Анализ и совершенствование структуры управления сельскохозяйственного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является приобретение знаний и навыков по управлению сельскохозяйственным производством в рыночных отношениях. Тематика данной работы направлена на совершенствование системы управления непосредственно в одном из хозяйств, в данном случае на примере НЭХ «Снегири».

Файлы: 1 файл

Кур.проект Менеджмент.docx

— 192.87 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Агропромышленный  комплекс – важнейшая составляющая экономики Российской Федерации. Потребительский  рынок более чем на 70% формируется  за счет продовольствия и товаров, изготовленных  из сельскохозяйственного сырья.

Сельскохозяйственное  производство обладает рядом специфических  особенностей, которые оказывают  существенное влияние на формирование системы управления и на ее структуру.

В процессе производственной деятельности, между сотрудниками предприятия и его структурными подразделениями, управляющей и управляемой подсистемами устанавливаются постоянные производственные связи. Они носят информационный, технологический, трудовой, финансовый, управленческий характер. В целом они характеризуют организационную целостность, интеграцию, объединение элементов данной системы. Требования к этим связям противоречивы. С одной стороны, для устойчивости работы системы необходимо, чтобы связи были стабильны, устойчивы; с другой – включение новых участников производства, новых факторов производства требует функциональной гибкости, подвижности связей.

Переход к рыночной экономике требует  от предприятий агропромышленного  комплекса повышения эффективности  производства на основе достижений научно-технического прогресса, эффективных форм организации  сельскохозяйственного производства, активизации предпринимательской  инициативы и т.д.

Важная  роль в организации этих задач  отводится принципам и закономерностям  организации структуры управления сельскохозяйственным предприятием. На их основе выбираются стратегия и  тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль их выполнения, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия и его подразделений.

Совершенствование управления сельскохозяйственным производством  является важным резервом повышения  его эффективности. Опыт многих сельскохозяйственных предприятий и объединений подтверждает, что там, где руководители и специалисты постоянно занимаются совершенствованием управления производством, трудовые коллективы под их руководством обеспечивают постоянный рост производства продукции сельского хозяйства, производительности труда, экономии средств и повышения рентабельности всех отраслей. Необходимость совершенствования управления обусловлена также происходящими количественными и качественными изменениями в условиях производственно хозяйственной деятельности колхозов, совхозов и объединений в условиях рыночной экономики.

Целью данного  курсового проекта является приобретение знаний и навыков по управлению сельскохозяйственным производством в рыночных отношениях. Тематика данной работы направлена на совершенствование системы управления непосредственно в одном из хозяйств, в данном случае на примере НЭХ «Снегири».

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Сущность и содержание структуры управления.

Категория «структура» отражает строение и внутреннюю форму системы, в  том числе и системы управления. Структура характеризует состав ее элементов, их свойства, а также  совокупность связей и отношений  между ними, выступает интегрирующим  фактором разнородно специфических  свойств, функций системы, способствует сохранению устойчивого состояния  системы, свидетельствует о ее организованности.

Организационная структура имеет отношение непосредственно  к предприятиям, где осуществляется та или иная совместная трудовая деятельность, нуждающаяся в организационных  процессах: разделении труда, ресурсном  обеспечении, согласовании объемов, сроков и последовательности работы. Организационные  процессы в свою очередь обуславливают  необходимость выработки целей  и стратегий деятельности, выполнение процессов планирования, регламентирования, мотивации, контроля, учета и анализа, то есть процесса управления. При этом процесс управления рассматривается  как совокупность функций управления. Базирующихся на сборе и обработке  информации, необходимой для подготовки, принятия и реализации управленческих решений.

Выполнения  функций управления возлагается  на органы управления (структурные  подразделения) состав и соподчиненность  которых представляет собой организационную  структуру управления предприятием.

Структура управления – это система разделения труда и установление служебных  связей между структурными подразделениями  и работниками аппарата управления по принятию и реализации управленческих решений.

Функции управления играют определенную роль в формировании структуры управления, так как процесс формирования структуры заключается в выделении  и организационном закреплении  тех или иных функций за соответствующими отделами, группами (звеньями) или отдельными работниками аппарата управления. Все остальные элементы системы управления: методы, кадры, техника, информация и так далее – являются средством, необходимым для своевременной реализации той или иной функции.

Обоснованная, правильно выбранная организационная  структура управления создает благоприятные  условия для принятия оптимальных  решений. Повышения оперативности  управления, сокращения управленческих циклов. Усиления исполнительской дисциплины и повышения экономичности и  эффективности работы предприятия.

Основными элементами организационной структуры  управления выступают: - цели и стратегия  системы;

- иерархические  звенья управления или уровня  принятия решений и ответственности;

- горизонтальные  звенья по уровням управления, выполняющие функциональную деятельность, - руководители, управленческие работники;  субъекты внешних связей –  потребители, поставщики, партнеры, финансовые структуры, конкуренты;

- государственные  органы, социальные организации;  связи – отношения, коммуникации, информация.

Структуру управления по горизонтали можно  разделить на звенья, а по вертикали  – на ступени. Звенья управления представляют собой организационно обособленные подразделения (отделы, службы), каждое из которых выполняет одну или  несколько функций управления. Ступень  управления – это совокупность управленческих звеньев, которые находятся на определенном иерархическом уровне управления и  отражают последовательность их подчинения снизу доверху.

Первой (низшей) ступенью управления на предприятиях агропромышленного комплекса является управление производственной бригадой, фермой; второй – отделением (цехом), комплексной бригадой; третьей (высшей) – общехозяйственный аппарат управления, возглавляемый руководителем предприятия.

Соподчиненность органов различных уровней управления и образует иерархию управления –  многоступенчатую структуру управления (двух-, трех-, четырехступенчатую), характеризуемую  тем, что каждый субъект управления данного уровня одновременно выступает  и объектом управления вышестоящих  уровней и находится в определенной взаимосвязи (административной, организационной, информационной).

Определяющим  элементом структуры выступают  связи – отношения, имеющие многогранное и многоаспектное содержание. Прежде всего, отношения по управлению имеют  социально-экономическую природу, поэтому  при формировании способа связей между людьми и коллективами, руководителями и работниками, осуществляющими  совместную деятельность, учитывается  совокупность интересов – экономических, социальных и психологических.

Выделяют  функциональные связи (вертикальные и  горизонтальные); линейные (отношения  руководства и подчинения); формальные (регламентированные) и неформальные (доверительные).

Связи по вертикали возникают между различными ступенями управления и характеризуются  отношениями соподчиненности, в  соответствии, с чем идущие сверху вниз указания являются обязательными  для исполнения. Связи по горизонтали  возникают между различными звеньями управления (отделами, службами), расположенными на одном уровне управления, между  отдельными или работниками внутри них.

Формальные  и неформальные связи предопределяют формирование формальной и неформальной структуры управления. Формальная структура  отражает официально установленное  правовое положение каждого звена  в системе управления, официальные  обязанности каждого работника, определяемые должностными инструкциями, распоряжениями руководителя. Неформальная структура отражает действительно выполняемые каждым работником работы, функции. Она в основном основана на личных отношениях, симпатиях, антипатиях работников и тому подобное.

Следовательно, структура управления характеризуется  количеством, составом звеньев и  ступеней управления, а также характером связей и их взаимодействием. Целевое  назначение организационной структуры  управления – обеспечить устойчивое развитие социально-экономической  системы предприятия посредством  формирования, сохранения и совершенствования  способов взаимосвязи и взаимодействия элементов системы, то есть учет тех  факторов, которые и определяют структуру управления.

На построение структуры управления сельскохозяйственным предприятием решающее влияние оказывают  внешние и внутренние факторы  и условия. К внешним факторам относят: цели, принципы и методы управления, которые определяются социально-экономической  природой производства и отношений, сформированных на основе многообразных  форм собственности в агропромышленном комплексе; территориальное размещение (объем и характер внешних связей, национальные, исторические и климатические  условия); подчиненность, кооперацию, интеграцию и так далее.

Решающее  влияние на формирование структуры  управления оказывает структура  производства, в которую входят производственная и организационная структура. Производственная структура – это состав и пропорции  главных, дополнительных и вспомогательных  отраслей предприятия и формы  взаимосвязи на каждой ступени организации  производства. Она определяет уровень  специализации и концентрации производственных подразделений разного типа и  размера. Производственная структура  предприятия непосредственно влияет на состав функциональных служб и  численность работников в них. Так, количество должностей зоотехников  и ветврачей всех специальностей устанавливается в зависимости от наличия условных голов скота, а также зональных особенностей производства.

Существенное  влияние на структуру управления оказывают размещение производственных подразделений, населенных пунктов  по территории хозяйства, наличие дорог, транспорта, средств связи. Так, в  хозяйствах, имеющих компактную территорию, крупные населенные пункты и тому подобное, структура управления будет  проще, и целый ряд функций  управления будут централизованными, что облегчает руководство таким  предприятием. При формировании структуры  управления необходимо учитывать уровень  квалификации кадров, уровень механизации  и автоматизации производства и  другие производственные факторы.

На структуру  управления оказывает влияние и  факторы собственно управленческого  характера. Внедрение технических  средств управления, особенно персональных компьютеров, создает условия для  расширения и углубления содержания функций управления, централизованного  выполнения целого ряда управленческих работ, позволяет быстрее решить сложные задачи, что оказывает  существенное влияние на весь процесс  управления. Уровень квалификации работников управления также повышает качество управления и позволяет повысить эффективность их труда, а, следовательно, и для формирования структуры  управления.

В зависимости  от того, каким образом учтены факторы  производственного и управленческого  характера, сформированы и действуют  управленческие связи между звеньями и ступенями управления, различают  различные типы управленческих структур сельскохозяйственных предприятий.

 

1.2. Типы структур управления в агропромышленном комплексе.

Формирование и развитие типов  структур управления осуществлялось последовательно (от более простых к более сложным) и отделялось управленческими связями (линейными и функциональными) между  руководителем и подчиненными (подразделением). Поэтому спектр основных типов структур управления характеризуется наличием более простых – линейно-функциональной, более сложных – штабной, дивизионной и матричной структур.

Линейная  структура управления. В линейной структуре четко проявляется  иерархия: в каждом звене сосредоточены  все функции, полномочия и ответственность  за управление конкретными производственными  подразделениями (руководитель предприятия  – руководитель производственного  подразделения – руководитель первичного трудового коллектива – исполнитель).

 

 Рис. 1. Общая схема линейной структуры управления

Сущность линейной (иерархической) структуры управления состоит в  том, что управляющее воздействие  на объект могут передавать только одним должностным лицом –  руководителем объекта, распоряжения которого обязательны к исполнению. При такой структуре обеспечивается единство распорядительства, так как  каждый работник управления выполняет  все функции руководства данным участком производства.

Единство  руководства исключает дублирование функций, противоречивость и несогласованность  в распорядительстве, повышает оперативность и ответственность руководителя за деятельность возглавляемого им подразделения, позволяет более полно и эффективно использовать материальное и моральное стимулирование и дисциплину труда.

Информация о работе Анализ и совершенствование структуры управления сельскохозяйственного предприятия