Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 08:19, курсовая работа
Современная фирма в условиях рынка сталкивается с выбором принятия решений в той или иной стороне ее деятельности. Финансовый менеджмент представляет собой комплекс решений и действий внутри предприятия в соответствии с целями и задачами фирмы по активизации денежных потоков. Финансовый менеджмент как наука представляет собой методологические подходы и варианты решения финансовых проблем. Целью финансового менеджмента является максимизация цены компании или максимизация темпов роста цены компании путем увеличения ее биржевой капитализации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Управление заемным капиталом.………… ………..………………….....4
Понятие и структура заемного капитала …………… ………………4
Способы привлечения заемных средств ………………………….….9
Разработка политики привлечения заемных средств.…………...…16
Краткий анализ финансового состояния предприятия…… …………25
Управление структурой капитала……………………………... ………36
Определение эффективного и допустимого множества портфелей…39
Выбор способа долгосрочного и краткосрочного финансирования…..44
Выбор способа долгосрочного финансирования…………………...44
Выбор способа краткосрочного финансирования………………….48
Заключение…………………………………………………………………….. 52
Список литературы………………………………………………………………53
На пятой стадии анализа изучается эффективность использования заемных средств в целом и отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала, рассмотренные ранее. Первая группа этих показателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.
Результаты проведенного анализа служат основой оценки целесообразности использования заемных средств на предприятии в сложившихся объемах и формах.
2. Определение
целей привлечения заемных
а) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов. В настоящее время большинство предприятий значительную часть этого финансирования осуществляют за счет заемных средств;
б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;
в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов.
г) обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников. В этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам;
д) другие временные нужды.
3. Определение предельного объема привлечения заемных средств. Максимальный объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями:
а) предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования), при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала.
б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. С учетом этих требований предприятие устанавливает лимит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности.
4. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников. После расчета предельного объема привлечения заемных средств, необходимо перейти к следующему этапу, который позволяет оценить, а также сравнить стоимость в разрезе различных форм заемного капитала по критерию минимизации затрат, связанных с их использованием. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей предприятия в заемном капитале.
Существует несколько основных вариантов привлечения заемных средств, соответственно, для каждого из них характерны, как преимущества, так и недостатки.
Источники финансирования |
Преимущества |
Недостатки |
Закрытая подписка на акции |
Контроль за предприятием не утрачивается. Финансовый риск возрастает незначительно. |
Объем финансирования ограничен. Высокая стоимость привлечения средств. |
Долговое финансирование |
Контроль за предприятием не утрачивается. Относительно низкая стоимость привлеченных средств. |
Финансовый риск возрастает. Срок возмещения строго определен. |
Открытая подписка на акции |
Финансовый риск не возрастает. Возможна мобилизация крупных средств на неопределенный срок. |
Может быть утрачен контроль над предприятием. Высокая стоимость привлечения средств. |
Комбинированный способ |
Преобладание тех или иных преимуществ или недостатков в зависимости от количественных параметров формирующейся структуры источников средств. |
На основании целей и объемов заемного финансирования, финансовый менеджер изучает подходящий и наиболее выгодный способ привлечения дополнительных ресурсов.
5. Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе. Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств основывается на целях их использования в предстоящем периоде.
Расчет необходимого размера заемных средств в рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых направлений их предстоящего использования. Целью этих расчетов является установление сроков использования привлекаемых заемных средств для оптимизации соотношения долго- и краткосрочных их видов. В процесс этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств.
Полный срок использования заемных средств представляет собой период времени с начала их поступления до окончательного погашения всей суммы долга включает в себя три временных периода:
а) срок полезного использования;
б) льготный (грационный) период;
в) срок погашения.
Срок полезного использования — это период времени, в течение которого предприятие непосредственно использует предоставленные заемные средства в своей хозяйственной деятельности;
Льготный (грационный) период — это период времени с момента окончания полезного использования заемных средств до начала погашения долга. Он служит резервом времени для аккумуляции необходимых финансовых средств;
Срок погашения — это период времени, в течение которого происходит полная выплата основного долга и процентов по используемым заемным средствам .
Расчет полного срока использования заемных средств осуществляется в разрезе перечисленных элементов исходя из целей их использования и сложившейся на финансовом рынке практике установления льготного периода и срока погашения.
Средний срок использования заемных средств представляет собой средний расчетный период, в течение которого они находятся в использовании на предприятии.
6. Определение форм привлечения заемных средств. Эти формы дифференцируются в разрезе финансового кредита; товарного (коммерческого) кредита; прочих форм. Выбор форм привлечения заемных средств предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности.
7. Определение состава основных кредиторов. Этот состав определяется формами привлечения заемных средств. Основными кредиторами предприятия являются обычно его постоянные поставщики, с которыми установлены длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание .
8. Формирование эффективных условий привлечения кредитов. К числу важнейших из этих условий относятся:
а) срок предоставления кредита;
б) ставка процента за кредит;
в) условия выплаты суммы процента;
г) условия выплаты основной суммы долга;
д) прочие условия, связанные с получением кредита.
Срок предоставления кредита является одним из определяющих условий его привлечения. Оптимальным считается срок предоставления кредита, в течение которого полностью реализуется цель его привлечения (например, ипотечный кредит — на срок реализации инвестиционного проекта; товарный кредит — на период полной реализации закупленных товаров и т.п.).
Ставка процента за кредит характеризуется тремя основными параметрами: ее формой, видом и размером.
По применяемым формам различают процентную ставку (для наращения суммы долга) и учетную ставку (для дисконтирования суммы долга). Если размер этих ставок одинаков, то предпочтение должно быть отдано процентной ставке, так как в этом случае расходы по обслуживанию долга будут меньшими.
По применяемым видам различают фиксированную ставку процента (устанавливаемую на весь срок кредита) и плавающую ставку процента (с периодическим пересмотром ее размера в зависимости от изменения учетной ставки центрального банка, темпов инфляции и конъюнктуры финансового рынка).
Размер ставки процента за кредит является определяющим условием при оценке его стоимости. По товарному кредиту он принимается при оценке в размере ценовой скидки продавца за осуществление немедленного расчета за поставленные товары, выраженной в годовом исчислении.
Условия выплаты суммы процента характеризуются порядком выплаты его суммы. Этот порядок сводится к трем принципиальным вариантам: выплате всей суммы процента в момент предоставления кредита; выплате суммы процента равномерными частями; выплате всей суммы процента в момент уплаты основной суммы долга (при погашении кредита). При прочих равных условиях предпочтительней является третий вариант.
Условия выплаты основной суммы долга характеризуются предусматриваемыми периодами его возврата. Эти условия сводятся к трем принципиальным вариантам: частичному возврату основной суммы долга в течение общего периода функционирования кредита; полному возврату всей суммы долга по истечении срока использования кредита; возврата основной или части суммы долга с предоставлением льготного периода по истечении срока полезного использования кредита. При прочих равных условиях третий вариант является для предприятия предпочтительней.
Прочие условия, связанные с получением кредита, могут предусматривать необходимость его страхования, выплаты дополнительного комиссионного вознаграждения банку, разный уровень размера кредита по отношению к сумме заклада или залога и т.п.
9.Обеспечение
эффективного использования
10.Обеспечение
своевременных расчетов по
На предприятиях, привлекающих большой объем заемных средств в форме финансового и товарного (коммерческого) кредита, общее управление привлечением заемных средств может быть детализировано затем в разрезе указанных форм кредита.
Таким образом, мы выяснили,
что разработка политики привлечения
заемных средств – это
Результаты проведенного анализа служат основой оценки целесообразности использования заемных средств на предприятии в сложившихся объемах и формах.
Финансовое состояние предприятия определяется структурой средств предприятия и их источников, структурой затрат предприятия.
На основании представленной финансовой отчетности диагностируется финансовое состояние фирмы в соответствии с требованиями Методического совета Министерства финансов РФ по бухгалтерскому учету и финансам. В соответствии с этими требованиями осуществляется:
Таблица 1
Анализ ликвидности баланса
Показатель |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
А1-П1 |
- 975702 |
- 998603 |
- 1519867 |
-1815318 |
А2-П2 |
- |
- |
- |
- |
А3-П3 |
1617753 |
1899669 |
2231759 |
2397384 |
П4-А4 |
642051 |
901066 |
711892 |
582066 |
Февраль
А1-П1= 0 – 975702 = - 975702 руб
А3-П3 = 1617753 - 0 = 1617753 руб
П4-А4 = 2871707 - 2229656 = 642051 руб
Март
А1-П1 = 0 – 998603 = - 998603 руб
А3-П3 = 1899669 – 0 = 1899669 руб
П4-А4 = 3092160 – 2191094 = 901066 руб
Апрель
А1-П1= 0 – 1519867 = - 1519867 руб
А3-П3 = 2231759 – 0 = 2231759 руб
П4-А4 = 3416488 – 2704596 = 711892 руб
Май
А1-П1 = 0 – 1815318 = -1815318 руб
А3-П3 = 2397384 – 0 = 2397384 руб
П4-А4 = 3858795 – 3276729 = 582066 руб
Таблица 2
Коэффициенты ликвидности
Показатель |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Коэффициент текущей ликвидности |
1,66 |
1,9 |
1,47 |
1,32 |
Коэффициент ликвидности |
0 |
0 |
0 |
0 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0 |
0 |
0 |
0 |
Коэффициент обеспеченности собственными средствами |
0,319 |
0,243 |
Информация о работе Управление заемным капиталом предприятия и источниками их формирования