Анализ форм власти организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение понятий власть и властные полномочия и определение прав руководителя в процессе его организационной работы.
Задачи данной курсовой работы:
 рассмотреть проблемы власти в различных организациях;
 изучить методы подхода к этим проблемам;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..…………….
1 Понятие, сущность, значение и элементы власти………………………..
1.1 Понятие и сущность власти……………………………………………….
1.2 Властные отношения как элемент власти………………………………..
1.3 Значение власти для организации……………………………………….
2 Виды, формы и источники власти…………………………………………..
2.1 Источники власти………………………………………………………….
2.2 Влияние. Стратегии влияния……………………………………………..
2.3 Формы власти……………………………………………………………..
2.4 Виды властных отношений в ходе эволюции организации…………….
3 Проблемы власти. Повышение эффективности власти…………………..
3.1 Проблемы власти в современных организациях……………………….
3.2 Последствия неограниченной власти и безвластия……………………...
3.3 Баланс власти………………………………………………………………
3.4 Повышение эффективности власти……………………………………….
3.5 Приемы, позволяющие усилить власть в организации…………………
Заключение……………………………………………………………………..
Библиографический список…………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 181.76 Кб (Скачать файл)

Одним из элементов власти являются властные полномочия. Это объём прав, которыми располагает руководитель при принятии решений по финансовым, кадровым и  материально-техническим вопросам без согласования с высшим руководством. [4]

В периоды  стабильного роста власти появляется необходимость осуществления быстрых  всеобъемлющих изменений. Тогда  в центре внимания оказывается второй элемент власти -- властные отношения, которые всегда возникают между людьми или общественными группами в организации. Властные отношения возникают также при борьбе за власть. Это отношения, когда один из участников (субъект власти) реализует свою волю в отношении других (объектов власти) в какой-то определённой сфере (властном пространстве). Властные отношения многолики и разнообразны: в большинстве случаев они носят в какой-то мере двусторонний характер, т.к. и объекты власти способны оказать влияние наеё субъекта. Властные отношения становятся возможны благодаря наличию у субъекта власти ресурсов власти: свойств, атрибутов, благ, позволяющих ему влиять на принимаемые объектом власти решения и дающих преимущество в борьбе за власть. Ресурсами власти могут являться финансовый капитал, информация, связи и т.д.

При всём этом существует множество различных, порой противоречивых толкований явлений  и процессов, связанных с властью.

Методологически можно выделить два аспекта власти, в реальности неразрывно связанных  между собой: власть как специфическое  благо и власть как особого  рода отношение. Как и всякое благо, власть способна удовлетворить потребности  индивидов, т.е. власть позволяет своему обладателю получить доступ к важным для него ресурсам. [2]

1.2 Властные  отношения как элемент власти

 

 

Внутри  организации существует сложная  сеть властных отношений. Во-первых, речь идёт о формальной иерархии, вокруг которой строится любая организация. Во-вторых, важную роль играют неформальные коалиции и группы влияния, преследующие собственные интересы. Чем большей  является организация, тем более  сложной становится структура формальных и неформальных отношений власти. Между формальными и неформальными  центрами влияния также идёт конкуренция  за власть (её принято называть микрополитическими процессами). Властными отношениями  и конкуренцией определяется процедура  принятия организационных решений, которые, в свою очередь, определяют развитие организации. Властные отношения  охватывают не только руководство организации, но и всех её членов.

С точки  зрения формальной иерархической структуры  реальная концентрация властных отношений  в организации может произойти  либо «внизу» ( у формальных «подчинённых»), либо «вверху» (у формальных «руководителей»). Если формальная и неформальная пирамиды власти оказываются «перевёрнутыми» относительно друг друга, это ведёт к негативным последствиям с точки зрения мотивации и обострения внутриорганизационных конфликтов.

Структура властных отношений обуславливается  как вне организационными, так и внутриорганизационными факторами. Первые включают в себя формальные институты (положения законодательства), а также неформальные традиции и нормы.

Помимо  институтов своё давление на внутриорганизационные  властные отношения оказывает и  конкурентная среда. Она ограничивает возможности для чрезмерного  ужесточения внутренней конкуренции  в ущерб интересам организации  в целом, а также чрезмерной формализации механизмов принятия решений. [1]

 

 

1.3 Значение  власти для организации

 

 

С помощью  влияние на поведение подчинённых, т.е. властью над ними, руководители не просто ведут их к решению проблем  организации, но и побуждают их к  фактическому труду, необходимому для  достижения целей организации. Власть применяется для того, чтобы сделать  лидерство и влияние руководителя более эффективным.

Власть  руководителю требуется потому, что  он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне её. В различных подразделениях организации руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчинённых и коллег. Фактически эти группы представляют собой часть окружающей руководителя среды. Без содействия этих людей руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Для распределения обязанностей и направления деятельности всех этих людей руководитель должен опять же эффективно властвовать над ними.

Из всего  вышесказанного можно сделать общий  вывод, что власть позволяет руководителю распоряжаться действиями и поведением подчинённых, направлять их в русло  интересов организации, например, побуждать более эффективно работать, предотвращать или подавлять возникающие между ними конфликты.[4]

 

 

2 Виды, формы и источники власти

 

2.1 Источники  власти

 

 

В современном  управлении организациями выделяют несколько источников власти:

Власть  положения – это власть, которой  наделён человек в результате своего положения в организации, т.е. человек получает власть из-за своей  должности;

Власть  ресурсов – это власть, которой  наделён человек в результате контроля таких ресурсов, как деньги, персонал, материалы, технологии, информация и т.д., т.е. человек получает власть в результате своего служебного положения  и доверенных ему полномочий;

Власть  социальных связей основывается на способности  и возможности по сбору информации, нужных знакомствах, положении в  сети социальных связей и т.д., т.е. власть даётся в результате выявления у  человека качеств, способствующих получению  организацией важной информации и выгодному  партнёрству с другими организациями;

Власть  эксперта существует тогда, когда окружающие признают превосходство человека над  ними как эксперта. Различают два  вида знаний, которые дают человеку власть эксперта – это технические  знания и знания процесса;

Власть  личности основывается на личных качествах  человека, т.е. власть даётся человеку, который, работая в организации, смог проявить себя с хорошей стороны  и продемонстрировать все свои положительные  качества своим подчинённым. Таким  образом он заслужил уважение и ему хотят подчиняться;

Власть  информации является одним из важнейших  источников власти, т.к. без точной и  надёжной информации невозможны планирование и качественное принятие решений.[4]

Самыми  лучшими руководителями являются те люди, которые получили право управлять  из таких источников власти, как  власть личности и власть эксперта.

В группу, составляющую личностную основу власти, включаются следующие источники  власти: экспертная власть, власть примера, право на власть, власть информации, потребность во власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 – Источники власти в организации

 

Основой власти называется то, откуда она происходит, а источником власти – то, через  что данная основа используется. Специалистами  разработано много разных подходов к классификации источников власти. Все источники власти можно разделить  на две группы. К первой группе отнесены источники, имеющие личностную основу, ко второй – имеющие организационную основу.

В группу, составляющую личностную основу, включаются следующие источники: экспертная власть, власть примера (влияние харизмы), право на власть (законная власть), информационная власть, потребность во власти.

Власть  эксперта. Под экспертной властью  понимается способность руководителя влиять на поведение подчиненных  в силу своей подготовки и уровня образования, опыта и таланта, а  также наличия специализированных знаний. Обладатели знаний и компетентности могут оказывать влияние, даже не располагая официальными полномочиями. Поэтому данный источник власти не связан жестко с определенной должностью. Экспертная власть соответствует условиям НТР, но у нее имеются и серьезные  недостатки. Специализация в знаниях ограничивает ее применение. Она менее устойчива, медленно формируется. Кроме того, сегодня знания быстро стареют и требуют постоянного обновления, что не всегда удается своевременно осуществить. А сложность окружающего мира не исключает возможности того, что они окажутся необъективными и с их помощью нельзя будет достичь требуемых результатов. Недостатком такой власти страдают молодые руководители и им требуется время, для того чтобы ее обрести и эффективно использовать.[9]

Власть  примера. Власть примера или влияние  харизмы связаны со способностью руководителя влиять на поведение подчиненных благодаря его привлекательности, с которой он демонстрирует имеющиеся у него навыки и умения. Харизма – это власть, основанная на силе личных качеств и стиля руководителя. Власть примера нередко формируется по мере отождествления подчиненными себя со своим руководителем, вплоть до подражания ему во всем. Это стремление незаметно подводит подражателя под влияние того, кому он подражает. В России руководителю, желающему обрести харизматическую власть среди россиян, необходимо обладать такими качествами личности как стремление к справедливости, великодушие, альтруизм, отвага и стойкость духа. Такие люди властвуют над остальными тем, что призывают их к чему-то новому, необычному (как позитивному, так и негативному), и те без возражения, с энтузиазмом подчиняются. Власть примера проста и понятна, но непрочна, поскольку основывается в первую очередь на эмоциях, которые весьма переменчивы.

Право на власть. Руководители, занимающие одни и те же должности, формально имеют  равные права. Однако каждый из них  использует данное право в пределах своих способностей. Это проявляется  в том, что каждый руководитель как  бы обладает разным правом на власть (законная власть). Во многих случаях данный источник власти может быть единственным, особенно когда организация только формируется. Здесь важно получить от подчиненных  признание права на власть, что  связано с использованием других источников власти. Данный тип власти во многом опирается даже на безоговорочную уверенность исполнителя в том, что влияющий имеет право отдавать приказания и его долг подчиняться  ему, так как подчинение приводит к удовлетворению потребностей. Эта  власть эффективна тогда, когда существует жесткая и устоявшаяся иерархия власти в организации. Руководитель распоряжается окружающими на основе должностного назначения, в силу традиционности такого управления. Традиция подчиняться  должностному лицу передается из поколения  в поколения. Ее достоинствами как  основы власти являются простота и  надежность. Ориентация на должность  независимо от личности того, кто ее занимает, придает такой власти дополнительную прочность, поскольку недостатки, присущие конкретному носителю, не принимаются  во внимание.

Однако  такая традиционная власть предполагает покорность, поощряет посредственных людей. Она порождает презрение к человеческой индивидуальности, консерватизм, инерцию, сопротивление изменениям, не позволяет в достаточной мере использовать потенциал подчиненных. Данный тип власти мало согласуется с современными условиями и рано или поздно заводит организацию в тупик.

Информационная  власть. В современных условиях ресурсом, позволяющим осуществлять власть над  другими, в значительной мере становится информация, на обладание которой  в организации может идти борьба, а сама она в целях защиты может  утаиваться или искажаться. Лица, обладающие истинной и полной информацией, могут  принимать оптимальные решения  и диктовать свою волю другим.

Информационная  власть может быть передана специалистам и менеджерам, находящимся в центре информационных систем фирмы. Например, руководитель информационного подразделения  фирмы может не только контролировать компьютеры, но и иметь доступ практически  к любой информации по своему желанию. Менеджеры влиять на события, а не просто реагировать на них. Внутри организации  менеджеры нередко защищают информацию от окружающих под предлогом того, что другие просто ее не поймут. Так, например, планы маркетинга могут  иметь статус «Совершенно секретно». И чаще всего официальной причиной контроля над информацией называется необходимая защита фирмы. Но настоящая  причина нередко заключается  в том, что это позволяет владельцам информации приумножить свою власть. [5]

Потребность во власти. У людей существует потребность  во власти, именно желание иметь  влияние на других. Данный источник власти проявляется в даче настойчивых  советов и стремлении оказать  помощь, вызове эмоций у других, укреплении своей репутации.

В группу, составляющую организационную основу власти, входят в качестве источников: принуждение, вознаграждение, власть над  ресурсами, власть связей и принятие решения.

Принуждение. Как источник власти принуждение  строится на реализации руководителем  своей способности влиять на поведение  подчиненного посредством санкций. Для рядовых сотрудников эти  санкции носят чаще всего материальный характер (штраф, лишение премии, увольнение и др.) или административный (выговор, публичное замечание и др.), а  для руководителей большое значение имеют моральные санкции, ставящие под угрозу их служебное положение, статус, авторитет. Подчиненные следуют  указаниям, так как боятся быть наказанными. Поэтому в основе восприятия данного  типа власти лежит страх. Практика показывает, что обращение к страху может  стать эффективным методом воздействия, если предлагаются конкретные меры, позволяющие  понять, как подчиненным избежать неприятностей.

Власть, основанная на законном принуждении  или его возможности, называется административной. Она существует как  в государственных, так и в  негосударственных организациях –  главное, чтобы их деятельность соответствующие  требования руководителей официально регламентировались. Особенностями  такой власти являются безусловное  слепое подчинение руководителю, отчуждение человека от создаваемого им продукта.[5]

Информация о работе Анализ форм власти организации