Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 19:25, курсовая работа
В данной курсовой работе ставится целью рассмотрение эффективности применения различных методов разрешения конфликтов в рамках организации.
Данная цель конкретизируется следующими задачами: рассмотреть природу конфликта, его определение, виды, процесс протекания и причины возникновения, методы разрешения конфликтов и стили поведения в различных конфликтных ситуациях.
Введение 3
1 Теоретические аспекты конфликта 5
1.1 Природа конфликта 5
1.2 Классификация конфликтов 7
1.3 Процесс протекания конфликта 11
2 Управление конфликтами 14
2.1 Причины и последствия конфликтов 14
2.2 Методы разрешения конфликтов 16
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Интрига – нечестное запутывание окружающих, чтобы вынудить их к действиям, выгодным инициаторам и нанесению ущерба тем, против кого она направлена.
Забастовка – временное организованное прекращение работы с выдвижением совместных требований к администрации.
Саботаж – всегда происходит в рамках закона и характерен для бюрократических организаций. Правила, регламентирующие их деятельность, бывают порой настолько жесткими, что продуктивная работа оказывается возможной только при их нарушении; неукоснительное же их исполнение ее парализует. Работники обычно прибегают к этому методу, чтобы отстоять свои, по их мнению, законные права.
Конфликт можно рассматривать в узком и широком смыслах. В узком – это непосредственное столкновение сторон. В широком – процесс, состоящий их нескольких этапов, где столкновение является лишь одним из них (см. рис. 1.1).
Рисунок 1.1 – Схема развития конфликта8
На первом этапе складывается конфликтная ситуация, когда интересы сторон объективно вступают в противоречие друг с другом, но открытого столкновения еще нет. Она может возникнуть как по инициативе сторон, так и без их участия, в том числе и быть переданной им «по наследству».
Элементами конфликтной ситуации являются ее участники.
Главные из них – это противостоящие друг другу стороны или оппоненты. Каждая сторона обладает определенной силой, статусом, материальными и информационными ресурсами.
Остальные участники могут выступать в роли подстрекателей, пособников, организаторов. Подстрекатель – это лицо, подталкивающее стороны к противоборству. Пособник содействует им советами, технической поддержкой. Организатор планирует конфликт, но не обязательно участвует в прямом столкновении. Другой элемент конфликтной ситуации – объект, который чаще всего бывает либо неделим вообще, либо «по справедливости». Обычно это дефицитный ресурс.
Несовпадение взглядов на объект образует предмет конфликтной ситуации.
Выделяют субъективные (как следствие психологической несовместимости людей) и объективные (для столкновения имеются объективные основания) конфликтные ситуации.
Со временем конфликтная ситуация может исчезнуть; сохраниться в прежнем состоянии; трансформироваться в другую; обостриться под воздействием инцидента.
Инцидент – это вторая фаза конфликта. Это событие или действие одной из сторон, затрагивающее интересы другой. Инцидент может быть случайным или спровоцированным.
Третья фаза развития конфликта – это кризис и разрыв отношений между сторонами. Здесь происходит их открытое противостояние в таких формах, как захват и удержание спорного объекта, прямое насилие над оппонентом, оскорбляющие действия.
В рамках организации выделяют следующие формы конфликтной борьбы:
Бойкот – полный или частичный отказ или уклонение от действий в интересах тех, кого считают противниками или соперниками.
Саботаж – сознательные действия с целью скрытого нанесения ущерба интересам других.
Травля (преследование) - действия для ослабления или компрометации соперника путем замалчивания, отрицания его роли и достоинств.
Словесная агрессия – выдвижение обвинений, оскорблений.
Массовые стихийные или организованные выступления – забастовки, митинги протеста и т.п.
Противоборство заканчивается быстрее при значительном перевесе сил одной из сторон. Но оно может стать затяжным с чередованием наступления и обороны, перемежаться с переговорами. Поэтому перемирие вовсе не означает завершение конфликта.
Четвертая фаза конфликта – это его окончание. Он может закончиться разрешением противоречий, перемирием или тупиком.
В зависимости от конкретной ситуации в результате конфликта может быть осуществлена перестройка организации (изменение целей, структуры, системы управления, способов деятельности); произойти распад или обновление коллектива, кадровые перестановки; найден «козел отпущения» - один или несколько человек, на кого свалят вину за все проблемы и постараются уволить, запугав тем самым остальных9.
Каждый конфликт имеет свою причину (источник) возникновения. Выделяют следующие причины:
1. дефицит ресурсов. Это основная причина возникновения конфликтов, поскольку ресурсы ограничены даже в самой крупной и благополучной организации, и, следовательно, сотрудники ведут борьбу за человеческие ресурсы, финансы, материалы, оборудование и т.д.;
2. консерватизм (желание сохранить status quo). Его главная характеристика – закрепление сложившегося порядка и противодействие изменениям;
3. несбывшиеся ожидания;
4. взаимозависимость задач. В любой организации высока взаимозависимость сотрудников с точки зрения выполнения задач. Сотрудники не работают автономно, поэтому эффективность их работы во многом зависит от успешного сотрудничества с коллегами;
5. различия в целях. По мере того, как организация развивается и структурируется, увеличивается возможность конфликта за счет того, что многочисленные отделы ставят перед собой личные цели и направляют свои усилия на достижение именно этих целей, а не целей всей организации;
6. различия в представлениях и ценностях;
7. различия в манере поведения и жизненном опыте;
8. неудовлетворительные коммуникации. Неудовлетворительная передача информации может быть не только причиной, но и следствием конфликта.
Конфликты могут иметь функциональные (позитивные) или дисфункциональные (негативные) последствия для организации.
Функциональные последствия конфликта:
Дисфункциональные последствия конфликта:
Управленческая деятельность, включая конфликт по определению, целенаправленно влияет на объект и субъект управления. Однако нельзя абсолютизировать возможности управленца, т. к. в социуме фактор неопределенности действует в большей степени, чем в иных областях.
Более 85% конфликтов в системе управления разрешаются внеюридическими методами.
Существует ряд точек зрения на методы обращения с конфликтом. Есть упрощенные видения методов, когда все сводится к трем типам:
Есть детальные изложения применяемых методов.
В целом методы разрешения конфликтов разделяются на две группы: стратегические и тактические.
Стратегические методы — применяются управленцами как база для развития организации, для предупреждения дисфункциональных конфликтов вообще:
Тактические методы исчерпывающе вмещаются в схему, предложенную К. Томасом (см. рис. 2.1), которая предполагает две базовые тактики:
и три производные тактики:
Практически все применяемые методы урегулирования конфликта вмещаются в эту внешне простую схему.
Рисунок 2.1 – Тактические методы разрешения конфликта, предложенные К. Томасом11
Рассмотрим существующие на практике разновидности методов управления конфликтом.
1. Уход от конфликта — наиболее популярный метод управления, когда группа стремится избежать конфликта, покидая «сцену» экономически, физически или психологически. Его преимущество: решение такого рода принимается очень быстро.
Метод применяется в случае ненужности данного конфликта, когда он не подходит к ситуации, сложившейся в организации. Показание к его применению — очень высокая цена издержек возможного конфликта.
Данный метод может применяться, в случае, если: в основе конфликта лежит тривиальная проблема; существуют более важные обстоятельства; страсти поутихли; имеется дополнительная информация, вследствие чего стороны уходят от принятия немедленного решения; другая сторона имеет более эффективный потенциал для разрешения конфликта; существует страх перед противоположной стороной; неудачное время для надвигающегося конфликта.