Анализ эффективности слияния и поглощения предприятий (на примере ОАО «Химпром» и ОАО «Тасма»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ и обоснование эффективности слияния и поглощения компаний в нефтехимической отрасли.
В соответствие с целью в данной работе были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать экономическую природу слияний и поглощений.
2. Рассмотреть принципы слияний и поглощений.
3. Проанализировать мировой рынок нефти: слияния и поглощения.
4. Провести анализ эффективности поглощения предприятия на примере ОАО «Химпром» и ОАО «Тасма».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы анализа эффективности слияния и поглощения предприятий………………………………………………………...5
1.1.Сущность анализа эффективности слияния и поглощения предприятий……………………………………………………………………….5
1.2. Показатели эффективности слияния и поглощения предприятий………11
Глава 2. Оценка эффективности слияния и поглощения предприятий на примере «ОАО Химпром» и «ОАО Тасма»……………………………………20
2.1. общая характеристика предприятий……………………………………….20
2.2. диагностика эффективности слияний и поглощений…………………….26
2.3. основные направления совершенствования………………………………35
Заключение………………………………………………………………………43
Приложение………………………………………………………………………51

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 136.14 Кб (Скачать файл)

поглощения предприятия  и во взаимосвязи со схемой по интеграции компании предложенной выше.

Достичь желаемого эффекта  от поглощения вследствие реализации

конкретного проекта позволят механизмы финансового менеджмента:

1. бюджетирование, как один из основных механизмов по своей сути, есть объединение технологий планирования, призванных регламентировать деятельность предприятия на ближайший период в целом, а так же в рамках определённого проекта. Эффективная реализация бюджета и осуществление четкого контроля за его исполнением, являются основными элементами достижения поставленных целей проекта;

2. управление издержками по проекту в целях снижения себестоимости продукции, АВС анализ, а также политика в области амортизации позволят увеличить рентабельность проекта в целом, а так же усилить позиции предприятия на конкурентном рынке;

3. деятельность в сфере расчётов с поставщиками и покупателями так же оказывают значительную роль на финансовый результат проекта в целом. Для увеличения эффективности проекта в данной области необходимо проведение оптимальной политики в области управления кредиторской и дебиторской задолженностью, в области управления сбытом;

4. применение современных способов финансирования проекта является ключевым моментом в части повышения финансового результата от него. Для каждого конкретного проекта необходимо использовать источники финансирования с минимальной стоимостью, в большей степени реализовывать возможности лизинга и в разумной степени применять привлечённые заёмные средства;

Необходимо отметить, что  поскольку ОАО «Химпром» при  осуществлении сделки по поглощению предприятия ОАО «Тасма» преследует цель реализовать конкретные производственные проекты, на успех данной сделки в большей степени будут оказывать факторы управления конкретным проектом, чем стратегические факторы, оказывающие влияние на реализацию самой интеграции. Следовательно, эффективное управление механизмами финансового менеджмента позволит с высокой долей вероятности успешно осуществить реализацию инвестиционного проекта и поглощение предприятия в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе написания работы автором были проанализированы исследования российских и зарубежных учёных в области интеграции предприятий, оценки бизнеса и управления стоимостью компаний. В соответствии с целью данного исследования были рассмотрены подходы к оценке эффективности слияний и поглощений, проанализирована теоретическая база данной области, было выделено, что слияния и поглощения предприятий на сегодняшний день являются обязательным элементом развития компании в большинстве сфер деятельности. Именно удачно проведённая стратегия слияния или поглощения позволяет компаниям добиваться новых результатов, выходить на принципиально новый уровень своего развития, реализовывать потенциал в области инноваций, максимизировать эффективность от использования совместного опыта двух или нескольких предприятий.На основании мотивов предприятий к проведению сделки по поглощению, нами были выделены следующие основные принципы слияний и поглощений:

- принцип объединения;

- принцип структурной оптимизации;

- принцип синергии;

- принцип дополнения специфичными активами;

- принцип изменения стоимости компании.

В ходе проведения анализа  эффективности поглощения предприятия  на примере ОАО «Химпром» и  ОАО «Тасма» была проведена оценка стоимости бизнеса обоих компаний до слияния и стоимости бизнеса  после проведения сделки по поглощению, а также выявлен экономический  эффект от удачно проведённой сделки и реализации проекта по производству окиси пропилена, простых и сложных  полиэфиров.

Стоимость бизнеса ОАО  «Химпром», рассчитанная методом дисконтированных денежных потоков до проведения сделки по поглощению, составляет 5 835 440 000 рублей. Стоимость бизнеса ОАО «Тасма», рассчитанная методом стоимости  чистых активов, составляет 1 441 314 000 рублей. Стоимость бизнеса ОАО «Химпром»  после проведения сделки по поглощению и реализации проектов по производству окиси пропилена и простых  полиэфиров составляет 30 424 891 000 рублей. Экономический эффект от сделки по поглощению составляет 21 589 451 000 рублей.

При рассмотрении повышения  эффективности сделок по поглощению предприятий автором были проанализированы причины неудач большинства сделок по интеграции компаний и рассмотрены  пути улучшения финансовых результатов  поглощения компании и увеличения эффективности  интеграции в целом, а именно:

-руководителям предприятия, планирующим сделку по поглощению, следует заранее, как можно более детально, разработать план по интеграции и привлечь наиболее способных менеджеров для его реализации;

-проведение самой сделки по поглощению предприятия следует проводить в максимально сжатые сроки (100 дней – идеальный вариант);

-руководителям предприятия-поглотителя и менеджерам по интеграции необходимо определиться с долгосрочными целями «Новой компании» и того, как эти цели соотносятся с краткосрочными, выявить потенциальные источники создания стоимости (в краткосрочном и долгосрочном периодах), а также выявить проблемы, связанные с организационной эффективностью и предложить решения для увеличения эффективности «Новой компании»;

Это основные направления, которые  необходимо контролировать в первую очередь. Говоря об определении долгосрочных целей и соотнесения их с краткосрочными целями «Новой компании» нами была предложена пирамида создания стоимости, которая позволит ключевым стратегическим менеджерам наглядно определиться с  экономическими эффектами от интеграции. На первом уровне пирамиды выявляются краткосрочные синергетические эффекты, на втором уровне реализуются скрытые стратегические возможности, а на верхнем уровне пирамиды реализуются новые стратегические возможности.

Большую роль в том, насколько  удачно будет проведена сделка по интеграции, играют две группы факторов: первая группа факторы, относящиеся  к управлению сделкой по поглощению в момент, когда предприятие ещё  только собирается совершить её и  в начале процессов интеграции компании, и относятся ко всей структуре  предприятия осуществляющей сделку; вторая же часть факторов в большей  степени оказывает влияние на те проекты, которые будут реализовываться  в ходе поглощения предприятия. В  связи с этим, нами предложены следующие  решения для управления первой группой  факторов:

- необходимо больше времени уделять на общение с сотрудниками участвующих в интеграции предприятий, доводить до их сведения планы и перспективы поглощения;

- следует как можно скорее выявить наиболее компетентных и опытных сотрудников и принять все вилы к тому, чтобы они не уволились, для этого проводить беседу с каждым, а также по возможности привлекать к работе по интегрированию предприятия в тех областях, в которых он максимально компетентен (использовать его знания для увеличения эффективности поглощения);

- необходимо не только выявить наиболее талантливых и компетентных сотрудников, но и провести назначения их на должности в «Новой компании», этот шаг позволит снять неопределённость в их будущем и увеличить отдач от их работы в настоящем;

- в обязательном порядке контролировать процессы формирования корпоративной культуры, для этого проводить беседы о ходе работе небольшими группами как модно чаще, размещение сотрудников разных предприятий в одном офисе, проведение ротации членов команды, проводящей интеграцию, введение новых культурных преобразований и символических жестов (к примеру, новая форма одежды, фирменные цвета, переоборудование офисов и т.п.).

Для управления второй группой  факторов, с целью увеличения эффективности  сделки по интеграции необходимо применять  механизмы финансового менеджмента, а именно:

1. бюджетирование;

2. управление издержками по проекту в целях снижения себестоимости продукции, АВС анализ;

3. оптимизация деятельности в сфере расчётов с поставщиками и покупателями;

4. применение современных способов финансирования проекта.

Таким образом, эффективность  проведения слияния и поглощения зависит от множества факторов, которые  необходимо учитывать и контролировать в ходе интеграции. Работа по достижению тех экономических выгод, которые  получит компания после слияния  или поглощения отличается высокой  напряженностью команды по интегрированию, и требует большой отдачи от руководителей  и топ-менеджеров на всех этапах. Только в этом случае компания сможет эффективно провести слияние или поглощение, открыть «новые горизонты» для собственного развития, приобрести новые конкурентные преимущества, а также усилить  свои позиции на рынке.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

I. Нормативно-правовые материалы:

  1. Конституция РФ / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
  2. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. / Федеральный закон РФ от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – №31. – Ст.3301.
  3. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – №31. – Ст.3813.
  4. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // Российская газета. - 1995. - 29 декабря.
  5. Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 26 января 2002 г. № 178 – ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // Российская газета. – 2002. – 26 января.

 

II. Специальная литература:

 

  1. Бекье М. Путеводитель по слиянию // Вестник McKinsey.-2003. - №2.- С.15-47
  2. Валдайцев С. В. Оценка бизнеса. – М.: Проспект, 2006. – 360 с.
  3. Газин Г., Манаков Д. Наука поглощений // Вестник McKinsey. -2003. - №2.- С.63-78
  4. Генске М. А. Оценки эффективности и неэффективности слияний и поглощений // Менеджмент в России и за рубежом.- 2006. - №6. – С. 73 – 7985
  5. Гончарук А. Ю. Антикризисное управление и трансформация производственных систем: методология и практика. – М.: Экономика, 2008. – 287 с.
  6. Горский М., Гершун А. Технологии сбалансированного управления.- М.: Олимп-Бизнес, 2007.- 416 с.
  7. Грейм Д. К победе, через слияние. Как обратить, отраслевую консолидацию себе на пользу. Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 252 с.
  8. Грязнова А.Г., Федотова М.А. Оценка бизнеса.- М.: Финансы и статистика, 2001.- 512 с.
  9. Демидова Е. Враждебные поглощения и защита от них в условиях корпоративного рынка России // Вопросы экономики. - 2009. -№4  С. 70-84
  10. Джафаров, Д. А. Операции поглощения акционерных обществ: зарубежный опыт и российская практика: Дис. канд. экон. наук: 08.00.10.-М.,2002.- 178 с.
  11. Ендовицкий Д.А. Анализ тенденций развития процессов слияний и поглощений компаний в Российской Федерации // Экономический анализ: теория и практика.- 2009.-№13.- С. 2-10
  12. Ендовицкий Д.А. Методика анализа эффективности сделок слияния/поглощения на прединтеграционном этапе // Экономический анализ: теория и практика.-2009.-№12.- С. 2-9
  13. Есипова В.Е, Цены и ценообразование. - СПб.: Питер, 2000. -464 с.
  14. Зухурова Л. И., Новикова И. Я. Российский рынок слияний и поглощений. Повышение эффективности сделок путём оценки инвестиционной стоимости компаний // Финансы и кредит. – 2009. - №22. – С. 66-72
  15. Ильин М. С., Тихонов А. Г. О некоторых тенденциях в российской практике слияний и поглощений.- 2007.- №3.-С. 3-21
  16. Каспарова И. Финансирование сделок по слияниям поглощениям: российская специфика // Вопросы экономики. - 2009. - №4 С. 85-96
  17. Квардин С. Финансирование сделок слияния и поглощения // Проблемы теории и практики управления.- 2008.- №8.- С. 39-47
  18. Кожевников Н. Н., Борисов Е. И. Основы антикризисного управления предприятиями. - М.: Академия, 2007. – 496 с.
  19. Крамин Т.В. Система управления стоимостью компании в институциональной экономике.- Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2008. – 233 с.
  20. Криничанский К. В. Рынок слияний и поглощений как среда реализации функции стимулирования предпринимателей и менеджеров // Менеджмент в России и за рубежом.- 2009.- №3.- С. 43-56
  21. Кристенсен К. М., Рейнор, М. Е. Решение проблемы инновации в бизнесе. Как создать растущий бизнес и успешно поддерживать его рост. Пер. с англ.- М.: Альпина бизнес букс, 2007.- 290 с.
  22. Кристофферсон С., Макниш Р., Сиас Д. Проклятие победителя: ошибки слияний // Вестник McKinsey. -2006. - №1.- С.18-29
  23. Кэй А., Шелтон М. Человеческий фактор в слияниях // Вестник McKinsey. -2003. - №2.- С.54-62
  24. Лапшин П. П., Хачатуров А. Е. Синергетический эффект при слияниях и поглощениях компаний // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007.- №2.- С. 21-30
  25. Левин, А.А. Мотивы слияний и поглощений в корпоративном секторе экономики// Финансы и кредит.- 2009.- № 21.- С. 33-37
  26. Мелевинская А. А. Слияния и поглощения как способ объединения компаний // Вестник московского университета.- 2002.- № 1.-С. 71-83
  27. Пирогов А. Н. Слияния и поглощения компаний: зарубежная и российская теория и практика // Менеджмент в России и за рубежом.-2001.- №5.- С. 11-15
  28. Природа фирмы: Пер. с англ. – М.: Дело, 2001. - 360 c.
  29. Пэлтер Р., Шринивасан Д. Уроки поглотителей // Вестник McKinsey. -2008. - №14.- С.14-26
  30. Савчук С.В. Анализ основных мотивов слияний и поглощений // Менеджмент в России и за рубежом.-2002.-№5.-С. 45-67
  31. Савчук С.В. Анализ результатов слияний и поглощений зарубежных компаний, причины неудач и способы уменьшения риска сделок // Менеджмент в России и за рубежом.- 2003.-№1.-С.27-41
  32. Устименко В. А. Особенности оценки стоимости российских предприятий в процессах слияний и поглощений на примере строительной отрасли// Финансы и кредит.-2009.- №7.- С.51-57
  33. Устименко В. Стратегии слияний и поглощений в России // Рынок ценных бумаг. – 2007. - № 20. – С. 52-55
  34. Фостер Р.С. Искусство слияний и поглощений. Пер с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 958 с.
  35. Шаленкова О.К. Рынок слияний и поглощений: предпосылки его формирования и развития в России // Деньги и кредит. - 2008. - №8. – С. 41-45
  36. Эванс Ф. Ч., Бишоп Д. М. Оценка компаний при слияниях и поглощениях: создание стоимости в частных компаниях. Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 332 с.
  37. Эдаркар Э.,Эйдил А.,Эрнст Д., Вэйш П. На равных с сильнейшими // Вестник McKinsey. -2003. - №2.- С.80-93.

 

 

 


Информация о работе Анализ эффективности слияния и поглощения предприятий (на примере ОАО «Химпром» и ОАО «Тасма»)