Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 21:47, курсовая работа
Целью работы является анализ и обоснование эффективности слияния и поглощения компаний в нефтехимической отрасли.
В соответствие с целью в данной работе были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать экономическую природу слияний и поглощений.
2. Рассмотреть принципы слияний и поглощений.
3. Проанализировать мировой рынок нефти: слияния и поглощения.
4. Провести анализ эффективности поглощения предприятия на примере ОАО «Химпром» и ОАО «Тасма».
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы анализа эффективности слияния и поглощения предприятий………………………………………………………...5
1.1.Сущность анализа эффективности слияния и поглощения предприятий……………………………………………………………………….5
1.2. Показатели эффективности слияния и поглощения предприятий………11
Глава 2. Оценка эффективности слияния и поглощения предприятий на примере «ОАО Химпром» и «ОАО Тасма»……………………………………20
2.1. общая характеристика предприятий……………………………………….20
2.2. диагностика эффективности слияний и поглощений…………………….26
2.3. основные направления совершенствования………………………………35
Заключение………………………………………………………………………43
Приложение………………………………………………………………………51
Министерство образования и науки Российской Федерации
Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет
Социально-экономический факультет
Курсовая работа
Анализ эффективности слияния и поглощения предприятий
(на примере ОАО «Химпром» и ОАО «Тасма»)
Работа выполнена
На кафедре менеджмента
Студенткой 2 курса группы 15-0916
Кугарчиновой Ю.В.
Научный руководитель:
Саубанов Р. Х.
Казань, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы
анализа эффективности слияния и поглощения
предприятий…………………………………………………
1.1.Сущность анализа эффективности
слияния и поглощения предприятий…………………………………………………
1.2. Показатели эффективности
слияния и поглощения
Глава 2. Оценка эффективности слияния и поглощения предприятий на примере «ОАО Химпром» и «ОАО Тасма»……………………………………20
2.1. общая характеристика предприятий……………………………………….20
2.2. диагностика эффективности
слияний и поглощений…………………….
2.3. основные направления
совершенствования………………………………
Заключение……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
На сегодняшний день в общемировой и российской практике сложилась ситуация, когда для обеспечения роста бизнеса предприятия возникает необходимость в процессах слияния и поглощения и это неудивительно, ведь особенно в последние годы резко возрос уровень глобальной конкуренции в большинстве сфер деятельности, который вынуждает компании к интегрированию.
Актуальность темы исследования состоит в том, что для российских предприятий осуществляющих свою производственную деятельность в конкурентной борьбе необходимо эффективно адаптироваться к стремительно изменяющимся рыночным условиям. Именно слияния и поглощения становятся той стратегией роста, которая позволяет предприятию не только сохранить свои позиции на рынке, но и «выбиться» в лидеры.
На фоне быстрорастущего рынка слияний и поглощений в России остро встаёт вопрос об эффективности проведения сделок по слиянию или поглощению. Общемировой опыт в данной области показывает, что около 76% сделок оканчиваются неудачей. Таким образом, стратегия роста предприятия путём интеграции является крайне эффективной, но лишь при условии правильно проведённой сделки по слиянию или поглощению на всех этапах.
Целью работы является анализ и обоснование эффективности слияния и поглощения компаний в нефтехимической отрасли.
В соответствие с целью в данной работе были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать экономическую природу слияний и поглощений.
2. Рассмотреть принципы слияний и поглощений.
3. Проанализировать мировой рынок нефти: слияния и поглощения.
4. Провести анализ эффективности поглощения предприятия на примере ОАО «Химпром» и ОАО «Тасма».
Предмет исследования данной работы - слияния и поглощения предприятий нефтехимической отрасли.
Объектом исследования является
оценка эффективности возможного поглощения
ОАО «Тасма» акционерным
В работе использованы статистико-экономический
метод исследования, метод сравнения,
методы анализа и синтеза
Теоретическую базу курсовой работы составили исследования ведущих российских и зарубежных ученых и практиков в области слияний и поглощений, таких, как Бекье М., Бишоп Д. М., Валдайцев С. В., Грейм Д., Ендовицкий Д. А., Коуз Р., Кристенсен К. М., Левин А.А., Савчук С.В., Уильямсон О., Устименко В. А., Фаулер Р., Фостер Р.С., Эванс Ф. Ч. , в области оценки и управления стоимостью Бишоп Д. М., Грязнова А.Г., Крамин Т.В., Кэй А. и др.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы анализа эффективности слияния и поглощения предприятия.
1.1. Сущность анализа эффективности слияния и поглощения предприятия.
В настоящее время, слияния и поглощения стали одной из основных стратегией роста компаний в условиях мировой глобализации экономики. И с каждым днём всё больше предприятий в стремлении к увеличению своего масштаба, экономии издержек, получения эффекта синергии выбирают стратегию слияния и поглощения.
На настоящий момент в зарубежной практике нет чёткого разграничения между слиянием и поглощением. Даже сами английские аналоги данных понятий не имеют однозначного значения.
Merger – поглощение (путём приобретения ценных бумаг или основного капитала), слияние компаний.
Acquisition – приобретение (например акций), поглощение компаний.
Mergers & acquisitions – слияния и поглощения компаний.
В соответствии с российским
законодательством под слиянием
понимается реорганизация юридических
лиц, при которой права и
Поглощение компании можно определить, как взятие одной компанией другой под свой контроль, управление ею с приобретением абсолютного или частичного права собственности на неё. Поглощение компании зачастую осуществляется путём скупки всех акций предприятия на бирже, означающей приобретение этого предприятия [29, С.33].
Следует отметить, что в экономической реальности достаточно трудно определить, чем является та или иная форма объединения компаний – слиянием или поглощением. Джафаров Д. А., в своей работе на наш взгляд достаточно верно отметил тот момент, что «в большинстве сделок, связанных со слиянием или поглощением компаний, какова бы ни была правовая судьба объединяющихся юридических лиц, всегда можно выделить доминирующую и зависимую сторону сделки. Т.е. так или иначе, в результате слияния или поглощения происходит приобретение бизнеса. Очевидно, именно поэтому в зарубежной экономической литературе оба термина используют как синонимы для обозначения явлений, имеющих общую экономическую природу» [15, С.23.]. Поскольку данная работа носит экономический характер, автор считает целесообразным придерживаться именно зарубежного подхода и использовать термины «слияние» и «поглощение» на взаимозаменяемой основе.
Существует достаточно большое количество слияний и поглощений по различным признакам. В зависимости от характера объединения выделяют:
В зависимости от формы проведения поглощения можно выделить:
В зависимости от сферы деятельности участников поглощения различают:
На наш взгляд наиболее существенным для конкретной работы будет исследовать поглощения в зависимости от сферы деятельности участников процесса слияния.
Существуют различные теории, объясняющие причины слияний и поглощений компаний. В течение многих лет выдающиеся умы мировой экономики в своих работах в той или иной степени касались процессов объединения, слияния и поглощения компаний. А. Смит, Давид Рикардо, К. Маркс, А. Маршалл, на протяжении многих лет в своих трудах выявляли необходимость в объединении компаний с целью увеличения эффективности их функционирования. Но наиболее полно для своего времени проблему объединения компаний рассмотрели представитель институционального течения: Р. Коуз, О. Уильямсон, и Р. Фаулер. Они рассматривают слияние (интеграцию), как способ сократить транзакционные издержки (расходы, связанные с поиском информации, издержки на заключение контрактов, а также на принятие решений внутри организации). В своей работе «Природа фирмы» Р. Коуз отмечает, что «интеграция включает в себя комбинирование транзакций, прежде организуемых двумя или более предпринимателями, при условии, что транзакции ранее распределялись между предпринимателями через механизм рынка» [32, C.42].
Четко сформулировать свое
понимание связи между
О. Уильямсон в своем исследовании пришел к заключению, что если предприниматель хочет минимизировать издержки от приобретения специфичных активов, ему гораздо выгоднее производить специфичный ресурс самостоятельно, чем заключать с поставщиком долгосрочный контракт. Это объясняется тем, что повышение специфичности ресурса повышает квазиренту, следовательно, издержки контрактации растут гораздо быстрее по сравнению с издержками на вертикальное интегрирование.
Как только, на предприятии
принимается решение о
В дальнейшем, различные аспекты интеграции компаний были рассмотрены в работе К.М. Кристенсена. Он считает, что предпосылки к интеграции возникают в зависимости от того, насколько сильна конкуренция на конкретном рынке и насколько конечный потребитель удовлетворен качествами производимого продукта (услуги). К. М. Кристенсен выделяет два типа архитектуры продукта:
1. Взаимосвязная архитектура (если хотя бы один компонент продукта нельзя создать отдельно от других и если его разработка и производство зависят от того, как разработаны и производятся остальные составляющие);
2. Модульная архитектура (компоненты продукта стыкуются и работают вместе по понятным и чётко определённым правилам, такие компоненты можно разрабатывать в независимых рабочих группах или в разных компаниях, управляемых из центрального офиса).
«Компании, выходящие на
рынок с инновационными продуктами
взаимосвязной архитектуры