Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 08:19, курсовая работа
Современная фирма в условиях рынка сталкивается с выбором принятия решений в той или иной стороне ее деятельности. Финансовый менеджмент представляет собой комплекс решений и действий внутри предприятия в соответствии с целями и задачами фирмы по активизации денежных потоков. Финансовый менеджмент как наука представляет собой методологические подходы и варианты решения финансовых проблем. Целью финансового менеджмента является максимизация цены компании или максимизация темпов роста цены компании путем увеличения ее биржевой капитализации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Управление заемным капиталом.………… ………..………………….....4
Понятие и структура заемного капитала …………… ………………4
Способы привлечения заемных средств ………………………….….9
Разработка политики привлечения заемных средств.…………...…16
Краткий анализ финансового состояния предприятия…… …………25
Управление структурой капитала……………………………... ………36
Определение эффективного и допустимого множества портфелей…39
Выбор способа долгосрочного и краткосрочного финансирования…..44
Выбор способа долгосрочного финансирования…………………...44
Выбор способа краткосрочного финансирования………………….48
Заключение…………………………………………………………………….. 52
Список литературы………………………………………………………………53
1.2. Способы привлечения заемных средств
Выделяют различные формы
привлечения заемных средств. Так,
заемный капитал привлекается для
обслуживания хозяйственной деятельности
предприятия в следующих
а) в денежных средствах в национальной валюте;
б) в денежных средствах в иностранной валюте;
в) в товарной форме (в виде поставок с отсрочкой платежа сырья, материалов, товаров);
г) в форме предоставления к использованию на арендной основе основных фондов;
д) в иных формах (предоставление с отсрочкой платежа отдельных нематериальных активов и т. п.).
Выбор форм привлечения заемных средств осуществляется предприятием самостоятельно, исходя из целей и специфики его хозяйственной деятельности.
Однако в какой бы форме не привлекались заемные средства, они должны быть обеспечены соответствующими активами предприятия. Особое значение обеспеченность соответствующими ликвидными активами приобретает при привлечении заемных средств в денежной форме (при их привлечении в товарной форме обеспечением выступают сами товары, а при их привлечении в форме арендуемого имущества — сами арендуемые основные фонды).
По степени обеспечения заемных средств, привлекаемых в денежной форме, служащего гарантией полного и своевременного их возврата, выделяют следующие виды.
Бланковый или необеспеченный
кредит - это вид кредита, который
выдается, как правило, предприятию,
которое хорошо
Обеспеченный кредит подразумевает в современной финансовой практике следующие виды кредитного обеспечения:
Таким образом, исходя из состава
заемных средств, в финансовой практике
основными кредиторами
а) коммерческие банки и другие учреждения, предоставляющие кредиты в денежной форме (ипотечные банки, трастовые компании и т. п.);
б) поставщики и покупатели
продукции (коммерческий кредит поставщиков
и авансовые платежи
в) фондовый рынок (выпуск облигаций и других ценных бумаг, кроме акций) и другие источники.
Исходя из поставщиков заемных средств, определяются основные способы (формы) привлечения заемных финансовых ресурсов. Доступность капитала из разных источников определяется различиями в их стоимости, барьерах (технических и организационных), степени их информационной асимметрии (необходимость раскрытия информации при привлечении разных источников капитала в соответствии с требуемым уровнем прозрачности). Я думаю, что во многом доступность источников зависит от известности, репутации, масштабов компании – фирмам, зарекомендовавшим себя на финансовом и фондовом рынках ответственными инвесторами, заемщиками, эмитентами, привлечь капитал легче, и обойдется он дешевле.
Основным способом
привлечения заемных средств
большинства российских фирм
становятся банковские кредиты.
В настоящее время существует
большое многообразие форм и условий
привлечения банковского
Формы банковских кредитов:
В зависимости от того, на какое время берется кредит, различают краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до трех лет) и долгосрочные кредиты (от трех до пяти лет).
Важным условием выдачи кредита является его обеспечение. Основными видами обеспечения кредита могут быть поручительство, гарантия, залог и страхование ответственности заемщика за непогашение кредита. Поручителем или гарантом может являться любой хозяйствующий субъект (банк, предприятие, ассоциация).
Все большее распространение в современной финансовой практике получает коммерческий кредит, предоставляемый по товарным операциям в форме отсрочки платежа. Для привлекающих его предприятий он является маневренной формой финансирования за счет заемного капитала наименее ликвидной части оборотных активов — запасов товарно-материальных ценностей.
Кроме того, он позволяет
автоматически сглаживать сезонную
потребность в иных формах привлечения
заемных финансовых средств, так
как большая часть этой потребности
связана с сезонными
Облигация — ценная бумага на предъявителя, представляющая собой долговое обязательство, по которому кредитор получает годовой доход в виде фиксированного или «плавающего» процента.
По сроку погашения
эмитируемые облигации
Облигации могут выпускаться
предприятиями, созданными в форме
акционерных или других видов
хозяйственных обществ. Акционерные
предприятия могут выпускать
облигации на сумму не более 25% от
размера их уставного фонда и
только после того, как полностью
оплачены все выпущенные акции. Решение
о выпуске облигаций
Еще одним способом привлечения заемных средств является расширение практики финансового лизинга. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" дает следующее определение этому виду деятельности, лизинг – это совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности. Финансовый лизинг классифицируется по нескольким видам.
Виды финансового лизинга
Классификационный признак |
Вид финансового лизинга |
По составу участников лизинговой операции |
|
По региональной принадлежности |
|
По формам лизинговых платежей |
|
Вне зависимости от объекта лизинга |
|
Привлекательность финансового лизинга как формы кредитования для коммерческих банков связана с меньшей степенью риска вложения средств в инвестиции за счет того, что:
1) кредитные ресурсы
2) организация-лизингополучатель
принимает решение заключать
договор лишь в том случае,
если для организации
Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г №663 определены меры по развитию финансового лизинга, в том числе по разработке нормативно-правовых актов реализации механизма лизинга, что способствует снижению рисков коммерческих банков и развитию сферы применения финансового лизинга.
Помимо выше рассмотренных способов привлечения заемных средств, существует еще ряд источников, не играющих в современных условиях столь заметной роли в финансовой деятельности большинства предприятий. К числу таких источников относятся:
Кредиторская задолженность
по оплате труда, расчетам с бюджетом,
с дочерними и другими
Использование перечисленных источников привлечения заемных финансовых средств (относимых к категории «прочих») позволяет снизить стоимость заемного капитала предприятия.
1.3. Разработка политики привлечения заемных средств.
Политика привлечения заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.
Процесс управления привлечением заемных средств предприятием строится по следующим основным этапам.
1. Анализ привлечения
и использования заемных
На первой стадии анализа изучается динамика общего объема привлечения заемных средств в рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных финансовых ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия.
На второй стадии анализа определяются основные формы привлечения заемных средств, анализируются в динамике удельный вес сформированных финансового кредита, товарного кредита и текущих обязательств по расчетам в общей сумме заемных средств, используемых предприятием.
На третьей стадии анализа определяется соотношение объемов используемых предприятием заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводится соответствующая группировка используемого заемного капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных заемных средств предприятия и их соответствие объему используемых оборотных и внеоборотных активов.
На четвертой стадии анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческого) кредитов. Эти условия анализируются с позиций их соответствия конъюнктуре финансового и товарного рынков.
Информация о работе Управление заемным капиталом предприятия и источниками их формирования