Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:15, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать особенности аттестации персонала в учреждении здравоохранения.
Задачами настоящей курсовой работы следует считать следующее:
1. Дать определение аттестации персонала и рассмотреть её сущность;
2.Определить основные методы аттестации и обозначить основы её правового регулирования;
3. Проанализировать деятельность по аттестации персонала на примере МУЗ «Клинская городская больница»
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты аттестации персонала
организации 5
1.1. Понятие, сущность аттестации персонала 5
1.2. Методы аттестации персонала в современных условиях 14
1.3. Правовые основы аттестации сотрудников медучреждений 18
Глава 2. Анализ деятельности по аттестации персонала
в МУЗ «Клинская городская больница» 22
2.1. Состояние и направление развития здравоохранения
в Московской области 22
2.2. Характеристика МУЗ «Клинская городская больница» 24
2.3. Кадровая политика здравоохранения Клинского района 32
Глава 3.Пути совершенствования деятельности по аттестации
персонала в учреждениях здравоохранения 39
3.1. Проблемы проведения аттестации в учреждениях
здравоохранения 39
3.2. Предложения по совершенствованию аттестации
в учреждениях здравоохранения 44
3.3. Инновации в обучении 49
Заключение 52
Литература 55
Приложения 57
10. необходимость одобрения
со стороны вышестоящего лица
(степень эмоциональной
11. необходимость одобрения
со стороны равных по
12. внутренние рабочие
нормативы (насколько высоко
13. необходимость продвижения
(учитываются стремление к
14. необходимость надежности
положения (в какой степени
сотрудник хочет быть
15. гибкость при достижении цели (жизненные цели, их соответствие реальным возможностям и обстановке);
16. первостепенность работы
(в какой степени
17. система акцентов
18. реальность надежд (в
какой степени надежды в
19. терпимость к неопределенности и нестандартным условиям работы;
20. способность работать длительный период времени без достаточного вознаграждения с перспективой получить награду позже;
21. сопротивляемость стрессу (до какого предела напряженность работы совпадает с нормальным психологическим состоянием);
22. разнообразие интересов (различные сферы деятельности и увлечения - такие, как политика, музыка, искусство, спорт);
23. энергия (как долго сотрудник может выдерживать высокий уровень нагрузки);
24. организованность и
способность к адекватному
25.готовность принимать
решения и умение их
При выборе предмета оценки следует понимать, насколько организация способна определить стандарты. Например, в здравоохранении трудно определить стандарты эффективности труда, поэтому при аттестации работника результат оценки, к сожалению, может быть поверхностным и субъективным.
Аттестация персонала учреждения здравоохранения призвана способствовать совершенствованию деятельности органов местного самоуправления по подбору, расстановке и повышению квалификации муниципальных служащих с целью обеспечения наиболее эффективной работы органов власти на местах по решению вопросов местного значения.[6]
Аттестация персонала учреждения здравоохранения проводится для определения уровня профессиональной подготовки в целях определения соответствия муниципального служащего замещаемой должности муниципальной службы, а также для решения вопроса о присвоении муниципальному служащему квалификационного разряда.
Основными задачами аттестации являются:
- определение уровня профессиональной подготовки персонала учреждения здравоохранения;
- выявление перспективного использования потенциальных способностей персонала учреждения здравоохранения;
- определение степени необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки персонала учреждения здравоохранения;
- стимулирование самообразования персонала учреждения здравоохранения и роста его профессионального уровня;
- выявление общего кадрового потенциала;
- обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения кадров.
Аттестация может проходить одновременно по трем направлениям: оценка деятельности, оценка квалификации, оценка личности [9].
1. Оценка деятельности включает в себя выполнение должностных обязанностей, выполнение плана работ (сроки, качество), достижение поставленных задач. В организации четко определены должностные обязанности (ясно, с чем сравнивать), есть план - график работ (фиксируется выполнение заданий), сотрудники имеют четкие задачи.
Аттестация проходит быстро и объективно. Надо помнить, что чем слабее организационная основа оценки деятельности, тем сложнее получить объективный результат.
2. Оценка квалификации заключается в «экзамене» - работники в письменной форме отвечают на вопросы по специальности. Возможна и устная форма ответов. Опросник заранее подготовлен и согласован с ведущими специалистами, определено, какой результат «экзамена» приемлем для специалистов различной квалификации.
3. Оценка личности. Организация
оценивает основные
- Сравнив личностные требования,
предъявляемые к должности, с
фактическими личностными
- При наличии стрессовых
или конфликтных ситуаций
- При наличии существенных
претензий к деятельности
- Избегая субъективизма,
построить структурированное
В соответствии с поставленными целями аттестации, руководствуясь нормативными документами, для проведения эффективной аттестации организации необходимо выбрать методы оценки.
1.2. Методы аттестации персонала в современных условиях
Управление персоналом немыслимо без технологий и инструментов, с помощью которых осуществляются тонкие процедуры отбора, конкурсов, управление профессиональной и должностной карьерой служащего, создания мотивационной среды. В числе наиболее важных инструментов работы с персоналом следует выделить оценку персонала [10].
Оценка - это результат
соизмерения, результат сравнения
познаваемого с тем, что может
выступать в качестве эталона. При
оценке деятельности сотрудника сравнивают
его способности, личностные качества,
результаты работы и т.д. с тем, что
является идеалом, эталоном. Хотя идеалы
и эталоны человек
Существует многообразие методов оценки персонала. Их можно разделить по субъектам оценки (кто проводит оценку): индивидуальные, групповые, экспертные. Оценки можно классифицировать по предмету и объекту оценки (что или кто подлежит оценке): личностные характеристики, результаты труда, процесс труда и др. Типология оценок может быть произведена и по средствам представления информации о предмете оценки: вербальные (словесные), формализованные (знаковые, графические), комбинированные.
Одним из важнейших вопросов при проведении деловой оценки персонала является выбор методов, с помощью которых оцениваются те или иные показатели. При оценке можно использовать несколько методов:
- характеристика значения устанавливается на шкале для каждого сотрудника (метод шкалирования);
- несколько оценок приводятся
в ранжированный ряд
- отдельный сотрудник
характеризуется с точки
- метод без предварительного
установления показателей
- метод управления по целям (MbO)
Многосторонность деловой оценки персонала достигается за счет применения так называемых «оценочных листов», которые заполняются всеми сторонами - «оценщиками» (коллеги, непосредственное руководство, подчиненные, сотрудники смежных подразделений, имеющие рабочие контакты с оцениваемым сотрудником). Непосредственный руководитель дает собственное заключение по представленным оценкам и знакомит с ним сотрудника [12].
При выборе критериев оценки следует учитывать, во-первых, для решения каких конкретно задач используются результаты оценки (повышение оплаты труда, служебный рост, увольнение и т.п.) и, во-вторых, для какой категории и должности работников устанавливаются критерии, учитывая, что они будут дифференцироваться в зависимости от сложности, ответственности и характера деятельности работника. Можно выделить три категории работников (служащих): руководители, специалисты и другие служащие.
В связи с разделением
управленческого труда
На практике при оценке результативности труда руководителей и специалистов наряду с качественными показателями, т.е. прямыми, используются косвенные, характеризующие факторы, влияющие на достижение результатов. К таким факторам результативности относятся: оперативность работы, напряженность, интенсивность труда, сложность труда и т.п.
Для оценки результативности труда применяются различные методы. Наиболее широко в организациях всего мира используется метод управления по целям (задачам).
В.Р.Веснин в книге «Практический менеджмент персонала» процедуру оценки персонала классифицирует по нескольким направлениям [14]:
- по объекту, т.е. по тому, что оценивается;
- по источникам, на данных которых базируется оценка;
- по способам осуществления
процедуры оценки с
- по критериям, в соответствии с которыми происходят оценка и выбор лучшего или худшего показателя;
- по субъектам (кандидат или работник, осуществляющий самооценку; его коллеги, руководители, подчиненные, члены специальной комиссии);
- по степени охвата контингента. Здесь различают его глобальную оценку - в целом и локальную, относящуюся к группе лиц или отдельному человеку;
- по периоду.
К основным принципам эффективной оценки Веснин В.Р. относит следующее:
1. Направленность на улучшение работы
2. Тщательная подготовка
3. Конфиденциальность
4. Всестороннее непредвзятое
обсуждение итогов работы (или
испытания) деловых и личных
качеств человека, их соответствия
должности, перспектив на
5. Разумное сочетание похвалы и критики
6. Надежность и
Причинами возможных ошибок в оценке считаются:
- использование личного опыта как ее основы;
- ориентация исключительно на количественное соотношение положительных и отрицательных черт;
- подход к прошлому
на основе современных
- оценка личных свойств
вместо результатов
Процедура оценки результативности труда будет эффективной, если имеют место следующие обязательные ступени:
- установить «стандарты»
результативности труда для
- установить процедуру оценки результативности труда (когда, сколь часто и кто проводит оценку, критерии и методы оценки);
- побуждение лиц, проводящих
оценку на то, чтобы собирать
информацию результативности
- обсудить результаты оценки с работником;
- принятие решения и документирование оценки.
Основная задача конкурсной комиссии - дать рекомендации руководителю предприятия о назначении на должность конкретного лица из числа претендентов, участвовавших в конкурсе.
Для правильного применения системы аттестации и полного использования, заложенных в ней возможностей методика аттестации должна ориентироваться на такие принципы (правила):
- соответствовать нормативным
документам, регламентирующим
- комплексность оценки, включающая оценку качеств аттестуемого и результаты работы;
- решения по аттестации
работников в рамках
Справедливо отмечено - независимо от методов оценки - на основе балльных таблиц, системы коэффициентов или эталонов - все они в значительной степени субъективны, так как в конце концов оценку выбирает человек, и неважно, чем он пользуется. В связи с этим большое, если не определяющее значение при аттестации кадров имеет институт экспертов.
Объективно надо признать, что найти “хороших” экспертов не просто, поскольку содержание и специфика труда медицинского работника уникальны: труд медицинского работника связан с каждодневным решением нестандартных задач.
1.3. Правовые основы аттестации сотрудников медицинского учреждения
Законодательное регулирование
вопросов охраны здоровья граждан - одно
из приоритетных направлений государственной
политики в Российской Федерации. Законодательные
акты, принятые в последнее десятилетие,
создают правовые основы для модернизации
отечественной системы
Механизм аттестации представляет собой способ организации и осуществления аттестационной деятельности, содействующей реализации функций аттестации, достижению ее эффективного воздействия на совершенствование кадровой функции управления в учреждениях здравоохранения. Механизм аттестации персонала учреждения здравоохранения является комплексным организационным образованием и состоит из следующих четырех элементов:
Информация о работе Анализ деятельности по аттестации персонала в МУЗ «Клинская городская больница»