изменение прибыли от продаж |
80246 – 44987 -13936-5295-788-4672-7861 |
2707 |
2. Изменение прибыли
за счет изменения объема |
(378 х 275– 40267 -5826) – 6080 |
51777 |
1 |
2 |
3 |
3. Изменение прибыли
за счет изменения |
(104229 -(71464 + 8053 + 3060 + 642 + 2035) - 5826 -(104229 - (26477 + 8053 + 3060 + 642 + 2035 + 5826) |
- 44987 |
4. Изменение прибыли за счет изменения затрат на оплату труда |
(104229 - (71464 + 21989 + 3060 + 642 + 2035) - 5826) -(104229 - (71464 + 8053 +3060 + 642 + 2035) -5826) |
-13936 |
5. Изменение прибыли за счет изменения отчислений от заработной платы |
(104229 – (71464 + 21989 + 8355 +642 + 2035) – 5826) –(104229 – (71464 + 21989 + 306642 + 2035) -5826 |
-5295 |
6. Изменение прибыли
за счет изменения |
(104229 -(71464 + 21989 + 8355 + 1430 + 2035) - 5826) -(104229- (71464 + 21989 + 8355 + 642 + 2035) -5826) |
-788 |
7. Изменение прибыли
за счет изменения прочих |
(104229 -(71464 + 21989 + 8355 + 1430 + 6707)-5826) -(104229 - (71464 + 21989 +8355 + 1430 + 2035)-5826 |
-4672 |
8. Изменения прибыли за счет изменения коммерческих расходов |
(104229 - 109945 - 13687) -(104229 - 109945 - 5826) |
-7861 |
9. Изменения прибыли за счет изменения средней цены единицы проданного товара |
(378 х 350 - 123632) - (378 х 275-123632) |
28350 |