Виды рисков и управление рисками в финансовом менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать причины возникновения и сущность банковских рисков, а также рассмотреть методы минимизации банковских рисков на практике ипотечной организации АО «ИО «Казахстанская Ипотечная Компания».
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
охарактеризовать основные банковские риски;
определить методы управления банковскими рисками;
наметить пути развития банковской деятельности по управлению и минимизации рисков.

Содержание работы

Введение
3
Экономическое содержание банковских рисков

1.1 Классификация банковских рисков
5
Классификация ссуд, критерии оценки их качества
7
1.3 Процедура управления банковскими рисками на примере АО «ИО «Казахстанская Ипотечная Компания»
15
Анализ минимизации банковских рисков на примере АО «Казахстанская Ипотечная Компания»
20
Новые направления в управлении банковскими рисками
22
Заключение
27
Список используемой литературы:
29

Файлы: 1 файл

курсовая Сыздыкова А. 2рВШф.docx

— 78.94 Кб (Скачать файл)

Основные принципы Компании по управлению рисками:

- функционирование эффективной  системы внутреннего контроля;

- идентификация, оценка, контроль  и отслеживание всех видов  рисков, которым подвержен или  может быть подвержен Компании;

- обеспечение финансовой устойчивости  и доходности Компании при разумном уровне принимаемых рисков;

- адекватность и распределение  капитала между различными видами  рисков и производственных сфер  Компании.

В рамках реализации утвержденного  Стратегического плана Правление  конкретизирует принципы управления рисками  на очередной год или иной определенный период. Конкретизация принципов  зависит от общеэкономической ситуации и тенденций макроэкономики, планируемого уровня проникновения на рынок и  необходимых показателей доходности на предстоящий период.

С учетом политики и принципов управления рисками разрабатывается мероприятия  по реализации Стратегического плана  и бюджеты на очередной финансовый год.

Организационная структура управления рисками. Совет Директоров (далее СД) осуществляет общее руководство деятельностью Компании. К исключительной компетенции СД в части управления рисками относятся следующие вопросы: 

- определение приоритетных направлений  деятельности Банка с учетом  оптимальной диверсификации бизнеса;

- утверждение политики управления  рисками и иных основополагающие  процедур, ограничивающих риски;

- утверждение основных принципов  построения эффективной системы  внутреннего контроля, в том числе:  утверждение основной организационной  структуры управления Компании, определение структур, задач функций и полномочий Внутреннего аудита, Комитета по управлению рисками (далее КУР), Кредитного Комитета и других постоянно действующих органов;

- определение максимального размера  капитала в зоне риска и  допустимого уровня рисков, связанных  с возможностью утраты собственного  капитала, при желательном уровне  агрессии  Компании на рынке  и доходности на собственный  капитал; 

- иные вопросы в соответствии  с Уставом Компании.

Правление осуществляет текущее руководство  деятельностью Компании. Задачи Правления  по управлению рисками: 

- реализация стратегии  Компании, обеспечения взаимосвязи  и соответствия между стратегией  Банка и допустимым уровнем  рисков;

- построение эффективной  системы внутреннего контроля, утверждение  внутренних правил Компании, определяющих: структуру, задачи, функции и полномочия  подразделений Компании; права и  обязанности руководителей структурных  подразделений, полномочия должностных  лиц и работников Компании  при осуществлении ими сделок  от имени и за счет Компании;

- утверждение и одобрение  (выносимых на Совет директоров) нормативных актов по управлению  рисками;

- контроль за деятельностью  полномочных комитетов и органов  Компании.        КУР, действующий на основании, «Положения о Комитете по управлению рисками», осуществляет управление активами и обязательствами и финансовыми рискам в рамках стратегии, политики и процедур, утвержденных

решением Правления АО «ИО «Казахстанская Ипотечная Компания».

Основные функции КУР: 

- управление активами  и обязательствами;

- управление ликвидностью  и риском ликвидности; 

- управление кредитными  рисками портфелей; 

- управление текущей процентной  политикой и процентными рисками;

- управление валютными  рисками;

- управление ценовыми  рисками;

- управление рисками системы  внутреннего контроля.

Кредитный комитет, действующий на основании «Положения о Большом  и Малом Кредитном комитете», осуществляет управление кредитными рисками, обеспечивая снижение кредитных  рисков по заемным операциям.         Управления риск-менеджмента, действующий в соответствии с Положением об управлении риск-менеджмента, осуществляет следующие функции:

- информационно-аналитическое обеспечение,  включая макроэкономический анализ  и прогнозирование, финансовый  анализ деятельности Компании и конкурентов;

- общая координация банковской  работы по совершенствованию  системы управления рисками; 

- мониторинг системы внутреннего  контроля и разработка предложений  по её совершенствованию;

- оценка и измерение финансовых  рисков;

- подготовка предложений по  оптимальной структуре баланса  и мероприятиям по поддержанию  средне- и долгосрочной ликвидности;

- разработка предложения по  лимитам на финансовые риски;

- мониторинг соблюдения лимитов  на риски структурными подразделениями  Компании;

- иные функции в соответствии  с Положением об управлении.

В ходе текущей деятельности структурные подразделения соблюдают требования системы внутреннего контроля, лимиты и ограничения, установленные полномочными органами Компании, установленные в кредитной политике, а также залоговой политике Компании.

Представительства действуют в рамках процедур и лимитов, утвержденных полномочными органами Компании.

Внутренний аудит осуществляет последующий контроль за соблюдением  структурными подразделениями Компании требований нормативных актов и  решений полномочных органов  Компании, регламентирующих вопросы управления рисками, а также вносит рекомендации по совершенствованию системы управления рисками.

Принципы организации  системы внутреннего контроля:

1) Выявление и оценка  рисков, которые могут оказать  отрицательное влияние на достижение  целей Компании, на постоянной  основе.

2) За управление каждым  существующим или потенциальным  рискам должно быть закреплено  конкретное подразделение и/или  сотрудник Компании.

3) Функционирование эффективной  структуры контроля, при которой  контрольные функции определяются  для каждой производственной  сферы и уровня организационной  структуры Компании.

4) Четкое разделение обязанностей  сотрудников и исключение ситуаций, когда сфера ответственности  сотрудников допускает конфликт  интересов. Сферы потенциальных конфликтов должны быть выявлены, минимизированы и поставлены под строгий независимый контроль. Запрещено одновременное исполнение одним сотрудником Компании фронт- и бэк-офисных функций.

5) Наличие адекватной  и полной информации для принятия  управленческих решений. Информация  должна быть надежной, своевременной,  доступной и правильно оформленной. 

6) Наличие надежных информационных систем.

7) Наличие эффективного комплексного внутреннего аудита систем внутреннего контроля.

8) Недостатки внутреннего  контроля, выявленные службой внутреннего  аудита и другими контрольными  службами, должны своевременно доводиться  до сведения руководителей соответствующего  уровня и оперативно устраняться.

Этапы системы внутреннего  контроля:

- предварительный контроль;

- текущий контроль;

- последующий контроль.

Основные методы управления рисками:

Идентификация, анализ, оценка риска – первоначальные методы управления рисками, имеющие целью выявить и идентифицировать риски, определить характер их влияния на Компанию, провести измерение рисков, смоделировать и предсказать возможные сценарии развития ситуации.

Выбор эффективного метода измерения рисков определяется с  учетом специфики и характера  для каждого конкретного вида риска. Применение оценки финансовых рисков в анализе предполагает расчет количественных показателей уровня риска. Для этого  могут быть использованы математические инструменты расчета рисков, включая  методы Value at Risk (VaR), Скоринг-методы, модели волатильности, анализ точки безубыточности, методика стресс-тестирования и пр.

Регламентирование операций – качественное управление рисками путем формирования процедур их проведения с учетом эффективной логистики бизнес-процессов и принципов построения системы внутреннего контроля.

Все нормативные акты перед  вынесением на утверждение полномочного органа Компании подлежат обязательному  согласованию с управлением риск-менеджмента  на предмет соответствия принципам  системы управления рисками.

Установка лимитов (ограничений) на все виды финансовых операций, проводимые Компанией, – основной метод управления рисками.

Виды лимитов:

- внутренние лимиты –  утверждаются полномочными органами  Компании;

- пруденциальные нормативы  – регламентируются нормативными  актами Национального Банка Республики  Казахстан;

- рейтинговые лимиты –  рекомендации и критерии международных  финансовых институтов и рейтинговых  агентств к финансовым показателям  деятельности Компании.

Диверсификация – распределение активов и обязательств по различным компонентам, как на уровне финансовых инструментов и портфелей, так и по их составляющим. В части активов диверсификация позволяет снизить величину потерь в случае снижения доходности (ликвидности) отдельных портфелей и финансовых инструментов или их компонентов. В части обязательств диверсификация позволяет ограничить зависимость Банка от отдельных источников фондирования.

Метод ограничения  потерь посредством постановки лимитов Stop loss ограничивает величину потерь определенной величиной, в случае ее превышения позиция должна быть закрыта автоматически.

Утверждение лимитов Stop loss осуществляет КУР, а также по прямым кредитным рискам – Кредитный комитет.

Хеджирование  рисков – страхование срочных сделок от неблагоприятного изменения процентных ставок, курсов валют, цен на товары и финансовые инструменты. Осуществляется с помощью непосредственного страхования предмета сделки, производных финансовых инструментов, специальных методов хеджирования: свопов, фьючерсов, опционов и с использованием иных финансовых инструментов.

Формирование  резерва на покрытие потерь позволяет покрыть риск за счет собственных средств банка, при этом увеличение резерва увеличивает расходы (уменьшает капитал), уменьшение резерва увеличивает доходы (увеличивает капитал). Данный метод управления рисками регламентируется Положением о классификации активов и условных обязательств и формировании провизий по ним.

Поддержание достаточности  капитала, который играет основную роль при покрытии принимаемых рисков. Грамотная политика требует поддержание собственных средств на достаточном уровне. [9 стр. 12]

Используя данные критерии можно значительно снизить риски  финансовые риски, однако полностью  предотвратить практически невозможно. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ минимизации банковских рисков на примере АО «Казахстанская Ипотечная Компания»

 

На основании Закона Республики Казахстан от 31 августа 1995 года №2444 «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» в целях  минимизации рисков, присущих банковской деятельности им разрабатываются и  устанавливаются пруденциальные нормативы, обязательные к исполнению банками  второго уровня, в частности минимальный  размер уставного капитала банка, коэффициенты достаточности собственных средств, максимальный размер риска на одного заемщика коэффициент ликвидности  и т.д. На основании пруденциальных нормативов Национального Банка  Республики Казахстан, банки второго  уровня разрабатывают внутренние документы, регулирующие деятельность банка, в  том числе и меры по снижению и  минимизации рисков.

В целях эффективной реализации стратегии банка в области  кредитования и управления кредитными рисками в АО «ИО «Казахстанская Ипотечная Компания» разработано Положение «О внутренней кредитной политики АО «ИО «Казахстанская Ипотечная Компания» для дальнейшего совершенствования кредитного процесса путем достижения максимизации доходности и минимизации рисков».

Также функция контроля за рисками относится и к деятельности рядовых банковских работников, руководителей  различного уровня и учредителей. В  целом реализация функций контроля за риском в банке является итогом использования различных систем управления риском применения ряда методик  и результатом каждодневной деятельности конкретных подразделений банка. В  конкретном итоге она зависит  от степени проработанности организационной  структуры, правильности подбора персонала  и, наконец, эффективности оперативного контроля за отдельными операциями непосредственно  на рабочих местах. Для правильности контроля за риском необходимы: правильная система распределения полномочий; проработанные должностные инструкции; совершенные каналы передачи информации.  

Банковская практика свидетельствует о том, что банки не должны предоставлять кредиты одному заемщику в сумме, превышающей 25 % собственного капитала банка. [10, стр. 29]

Информация о работе Виды рисков и управление рисками в финансовом менеджменте