Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:30, курсовая работа
Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Именно от качества функционирования внебюджетных фондов во многом зависит социальная политика государства и состояние социально незащищенных слоев населения. Исходя из всего сказанного выше, можно сделать определенный вывод, что тема, выбранная для исследования в дипломной работе, является актуальной.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Социально-экономическая сущность и роль внебюджетных фондов....4
Внебюджетные фонды государства…………………………………………......4
Специальные фонды……………………………………………………………...6
Социальные фонды…………………………………………………………….....7
Экономические, научно-исследовательские и кредитные фонды………….....8
1.1 Государственные внебюджетные фонды в РФ……………………….....9
Особенности внебюджетных фондов РФ…………………………………….....9
Пенсионный фонд РФ…………………………………………………………...10
Фонд социального страхования РФ…………………………………………….13
Фонд обязательного медицинского страхования РФ………………………….15
2. Пенсионный фонд РФ ………………………………………………………17
2.1. Деятельность пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования………………………………………………………………………17
2.2. Организация государственного пенсионного обеспечения Пенсионным фондом России…………………………………………………………………...32
2.3.Дополнительное пенсионное обеспечение пенсионными фондами……...40
3. Совершенствование деятельности пенсионных фондов……………….50
3.1 Обобщение зарубежного опыта организации деятельности пенсионных фондов……………………………………………………………………………50
3.2. Пути укрепления доходной базы пенсионных фондов в условиях пенсионной реформы в РФ……………………………………………………...62
3.3. Реформирование деятельности пенсионных фондов по пенсионному обеспечению в России………………………………………………………...…71
Заключение……………………………………………………………………...77
Литература…………………………………………
Глава 3. Совершенствование деятельности пенсионных фондов
3.1 Обобщение зарубежного опыта организации деятельности пенсионных фондов
С начала 80-х годов прошлого века страны с развитой рыночной экономикой приступили к полномасштабной пенсионной реформе.
Главная причина - старение населения (в результате снижения рождаемости и увеличения средней продолжительности жизни). Этот процесс затрагивает все страны, и, в первую очередь, развитые государства, хотя в последние годы быстро стареет (благодаря успехам медицины, увеличению средней продолжительности жизни, политике снижения рождаемости) и молодое население таких, например, стран, как Китай. По данным демографических прогнозов старение населения в развитых странах будет прогрессировать в течение следующих четырех десятилетий [38,с.36].
По мере старения населения и изменений в масштабах и формах занятости (сокращение общей численности занятых, распространение неформальной и частичной занятости, работа на дому) в солидарных пенсионных системах растет доля государственных расходов на поддержку престарелых в ВВП, увеличивается нагрузка на трудоспособных членов общества.
Так, с 1960 по 1985 годы расходы на государственные пенсии в государствах - членах Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) росли в два раза быстрее, чем валовой внутренний продукт (ВВП). Со второй половины 80-х годах благодаря предпринимаемым усилиям по ограничению социальных расходов темпы их роста снизились. В настоящее время страны ОЭСР тратят на пенсии в среднем 9% ВВП и данные заметно различаются по странам. Например, в Австрии расходы на государственные пенсии в составляют около 15%, Италии - 14%, Франции - 13%, США - 6,5%, Японии -5% и Канаде - 4,5% ВВП.
Сегодня системы пенсионного обеспечения, действующие в большинстве стран более 40 лет, достигли своей зрелости. Это означает, что большинство работающих охвачены пенсионными фондами и имеют право на получение пособий в полном размере, население состарилось, доля лиц, делающих взносы в рамках пенсионного обеспечения, уменьшается. По многим пенсионным фондам характерен дефицит по текущим платежам, и, по некоторым оценкам, накопившаяся задолженность системы социального обеспечения составляет от 100 до 250% ВВП той или иной страны.
Эти тенденции поставили вопрос о финансовой состоятельности и эффективности, сложившихся в пенсионных фондах. Финансовый стресс, который испытывают эти фонды, таят в себе серьезные макроэкономические и структурные угрозы. Не последнее место среди экономических, финансовых и социальных последствий старения населения занимают политические аспекты - пенсионеры составляют значительную часть электората, доля работающего населения снижается, а политическая сила пожилых отношений возрастает. Поэтому, начиная с 80-х годов, реформы в пенсионных системах мира стали объективной необходимостью [20,с.65].
В настоящее время существующая государственная (накопительная) пенсионная программа в пенсионных фондах России формируется на солидарной основе, как и программы государственных пенсий во многих других странах мира. Стандартная распределительная (солидарная) пенсионная система основана на налогообложении фонда заработной платы работающих и выплаты пособий пенсионерам из этих средств. Величина пенсионного пособия индивида является функцией заработной платы и трудового стажа, однако без тесной увязки величины заработной платы и пенсий, то есть система в пенсионных фондах предусматривает пособия, которые не увязываются с объемом взносов. Уровень взносов в государственные пенсионные фонды колеблется от 5% в Канаде до 27% в США. В некоторых других странах (США, Япония, Германия и Канада) эти взносы платят поровну работники и предприниматели, в других (Франция, Италия, Швеция) работодатели берут на себя большую часть бремени. В большинстве государственных пенсионных системах стран мира (кроме Италии) ограничивается заработок, с которого делают взносы [17,с.77].
Третьим элементом пенсионных фондов разных стран являются личные добровольные пенсионные планы. Они функционируют на основе полного финансирования и предусматривают четко определенные взносы в негосударственные пенсионные фонды, работники и пенсионеры сами несут инвестиционные риски по своим сбережениям.
Все пенсионные системы развитых стран представляют собой сочетание названных трех схем в различных пропорциях (см. таблицу 3.1.1).
Фактически многие развитые страны пришли к пенсионной системе, сочетающей управляемые государством пенсионные фонды с находящимися в частном управлении пенсионными фондами по месту работы и личными сберегательными пенсионными счетами в пенсионных фондах для удовлетворения потребностей групп населения со средними и более высокими доходами. Однако решающая роль в обеспечении доходов пенсионеров принадлежит государственным пенсионным фондам.
В начале 90-х годов под эгидой Всемирного банка было предпринято первое глобальное комплексное исследование проблем старения населения и пенсионного обеспечения. В итоговом докладе «Предупреждение кризиса старения: политика защиты престарелых и содействия экономическому росту» (1994 года) содержится оценка функционирующих схем пенсионных фондов мира и перспектив их развития с точки зрения определенной системы критериев, разработаны концептуальные подходы к пенсионному реформированию, обобщены практические действия отдельных странах в этой области.
При анализе деятельности пенсионных фондов зарубежных государств очевиден вывод, что интересы финансового обеспечения лиц пенсионного возраста и экономического роста наилучшим образом обеспечиваются, если развиваются три пенсионные системы:
1) управляемая государством распределительная система, предусматривающая обязательное участие и преследующая ограниченную цель сокращения нищеты среди престарелых;
2) находящаяся в частном управлении обязательная накопительная система;
3)добровольная накопительная система.
Таблица 3.1.1
Пенсионные системы некоторых зарубежных стран
страна |
Финансирование |
Возраст выхода на пенсию (муж/жен) |
Период уплаты страховых взносов |
За какой период учитываются доходы для начисления пенсии |
Максимальный коэффициент замещения |
Индексация пособий |
США |
Частично накопительная |
65/66 |
35 |
Весь трудовой период |
41,0 |
По индексу потребительских цен |
Япония |
Частично накопительная |
60/55 |
40 |
Весь трудовой период |
30 |
Чистая з/п |
Германия |
Распределительная |
65/65 |
40 |
Весь трудовой период |
60 |
Чистая з/п |
Франция |
Распределительная |
60/60 |
38 |
Наиболее выгодные 12 лет |
50 |
По индексу потребительских цен/ брутто з/п |
Италия |
Распределительная |
62/57 |
40 |
Последние 5 лет |
80 |
В соответствии с индексом потребительских цен |
Великобритания |
Распределительная |
65/60 |
50 |
Весь трудовой период |
20 |
В соответствии с индексом потребительских цен |
Канада |
Распределительная |
65/65 |
40 |
Весь трудовой период |
25 |
В соответствии с индексом потребительских цен |
Тем самым происходит разделение трех основных функций систем финансового обеспечения лиц пенсионного возраста - перераспределение доходов, накопление средств и страхование. Первая система в данном случае выполняет функцию перераспределения доходов, а вторая и третья -накопление средств и все три обеспечивают совместное страхование от многих факторов риска в преклонном возрасте. В настоящее время большинство пенсионных систем развитых государств сочетают в себе все три функции и в одном государственном пенсионном фонде [24,с.32].
Были предложены и
конкретные пути перехода к многоуровневой
пенсионной системе для различных
стран. В частности, для стран
с крупномасштабными
Второй шаг предусматривает создание второго обязательного накопительного плана, который можно осуществить путем постепенного ограничения масштабов государственного плана наряду с перераспределением взносов в пользу второго обязательного плана или путем сохранения государственных пособий на относительно постоянном уровне, однако при повышении норм взносов и их перераспределении во второй план. Ряд стран ОЭСР приступили к такому поэтапному переходу с теми или иными особенностями. В наибольшей мере рекомендации Всемирного банка учтены в концепциях пенсионных систем Венгрии, Латвии и Казахстана. Близкая схема была предложена и в правительственной концепции в России в середине 1997 года. В ее основе лежала идея о поэтапном, через возрастные группы населения, переводе трудовых пенсий в обязательные частные накопления и замена социальной пенсии на социальную помощь нуждающимся, признание накопившихся платежей в рамках старой системы и обязательств по выплате при одновременном создании совершенно новой системы (по такому пути пошли Чили и ряд других государств Латинской Америки) [55,с.36] .
Общей для всех развитых государств тенденцией следует считать усиление внимания к негосударственным накопительным фондам, постепенное внедрение их в комплексную систему пенсионного страхования. Ранее процесс возникновения накопительных фондов происходил бессистемно, можно сказать случайно. Роль лидеров в разработке пенсионных программ взяли на себя фирмы, оставив правительству регулирующую роль. Сегодня регулируемый государством и финансируемый работодателями и частными лицами накопительный пенсионный план начинает играть все более важную роль.
Эти планы становятся частью договора о причитающемся работнику наборе вознаграждений и пособий, который регулирует отношения между работодателем и его рабочей силой. Такие системы обеспечивают поддержку доходов пенсионеров, позволяют предприятиям создавать эффективные программы управления людскими ресурсами. Вне зависимости от того, какую степень ответственности в негосударственных пенсионных фондах берет на себя государство, задача правительства - создание институциональных основ и регулирование этих схем.
Основные направления корректирующих мер:
- повышение возрастной границы выхода на пенсию и увеличение продолжительности необходимого трудового стажа;
- изменение порядка индексации пенсий (пенсии индексируются на основе темпов роста потребительских цен, а не средней заработной платы);
- уменьшение коэффициента замещения (отношение пенсии к заработной плате получателя пособия);
- введение обязательных профессиональных накопительных схем и превращение государственной распределительной системы в систему пенсионного обеспечения, основанного на проверке нуждаемости.
Выбор того или иного
набора приспособительных мер в
рамках государственной
Итак, характер реформ пенсионных фондов стран мира и складывающихся пенсионных систем определяли два ключевых момента:
1)наличие в этих фондах зрелых, универсальных, распределительных схем, охватывающих все население и дополняемых действующими (в основном в частном секторе) добровольными системами, основанными на личном страховании;
2)необходимость в силу специфики социально-экономического и политического развития осуществлять изменения таким образом, чтобы не нарушать согласия политических партий и социальных партнеров и уверенности населения в долгосрочной дееспособности систем пенсионного обеспечения. [34,с.58]
Пенсионные фонды большинства государств этой группы избрали так называемый параметрический подход к пенсионным реформам, т.е. проведение корректирующих мер, которые иногда весьма существенно меняют характеристики существующей системы. Это не исключило использования и других подходов. На начальных этапах преобразований практически во всех фондах была предпринята попытка увеличить доходы пенсионной системы за счет повышения взносов, но это вызвало противодействие как со стороны работников, так и со стороны предпринимателей.