Заемные источники финансирования предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является теоретическое обоснование заемных средств, привлекаемых для финансирования предпринимательской деятельности и результативность данных операций. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- рассмотреть классификацию заемных средств;
- анализ кредитов и займов как источников финансирования деятельности предприятия;
- рассмотреть особенности использования заемных средств в качестве источников финансирования предпринимательской деятельности;
- дать характеристику эффективности использования заемных источников финансирования предпринимательской деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….
4
ГЛАВА I.
РЫНОЧНАЯ СРЕДА ОАО «УФАЛЕЙНИКЕЛЬ».
5
1.1.
Анализ состояния отрасли добычи цветных металлов в России................................................

5
1.2.
Краткая информация предприятия ОАО "Уфалейникель"......................................................

7
1.3.
Краткий обзор кризиса 2008 г. и роль заемных источников в нем....................................................

8
ГЛАВА II.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАЕМНЫХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


14
2.1.
Основные нормативно - правовые акты, регулирующие финансовую деятельность ОАО «УФАЛЕЙНИКЕЛЬ»..................................................


14
2.2.
Понятие и сущность заемного капитала предприятия..........................................................

17
2.3.
Виды заемного капитала...........................................
23
ГЛАВА III.
АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ....................................................

36
3.1.
Анализ структуры и динамики имущества предприятия и источников его формирования......

36
3.2.
Анализ и оценка финансовой устойчивости предприятия...............................................................

40
3.3.
Анализ и оценка ликвидности и платежеспособности предприятия.........................

44
3.4.
Анализ и оценка эффективности и интенсивности использования капитала.............................................


47
3.5.
Улучшение политики управления капиталом на основе привлечения заемных средств......................

52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………...….
57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...
58

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 403.25 Кб (Скачать файл)

а) эмиссия  облигаций не ведет к утрате контроля над управлением предприятием (как, например, в случае выпуска акций);

б) облигации  могут быть выпущены при относительно невысоких финансовых обязательствах по процентам, так как они обеспечиваются имуществом предприятия и имеют приоритет в удовлетворении претензий по ним в случае банкротства предприятия;

в) облигации  имеет большую возможность распространения, чем акции предприятия, в силу меньшего уровня их риска для инвесторов.

Вместе  с тем, этот источник привлечения  заемных финансовых средств имеет  и ряд недостатков:

а) облигации  не могут быть выпущены для формирования уставного фонда и покрытия убытков (в то время как банковский или  коммерческий кредит могут быть использованы для преодоления негативных последствий  финансовой деятельности предприятия);

б) эмиссия  облигаций связана с существенными  затратами финансовых средств и  требует продолжительного времени. В связи с высоким уровнем расходов по выпуску и размещению облигаций, их эмиссия оправдана лишь на большую сумму, что могут себе позволить только крупные предприятия;

в) уровень  финансовой ответственности предприятия  за своевременную выплату процентов  и суммы основного долга (при  погашении облигаций) очень высок, так как взыскание этих сумм при  существенной просрочке платежей реализуется  через механизм банкротства;

г) после  выпуска облигаций в следствии изменения конъюнктуры финансового рынка средняя ставка ссудного процента может стать значительно ниже, чем установленный процент выплат по облигации. В этом случае дополнительный доход получит не предприятие, а инвесторы. Предприятие в этом случае будет нести повышенные расходы по обслуживанию своего долга.

Основной  целью управления эмиссией облигаций  предприятия является обеспечение  привлечения необходимого объема заемных  средств путем выпуска и размещения на первичном фондовом рынке ценных бумаг этого вида.

Управление  облигационным займом строится на предприятии  по следующим основным этапам:

- исследование  возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии облигаций предприятия;

- определение  целей привлечения средств облигационного  займа;

- оценка  собственного кредитного рейтинга;

- определение  объема и условий эмиссии облигаций;

- оценка  стоимости облигационного займа;

- формирование  фонда погашения облигаций.

4. Управление привлечением  товарного (коммерческого) кредита.

Товарный (коммерческий) кредит, предоставляемый  предприятиям в форме отстрочки платежа за поставленное им сырье, материалы или товары, получает все большее распространение в современной коммерческой и финансовой практике. Для привлекающих его предприятий он имеет ряд преимуществ в сравнении с другими источниками формирования заемного капитала, которые заключаются в следующем:

а) товарный (коммерческий) кредит является наиболее маневренной формой финансирования за счет заемного капитала наименее ликвидной  части оборотных активов —  производственных запасов товарно-материальных ценностей;

б) он позволяет  автоматически сглаживать сезонную потребность в иных формах привлечения  заемных средств, так как большая  часть этой потребности связана  с сезонными особенностями формирования запасов сырья;

в) этот вид кредитования не рассматривает  поставленное сырье, материалы и  товары как имущественный залог  предприятия, позволяя ему свободно распоряжаться предоставленными в  кредит материальными ценностями;

г) в этом виде кредита заинтересовано не только предприятие-заемщик, но и его поставщики, потому что он позволяет им увеличивать  объем реализации продукции и  формировать дополнительную прибыль;

д) стоимость товарного (коммерческого) кредита, как правило, значительно ниже стоимости привлекаемого финансового кредита;

е) привлечение  товарного (коммерческого) кредита  позволяет сокращать общий период финансового цикла предприятия, снижая тем самым потребность  в финансовых средствах, используемых для формирования оборотных активов;

ж) он характеризуется  наиболее простым механизмом оформления в сравнении с другими видами кредита, привлекаемого предприятием.

Вместе  с тем, как кредитный инструмент товарный (коммерческий) кредит имеет  и определенные недостатки, основными  из которых являются:

а) целевое  использование этого вида кредита  носит очень узкий характер —  он позволяет удовлетворять потребность  предприятия в заемном капитале только для финансирования производственных запасов в составе оборотных  активов;

б) этот вид кредита носит очень ограниченный характер во времени;

в) в сравнении  с другими кредитными инструментами  он несет в себе повышенный кредитный  риск, так как по своей сути является необеспеченным видом кредита.

Эти преимущества и недостатки товарного (коммерческого) кредита должны быть учтены предприятием при использовании этого кредитного инструмента для привлечения  необходимых ему заемных средств.7

Привлекая к использованию заемный капитал  в форме товарного (коммерческого) кредита, предприятие ставит своей  основной целью максимальное удовлетворение потребности в финансировании за счет формируемых производственных запасов сырья и материалов (в  торговле — запасов товаров) и  снижение общей стоимости привлечения  заемного капитала. Эта цель определяет содержание управления привлечением товарного (коммерческого) кредита.

Управление  привлечением товарного (коммерческого) кредита осуществляется по следующим  основным этапам:

- формирование  принципов привлечения товарного  (коммерческого) кредита и определение  основных их видов;

- определение  среднего периода использования  товарного (коммерческого) кредита;

- оптимизация  условий привлечения товарного  (коммерческого) кредита;

- минимизация  стоимости привлечения товарного  кредита;

- обеспечение  эффективного использования товарного кредита;

- обеспечение  своевременных расчетов по товарному кредиту.

5. Управление текущими  обязательствами по расчетам.

Текущие обязательства по расчетам характеризуют  наиболее краткосрочный вид используемых предприятием заемных средств, формируемых  им за счет внутренних источников. Начисления средств по различным видам расчетов производятся предприятием ежедневно (по мере осуществления текущих хозяйственных  операций), а погашение обязательств по этой внутренней задолженности —  в определенные (установленные) сроки  в диапазоне до одного месяца. Так  как с момента начисления средства, входящие в состав текущих обязательств по расчетам, уже не являются собственностью предприятия, а лишь используются им до наступления срока погашения обязательств, по своему экономическому содержанию они являются разновидностью заемного капитала.     

Как форма  заемного капитала, используемого предприятием в процессе своей хозяйственной  деятельности, текущие обязательства  по расчетам характеризуются следующими основными особенностями:

а) текущие  обязательства по расчетам являются для предприятия бесплатным источником используемых заемных средств. Как  бесплатный источник формирования капитала они обеспечивают снижение не только заемной его части, но и всей стоимости  капитала предприятия. Чем выше в  общей сумме используемого предприятием капитала доля текущих обязательств по расчетам, тем соответственно ниже (при прочих равных условиях) будет  показатель средневзвешенной стоимости  его капитала;

б) размер текущих обязательств по расчетам, выраженный в днях оборота, оказывает  влияние на продолжительность финансового  цикла предприятия. Он влияет в определенной степени на необходимый объем  средств для финансирования оборотных активов. Чем выше относительный размер текущих обязательств по расчетам, тем меньший объем средств (при прочих разных условиях) предприятию необходимо привлекать для текущего финансирования своей хозяйственной деятельности;

в) сумма  формируемых предприятием текущих  обязательств по расчетам находится  в прямой зависимости от объема хозяйственной  деятельности предприятия, в первую очередь — от объема производства и реализаций продукции. С ростом объема производства и реализации продукции  возрастают расходы предприятия, начисляемые  для предстоящих расчетов, а соответственно увеличивается общая их сумма, и  наоборот. Поэтому при неизменном коэффициенте финансового левериджа развитие операционной деятельности предприятия не увеличивает его относительную потребность в кредите за счет роста заемного капитала, формируемого из внутренних источников;

г) прогнозируемый размер текущих обязательств по расчетам по большинству видов носит лишь оценочный характер. Это связано  с тем, что размеры многих начислений, входящих в состав этих обязательств, не поддаются точному количественному  расчету в связи с неопределенностью  многих параметров предстоящей хозяйственной  деятельностью предприятия;

д) размер текущих обязательств по расчетам по отдельным их видам и по предприятию в целом зависит от периодичности выплат (погашения обязательств) начисленных средств. Периодичность этих выплат регулируется государственными нормативно-правовыми актами, условиями контрактов с хозяйственными парнерами и лишь незначительная их часть – внутренними нормативами предприятия. Эта высокая степень зависимости периодичности выплат (а соответственно и размеров начислений) по отдельным счетам, входящим в состав текущих обязательств по расчетам, от внешних факторов определяет низкий уровень регулируемости этого источника заемных средств в процессе финансового менеджмента.

Перечисленные особенности текущих обязательств по расчетам необходимо учитывать в  процессе управления ими.

Управление  текущими обязательствами по расчетам носит дифференцированный характер, определяемый ее видами. Основными  видами текущих обязательств по расчетам, являющимися объектами управления на предприятии, являются:

- текущие  обязательства по расчетам с  бюджетом;

- текущие  обязательства по внебюджетным  платежам;

- текущие  обязательства по страхованию;

- текущие  обязательства по расчетам по  оплате труда;

- текущие  обязательства по расчетам с  участниками;

- текущие  обязательства по внутренним  расчетам;

- прочие  текущие обязательства по расчетам.

Основной  целью управления текущими обязательствами  по расчетам предприятия является обеспечение  своевременного начисления и выплаты  средств, входящих в их состав.      

Поэтому с позиций стратегического развития своевременна выплата средств, начисленных  в составе текущих обязательств по расчетам, приносит предприятию  больше экономических преимуществ, чем сознательная задержка этих выплат.

Таким образом, при формировании заемного капитала предприятия, необходимо учитывать  все особенности, присущие отдельным  его видам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО "УФАЛЕЙНИКЕЛЬ"

 

3.1. Анализ структуры и динамики имущества предприятия

                              и источников его формирования

 

 

Целью анализа финансового  состояния предприятия является оценка и идентификация внутренних проблем предприятия для подготовки, обоснования и принятия различных  управленческих решений.

Цель анализа имущественного состояния - определение стоимости, структуры имущества организации, их изменений и выявление источников формирования активов.

Анализ имущественного состояния включает:

  • Горизонтальный анализ актива баланса (табл. 7);
  • Горизонтальный анализ пассива баланса (табл. 8);
  • Вертикальный анализ актива баланса (табл. 9);
  • Вертикальный анализ пассива баланса (табл. 10).

Горизонтальный (временной) анализ - это  сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом, что позволяет определить абсолютные и относительные показатели и выявить тенденции изменения статей баланса и исчислить темпы роста (прироста) каждого показателя.

Вертикальный (структурный) анализ, который  проводится с целью определения  удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе.

 

 

 

 

 

Таблица 7

Информация о работе Заемные источники финансирования предпринимательской деятельности