Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:30, курсовая работа
Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Именно от качества функционирования внебюджетных фондов во многом зависит социальная политика государства и состояние социально незащищенных слоев населения. Исходя из всего сказанного выше, можно сделать определенный вывод, что тема, выбранная для исследования в дипломной работе, является актуальной.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Социально-экономическая сущность и роль внебюджетных фондов....4
Внебюджетные фонды государства…………………………………………......4
Специальные фонды……………………………………………………………...6
Социальные фонды…………………………………………………………….....7
Экономические, научно-исследовательские и кредитные фонды………….....8
1.1 Государственные внебюджетные фонды в РФ……………………….....9
Особенности внебюджетных фондов РФ…………………………………….....9
Пенсионный фонд РФ…………………………………………………………...10
Фонд социального страхования РФ…………………………………………….13
Фонд обязательного медицинского страхования РФ………………………….15
2. Пенсионный фонд РФ ………………………………………………………17
2.1. Деятельность пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования………………………………………………………………………17
2.2. Организация государственного пенсионного обеспечения Пенсионным фондом России…………………………………………………………………...32
2.3.Дополнительное пенсионное обеспечение пенсионными фондами……...40
3. Совершенствование деятельности пенсионных фондов……………….50
3.1 Обобщение зарубежного опыта организации деятельности пенсионных фондов……………………………………………………………………………50
3.2. Пути укрепления доходной базы пенсионных фондов в условиях пенсионной реформы в РФ……………………………………………………...62
3.3. Реформирование деятельности пенсионных фондов по пенсионному обеспечению в России………………………………………………………...…71
Заключение……………………………………………………………………...77
Литература…………………………………………
В структуре доходов ПФР значительный удельный вес занимают средства единого социального налога (ЕСН), поступающие из федерального бюджета. По сравнению с 2010 годом удельный вес ЕСН в 2012 году вырос с 28,1% до 32,12%.
Ежегодное увеличение доли средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы свидетельствует об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов. В целях решения данной проблемы Дроздов Антон Викторович, глава Пенсионного фонда Российской Федерации , предлагает собираемый сейчас в федеральный бюджет ЕСН по ставке 6% от фонда оплаты труда отменить. Размер отчисляемых в Фонд пенсионных страховых взносов, соответственно, должен быть увеличен с 14 до 20%. Базовую же часть пенсии, на которую сейчас расходуется ЕСН, по мнению Антона Викторовича, следует признать пособием и финансировать из общих расходов бюджета. Другими словами, Пенсионный фонд предлагает передать ему поступления от ЕСН (368 млрд. рублей в 20012 году), которые сейчас достаются федеральному бюджету [71].
В таблице Таблица 2.1.2 показана динамика доходов бюджета Пенсионного фонда России в 2010-2012 годах, по которой видно, что рост доходов за 2011 год по сравнению с предыдущим составил 128%, а на 2012 год увеличение составило 151,3%
Таблица 2.1.2
Динамика доходов бюджета Пенсионного фонда России в 2010-2012 годах
Наименование дохода |
2010 |
2011 |
2012 | ||
млн. руб. |
млн. руб. |
измен.,% |
млн. руб. |
измен.,% | |
Всего доходов, в том числе Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в ПФР: - на выплату страховой части трудовой пенсии - на выплату накопительной части трудовой пенсии Недоимка, пени, иные финансовые санкции по взносам в ПФР Средства единого социального налога, поступающие из федерального бюджета Доходы, полученные от размещения временно свободных средств ПФР Субвенции федерального бюджета, передаваемые ПФР Прочие поступления в ПФР |
1229783
668442
583669
84773
13031
345982
10780
191548 - |
1566399
720619
621070
99549
5781
485994
6611
347294 100 |
127,4
108
106,4
117,4
44,37
140,5
61,3
181,3 - |
1860112
869780
757600
112180
496
597444
7527
384795 70 |
151,3
130
130
132
4
173
70
201 - |
Анализ структуры расходов
бюджета Пенсионного фонда
Таблица 2.1.3
Структура расходов бюджета Пенсионного Фонда России в 2010-2012 годах
Наименование расхода |
2005 |
2006 |
2007 | |||
млн. руб. |
уд. вес % |
млн. руб. |
уд. вес % |
млн. руб. |
уд. вес % | |
Всего, в том числе Расходы ПФР по обязательному пенсионному страхованию, из них: -выплата базовой части -выплата страховой части трудовой пенсии -выплата пенсий гражданам, Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению Административно-управленческие и прочие расходы |
1176
192 1060700 450
238
609 899 563 75 065 |
100
90,2 38,3 51,9
0,05
6,4 3,4 |
1294836 1166753 485 543 680 274 936 87 804 |
100
90 37,5 52,5
0,08
6,8 3 |
1500560
1356954 559 343 796 445
1166
99 848 43 892 |
100
90,4 37,3 53
0,08
6,7 3 |
Динамика расходов бюджета ПФР отражает стремительную тенденцию к росту его показателей. Так, если расходы в 2010 году составляли 1176192 млн. рублей, то в 2011 году их объем увеличился на 110% (1294836 млн. рублей), а расходы в 2012 году составили 1500560 млн. рублей или 128% к 2010 году (Таблица 2.1.4).
С 2010 года наблюдается нарушение текущей сбалансированности бюджета Фонда по выплатам на базовую и страховую часть трудовой пенсии, когда базовая ставка ЕСН была снижена с 14 до 6% в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
Таблица 2.1.4
Динамика расходов бюджета Пенсионного Фонда России в 2010-2012 годах
Наименование расхода |
2010 |
2011 |
2012 | ||
млн. руб. |
млн. руб. |
измен., % |
млн. руб. |
измен., % | |
Всего, в том числе Расходы ПФР по обязательному пенсионному страхованию, из них: -выплата базовой части -выплата страховой части -выплата пенсий гражданам, Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению Административно-управленческие и прочие расходы |
1176192
1060700 450 238 609 899
563
75 065 40 427 |
1294836
1166753 485 543 680 274
936
87 804 39 343 |
110
110 108 111
166
117 97 |
1500560
1356954 559 343 796 445
1166
99 848 43 892 |
128
128 124 131
207
133 109 |
Проблема выплаты досрочных пенсий является актуальной в настоящее время. Надо решить вопрос, связанный с уменьшением финансовой нагрузки на бюджет Пенсионный фонд в связи с выплатой пенсий гражданам, которые досрочно выходят на пенсию в связи с особыми условиями труда - в нефтегазовой, атомной, металлургической промышленности и некоторых иных отраслях.
Во всем мире работодатели, которые используют особые условия труда на рабочих местах, платят дополнительный платеж. У нас этого нет. Поэтому эти расходы покрываются за счет общих средств Пенсионного фонда, что неправильно в корне. Решение этой проблемы сейчас затягивается, хотя она очень актуальна, и ее нужно срочно решать. У нас порядка 500 тысяч человек ежегодно выходят на досрочную пенсию, а всего пенсионеров, получающих досрочную пенсию, около 10 миллионов человек из общего числа пенсионеров в России - 38,5 миллиона. Это большая нагрузка на бюджет Фонда.
Аналогичные тенденции
в финансовой обеспеченности обязательного
пенсионного страхования
Рис. 2.1.1. Структура доходной
части бюджета Отделения
Структура расходной
части бюджета Отделения
Рис. 2.1.2. Структура расходной
части бюджета Отделения
Расходы на выплату страховой части трудовой пенсии в 2008 году составят 20939,4 млн. рублей (45,18%); на выплату базовой части трудовой пенсии – 16457,7 млн. рублей (35,51%).
Из рисунка 2.1.3 видно, что обеспеченность собственными средствами на выплату пенсий по Отделению Пенсионного фонда России по Республике Татарстан составила в 2013 году 75 % (в 2007 году – 67%), на выплату базовой части – 53% (в 2011 году – 51,9%). Обеспеченность собственными средствами на выплату страховой части трудовой пенсии составила 91% (в 2007 году-91,7%) страховых взносов.
Начиная с 2010 года прослеживается динамика в сторону уменьшения обеспеченности собственными средствами по выплате пенсий. Так, до 2012 года по выплате страховой части трудовой пенсии был профицит, но, начиная с 2012 года, наблюдается дефицит в размере 9%. Дефицит по выплате базовой части трудовой пенсии в среднем держится на прежнем уровне и составляет 47%.
2.2 Организация
государственного пенсионного
Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку затрагивает не непосредственно интересы нетрудоспособного населения любой страны, а косвенно все население.
Государственное пенсионное обеспечение регулируется Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года, которым устанавливаются основания для возникновения права на получение и порядок назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячных государственных денежных выплат, предоставляемых гражданам для компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с наступлением определенных обстоятельств, независимо от наличия или отсутствия права на трудовую пенсию [63,с.87].
Пенсия по государственному
пенсионному обеспечению —
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют следующие виды: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия [24,с.78].
Право на пенсию за выслугу
лет имеют федеральные
Вместе с тем в
рамках государственного пенсионного
обеспечения как организационно
Установлены следующие размеры пенсий федеральным служащим за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет в размере 45% среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости. За каждый полный год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу увеличивается на 3% среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет не может превышать 75% среднемесячного заработка федерального государственного служащего.