Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 19:25, курсовая работа
В данной курсовой работе ставится целью рассмотрение эффективности применения различных методов разрешения конфликтов в рамках организации.
Данная цель конкретизируется следующими задачами: рассмотреть природу конфликта, его определение, виды, процесс протекания и причины возникновения, методы разрешения конфликтов и стили поведения в различных конфликтных ситуациях.
Введение 3
1 Теоретические аспекты конфликта 5
1.1 Природа конфликта 5
1.2 Классификация конфликтов 7
1.3 Процесс протекания конфликта 11
2 Управление конфликтами 14
2.1 Причины и последствия конфликтов 14
2.2 Методы разрешения конфликтов 16
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Рыбинский филиал РАНХиГС
г. Рыбинск
Направление подготовки 080200.62 Менеджмент
Профиль Управление проектами
Выпускающая кафедра Управление и маркетинг
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
Теория менеджмента |
на тему: Анализ эффективности применения различных методов |
разрешения конфликтов в организации |
Автор: | |||||||||
студент |
1 |
курса, |
группа |
МП-12 | |||||
№ зач. книжки |
227 | ||||||||
Ф.И.О. |
Соколова Любовь Сергеевна | ||||||||
подпись |
|||||||||
Руководитель: |
|||||||||
Должность, звание: |
|||||||||
Старший преподаватель | |||||||||
Ф.И.О. |
Алябьева Наталья Евгеньевна | ||||||||
подпись: |
|||||||||
Оценка: |
|||||||||
Дата: |
Рыбинск, 2013
Конфликты сопровождают человечество на протяжении всего существования цивилизации. Рассматриваемую проблему можно найти в научных трудах VII-VI вв. до н.э. Например, в древнейших законах хеттского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) уже отражены десятки способов разрешения конфликтных ситуаций. Конфликт лежит в основе построения философской системы Древнего Китая1.
Можно сказать, что тема конфликтов и их разрешения является актуальной не только для философов, политологов, социологов и других ученых, занимающихся теоретическими и практическими аспектами конфликтологии, но и для каждого человека на протяжении всей его жизни. Ведь, так или иначе, каждый из нас входит в определенное сообщество (семья, трудовой коллектив и т.д.), имея при этом свои собственные суждения, мнение, психологические особенности, характер, темперамент и т.д. При столкновении интересов личностей в процессе реализации целей или какой-либо деятельности может возникнуть конфликт.
В данной курсовой работе ставится целью рассмотрение эффективности применения различных методов разрешения конфликтов в рамках организации.
Данная цель конкретизируется следующими задачами: рассмотреть природу конфликта, его определение, виды, процесс протекания и причины возникновения, методы разрешения конфликтов и стили поведения в различных конфликтных ситуациях.
При изучении данной тематики использовались учебники и учебные пособия по менеджменту таких авторов, как Брасс А.А., Веснин В.Р., Виханский О.С., Дафт Р.Л., Зеленков М.Ю., Кабушкин Н.И., Казначевская Г.Б., Мескон М., Селезнев В.В. и др., а также интернет – ресурсы: статьи по конфликтологии в различных интернет-изданиях.
Объектом курсовой работы является рассмотрение методов разрешения конфликтов. Предмет исследования – выявление наиболее эффективных методов разрешения конфликтов в промышленной организации.
Несмотря на то, что, как уже было сказано, интерес к данной проблеме возник давно, в самостоятельную науку конфликтология выделилась относительно недавно, примерно в начале ХХ в. По мнению Б. Хасана и П. Сергоманова, следует считать период ее самостоятельности с работы Г. Зиммеля «Конфликт современной культуры» (1918). Другая группа ученых за точку отсчета берет работы Р. Дарендорфа и Л. Козера (50-60-е гг. ХХ в.), в которых конфликт приобрел более определенное описание. По мнению А. Анцупова, научное изучение конфликтов в России началось только в 20-е гг. ХХ в. Среди отечественных ученых, занимающихся данным вопросом, можно назвать П. Лаврова, Н. Михайловского, М. Бакунина, П. Кропоткина, П. Ткачева2.
Взаимодействие людей в организации может быть кооперативным (объединение человеческих усилий) и конфликтным. Нигде конфликты не проявляются так очевидно, как в мире бизнеса. В ранних трудах по управлению конфликты рассматривались как негативные явления, которые необходимо избегать любыми способами и средствами; конфликт тогда ассоциировался с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т.п. Такое отношение к конфликту прослеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе и разделяющих концепцию бюрократии по Веберу. Эти подходы к эффективности организации опирались на определение задач, процедур, правил, взаимодействий должностных лиц и разработку рациональной организационной структуры. Считалось, что такие механизмы устранят условия появления конфликта и могут быть использованы для решения возникающих проблем3.
В настоящее время исследователи отмечают разнообразие конфликтов, их не только негативные, но и позитивные последствия. Во многих ситуациях управленческой деятельности конфликт помогает выяснить истину и позитивно решить проблему. Поэтому полное отсутствие конфликтов в организации – не только невозможное явление (ведь все люди отличаются друг от друга по характеру, темпераменту, жизненному опыту и т.д.), но и нежелательное. Роль конфликта зависит от того, насколько эффективно им управляют. Управление конфликтом – одна из важнейших функций руководителя. Поскольку в среднем руководители тратят около 20% своего рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов4. Решая конфликт, необходимо извлечь из него выгоду. А для этого надо знать природу конфликта в организации, его причины, закономерности его протекания, типы, последствия и методы разрешения.
Все существующие многообразные определения конфликта подчеркивают противоречие, возникающее между людьми из-за несовпадения их интересов, взглядов, стремлений и пр. Это противоречие проявляется в виде взаимного противодействия личностей и их активного открытого столкновения.
Существует два теоретических подхода к понятию конфликта5.
1. Конфликт – это столкновение, противоречие, борьба, противодействие (личностей, сил, интересов, позиций, взглядов). Соответственно, сторонники этого подхода описывают конфликт как явление негативное. Большинство трудов по технологии работы в конфликте в рамках этого подхода дают рекомендации по манипулированию, которое называют «управлением конфликтом». Главная цель при этом – ликвидация конфликта с максимальной выгодой для себя.
2. Конфликт – это система отношений, процесс развития и взаимодействия, заданные различиями субъектов, участвующих в нем (по интересам, ценностям, деятельности). Сторонники этого подхода считают конфликт естественным условием существования взаимодействующих людей, инструментом развития организации, любого сообщества, хотя и имеющим деструктивные последствия, но в целом и на длительном промежутке не столь разрушительные, как последствия ликвидации конфликтов, их информационной и социальной блокады.
Основой любого конфликта являются накопившиеся противоречия. Наиболее конфликтогенной в социальных взаимодействиях является сфера управления и управленческих отношений. Управление как один из самых сложных видов социальных отношений связано с большим количеством проблем, создающих систему предпосылок конфликтности.
Итак, конфликт – это столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием во взглядах, позициях и целях6.
В основе типологии конфликтов лежат различные классификационные системы.
1. По форме проявления:
Внутриличностный – возникает, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования, или когда производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями.
Внутриличностный конфликт может быть трех типов:
а) «приближение – приближение»: человеку приходится выбирать между приемлемыми альтернативами;
б) «приближение – удаление»: одно действие может иметь позитивные и негативные последствия, и человеку необходимо принять решения о целесообразности его совершения;
в) «удаление - удаление»: человеку приходится выбирать между не устраивающими его альтернативами.
Межличностный – наиболее распространенный тип конфликта. Его участники либо преследуют несовместимые цели, либо стремятся к достижению одной цели, которая может быть достигнута только одним из них. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы и т.п.
Межгрупповой – практически неизбежен в любой организации, состоящей из формальных и неформальных групп. Наиболее распространенная причина – различные цели перед функциональными и производственными подразделениями.
Конфликт между личностью и группой – возникает тогда, когда личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы.
2. По характеру последствий для организации:
Конструктивный (функциональный) – когда в процессе разрешения конфликта найдено решение, повышающее эффективность работы, оппоненты пришли к согласию и устранена проблема, приведшая к конфликту.
Деструктивный - когда последствия конфликта неблагоприятно сказываются на деятельности организации и ее сотрудниках.
3. По направленности:
Горизонтальные конфликты, в которых задействованы лица, не находящиеся в подчинении друг у друга.
Вертикальные (около 75% всех конфликтов7), в которых участвуют сотрудники, один из которых находится в подчинении у другого.
Смешанные, в которых присутствуют и горизонтальные и вертикальные составляющие.
4. По причинам возникновения:
Деловой конфликт – возникает по вполне конкретным, объективным причинам (распределение ресурсов, взаимозависимость задач, неверные организационные отношения, различия в целях, неудовлетворительные коммуникации).
Личностно-эмоциональный конфликт – протекает в форме враждебных отношений между его участниками, для которых объект конфликта всегда найдется. Источниками таких конфликтов являются субъективные причины – неприятие отличных от собственных жизненных представлений, ценностей и манеры поведения, зависть и психологическая несовместимость.
5. По степени проявления:
Скрытый (латентный) – затрагивает обычно двух человек, которые некоторое время стараются не показывать окружающим, что находятся в конфликтных отношениях.
Открытый – когда у одного из участников скрытого конфликта «сдают» нервы, и конфликт перестает быть незаметным.
6. По распределению между сторонами потерь и выигрышей:
Симметричные – потери и выигрыши делятся примерно поровну.
Ассиметричные – одни выигрывают или теряют больше, чем другие.
7. По стадиям развития: зарождающиеся, зрелые и угасающие.
8. По степени осмысленности: слепые и рациональные.
9. В зависимости от количества причин: однофакторные и многофакторные.
Кроме того, выделяют случайные, стихийно возникающие, хронические и сознательно провоцируемые конфликты.
В отдельную категорию выделяют производственный конфликт, который втягивает в свою орбиту многих лиц. Прежде всего, это члены организации: ее владельцы, директорат и руководители разного уровня, консультанты, непосредственные исполнители и вспомогательный персонал. Другая группа – сторонние участники (партнеры, конкуренты, профессиональные союзы, общественные объединения, семьи). Третья группа – те, кто заинтересованы в скорейшем разрешении конфликта (посредники, арбитры, представители властей).
Различают формы производственных конфликтов.
Клика – группа сотрудников, активно противопоставляющих себя официальной или поддерживаемой большинством линии. Их цель - захват реальной власти в организации или упрочнение своих позиций.