Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 10:48, курсовая работа
Целью работы является изучение понятий власть и властные полномочия и определение прав руководителя в процессе его организационной работы.
Задачи данной курсовой работы:
рассмотреть проблемы власти в различных организациях;
изучить методы подхода к этим проблемам;
Введение…………………………………………………………..…………….
1 Понятие, сущность, значение и элементы власти………………………..
1.1 Понятие и сущность власти……………………………………………….
1.2 Властные отношения как элемент власти………………………………..
1.3 Значение власти для организации……………………………………….
2 Виды, формы и источники власти…………………………………………..
2.1 Источники власти………………………………………………………….
2.2 Влияние. Стратегии влияния……………………………………………..
2.3 Формы власти……………………………………………………………..
2.4 Виды властных отношений в ходе эволюции организации…………….
3 Проблемы власти. Повышение эффективности власти…………………..
3.1 Проблемы власти в современных организациях……………………….
3.2 Последствия неограниченной власти и безвластия……………………...
3.3 Баланс власти………………………………………………………………
3.4 Повышение эффективности власти……………………………………….
3.5 Приемы, позволяющие усилить власть в организации…………………
Заключение……………………………………………………………………..
Библиографический список…………………………………………………...
Описанная схема [9], безусловно, справедлива не для любой организации. Большинство организаций так и не преодолевает стадии «команды единомышленников». Иногда сама «команда» разваливается из-за непрерывной борьбы за власть. В некоторых случаях бизнес-культура организации такова, что она может существовать исключительно в режиме постоянной экспансии. На это ориентированы и менеджеры — экспансия дает возможность быстрого карьерного роста. Соответственно, замедление темпов развития ведет к упадку организации. Другие организации, напротив, на долгие десятилетия «застревают» на стадии зрелости, и в них формируется аналог «чиновничества». Часто речь идет о тесной взаимосвязи этих организаций и государства — так называемой «системе вращающихся дверей».
Особо следует
рассмотреть вопрос эффективности
борьбы за власть внутри организации
с точки зрения организационного
развития. С одной стороны, властные
конфликты между членами
В некоторых
случаях, однако же, институциональная
среда в организации
3 Проблемы власти. Повышение эффективности власти
3.1 Проблемы
власти в современных
Основная
причина трудностей руководящего персонала
заключается в наличии факторов
и людей, которыми нельзя управлять,
применяя к ним свою власть. Такая
ситуация появляется по причине того,
что руководитель часто зависит
от людей, которые ему формально
не подчинены. Если руководитель не может
эффективно взаимодействовать с
этими многочисленными «
Также если
руководитель не обладает достаточной
властью, чтобы влиять на тех, от кого
зависит эффективность его
В современном менеджменте существует не один подход к проблеме лидерства (власти):
подход с позиций личных качеств лидера, согласно которому, эффективные руководители обладают определённым набором личных качеств. Сформировав в себе эти качества, можно стать эффективным руководителем;
поведенческий подход, который основной акцент делает на определение наиболее эффективного поведения лидера;
ситуационный подход, в рамках которого учёные пытаются определить, какое поведение и личные качества лучше всего соответствуют определённым ситуациям.
Для применения подхода с позиции личных качеств У. Беннисомом была разработана теория личных качеств:
Управление вниманием – способность лидера представлять результат деятельности так, чтобы это было привлекательно для других.
Управление значением – способность так передать значение созданного образа, идеи и видения, чтобы они были поняты и приняты.
Управление доверием – способность построить свою деятельность так, чтобы получит полное доверие своих сотрудников.
Управление собой – способность знать и вовремя признавать сильные и слабые стороны своей деятельности, умение привлекать для исправления слабых сторон ресурсы других людей.[3]
Прочность власти и преобладание той или иной её формы зависит не только от конкретной специфики организации, но и от развития общества в целом, культурного и образовательного уровня работников и руководителей. Так, в настоящее время имеет место объективная тенденция к ослаблению любой власти, в том числе и власти менеджеров. Конкретные причины этого заключаются в следующем: значительно сократился разрыв в уровне знаний между руководителями и подчинёнными, их квалификацией; если прежде преобладание руководителей во всех областях, связанных с профессиональной деятельностью было неоспоримым, то сейчас зачастую подчинённые превосходят их во всех отношениях, оставляя руководителю лишь личностный авторитет.[4]
3.2 Последствия неограниченной власти и безвластия
В обществе существует заблуждение, что власть любого ранга автоматически придает нужный вес и авторитет лицу, занимающему определенный пост, а также наделяет его неограниченной властью, необходимыми навыками и способностями к управлению. И это заблуждение иногда порождает некомпетентных, бесталанных и грубых руководителей, работать с которыми очень сложно.
Сочетание качеств и знаний менеджера и специалиста в соответствующей области деятельности является одной из важнейших составляющих эффективной и бесперебойной работы организации. Но многие руководители, вышедшие из технических и инженерных работников, считают управленческие навыки необязательными. Они опираются на технические знания и навыки и, не умея организовывать работу подчиненных, выполняют сами большой объем непрямых обязанностей. Это создает неразбериху в деятельности, перегруженность одних работников и недостаточную загруженность других, что ведет в конечном итоге к отсутствию четкого механизма реализации власти. Такие руководители избирают стиль автократического руководства. При данном типе руководства понятие «власть» достигает своего абсолютного значения, что влечет за собой определенные последствия. Подчиненные фактически не имеют никаких личных прав. Состояние их зависимости от руководителя может быть обусловлено множеством причин, которые связаны со стремлением к достижению определенных индивидуальных целей, то есть необходимого для них результата деятельности на данный момент (например, материальный достаток, продвижение по службе, профессиональное самовыражение, обретение властных полномочий и др.)
Эффективность организации, основанная на неограниченной власти, может проявляться в ее способности быстро и в короткие сроки выполнять весьма трудные задачи в наименее благоприятных условиях. И часто бывает, что успех, достигнутый таким образом, не долговечен, потому что, добившись цели, руководитель часто пытается удержать свою власть искусственным путем, что может противоречить интересам остальных членов организации, а его уход или устранение разрушает организационную ситуацию. В любом случае происходит снижение эффективности деятельности, а иногда и ее полный провал.
Отклонения от нормы в работе коллектива – это не обособленные явления, с которыми надо бороться, а последствия упущений в рациональной управленческой деятельности. Поэтому руководителю необходимо уметь предвидеть последствия реализации власти, которой он располагает. Важной задачей является соблюдение основных направлений грамотного управления персоналом. Все они относятся к области человеческих отношений и дополняются необходимыми организационными чертами, включающими:
Среди проблем,
которые порождены
Существует
сложность в нахождении общего языка
между руководителем и
Но также ситуация может быть взята под контроль руководством более высокого ранга и приведена в норму.[8]
3.3 Баланс власти
Многим
кажется, что обладание властью
подразумевает возможность
Властью может обладать не только руководитель, но и подчинённый, и, соответственно, существует, так называемая, власть подчинённых. Обычно руководитель имеет власть над подчиненными потому, что последние зависят от него в таких вопросах, как повышение заработной платы, рабочие задания, продвижение по службе, расширение полномочий, удовлетворение социальных потребностей и т.п. Однако, в некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем, так как последний зависит от них в таких вопросах, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях, чье содействие необходимо для руководителя, влияние, которое подчиненные могут оказывать на своих коллег, и способность подчиненных выполнять задания. Кроме подчинённых над руководителем могут иметь власть и его коллеги, обладающие важными для него и для деятельности всей организации ресурсами (доступ к важным персонам, информационные ресурсы, доступ к услугам, деньгам и т.д.). [7]
Баланс власти в организации изображён на рисунке 3.2
Рисунок 3.2 - Баланс власти в организации
А для того, чтобы власть в организации была более эффективной и работала для достижения общих целей, необходимо работать так, чтобы существовал гармоничный баланс власти подчинённых и власти руководителя.
Влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Не существует реальной абсолютной власти, так как никто не может влиять на всех людей во всехситуациях.
В условиях организации власть только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица. Это можно выразить формулой: «уровень влияния обличенного властью лица А на лицо Б = степени зависимости лица Б от лица А».