Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 09:13, курсовая работа
Цель исследования – изучение теоретических основ анализа внутренних переменных организации.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1) изучить теоретические основы внутренних переменных организации;
2)дать краткую организационно-экономическую характеристику ОАО «Кировский маргариновый завод» за 2009-2011 гг.;
3) провести оценку эффективности управления предприятия и определить пути совершенствования внутренних переменных.
Введение…………………………………………………………………………3
Теоретические основы анализа внутренних переменных организации...5
Сущность и значение внутренних переменных, их взаимосвязь……………………………………………………………...….5
Методика анализа внутренних переменных ……………………………11
Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО «Кировский маргариновый завод» за 2009-2011 гг………………………17
Общие сведения …………………………………………………………..17
Анализ основных экономических показателей деятельности ………...25
Оценка эффективности управления и пути совершенствования внутренних переменных в ОАО «Кировский маргариновый завод»………………………………………………………………………..32
Оценка эффективности управления……………………………………..32
Пути совершенствования внутренних переменных…………………….37
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………………42
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Высшего профессионального образования
Вятский государственный университет
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра экономики, учета и финансов
Курсовой работа
по дисциплине «Менеджмент» на тему
«Анализ и совершенствование элементов внутреней среды организации на примере Кировского маргаринового завода.»
Выполнила: студентка
гр. ЭКУ-31___________________/А.А.
(подпись)
Руководитель:
(подпись)
Работа защищена с
оценкой «_________________» «_
Киров, 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Внутренняя среда предприятия з
Цель исследования – изучение теоретических основ анализа внутренних переменных организации.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1) изучить теоретические основы внутренних переменных организации;
2)дать краткую организационно-экономическую характеристику ОАО «Кировский маргариновый завод» за 2009-2011 гг.;
3) провести оценку эффективности управления предприятия и определить пути совершенствования внутренних переменных.
В качестве объекта исследования выбрано ОАО «Кировский маргариновый завод».
Предмет исследования – анализ внутренних переменных организации.
Теоретической базой при написании курсовой работы послужили законодательные, нормативные акты РФ, труды отечественных и зарубежных ученых и практиков по исследуемой проблеме.
Информационной базой исследования явились данные бухгалтерской и финансовой отчетности предприятия за 2009-2011гг.
Методы исследования: монографический, исторический, экономико-статистический, экономического анализа и др.
Предметом науки и практики управления выступают организации как обособившиеся в результате общественного разделения труда хозяйственные звенья, способные самостоятельно или во взаимодействии с внешней средой удовлетворять потребности потенциальных потребителей с помощью производимых ими товаров и услуг.
Целостность организации и ее открытость как системы обусловливают четкое разделение внутренней и внешней среды, зависимость организации от внешних факторов, взаимодействие внутренней и внешней среды, различную степень воздействия параметров внутренней и внешней среды и управления ими.
Каждая организация имеет как внутреннюю, так и внешнюю среду.
Внутренняя среда организации объединяет все функциональные элементы внутри системы, взаимосвязанные между собой, для достижения общей цели. При всем многообразии типов организаций у них существуют общие, универсальные элементы (внутренние переменные)
Внутренние переменные — это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные, в основном, являются результатом управленческих решений.
Все организации преследуют достижение определенных целей. Именно цели являются исходным этапом жизнедеятельности организации. Цель – желаемый конечный результат деятельности.
Цели подразделяются :
1) конкурирующие;
2) независимые;
3) дополнительные.
Таким образом, цель есть желаемый результат, на достижение которого направлены усилия организации. Ориентация российских организаций на принципы рыночной экономики нацеливает их на получение и рост прибыли.
Задача — это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре, каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что, если задача выполняется таким способом и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно.
Задачи организации традиционно делятся на три категории. Это работа с людьми, предметами (машинами, сырьем, инструментами), информацией. Например, на обычном заводском конвейере работа людей состоит из работы с предметами. Задача же мастера — это, в основном, работа с людьми. В то же время, задачи казначея корпорации, в основном, связаны с информацией.
Все внутриорганизационные
процессы протекают в рамках организационной
структуры, которая отражает сложившиеся
в организации разделение труда,
связи и отношения между
Организационная структура – это совокупность управленческих подразделений, между которыми установлена система взаимосвязей, призванных обеспечить реализацию различных видов работ, функций и процессов для достижения определенных целей. Существуют различные варианты построения организации – от жестко централизованной до гибкой, динамичной. От выбора типа организационной структуры и своевременного проведения изменений во многом зависит эффективность организации в целом.
Технология – процесс преобразования ресурсов в конечный продукт деятельности (конкретные продукты или услуги). Технологии оказывают значительное влияние на внутреннюю среду организации, определяя требования к уровню образования и квалификации персонала, оказывая влияние на мотивацию, методы стимулирования, нормы поведения, организационную структуру, культуру. Например, применение простых технологий, включающих рутинные стандартные операции, требующих невысокой квалификации, может снижать мотивацию работников [6, С.32].
Используемые технологии влияют и на положение, которое занимает организация во внешней среде, ее конкурентоспособность, имидж. Это влияние усиливается с появлением высоких технологий, позволяющих производить сложные высококачественные продукты.
Задачи и технология тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе. По словам Виланда и Ульриха, «машины, оборудование и сырье, конечно, можно рассматривать как компоненты технологии, но наиболее значимым компонентом несомненно является процесс, с помощью которого исходные материалы (сырье) преобразуются в желаемый на выходе продукт. По сути своей технология представляет способ, который позволяет осуществить такое преобразование».
Классификация технологий по Томпсону.
1. Многозвенные технологии характеризуются серией взаимозависимых задач, которые должны выполняться последовательно. Сборочные линии массового производства являются типичным образцом такого вида технологии. Каждая операция по сборке автомобиля должна выполняться в определенной последовательности. Например, нельзя установить двигатель до того, как будет собрана рама.
2. Посреднические технологии характеризуются встречами групп людей, таких, например, как клиенты или покупатели, которые являются или хотят быть взаимозависимыми. Например, банковское дело — это посредническая технология, которая связывает вкладчиков и тех, кто берет займы в банке. Телефонные компании выступают посредниками между людьми, которые хотят позвонить сами и которые хотят, чтобы им позвонили. Бюро по трудоустройству связывает продавцов и покупателей рабочей силы.
3. Интенсивная технология характеризуется применением специальных приемов, навыков или услуг, для того, чтобы произвести определенные изменения в конкретном материале, поступающем в производство. Примером такой технологии можно считать монтаж фильма.
Никакой тип технологий
не может считаться лучшим, каждый
имеет свои преимущества, и лучшим
образом соответствует
Люди определяют окончательную пригодность данной технологии, когда они делают свой потребительский выбор. Внутри организации люди являются важным решающим фактором при определении относительного соответствия конкретной задачи и содержания операций избранным технологиям. Никакая технология не может быть полезной и никакая задача не может быть выполнена без сотрудничества людей, которые являются пятой внутренней переменной.
Организация - это, прежде всего, группа людей. В данном случае анализируется их поведение в процессе функционирования организации.
В процессе взаимодействия работника и его внешней среды формируется шаблон поведения. Задача организации - создавать и поддерживать условия, которые бы обеспечивали желательный тип поведения ее членов, стимулировали формирование необходимых качеств.
Рабочая среда - это совокупность внутренних переменных, которые с помощью процесса управления модифицированы и приспособлены к потребностям организации.
Важнейшими элементами рабочей среды являются группы и лидерство.
Спонтанно возникшие или организованные группы характеризуются разделяемыми членами установками, ценностями и ожиданиями относительно нормы поведения. По влиянию на цели организации различают нормы, помогающие и мешающие достижению этих целей.
Лидерство - это средство, позволяющее руководителю влиять на поведение и действия людей.
Эффективность влияния зависит от:
а) характеристик руководителя как лидера (его ценностей, взглядов, отношения к подчиненным, самооценки, личности);
б) характеристик работников;
в) ситуации.
Организационная культура – это система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, традиций, принципов и норм поведения работников внутри и вне организации.
Ценности, социальные установки, нравственные принципы, деловая этика, мотивация работников, организация труда, стиль руководства, коммуникации, принятие решений – все эти элементы в комплексе определяют поведение работников и успешность деятельности организации.