Внебюджетные фонды РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Именно от качества функционирования внебюджетных фондов во многом зависит социальная политика государства и состояние социально незащищенных слоев населения. Исходя из всего сказанного выше, можно сделать определенный вывод, что тема, выбранная для исследования в дипломной работе, является актуальной.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Социально-экономическая сущность и роль внебюджетных фондов....4
Внебюджетные фонды государства…………………………………………......4
Специальные фонды……………………………………………………………...6
Социальные фонды…………………………………………………………….....7
Экономические, научно-исследовательские и кредитные фонды………….....8
1.1 Государственные внебюджетные фонды в РФ……………………….....9
Особенности внебюджетных фондов РФ…………………………………….....9
Пенсионный фонд РФ…………………………………………………………...10
Фонд социального страхования РФ…………………………………………….13
Фонд обязательного медицинского страхования РФ………………………….15
2. Пенсионный фонд РФ ………………………………………………………17
2.1. Деятельность пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования………………………………………………………………………17
2.2. Организация государственного пенсионного обеспечения Пенсионным фондом России…………………………………………………………………...32
2.3.Дополнительное пенсионное обеспечение пенсионными фондами……...40
3. Совершенствование деятельности пенсионных фондов……………….50
3.1 Обобщение зарубежного опыта организации деятельности пенсионных фондов……………………………………………………………………………50
3.2. Пути укрепления доходной базы пенсионных фондов в условиях пенсионной реформы в РФ……………………………………………………...62
3.3. Реформирование деятельности пенсионных фондов по пенсионному обеспечению в России………………………………………………………...…71
Заключение……………………………………………………………………...77
Литература…………………………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 714.00 Кб (Скачать файл)

Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный  уровень жизни [21,с.96].

Изменение условий и норм назначения и выплаты пенсий может производиться  только путем внесения в Закон о государственном пенсионном обеспечении изменений и дополнений, т.е. путем принятия соответствующих федеральных законов. Это означает, что законодатель стремился исключить случаи "корректировки" федеральных законов с помощью иных нормативных правовых актов, что в последние годы довольно часто происходило на практике.

Законом о государственном пенсионном обеспечении Правительству РФ поручено установить условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате других (кроме чернобыльской) радиационных или техногенных катастроф, а также членам их семей (статья 10), порядок и условия признания граждан инвалидами (статья 12), порядок включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определенных Президентом Российской Федерации (статья 19), перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты пенсии, ведения пенсионной документации (статья 24) [6,с.25].

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению возникает: в связи с длительным выполнением гражданами функций федеральной государственной службы; в связи с причиненным здоровью человека вредом в результате радиационных и техногенных катастроф; у граждан, не приобретших право на трудовую пенсию, при наступлении нетрудоспособности вследствие престарелого возраста, инвалидности или в случае потери кормильца [58,с.43].

Условия и нормы пенсионного  обеспечения лиц, проходивших военную  службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей определяются в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.

На основаниях, установленных указанным  Законом, назначаются также пенсии лицам, приравненным по пенсионному  обеспечению к вышеуказанной категории граждан, а именно сотрудникам налоговой полиции, таможенных органов, прокурорам, следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений Прокуратуры РФ, имеющим классные чины, и их семьям.

В стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению финансируются  из средств федерального бюджета, выплачиваются  независимо от получения накопительной части трудовой пенсии и подлежат периодической индексации. Размеры пенсий определены в зависимости от категории пенсионеров [59,с.48].

В бюджете Пенсионного  фонда России на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям предусмотрены средства федерального бюджета, передаваемые Фонду в 2013 году в объеме 117,7 млрд. рублей.

По Отделению Пенсионного  фонда Российской Федерации по ярославскому району в 2012 году расходы на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению составили 2237,8 млн. рублей или 4,9% от общего объема расходов. В 2013 году на государственное пенсионное обеспечение планируется потратить 2442,2 млн.рублей или 5,1% от общего объема расходов.

Средний размер пенсии по государственному пенсионному обеспечению на 1 января 2012 года составил 1833,2 рублей, таким образом, за год пенсия увеличилась на 4,8% в среднем по ярославскому району. Пенсии за выслугу лет федеральным госслужащим увеличились на 8,3% , на 1 января 2012 года они составили в среднем 4568,6 рублей. Пенсии военнослужащих и их семей за 2011 год увеличились на 8,6% и составили 2270,6 рублей. Наибольшее увеличение пенсий произошло у пенсионеров, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф- на 12,2% и составили при этом 3311,2 рублей.

Динамика основных показателей  по государственному пенсионному обеспечению граждан ярославскому району показана в таблице 2.2.1.

 

Таблица 2.2.1

Основные показатели государственного пенсионного обеспечения  граждан ярославскому району за 2010-2012годы

 Показатели

 на 31.12.09

на 31.12.10

в % к пред.году

 на 01.01.012

в % к пред. году

Численность пенсионеров, тыс.чел.

969,3

978,2

100,9

985,0

100,7

Прожиточный минимум  пенсионера, руб.

1439,0

1761,0

122,4

1946,0

110,5

Средний размер пенсий по гос.пенсионному обеспечению,руб.

1268,1

1748,8

137,9

1833,2

104,8

Соотношение среднего размера  пенсии по гос.пенсионному обеспечению  с прожиточным минимумом пенсионера, %

88,1

99,3

112,7

94,2

94,9

Количество назначенных  пенсий (нарастающим итогом) - всего,

58196,0

62218,0

106,9

62738,0

100,8

Из них, количество назначенных  пенсий по государственному пенсионному  обеспечению

3269,0

5183,0

158,6

5676,0

109,5


 

Среди основных показателей  пенсионного обеспечения граждан  важное место занимает такой показатель, как прожиточный минимум пенсионера. Этот показатель устанавливается ежегодно по данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Средний размер пенсии по государственному пенсионному обеспечению на 1 января 2012 года составляет 94,9% от прожиточного минимума пенсионера, в 2010 году тот же показатель составлял 99,3%, то есть наиболее был приближен к прожиточному минимуму пенсионера.

В случаях, предусмотренных  Федеральным законом «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Право на одновременное  получение двух пенсий предоставляется:

1) гражданам, ставшим  инвалидами вследствие военной  травмы (государственная пенсия  по инвалидности и трудовая  пенсия по старости);

2) участникам Великой  Отечественной войны (государственная пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости);

3) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий), (государственная пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или государственная пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца);

4) вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения  военной службы по призыву  вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак (государственная пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или государственная пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца);

5) нетрудоспособным членам  семей граждан, получивших или  перенесших лучевую болезнь и  другие заболевания, связанные  с радиационным воздействием  вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС или работами по ликвидации  последствий указанной катастрофы, граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (государственная пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или государственная пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца);

6) гражданам, награжденным знаком  «Жителю блокадного Ленинграда»  (государственная пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости).

На 1 января 2012 года общий размер пенсий у инвалидов ВОВ составил 6956,8 рублей, это на 11,3% выше предыдущего года, пенсия по государственному пенсионному обеспечению составила 3116,2 рублей. У участников ВОВ общий размер пенсии на 1 января 2012 года составил 6763,8 рублей, увеличившись при этом за год на 12,7%, из них 2655,9 рублей по государственному пенсионному обеспечению. Пенсии вдов погибших военнослужащих за этот же период составили 4782,8 рублей, увеличившись при этом на 9,3%, по государственному пенсионному обеспечению- 2075,2 рублей. Пенсии родителей погибших военнослужащих на 1 января 2012 года составили 4479,1 рублей, увеличение произошло на 10,6%, по государственному пенсионному обеспечению-1959,8 рублей.

Таким образом, организация  государственного пенсионного обеспечения  в Российской Федерации возложена  на Пенсионный фонд Российской Федерации. Он, в соответствии с установленными условиями и нормами, осуществляет государственное пенсионное обеспечение за счет средств федерального бюджета военнослужащим, федеральным государственным служащим, «чернобыльцам», лицам, которые не приобрели право на трудовую пенсию, уполномочен государством создавать экономическую основу для пенсионных выплат.

 

 

 

 

2.3 Дополнительное пенсионное  обеспечение пенсионными фондами

 

В любой стране мира всегда были и  будут граждане, имеющие выдающиеся достижения перед государством в  различных сферах деятельности: в  области науки, техники, культуры, искусства, спорта и т.д. Особо одаренные представители творческой интеллигенции: артисты и писатели, художники и иные деятели своим трудом и различными достижениями приносят государству огромную пользу в экономической, социальной, политической сферах. Заслуги отдельных граждан столь высоки, что даже в сложных экономических условиях долг государства отмечать таких граждан не только путем признания их заслуг, присвоения знаний и награждения орденами, медалями и т.п., но и путем предоставления им дополнительного материального обеспечения при выходе на пенсию [45,с.37].

Повышенное материальное обеспечение  по сравнению с другими пенсионерами предоставлялось отдельным категориям граждан на протяжении всего периода  существования Советского Союза. Законодательство о пенсиях за особые услуги неоднократно менялось в связи с расширением или сужением понятия особых заслуг, введением их ранжирования, уточнением оснований, дающих право на персональную пенсию, изменением уровня пенсионного обеспечения. Длительное время в советский период сохранялся институт персональных пенсий, который был позже отменен.

Основной подход к  заслугам лиц, которым должно предоставляться  дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, сформирован в Федеральном  законе №21-ФЗ, вступившем в силу с 1 января 2002 года.

Главным критерием для  установления дополнительного ежемесячного материального обеспечения определено наличие званий, государственных  премий и наград, учрежденных в  нашей стране. Вместе с тем, при  их наличии требуется также отвечать одновременно иным условиям, предусмотренным указанным Федеральным законом, а именно:

- быть гражданином  Российской Федерации (иностранные  граждане и лица без гражданства,  в том числе из числа граждан  бывшего СССР, право на дополнительное  материальное обеспечение не  имеют);

- проживать на территории Российской Федерации;

- получать пенсию в  соответствии с законодательством  Российской Федерации или ежемесячное  пожизненное содержание судьи  в отставке [60,с.77].

Положение о государственных  наградах РФ утверждено Указом Президента РФ от 2 марта 1994 года №442. Им в качестве государственных наград предусмотрены: звание Героя РФ, ордена, едали, знаки отличия и почетные звания РФ. При этом установлено, что государственные награды РФ являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся услуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством [46,с.57].

Отдавая дань уважения трехвековой истории ордена Святого апостола Андрея Первозванного, Указом Президента РФ от 1 июля 1998 года №757 «О восстановлении ордена Святого апостола Андрея Первозванного» данный орден восстановлен в качестве высшей государственной награды. Им награждаются выдающиеся государственные и общественные деятели и другие граждане РФ за исключительные услуги, способствующие процветанию, величию, славе России.

Орденом «За заслуги  перед Отечеством», утвержденным Указом №442, граждане РФ награждаются за особо выдающиеся заслуги перед государством, связанные с развитием российской государственности, достижениями в труде, укреплением мира, дружбы и сотрудничества между народами, значительный вклад в дело защиты Отечества. Данный орден имеет четыре степени, из которых высшей является I степень [7,с.34].

В связи с подчинением  единым принципам и требованиям  Олимпийских и Параолимпийских  игр и признанием тем самым  абсолютного равенства олимпийцев и параолимпийцев (спортсменов-инвалидов), а также в связи с переименованием Всемирных игр глухих в Олимпийские игры глухих, принят Федеральный закон от 7 июля 2003 года №108-ФЗ. В соответствии с ним с 12 июля 2003года право на дополнительное материальное обеспечение получили чемпионы Параолимпийских и Сурдоолимпийских игр [63].

Информация о работе Внебюджетные фонды РФ