Управление заемным капиталом предприятия и источниками их формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 08:19, курсовая работа

Описание работы

Современная фирма в условиях рынка сталкивается с выбором принятия решений в той или иной стороне ее деятельности. Финансовый менеджмент представляет собой комплекс решений и действий внутри предприятия в соответствии с целями и задачами фирмы по активизации денежных потоков. Финансовый менеджмент как наука представляет собой методологические подходы и варианты решения финансовых проблем. Целью финансового менеджмента является максимизация цены компании или максимизация темпов роста цены компании путем увеличения ее биржевой капитализации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Управление заемным капиталом.………… ………..………………….....4
Понятие и структура заемного капитала …………… ………………4
Способы привлечения заемных средств ………………………….….9
Разработка политики привлечения заемных средств.…………...…16
Краткий анализ финансового состояния предприятия…… …………25
Управление структурой капитала……………………………... ………36
Определение эффективного и допустимого множества портфелей…39
Выбор способа долгосрочного и краткосрочного финансирования…..44
Выбор способа долгосрочного финансирования…………………...44
Выбор способа краткосрочного финансирования………………….48
Заключение…………………………………………………………………….. 52
Список литературы………………………………………………………………53

Файлы: 1 файл

FM_kursovaya моя.docx

— 121.73 Кб (Скачать файл)

1.2. Способы привлечения  заемных средств

Выделяют различные формы  привлечения заемных средств. Так, заемный капитал привлекается для  обслуживания хозяйственной деятельности предприятия в следующих основных формах:

а) в денежных средствах  в национальной валюте;

б) в денежных средствах  в иностранной валюте;

в) в товарной форме (в виде поставок с отсрочкой платежа  сырья, материалов, товаров);

г) в форме предоставления к использованию на арендной основе основных фондов;

д) в иных формах (предоставление с отсрочкой платежа отдельных нематериальных активов и т. п.).

Выбор форм привлечения заемных  средств осуществляется предприятием самостоятельно, исходя из целей и  специфики его хозяйственной  деятельности.

Однако в какой бы форме  не привлекались заемные средства, они должны быть обеспечены соответствующими активами предприятия. Особое значение обеспеченность соответствующими ликвидными активами приобретает при привлечении  заемных средств в денежной форме (при их привлечении в товарной форме обеспечением выступают сами товары, а при их привлечении в форме арендуемого имущества — сами арендуемые основные фонды).

По степени обеспечения  заемных средств, привлекаемых в  денежной форме, служащего гарантией  полного и своевременного их возврата, выделяют следующие виды.

 Бланковый или необеспеченный  кредит - это вид кредита, который  выдается, как правило, предприятию,  которое хорошо зарекомендовало  себя своевременным возвратом  и выполнением всех условий  кредитного договора. В финансовой  практике такая категория предприятий  характеризуется специальным термином  — «первоклассный заемщик»;

Обеспеченный кредит подразумевает  в современной финансовой практике следующие виды кредитного обеспечения:

    • поручительство (гарантия) — это обязательство третьей стороны (оформленное специальным документом — «авалем») перед кредитором оплатить при наступлении гарантийного случая задолженность предприятия-заемщика (одной из разновидностей гарантии является страхование ответственности заемщика за непогашение кредита страховой компанией);
    • залог — это способ обеспечения, при котором кредитор (залогодержатель) приобретает право в случае неисполнения предприятием-заемщиком своих обязательств по кредитному договору получить удовлетворение за счет заложенного имущества. При залоге имущество остается до предъявления претензий в пользовании предприятия-заемщика;
    • заклад — способ обеспечения, при котором имущество заемщика до возврата ссуды передается кредитору (например, ценные бумаги).

Таким образом, исходя из состава  заемных средств, в финансовой практике основными кредиторами предприятия  могут являться:

а) коммерческие банки и  другие учреждения, предоставляющие  кредиты в денежной форме (ипотечные  банки, трастовые компании и т. п.);

б) поставщики и покупатели продукции (коммерческий кредит поставщиков  и авансовые платежи покупателей);

в) фондовый рынок (выпуск облигаций  и других ценных бумаг, кроме акций) и другие источники.

Исходя из поставщиков заемных средств, определяются основные способы (формы) привлечения заемных финансовых ресурсов. Доступность капитала из разных источников определяется различиями в их стоимости, барьерах (технических и организационных), степени их информационной асимметрии (необходимость раскрытия информации при привлечении разных источников капитала в соответствии с требуемым уровнем прозрачности). Я думаю, что во многом доступность источников зависит от известности, репутации, масштабов компании – фирмам, зарекомендовавшим себя на финансовом и фондовом рынках ответственными инвесторами, заемщиками, эмитентами, привлечь капитал легче, и обойдется он дешевле.

 Основным способом  привлечения заемных средств  большинства российских фирм  становятся банковские кредиты.  Банковский кредит - кредитование  деятельности в форме прямой  выдачи денежных ссуд на конкретный  срок и под определенный процент.

В настоящее время существует большое многообразие форм и условий  привлечения банковского кредита, что определяют необходимость эффективного управления этим процессом на предприятиях с высоким объемом потребности  в заемном капитале. В этом случае цели и политика привлечения заемных  финансовых средств конкретизируется предприятием с учетом особенностей банковского кредитования.

Формы банковских кредитов:

  1. Банковский кредит: краткосрочный кредит на временные нужды, сезонный кредит.
  2. Контокоррентный кредит (овердрафт)
  3. Открытие кредитной линии
  4. Ломбардный кредит
  5. Ипотечный кредит
  6. Ролловерный кредит
  7. Консорциальный кредит
  8. Прочие формы

В зависимости от того, на какое время берется кредит, различают  краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до трех лет) и долгосрочные кредиты (от трех до пяти лет).

Важным условием выдачи кредита  является его обеспечение. Основными  видами обеспечения кредита могут  быть поручительство, гарантия, залог  и страхование ответственности  заемщика за непогашение кредита. Поручителем  или гарантом может являться любой  хозяйствующий субъект (банк, предприятие, ассоциация).

Все большее распространение  в современной финансовой практике получает коммерческий кредит, предоставляемый  по товарным операциям в форме  отсрочки платежа. Для привлекающих его предприятий он является маневренной  формой финансирования за счет заемного капитала наименее ликвидной части оборотных активов — запасов товарно-материальных ценностей.

Кроме того, он позволяет  автоматически сглаживать сезонную потребность в иных формах привлечения  заемных финансовых средств, так  как большая часть этой потребности  связана с сезонными особенностями  формирования запасов. Особенно возрастает роль коммерческого кредита при  осуществлении предприятием внешнеэкономических  товарных операций.

Облигация — ценная бумага на предъявителя, представляющая собой долговое обязательство, по которому кредитор получает годовой доход в виде фиксированного или «плавающего» процента.

По сроку погашения  эмитируемые облигации предприятия  подразделяются на краткосрочные и  долгосрочные, что позволяет удовлетворить  соответствующие по срокам потребности  в заемных финансовых ресурсах.

Облигации могут выпускаться  предприятиями, созданными в форме  акционерных или других видов  хозяйственных обществ. Акционерные  предприятия могут выпускать  облигации на сумму не более 25% от размера их уставного фонда и  только после того, как полностью  оплачены все выпущенные акции. Решение  о выпуске облигаций предприятие  принимает самостоятельно. Средства от размещения облигаций направляются предприятием, как правило, на цели финансирования своего стратегического  развития.

Еще одним способом привлечения  заемных средств является расширение практики финансового  лизинга. Федеральный  закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ "О  финансовой аренде (лизинге)" дает следующее  определение этому виду деятельности, лизинг – это совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности. Финансовый лизинг классифицируется по нескольким видам.

Виды финансового лизинга

Классификационный признак

Вид финансового лизинга

По составу участников лизинговой операции

  • прямой;
  • косвенный;

По региональной принадлежности

  • внутренний;
  • внешний;

По формам лизинговых платежей

  • денежный;
  • компенсационный
  • смешанный;

Вне зависимости от объекта  лизинга

  • движимого имущества;
  • недвижимого имущества

 

Привлекательность финансового  лизинга как формы кредитования для коммерческих банков связана  с меньшей степенью риска вложения средств в инвестиции за счет того, что:

1) кредитные ресурсы направляются  на приобретение активной части  основных средств - оборудования, действительная потребность в  котором подтверждена и гарантируется  его использование организацией-лизингополучателем;

2) организация-лизингополучатель  принимает решение заключать  договор лишь в том случае, если для организации производства  имеются все необходимые условия  (произв.площади, рабочая сила, сырье и материалы),кроме оборудования.

Постановлением Правительства  РФ от 29 июня 1995 г №663 определены меры по развитию финансового лизинга, в  том числе по разработке нормативно-правовых актов реализации механизма лизинга, что способствует снижению рисков коммерческих банков и развитию сферы применения финансового лизинга.

Помимо выше рассмотренных  способов привлечения заемных средств, существует еще ряд источников, не играющих в современных условиях столь заметной роли в финансовой деятельности большинства предприятий. К числу таких источников относятся:

  1. Денежные ссуды небанковских учреждений. Хотя традиционными источниками привлечения заемных ресурсов в денежной форме является банковский кредит, они могут привлекаться и из альтернативных источников. Так, денежные ссуды на отдельные финансовые потребности (как правило, краткосрочные) могут быть получены от кредитных союзов, если предприятие является его членом, и некоторых других хозяйствующих субъектов. Порядок оформления, обслуживания и возврата долга в этом случае аналогичен банковскому кредиту. Как правило, стоимость привлечения заемных денежных средств в этом случае несколько ниже, чем по банковскому кредиту.
  2. Средства государственных (правительственных) программ и фондов. К числу таких программ и фондов относятся фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, инновационный фонд, фонд конверсии, различные научно-технические программы. Средства данных фондов предоставляются предприятиям, как правило, на льготных условиях в виде беспроцентных займов со значительным периодом отсрочки выплаты долга. Следует при этом иметь в виду, что средства государственных программ и фондов, предоставленные в виде безвозвратной финансовой помощи, к числу заемных финансовых ресурсов не относятся.
  3. Средства негосударственных программ и фондов. Эти программы и фонды создаются с целью различных форм поддержки предпринимательства. Средства этих программ и фондов, предоставленные предприятию на льготных условиях (за исключением безвозвратной финансовой помощи), также относятся к составу источников привлечения заемных финансовых ресурсов.
  4. Налоговый кредит. Он представляет собой отсрочку налогового платежа, оформленную соответствующим кредитным соглашением на определенный период. Срок предоставления налогового кредита, цели его использования (как правило, связанные с инвестиционной деятельностью предприятия) и порядок возврата регулируются налоговым законодательством.
  5. Нетоварные формы кредиторской задолженности предприятия.

Кредиторская задолженность  по оплате труда, расчетам с бюджетом, с дочерними и другими предприятиями  лишь условно может быть отнесена к заемным финансовым средствам (она носит скорее регулирующий характер). Тем не менее, по своему экономическому содержанию она представляет собой  процесс использования заемных  финансовых средств, так как не входит в состав собственного капитала. Соответственно любое увеличение суммы внутренней кредиторской задолженности по нетоварным операциям может рассматриваться  как дополнительный источник удовлетворения потребности в заемных финансовых средствах.

Использование перечисленных  источников привлечения заемных  финансовых средств (относимых к  категории «прочих») позволяет снизить  стоимость заемного капитала предприятия.

1.3. Разработка  политики привлечения заемных  средств.

Политика привлечения заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.

Процесс управления привлечением заемных средств предприятием строится по следующим основным этапам.

1. Анализ привлечения  и использования заемных средств в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.

На первой стадии анализа изучается динамика общего объема привлечения заемных средств в рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных финансовых ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия.

На второй стадии анализа определяются основные формы привлечения заемных средств, анализируются в динамике удельный вес сформированных финансового кредита, товарного кредита и текущих обязательств по расчетам в общей сумме заемных средств, используемых предприятием.

На третьей стадии анализа определяется соотношение объемов используемых предприятием заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводится соответствующая группировка используемого заемного капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных заемных средств предприятия и их соответствие объему используемых оборотных и внеоборотных активов.

На четвертой стадии анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческого) кредитов. Эти условия анализируются с позиций их соответствия конъюнктуре финансового и товарного рынков.

Информация о работе Управление заемным капиталом предприятия и источниками их формирования