Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 13:20, курсовая работа
Целью написания курсового проекта на тему «Анализ и совершенствование социально-психологических методов управления предприятием» является изучение социально-психологических методов управления. Это направление исследования предполагает решение следующих задач:
- изучить современное состояние производства в ЗАО «Калининское» Калининского района;
- проанализировать социально-психологические приемы управления трудовыми коллективами на предприятии;
- проанализировать социально-психологические методы управления и причины конфликтов в трудовых коллективах;
- рассмотреть основные подходы к формированию коллектива и систему морального поощрения на предприятии;
- оценить способности руководителей и специалистов к управленческой деятельности;
- оценить эффективность системы управления;
- усовершенствовать социально-психологический механизм управления;
- развивать системы социального и психологического планирования;
- усовершенствовать методы управления конфликтами;
- разработать рекомендации по формированию эффективного коллектива;
Введение 3
1. Анализ социально-психологических приемов управления трудовыми коллективами на предприятии 5
1.1 Анализ социально-психологических методов управления 5
1.1.1 Основные подходы к формированию коллектива 5
1.1.2 Анализ причин конфликтов в трудовых коллективах 8
1.1.3 Система морального поощрения на предприятии 15
1.2 Оценка способности руководителей и специалистов к управленческой деятельности 17
2. Анализ ЗАО «Калининское» 22
2.1 Организационно-экономическая и социальная характеристика ЗАО «Калининское» 22
2.2 Оценка эффективности системы управления 31
3. Совершенствование социально-психологического механизма управления35
3.1 Развитие системы социального и психологического планирования 35
3.2 Совершенствование методов управления конфликтами 41
3.3 Разработка рекомендаций по формированию эффективного коллектива 44
Выводы и предложения 49
Список литературы
Для успешного руководства коллективами необходимо учитывать не только темперамент, но и психологические роли, которые люди играют в повседневной деловой жизни. Очень часто в группах встречаются люди авторитетные, привлекательные, честолюбивые. Именно из их среды выделяются в конце концов лидеры. Остальные типы – это «трудяги», безответственные, выскочки, любимчики, «козлы отпущения», «белые вороны», неуживчивые, «мастера на все руки», подхалимы.
Большое значение для работников имеет личный пример руководителя, его авторитет. Авторитет – это общественные признаки личности.
Авторитет – явление достаточно
сложное. По мере того, как раскрываются
высокие профессиональные и моральные
качества руководителя, возрастает его
личный авторитет. Порой для того,
чтобы завоевать его, нужны годы,
а потерять его можно в одночасье,
одним некорректным поступком. Указания
авторитетного руководителя принимаются
без внутреннего сопротивления
с готовностью и выполняются
без дополнительного
Авторитет тесно связан с таким понятием, как лидерство. Лидер – это человек, занимающий верхнюю ступень в иерархии ролей. Лидеры осуществляют мобилизацию, координацию, взаимодействие, взаимосвязь работников.
Формальный лидер – это административный или общественный руководитель, который наделен в коллективе официальными полномочиями.
Опора неформального лидера - признание его группой. Неформальные лидеры могут быть рядовые работники, которые в силу своих деловых, личных и других качеств пользуется авторитетом среди членов всего коллектива или определенной его части.
Авторитет любого руководителя во многом определяется его личными качествами:
- Интеллектуальными. К
ним относят эрудицию, память, широта
интересов, интуиция, умение точно
излагать свои мысли,
- Нравственными. Это
- Деловыми: это способность
руководителя определять цели
и задачи коллектива, организовывать
его работу, создавать деловую
обстановку и благоприятный
Использование вышеперечисленных
механизмов позволит не только улучшить
социально-психологический
3.2 Совершенствование
методов управления
Под конфликтом понимают столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных объединениях, обусловленное различиями взглядов, позиций и интересов.
Любой руководитель заинтересован
в том, чтобы конфликт, возникший
в организации или
1. Разъяснение требований к работе. Одним из лучших методов управления, предотвращающих большинство конфликтов, является разъяснение того, какие именно результаты должны быть достигнуты каждым сотрудником и подразделением в целом.
2. Координационные и
Далее перейдем к прикладным технологиям относительного разрешения конфликтов. В первую очередь это:
1. уклонение – отказ
от обсуждения спорных
2. сглаживание - «не следует раскачивать лодку». Миротворец улаживает ситуацию, стараясь не выпустить наружу признаки конфликта и ожесточенности. Но проблема, лежащая в основе конфликта, не решается, и рано или поздно накопленные обиды не достаточно «удовлетворенной» стороны дают о себе знать;
3. принуждение – попытка
заставить принять нужную
К данному управленческому стилю примыкает такое средство из арсенала силовых методов воздействия, как ультиматум, которое является как бы последним предупреждением: либо действуй, как я сказал, либо последствия для тебя станут еще хуже. Предъявление ультиматума указывает на то, что время для переговоров и компромиссов, скорее всего, уже упущено и выбор приемлемого решения в такой ситуации ограничен: сдаться, т.е. принять условия более сильной стороны, либо драться, предпринимая ответные силовые действия. Принятие той или иной позиции зависит от оценки соотношения сил (так ли уж сильна сторона, предъявившая ультиматум) и от возможных последствий, т.е. от того, насколько приемлемым для проигравшей стороны окажется величина урона. Принципиальное значение при этом имеет форма: чем меньше предъявляемые требования похожи на ультиматум, тем больше у него шансов быть принятым.
Сталкиваясь с такого родами
конфликтами, следует понимать, что
интересы, отстаиваемые с помощью
ультиматума, являются жизненно важными
и, кроме того, сторона, пустившая
в ход такое средство (правда,
кроме случаев откровенного блефа),
достаточно уверена в своей
4. компромисс – принятие
точки зрения другой стороны
с определенными допущениями.
Способность к компромиссу
5. решение проблемы. Данный
стиль управления
1. Определите проблему в категориях целей, а не решений;
2. После того, как проблема обозначена, найдите приемлемые для обеих сторон решения;
3. Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны;
4. Создайте атмосферу
доверия, увеличив взаимное
5. Во время общения
создайте положительное
3.3 Разработка рекомендаций по формированию эффективного коллектива
Работоспособный сплоченный коллектив возникает ни сразу – этому предшествует длительный процесс становления развития, успех которого определяется рядом обстоятельств, мало зависящих от того, складывается ли коллектив стихийно, или формируется сознательно и целенаправленно.
Прежде всего речь идет о ясных и понятных целях предстоящей деятельности коллектива, соответствующих внутренним стремлениям людей, ради достижения которых они готовы полностью или частично отказаться от свободы решений и поступков и подчиниться групповой власти.
Другим важным условием формирования коллектива является наличие определенных, пусть даже незначительных достижений в процессе совместной деятельности, наглядно демонстрирующих ее явные преимущества перед индивидуальной. Если речь идет о неформальном коллективе, эти достижения сами по себе будут достаточным вознаграждением по участникам. В формальном коллективе, участие в котором обязательно, любые достижения необходимо поощрять.
Сплоченный коллектив не может существовать без совместимости образующих его людей и правильного распределения между ними обязанностей в соответствии со способностями и желаниями каждого, что позволяет и сотрудничать и успешно решать возникающие проблемы.
Для успеха официальному коллективу
необходим сильный
Наконец, каждый коллектив должен найти свое место, свою «нишу» в формальной или неформальной структуре предприятия, где бы он мог полностью реализовать свои цели и потенциал, не препятствуя другим.
Началом формирования официального
коллектива является решение об этом,
надлежащим образом оформленное
юридически. У неофициального коллектива
«днем рождения» становится обычно
какое-то чрезвычайное событие или
достижение некоего предела в
развитии ситуации, которые порождают
всплеск эмоций, толкают людей
на объединение и установление определенных
отношений. После возникновения
неформального коллектива идет длительный
процесс его организации и
самоорганизации, состоящий из нескольких
этапов. На первом этапе в поведении
людей преобладает
С ростом зрелости коллектива ему по плечу становятся более сложные задачи, а доверие, существующее между людьми, хорошее знание друг друга в ряде случаев позволяют функционировать на принципах самоуправления.
В то же время любой коллектив подстерегают две серьезные опасности: возникновение раскольнических группировок, преследующих узкокорыстные цели и стремящихся захватить власть и бюрократизация и сопровождающий ее застой. Это проявляется в так называемой групповщине, характеризующейся тем, что члены коллектива замыкаются в основном на собственных интересах, не обращая внимание на нужды и потребности других, не критически относятся к себе и своей роли в коллективе, считают себя непогрешимыми, неуязвимыми, непобедимыми. Для такого коллектива характерны единомыслие и конформизм.
Эффективность работы коллектива зависит от ряда факторов. Рассмотрим основные факторы.
1.Размер коллектива. Исследованиями
установлено, что коллективы, насчитывающие,
от 5 до 11 человек, обычно, принимают
более точные решения, чем те,
которые выходят за пределы
этого числа. В коллективах
меньшего размера работники
2. Состав коллектива. Под
составом понимают степень
3. Трудовые нормы. В
трудовых коллективах