Адаптация персонала в рыночных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в исследовании процесса адаптации персонала организации и управлении ним, а также разработке рекомендаций относительно его усовершенствования.
Предметом дипломной работы являются теоретические, методические и практические аспекты процесса адаптации персонала на предприятии.

Файлы: 1 файл

adaptaciya_personala_v_rynochnyh_usloviyah_hozyaistvovaniya.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Работники, которые не давно пришли на работу в ЧП «Укрставинвест» отмечают высокий уровень удовлетворенности:

  • отношениями с коллегами -96,4%,
  • руководителем - 96,4%,
  • качеством планирования работы – 92,9%,
  • своевременностью доведения задания (плана) – 89,3%,
  • обеспеченностью техдокументацией – 82,1%,
  • оценкой качества работы – 75,0%.

Средний уровень удовлетворенности отмечен по вопросам:

  • загруженность работой – 60,7%
  • ритмичность работы – 57,4%
  • обеспечение инструментом и оснасткой – 57,1%

За первые годы работы большинство работников получили зарплату до 2000 грн. (41,4%). Это значительно ниже уровня ожиданий по заработной плате (при приеме на работу 37,9% работников рассчитывали на зарплату от 2000 до 3500 грн).

Критический уровень удовлетворенности новичков отмечается по одному фактору – размер заработной платы – 63,0%. В процессе трудоустройства кандидату называется уровень оплаты труда при максимально благоприятных условиях: выполнение плана, полный размер премии. Основная причина данной оценки – имеющийся уровень зарплаты не достаточен при дороговизне жизни.

Было проведено исследование целью, которого была оценка эффективности действующей процедуры трудоустройства и введения в коллектив. Процесс трудоустройства большинство адаптантов оценивают положительно, доля негативных ответов не превышает 3,4%, исключение составляет процедура медосмотра – 6,95 оценивает ее как неприятную, 55,2% субъективно оценивают процесс оформления как быстрый.

Результат удовлетворенности всеми факторами производственной среды таков. Более половины адаптантов – 57,1% намерены лучше осваивать свой участок работы. 53,6% адаптантов – заинтересованы в повышении квалификации.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что процесс адаптации на ЧП «Укрставинвест» имеет ряд существенных недостатков, которые негативно влияют на уровень продуктивности работников и обуславливают необходимость поиска путей повышения эффективности управления не только персоналом ЧП «Укрставинвест», но и адаптацией, так как предприятие диверсифицировано и нуждается в услугах работников разных специальностей, возраста и характера.

 

 

Раздел 3. Пути повышения эффективно стиуправления процессом адаптации персонала ЧП «Укрставинвест»

 

 

3.1. Направления повышения уровня адаптации сотрудников ЧП «Укрставинвест» 

 

Современный темп жизни выводит человека на новый уровень взаимодействия с окружающим его миром. Нарушение адаптации, т.е. неспособность адекватно воспринимать и реагировать на окружающую "рабочую атмосферу", руководителей, коллег, клиентов и т.п., приводит к большинству психологических проблем, как в профессиональной, так и в личной сфере, которые, в свою очередь, негативно влияют на ту же профессиональную деятельность, вплоть до психосоматических и психических расстройств и неадекватных видов защитного поведения, таких как алкоголизм, наркомания.

На сегодняшний день возрастает юридическая и этическая ответственность менеджера по персоналу компании за применяемые методы исследования личности. Необходимо отдавать себе отчет в том, что надежность оценки психической адаптации и развития личности, как и вообще оценка, имеет смысл и целесообразна, если она приводит к повышению эффективности деятельности специалиста. Как, впрочем, и определение путей повышения эффективности развития личности невозможно без надежных результатов оценки (достоверность результатов оценочных процедур и адекватность их интерпретации, получаемых выводов и прогнозов).

Термин "человеческий фактор" на настоящем этапе требует повышенного внимания, в первую очередь, к специалистам, работающим в особых условиях деятельности. Одной из основных, краеугольных проблем является задача определения и развития у специалистов способности к успешной адаптации.

На практике существует много методик, учитывающих уровень адаптации личности, основанных на психологических (субъективных) и физических (объективных) признаках. Однако, следует заметить, что все эти методики, несмотря на свою высокую надежность, существуют отдельно, независимо друг от друга, т.е. уровень адаптации личности оценивается либо по методикам, основанным на психологических параметрах, либо по методикам, в основу которых положены физические признаки. Отсюда становится понятным, что наиболее эффективное решение этой проблемы возможно в том случае, когда в одну методику будут объединены психические и физические параметры. Надежность психодиагностики в плане ее прогностичности также зависит от полноты "охвата" оценки субъекта. Встает вопрос о надежном инструментарии, который позволял бы квалифицированному менеджеру по персоналу выявлять сильные и слабые стороны личности и учитывать их в развитии, а также быстро обрабатывать большой объем диагностической информации, формируя результаты в табличном и графическом видах.

Основной причиной недостатков, характерных для существующих теорий и практики оценки адаптации и развития личности, является не использование или недостаточное использование системного подхода и инструментальных методов и методик.

Мы полагаем, что в целом оценка адаптации личности ЧП «Укрставинвест» должна основываться на прогрессивных, проверенных практикой психодиагностических технологиях и методах, которыми, на наш взгляд, являются:

  1. методика LCI (в составе ПМК "Эксперт +"), основанная на структурной теории эмоций и механизмов психологических защит Р.Плутчика и Г.Келлермана,
  2. системная диагностика человека на приборе "Активациометр", разработанная Ю.А.Цагарелли, и компьютерный психодиагностический комплекс "Эксперт-Антистресс" А.Ф.Веселкова, Е.Мирошник.

При этом следует учитывать специфические задачи и особенности психической адаптации и развития личности.

Поэтому, мы предлагаем модель, в основе которой лежит системный подход и выше перечисленные психологические методы, позволяющая установить соответствие между психическими и физическими параметрами, психическими процессами и состояниями в процессе адаптации на ЧП «Укрставинвест»  и определить зоны особого внимания в структуре личности, приводящие к субъективному состоянию, обозначенному нами как "Предсрыв".

Любая психологическая проблема порождается несовпадением внутреннего мира человека с внешним, окружающим его миром. Вы желаете и добиваетесь одного, стремитесь к этому, а в реальности - совсем другое. Это "другое" получило название "конфликт", и чем больше разница между ожидаемым и свершившимся, тем конфликт более выражен.

Сам по себе конфликт не является чем- то негативным. Наоборот, он учит нас более правильному взаимодействию с окружением. Но на эту учебу - для приспособления и "переработки" конфликта - необходимо время. А с развитием современного общества этого времени остается все меньше, и назревает угроза эмоционального стресса.

Согласно теории эмоций Р.Плутчика конфликтная ситуация - это столкновение двух представлений - "когниций" - относительно одного объекта, субъективно переживаемое как дискомфорт. Человек предпринимает действия по его снятию либо путем изменения одного из элементов противоречивых представлений, либо путем введения нового элемента. Внутренний конфликт - это одновременное переживание одной или нескольких основных эмоций и эмоции страха (или любой из его социализированных форм: стыд, чувство вины, неполноценности, неидентичности и т.д.). Формально эмоции, участвующие в конфликте, являются аффективными нагрузками образа одной и той же реальной ситуации и определяются дифференцированными когнитивными оценками ее содержания. Фактически, вторая когнитивно-аффективная сторона внутреннего конфликта всегда опосредована прошлым отрицательным опытом субъекта, сигнализирующим о возможных негативных последствиях спонтанного выражения первоначальной эмоции. Например, некий индивид противоположного пола ЧП «Укрставинвест» может быть оценен как "приятный, нравящийся, желательный для немедленного установления контакта". Он, таким образом, вызывает эмоции принятия, радости и ожидания.

Этот же индивид может одновременно оцениваться, как "способный продемонстрировать неприятие и равнодушие". Эта оценка делается на основании прошлого опыта взаимодействия с этим же или другим индивидом в субъективно сходной ситуации и вызывает эмоцию страха (опасения выглядеть смешным, нежелания испытать чувство неполноценности и т.п.).

Конфликт может быть разрешен с помощью механизмов защитного отрицания, реактивного образования или рационализации. Например, стимул переоценивается как "не настолько желательный, чтобы рисковать" или любым другим способом. В результате происходит частичное снятие напряжения, возникшего из-за отсутствия энергетически обеспеченной реакции на значимый стимул. Благодаря защитному искажению образа реальной ситуации сохраняется стабильность позитивного образа Я, в данном случае, "сдержанного, рассудительного, управляющего собой и уверенного в себе человека", конфликт, таким образом, ликвидирован.

Однако, если подобная защитная рационализация будет использоваться как инвариантный ответ на ситуацию нового знакомства, субъект будет восприниматься окружающими как замкнутый, необщительный или тревожный индивид и вызывать соответствующие отношение к себе. Следовательно, субъект попадает в ситуацию перманентного или, по крайне мере, периодически возобновляющего внешнего конфликта вокруг одной проблемы, что создает постоянную угрозу внутриличностного конфликта и вынуждает его к сверхинтенсивному использованию защиты. Процесс, таким образом, может принять необратимый характер.

Примеры наиболее актуальных защитных механизмов работников ЧП «Укрставинвест» :

  1. Отрицание - у человека ярко выражена потребность во внимании со стороны окружающих и любые негативные аспекты этого внимания блокируются на стадии восприятия. В результате человек не допускает до осознания проблемные ситуации.
  2. Подавление - неприятные эмоции блокируются посредством забывания реального стимула и всех объектов и обстоятельств, связанных с ним.
  3. Регрессия - возвращение в проблемной ситуации к более онтогенетически незрелым паттернам поведения и удовлетворения.
  4. Компенсация - попытка исправления или замены объекта, вызывающего чувство неполноценности, нехватки, утраты (реальной или мнимой).
  5. Проекция - приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональная основа для их неприятия и самопринятия на этом фоне.
  6. Замещение - снятие напряжения путем переноса агрессии с более сильного или значимого субъекта (являющегося источником гнева) на более слабый объект или на самого себя.
  7. Интеллектуализация (рационализация) - предполагает произвольную схематизацию и истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией.
  8. Реактивное образование - выработка и подчеркивание социально одобряемого поведения, основанного на "высших социальных ценностях".

На внешнем уровне работники ЧП «Укрставинвест» описывают свои проблемы несколькими взаимосвязанными способами. Они могут переживать и выражать определенные эмоции слишком часто или слишком сильно, например, тревогу или гнев, отвращение (в форме порицания или враждебности) или доверие (в форме чрезмерного легковерия).

При тщательном исследовании этих проблем становится очевидным, что причиной их являются эмоции. Руководители ЧП «Укрставинвест» иногда вызывают чувство обиды или неполноценности, дети разочаровывают, родители вызывают чувство вины, а любимые люди приводят в беспокойство. Межличностные отношения вызывают эмоциональные реакции, с которыми индивиду трудно совладать или, напротив - в результате интенсивного использования защиты - индивид ведет себя неадекватно в ситуации общения, он может быть "зажат", "закрыт" или, например, выражать нечто прямо противоположное своим действительным чувствам.

Оказание индивиду помощи по выходу из конфликта или направлению его в конструктивное русло должно быть связано с эмоциями и механизмами защиты как средствами, контролирующими их выражение.

Психологическая защита определяется нами как совокупность способов последовательного искажения смысловой и аффективной составляющих образа реальной ситуации. Это искажение достигается за счет индивидуальных изменений в протекании психических процессов и имеет нейрофизиологическую основу.

Искажение образа психотравмирующей ситуации, наиболее удобное и привычное для индивида, исходя из динамических особенностей его психики и особенностей ранних межличностных отношений, это способствует косвенному, опосредованному, отсроченному реагированию, снимая напряжение и обеспечивая социально-психическую адаптацию.

Механизмы психологической защиты, накладываясь на динамические особенности психики индивида, определяют основные черты его характера и, в большой мере, становление всей системы его отношений с окружающим миром.

Теория утверждает, что от степени выраженности той или иной защиты зависит модель поведения: "Психологические защиты оберегают позитивный образ "Я" каждого человека. От того, в какой степени каждая из эмоций будет блокироваться ими, зависит поведение человека".

Уровень самооценки определяется тем, насколько выражена в человеке позиция отрицания, сформированная на бессознательном проявлении психологической защиты "отрицание", когда блокируются любые негативные аспекты в адрес человека от окружающих.

Адекватное восприятие самого себя делает человека уверенным, способным объективно взвешивать свои шансы.

Информация о работе Адаптация персонала в рыночных условиях