Анализ действующей системы мотивации персонала организации «Pleer.ru»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить теоретические вопросы мотивации и продемонстрировать процесс мотивирования сотрудников магазина.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить сущность и основные понятия мотивационной сферы;
обозначить методы мотивирования персонала;
ознакомиться с основными теориями трудовой мотивации;
проанализировать особенности мотивации персонала в розничной торговле в целом, и на конкретном предприятии;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА 6
1.1 Понятие и основные положения мотивации труда 6
1.2 Методы мотивирования персонала 15
1.3 Содержательные теории мотивации 20
1.4 Процессуальные теории мотивации 28
1.5 Выводы 37
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ ООО «Pleer.ru» 38
2.1 Общая характеристика организации ООО «Pleer.ru» 38
2.2 Анализ действующей системы мотивации персонала организации «Pleer.ru» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59

Файлы: 1 файл

Организация мотивации сотрудников и ее анализ.docx

— 156.76 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Анализ действующей системы мотивации персонала организации «Pleer.ru»

 

Грамотно  выстроенная система мотивации  персонала, занятого в торговле, дает больший эффект в повышении объемов  продаж.

Сложность применения системы мотивации в торговых компаниях состоит в том, что, в отличие от тренингов, которые  могут быть стандартными и эффективными одновременно, внедрять "стандартную" систему мотивации или же схему, перенятую у другой компании - затея бесполезная. Конечно, в чужих разработках можно почерпнуть много полезного, однако калькирование системы мотивации в лучшем случае не даст желаемого эффекта. Дело в том, что эффективность системы мотивации, зависит от факторов, индивидуальных для каждой организации [25]. Вот далеко не полный их перечень:

  • стратегия продаж организации «Pleer.ru»;
  • система продаж, особенности управления продажами организации «Pleer.ru»;
  • особенности бизнеспроцессов в организации «Pleer.ru»;
  • распределение обязанностей внутри отдела продаж и между отделами;
  • организационная культура организации «Pleer.ru».

В частности, система мотивации, разработанная  в организации «Pleer.ru», будет сильно отличаться от системы, принятой в крупной оптовой компании: активные продажи требуют иных стимулов, нежели сбыт.

От менеджеров организации требуется разное трудовое поведение, у них различные задачи и функции, разные критерии эффективности. Поэтому первым требованием к системе мотивации организации «Pleer.ru» следует назвать учет функциональных обязанностей, которые выполняют сотрудники отдела.

Вторым требованием  к эффективной системе является ее прозрачность и объективность: в  случае если персоналу будет непонятно  или неизвестно, за что их поощряют и как они могут влиять на размер своей заработной платы; если критерии оценки их деятельности не объективны или оценка происходит волюнтаристски, а критерии постоянно меняются, мотивационный  эффект не будет достигнут [7].

Оптимальная система мотивации в организации  «Pleer.ru» является полимотивирующей: различные ее составляющие рассчитаны на соответствующие аспекты деятельности сотрудника.

Система мотивации организации всегда складывается из двух основных блоков: материального и нематериального стимулирования [10].

Так как же они распределились по условиям (исследование проводилось  в организации «Pleer.ru» весной 2012г.):

1. Где труд выступал как способ  самореализации целей магазина  и работника для саморазвития? На пяти заданных вопросов отвечали так же 19 человек. Положительных ответов 57 %, отрицательных 13 %, засомневались в ответах 30 %. За отрицательными ответами стоит то, что 13 % численности опрошенных не устраивает то, что им совсем не приходится принимать самостоятельные решения – это ответы в основном продавцов торгового зала, на что нужно обратить внимание менеджерам.

Но есть такие недостатки:

а) не совсем устраивает режим рабочего времени;

б) возможность думать и принимать самостоятельные решения приходится лишь иногда;

в) нет возможности повысить квалификацию;

г) не совсем устраивает размер заработной платы.

Лайкерт и Мак Грегор в своих концепциях пришли к выводу, что в целях достижения эффективности современные торговые организации должны рассматривать себя как взаимодействующие группы людей с «поддерживающими взаимоотношениями» между собой. В идеальном случае все члены организации будут чувствовать, что цели организации имеют для них личное значение. Они будут рассматривать свою работу, вносящую вклад в достижение целей, как полную значения, необходимую и сложную.

2. Мотивация труда как способ  самореализации и развития продавцов  и менеджера по продажам. Из  девяти заданных вопросов отвечали 19 человек. Положительных ответов 54,25 %, отрицательных 13,3 %, сомневающихся ответов 32,4 %. Здесь за отрицательными и сомнительными ответами стоит:

а) некоторых совсем не устраивает техника безопасности на рабочем месте и санитарно-гигиенические условия;

б) размер заработной платы ;

в) физическое утомление из-за неравномерной загруженностью работой.

На что необходимо обратить особое внимание. Следовательно, необходимо сформировать более активный объем уровня продаж в организации «Pleer.ru», которое выражается в наиболее полной реализации творческого потенциала работника, его способностей к труду, стремление к социальному росту, к изменению.

Используя теорию двух факторов Герцберга (таблица 1), где рассматриваются внутренние (мотивирующие) и внешние для человека факторы (здоровья), следует сделать вывод о том, что в данной организации:

-мотивирующие факторы недостаточно  влияют на реализацию потребностей  в росте трудового потенциала  работников за счет повышения  ответственности, роста квалификации, признания заслуг и стремления  к достижению высоких трудовых  результатов;

-факторы здоровья не вызывают  значительной неудовлетворенности  работников уровнем организации  труда и объемом продаж, условиями  труда и размерам его оплаты, а также режима работы и  отношениями с другими работниками,  с руководством. Структура мотивов  в организации «Pleer.ru» представлена на рисунке 1.

Рис.1 - Структура мотивов работы в организации «Pleer.ru»

Факторы мотивирующие

Факторы здоровья

  • условия профессионального роста
  • условия продвижения в труде, в группе, саморазвитие личности: признание заслуг, интересная ответственная работа, творчество в труде
  • мотивы

54,3                  32, 4                     13,3

  • условия труда на рабочем месте, в торговом зале
  • условия самореализации трудового потенциала личности
  • стимулы (оплата,вознаграждения, рабочее время)

    57                              30                                 13

Удовлетворенность

Отсутствие удовлетворенности

Неудовлетворенность

Отсутствие  неудовлетворенности 


 

Поэтому для усиления заинтересованного  отношения к труду следует, прежде всего, обратить внимание на факторы, вызывающие неудовлетворенность работников (на 30% и 13% ответов - плохие условия труда: освещенность, шум; технику безопасности, режим рабочего времени). И попытаться эти результаты снизить. Лишь после того, как достигнуто снижение неудовлетворенности, т.е. восстановлены нормальные условия труда, руководству можно пытаться мотивировать работников через механизм ориентации на заинтересованное отношение к труду за счет формирования условий развития работников в труде, т.е. обеспечивать работникам состояние удовлетворенности, за которым может следовать достижение высоких трудовых и творческих результатов. Анализ в внутренней и внешней мотивации труда в организации «Pleer.ru» представлен на рисунке 2. 

Рис.2 - Анализ внутренней и внешней мотивации труда в компании «Pleer.ru»

 

Нематериальное стимулирование в  организации «Pleer.ru» направлено на повышение лояльности сотрудников к организации одновременно со снижением издержек по компенсации сотрудникам их трудозатрат. Под нематериальными понимаются такие поощрения, которые не выдаются сотруднику в виде наличных или безналичных средств, однако могут требовать инвестиций со стороны компании. Основной эффект, достигаемый с помощью нематериального стимулирования, - это повышение уровня лояльности и заинтересованности сотрудников в организации. Традиционно выделяют три группы нематериальных стимулов: не требующие инвестиций со стороны компании; требующие инвестиций и распределяемые безадресно, а также требующие инвестиций компании и распределяемые адресно. Ниже приведен перечень наиболее часто используемых нематериальных стимулов по этим трем группам.

Стимулы, не требующие инвестиций со стороны организации «Pleer.ru»:

  • Поздравления с днем рождения (список именинников на информационном стенде, поздравления, подарок от всех сотрудников. Важно, чтобы именинника от лица организации поздравлял один из менеджеров.
  • Прописанные критерии и этапы горизонтального и вертикального карьерного роста в организации «Pleer.ru» (карьерная лестница, цепочка разрядов в рамках одной должности). Система адаптации персонала в организации «Pleer.ru» - дает новому сотруднику представление о компании, критериях успешного прохождения испытательного срока и о программе его действий на этот период. Наставник помогает новичку освоиться на новом месте. Все это повышает чувство защищенности у работника и помогает формировать лояльность сотрудников, начиная с первых дней работы.
  • Похвала. Устная на общих собраниях и праздниках.
  • Стимулы, требующие инвестиций, распределяемые безадресно:
  • Главным образом подобные стимулы «работают» на повышение качества трудовой жизни.
  • Предоставление формы, спецодежды на конкретных рабочих местах (но не конкретным людям).
  • Организация качественного медицинского обслуживания (медицинская страховка).
  • Улучшение организационно-технических условий на рабочих местах. Сюда относятся: модернизация основных средств (компьютер и др.), совершенствование условий труда (кондиционирование, отопление, освещение, шумоизоляция и т.п., эргономика рабочего места), улучшение дизайна и прочие эстетические аспекты (оформление офиса, рабочего места, мебель).
  • Организация обучения (как внутри, так и вне компании).
  • Корпоративные праздники. День основания организации, Новый год, профессиональные и другие праздники, которые принято отмечать в компании. Важно, чтобы кроме развлекательной программы была предусмотрена и официальная часть, посвященная успехам компании и сотрудников. Развлекательная часть принесет гораздо больше пользы, если будет включать элементы развития корпоративного духа.
  • Укороченный рабочий день, неполная рабочая неделя, скользящий или гибкий график.

Стимулы, требующие инвестиций, распределяемые адресно:

При построении этой части системы  мотивации в организации следует  предварительно провести опрос или  анкетирование персонала об их предпочтениях, о том, что каждого из них лично  стимулировало бы работать еще лучше. Система в этой части может  иметь два подраздела: этим может  воспользоваться всякий, попавший в  определенную ситуацию или выполняющий  определенные требования и индивидуальные стимулы.

Предоставление беспроцентной  ссуды на приобретение товаров длительного  пользования. В данном случае стимулом является не получаемая сумма, а возможность взять в долг у компании с меньшими бюрократическими проволочками и на более выгодных для сотрудника условиях, а также сам факт участия компании в личной жизни сотрудника, забота о нем.

Безвозмездная материальная помощь (рождение ребенка, свадьба, тяжелая болезнь  ближайших родственников или  их смерть).

Полная или частичная оплата проезда к месту отдыха или  самого отдыха.

Оплата путевок работникам на лечение, отдых, экскурсии, путешествия.

Помощь в устройстве детей сотрудников  в лагеря отдыха, учебные заведения (детсады, школы).

Материальное стимулирование в  организации «Pleer.ru» дает возможность получать более широкий спектр в «обратной связи», реакции и отношении сотрудников к работе.

Система мотивирования всегда зависит  от политики компании в области управления персоналом. Разумеется, нужно принимать  во внимание системы мотивирования, реализованные конкурентами. От того, насколько система мотивирования  эффективнее системы конкурентов, в частности, будут зависеть текучесть  кадров и результативность труда.

Необходима тщательная проработка системы стимулирования с учетом индивидуальных особенностей предприятия.

Каждый человек представляет собой  сочетание всех или некоторых  из мотивационных типов в определенной пропорции. Таким образом, каждый человек  описывается мотивационным профилем, показывающим, в какой степени в нем присутствует каждый мотивационный тип. Условно доля мотивационного типа описывается числом от 0 (соответствующий характер мотивации полностью отсутствует) до 100 (человек описывается "чистым" мотивационным типом), и сумма всех чисел равна 100.

В организации «Pleer.ru» можно условно выделить следующие "чистые" типы мотивации сотрудников.

  • люмпенизированный (избегательный класс) 26%;
  • инструментальный (достижительный класс) 14%;
  • профессиональный (достижительный класс) 44%;
  • патриотический (достижительный класс) 14%;
  • хозяйский (достижительный класс) 2%.

Каждый человек с точки зрения его мотивации представляет собой  сочетание в некоторых пропорциях пяти чистых мотивационных типов (рисунок  3).ал кА

дровый

Рис.3 – Человек как сочетание чистых мотивационных типов

 

Люмпенизированный тип. Относится к избегательному классу мотивации.

Характеристика:

  • все равно, какую работу выполнять, нет предпочтений;
  • согласен на низкую оплату, при условии, чтобы другие не получали больше;
  • низкая квалификация;
  • не стремится повысить квалификацию, противодействует этому;
  • низкая активность и выступление против активности других;
  • низкая ответственность, стремление переложить ее на других;
  • стремление к минимизации усилий.

Инструментальный тип. Относится к достижительному классу мотивации.

Характеристика:

  • интересует цена труда, а не его содержание (то есть труд является инструментом для удовлетворения других потребностей, отсюда и название этого типа мотивации);
  • важна обоснованность цены;
  • важна способность обеспечить свою жизнь самостоятельно.

Профессиональный тип. Относится к достижительному классу мотивации.

Характеристика:

  • интересует содержание работы;
  • не согласен на неинтересные для него работы сколько бы за них не платили.
  • интересуют трудные задания  возможность самовыражения;
  • считает важной свободу в оперативных действиях;
  • важно профессиональное признание, как лучшего в профессии.

Патриотический тип. Относится к достижительному классу мотивации.

Характеристика:

  • необходима идея, которая будет им двигать;
  • важно общественное признание участия в успехе;
  • главная награда  всеобщее признание незаменимости в фирме.

Хозяйский тип. Относится к достижительному классу мотивации.

Характеристика:

  • добровольно принимает на себя ответственность;
  • характеризуется обостренным требованием свободы действий;
  • не терпит контроля.

Формы стимулирования и их соответствие мотивационным  типам

Теперь приведем некоторую классификацию форм стимулирования:

1. Негативные - неудовольствие, наказания, угроза потери работы.

Информация о работе Анализ действующей системы мотивации персонала организации «Pleer.ru»