Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 13:20, курсовая работа
Целью написания курсового проекта на тему «Анализ и совершенствование социально-психологических методов управления предприятием» является изучение социально-психологических методов управления. Это направление исследования предполагает решение следующих задач:
- изучить современное состояние производства в ЗАО «Калининское» Калининского района;
- проанализировать социально-психологические приемы управления трудовыми коллективами на предприятии;
- проанализировать социально-психологические методы управления и причины конфликтов в трудовых коллективах;
- рассмотреть основные подходы к формированию коллектива и систему морального поощрения на предприятии;
- оценить способности руководителей и специалистов к управленческой деятельности;
- оценить эффективность системы управления;
- усовершенствовать социально-психологический механизм управления;
- развивать системы социального и психологического планирования;
- усовершенствовать методы управления конфликтами;
- разработать рекомендации по формированию эффективного коллектива;
Введение 3
1. Анализ социально-психологических приемов управления трудовыми коллективами на предприятии 5
1.1 Анализ социально-психологических методов управления 5
1.1.1 Основные подходы к формированию коллектива 5
1.1.2 Анализ причин конфликтов в трудовых коллективах 8
1.1.3 Система морального поощрения на предприятии 15
1.2 Оценка способности руководителей и специалистов к управленческой деятельности 17
2. Анализ ЗАО «Калининское» 22
2.1 Организационно-экономическая и социальная характеристика ЗАО «Калининское» 22
2.2 Оценка эффективности системы управления 31
3. Совершенствование социально-психологического механизма управления35
3.1 Развитие системы социального и психологического планирования 35
3.2 Совершенствование методов управления конфликтами 41
3.3 Разработка рекомендаций по формированию эффективного коллектива 44
Выводы и предложения 49
Список литературы
1.1.2Анализ причин конфликтов в трудовых коллективах
Как и множества других понятий, у конфликта имеется множество толкований и определений. Одним из них является такое: конфликт- это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Каждая сторона делает все, чтобы была принята её точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт- явление всегда нежелательное, что его необходимо избегать, если есть возможность, и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает.
Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта и всех связанных с ним неприятностей даже не будучи уверенными, что поступают правильно. Но во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на них происходит до их фактического исполнения.
Таким образом, конфликт может
быть функциональным и вести к
повышению эффективности
В ЗАО «Калининское» наиболее частыми причинами возникновения конфликтных ситуаций являются:
1. Недостаточная согласованность
и противоречивость целей
2. Усталость организационной
структуры, нечеткое
3. Ограниченность ресурсов.
Руководство решает, как правильно
распределить материалы,
4. Недостаточный уровень
профессиональной подготовки. Зачастую
по этой причине подчиненному
не доверяют выполнение
5. Противоречия между
функциями, входящими в круг
должностных обязанностей
6. Неопределенность перспектив
роста. Сотрудники не имеют
перспективы роста и работают
без энтузиазма, трудовой процесс
для них становится тягостным
и бесконечным. В таких
7. Немаловажной причиной
возникновения конфликтов
Последствия конфликта:
Функциональные последствия. Возможно несколько функциональных последствий конфликта. Одно из них заключается в том, что проблема может быть решена таким путём, который приемлем для всех сторон, и в результате люди будут больше чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. Это, в свою очередь, сводит к минимуму или совсем устраняет трудности в осуществлении решений - враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли. Другое функциональное последствие состоит в том, что стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях, возможно, чреватых конфликтом.
Кроме того, конфликт может
уменьшить возможности
Дисфункциональные последствия. Если конфликтом не управляли или управляли неэффективно, то могут образоваться следующие дисфункциональные последствия, т.е. условия, мешающие достижению целей:
Управление конфликтной
ситуацией: существует несколько эффективных
способов управления конфликтной ситуацией.
Их можно разделить на две категории:
структурные и межличностные. Не
следует считать причиной конфликтов
простое различие характеров, хотя,
конечно, и оно может стать
единственной причиной конфликтной
ситуации, но в общем случае это
всего лишь один из факторов. Нужно
начать с анализа фактических
причин, а затем применить
Структурные методы:
Разъяснение требований к
работе. Это один из лучших методов
управления, предотвращающий
Координационные и интеграционные механизмы. Это ещё один метод управления конфликтной ситуацией. Один из самых распространённых механизмов- цепь команд. Установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчинённых имеют разногласия по какому-либо вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчинённый знает, чьи решения он должен исполнять.
Не менее полезны средства интеграции, такие как межфункциональные группы, целевые группы, межотдельские совещания. Например, когда в одной из компаний назрел конфликт между взаимозависимыми подразделениями- отделом сбыта и производственным отделом- то была организована промежуточная служба, координирующая объемы заказов и продаж.
Общеорганизационные комплексные цели. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, отделов или групп. Идея, лежащая в основе этой методики - направить усилия всех участников на достижение общей цели.
Структура системы вознаграждений.
Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтом, оказывая влияние на людей для избежания дисфункциональных последствий.
Люди, вносящие свой вклад
в достижение общеорганизационных
комплексных целей, помогают другим
группам организации и
Систематическое скоординированное
использование системы
Межличностные стили разрешения конфликтов:
Уклонение - этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Его позиция- не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придётся приходить в возбуждённое состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы.
Сглаживание. При таком стиле человек убежден, что не стоит сердиться, потому что «мы все - одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку». Такой «сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта, апеллируя к потребности в солидарности. Но при этом можно забыть о проблеме, лежащей в основе конфликта. В результате может наступить мир и покой, но проблема останется, что в конечном итоге произойдет «взрыв».
Принуждение. В рамках этого
стиля превалируют попытки
Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность, что часто даёт возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важной проблеме может сократить время поиска альтернатив.
Решение проблемы.
Данный стиль- признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто использует такой стиль не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения. Данный стиль является наиболее эффективным в решении проблем организации. Вот некоторые предложения по использованию этого стиля разрешения конфликта:
1.1.3 Система морального поощрения на предприятии
Моральное стимулирование бывает коллективным (когда поощряется весь коллектив за общие результаты работы) и индивидуальным. Коллективное поощрение активизирует деятельность людей, направленную на координацию, кооперацию и взаимопомощь.
Социально-психологическую основу морального поощрения составляют искреннее уважение и доверие, всегда возникающие к человеку или коллективу, хорошо делающим свою работу. Одна из форм морального поощрения, которой не следует пренебрегать – почетные награды и присвоение почетных званий.
Критика позволяет вскрывать недостатки в работе и устранять их. Высшая ее форма – критика делом: поучительный пример всегда был лучшим способом воздействия на окружающих. Руководитель должен чаще информировать коллектив о достижениях отдельных подразделений и работников.
Социальная преемственность, сохранение традиций коллектива обеспечивается за счет различных мероприятий – празднование памятных событий, организации фотостендов, издания брошюр и буклетов, посвященных истории предприятия и т.п. К средствам социальной профилактики относятся предупреждения, выносимые в отношении отдельных лиц и коллективов, контроль за нарушениями трудовой дисциплины и обязательств, меры дисциплинарного воздействия (лишение премии, объявление выговора, понижение в должности, перевод на другой участок работы, увольнение). Хотя по форме это административные акции, они всегда имеют социально-психологический резонанс.