Анализ эффективности управления предприятия и организация бизнеса на примере ПФ «ЭмбаМунайГаз»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 10:27, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи. Цель дипломной работы заключается в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию организационно-экономической системы управления персоналом на предприятиях нефтегазового комплекса республики, направленных на повышение их конкурентоспособности в условиях рыночной экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические аспекты управления предприятием в нефтегазовой отрасли
1.1 Сущность и содержание управления предприятием
1.2 Основные методы, принципы и подходы к управлению предприятием
1.3 Особенности управления предприятием в нефтегазовой отрасли

2. Анализ эффективности управления предприятия и организация бизнеса на примере ПФ «ЭмбаМунайГаз»
2.1 Современное состояние нефтегазовой отрасли Казахстана и особенности управления предприятием в данной отрасли
2.2 Анализ производственно-хозяйственной деятельности ПФ «ЭМГ»
2.3 Анализ эффективности действующей системы управления ПФ «ЭМГ»

3. Пути повышения эффективности управления предприятием в нефтегазовой отрасли
3.1 Использование зарубежного опыта по эффективному управлению предприятием в нефтегазовой отрасли РК
3.2 Внедрение современных методов управления предприятием в деятельность ПФ «ЭМГ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Диплмная Нефтянная комнания.doc

— 811.50 Кб (Скачать файл)

И, наконец, имеется четвертое направление в 90-х годах в развитии управленческой  мысли – усиление   международного характера управления  с  усилением  международной  конкуренции,  переходом  все  большего  числа   стран  к  открытой рыночной экономике, т.е. развитием интернационализации управления возникает много новых вопросов перед управленческой теорией и практикой.

Можно говорить о нашем отставании в теории и, особенно в практике эффективного управления. Следует учесть, что управление советскими организациями было приспособлено к требованиям определенной среды – административно-командной системы. И приспособление к этой системе происходило весьма успешно. И не без успехов, правда, своеобразных, не нацеленных на удовлетворение потребностей людей. Выполнение плана любой ценой, вместо удовлетворения потребностей потребителя, рост размеров предприятий, увеличение выпуска продукции невысокого качества, не экономное использование ресурсов, стабильность, вместо динамики, подчинение вместо инициативы и свободы – эти требования экономической системы побуждали к жизни определенные формы управления. Это были бюрократические, механические системы управления.

Следует иметь в виду, что за свою историю человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления, то есть воздействия на людей:

1. иерархия-организация, где основное  средство воздействия – отношение власти – подчинения, давление на человека сверху  с помощью принуждения, контроля за распределением материальных благ и т.д.

2. культура, т.е. вырабатываемые и  признаваемые, воспитанные обществом, организацией, группой ценности, социальные нормы, шаблоны поведения, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.

3. рынок, т.е. сеть равноправных  отношений по горизонтали, основанных  на купле-продаже продукции, услуг, на отношении собственности, на  равновесии интересов продавца  и покупателя.

В реальной жизни эти три инструмента почти всегда сосуществуют. Речь идет лишь о том, какому  инструменту отдает приоритет. Это и определяет сущность, облик экономической организации общества.

В нашей стране приоритет отдавался иерархии. Полномочия высшей исполнительной власти были практически ничем не ограничены. Но параллельно с этим в нашей стране жестко использовались и «культура» в качестве мощного средства воздействия на людей (идеология, членство в партии и т.д.).

Рынок всячески подавлялся. Экономические методы применялись в четких рамках иерархии.

3. Необходимость подготовки людей, специально занимающихся управлением, способствовала становлению и  развитию школ бизнеса и менеджмента. Эти школы имеются во всех  странах мира с развитой рыночной экономикой. Наиболее распространены они в США. Сегодня США – страна самой развитой в мире управленческой инфраструктуры. Только зарегистрированных при университетах функционируют. 1300 школ бизнеса и менеджмента. В стране действуют свыше 10 тыс. консультативных фирм, оказывающих услуги в указанной области, свыше 70 периодических изданий специализируются на литературе по управлению и бизнесу. США являются лидером в области науки и менеджмента и по численности исследователей, и по объему затраченных средств, и широте охватываемых проблем.

Программы по бизнесу и менеджменту отличаются высокой степенью интенсивности учебы и гарантируют высокое качество специалистов. За наиболее успешно успевавшими выпускниками престижных школ бизнеса и менеджмента идет настоящая охота со стороны фирм, компаний. Особенно престижные школы бизнеса Гарвардского университета. Начальная  заработная плата такого выпускника составляет 60 тыс. долларов в год. Наиболее популярны Стенфордская школа бизнеса, Уортонская школа в Пенсильвании и др. Но и плата за обучение очень высокая – около 15 ты. долларов в год. Третьей ступенью обучения бизнесу и менеджменту являются программы, ведущие к получению степени доктора философии. Они предусматривают 3 – 4 года обучения с обязательной защитой диссертации. Эти специалисты занимаются исследованиями или преподаванием в области бизнеса и менеджмента, становятся политиками, плановиками на крупных фирмах.

Указанные школы в США наиболее популярны в мире. Однако они критикуются в последнее время за некоторую оторванность от практики, не обладания способностью к переменам. Поэтому, особенно в настоящее время, эти школы заинтересованы брать в преподаватели специалистов, прошедших солидную школу на руководящей должности в крупных фирмах и государственных ведомствах, имеющие опыт в научных исследованиях.

Имеются школы, формирующие менеджеров в Японии. В Японии имеются всего три школы бизнеса. В основном менеджеров готовят сами фирмы, планомерно перемещая их по разным должностям, на основе концепции «обучение посредством опыта». При этом учатся все. За учебу ответственность возлагается на руководителя каждого подразделения.

У европейцев также имеются школы бизнеса. В Европейской ассоциации (ЕГМД) зарегистрировано около 300 центров обучения менеджеров. В Европе магистерские степени в области бизнеса и управления не так популярны, как в США.

В настоящее время все понимают, что освоение опыта управления и передача опыта различных стран – это дело ценное и полезное. Особенно полезно изучать это нам, пережившим административно-командные методы управления. Изучение этого опыта не должно означать, что надо слепо следовать выводы американских или японских теоретиков, но знать их идеи – полезно и необходимо. Переход к рыночной экономике выявил неприемлемость действовавшей системы управления для новых условий хозяйствования, фактических застав отечественных руководителей врасплох. Возникла необходимость принципиально нового подхода к управлению, что и заставило обратиться к богатому зарубежному опыту в этой области – к менеджменту.

 

1.2. Основные методы, принципы и подходы к управлению предприятием

 

Методы управления – это способы воздействия на объект управления. На основе методов управления обеспечивается реализация общих функций управления, а также выполнение функциональных обязанностей подразделениями и отдельными работниками организаций и предприятий.

Методы управления классифицируются по ряду признаков: содержанию, характеру воздействия, направленности и другим.

В зависимости от содержания методы разделяются на экономические, организационные и социально-психологические.

По характеру воздействия можно выделить методы непосредственного и косвенного воздействия на объекты управления.

Выделяют следующие три группы методов:

  1. методы, воздействующие на материальные интересы;
  2. методы, влияющие на социальные и психологические интересы;
  3. методы, основанные на властной (принудительной) мотивации.

Эти методы используют, главным образом тогда, когда на работников не действуют (или мало действуют) другие методы.

Методы управления связаны между собой, поэтому большинство задач управления хозяйственной деятельностью требует комплексного использования различных методов управления.

Таким образом, для управления производственными и хозяйственными процессами необходима система методов управления, на которой выбираются и используются наиболее эффективные из них для решения возникающих задач в соответствии с конкретными условиями деятельности. Руководители и аппарат управления должны учиться искусству выбора и сочетания различных методов с тем, чтобы один метод дополнял и усиливал другие.

В управлении главное, центральное место занимают экономические методы.

Эти методы управления способствуют выполнению такой функции управления как планирование, мотивация и контроль.

В состав экономических методов управления входят:

  • планирование
  • хозрасчет
  • материальное стимулирование
  • финансово-кредитный механизм
  • ценообразование.

Основные преимущества и выгоды в экономическом использовании методов управления заключается в том, что они:

  • воздействуют на интересы людей
  • обеспечивает хозяйственную самостоятельность организациям, подразделениям
  • создает реальные предпосылки для развития творческой инициативы, здоровой конкуренции
  • способствует эффективному ведению экономики.

Планирование – это предположение действий на будущее. Сюда входят выбор надлежащего образа действий и будущих альтернатив, как для организации в целом, так и для каждого его подразделения.

  Различают преимущественно централизованные и преимущественно децентрализованные планирование.

Избрав путь к рыночной экономике, государство предопределило иные пути о методах управления, в том числе планировании. Ныне большую часть показателей предприятий планируют сами, исходя из собственных ресурсных, финансовых, людских, технологических и профессиональных возможностей..

Сейчас сверху планируются:

  1. Контрольные цифры
  2. Государственные заказы
  3. Экономические нормативы
  4. Лимиты.

Контрольные цифры отражают общественные потребности в продукции, услугах. Контрольные цифры не являются утверждаемыми заданиями, обязательными для выполнения, не носят директивного характера. Они ориентируют предприятия на принятие плановых решений, отвечающих общественным потребностям.

В состав контрольной цифры входят:

  1. показатель производства продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении, т.е. объем товарной продукции в действующих оптовых ценах;
  2. прибыль и доход, которые характеризуют конечные финансовые результаты;
  3. валютная выручка. Ориентация на получение определенной валютной выручки стимулирует расширение внешнеэкономической деятельности (конкурентоспособность);
  4. наиболее важные показатели научно-технического процесса;
  5. показатели развития социальной сферы.

Государственные заказы – это поручение, выдаваемое от имени государства предприятию, организации на выполнение определенной работы или поставку продукции.

Особенности государственного заказа:

а). Формируют оптимальную структуру производства, обеспечивающих выпуск конкретных видов продукции;

б). В настоящее время государственные заказы являются обязательными. Это обусловлено сложившейся в экономике ситуацией. В принципе – решение о принятии государственного заказа осуществляется предприятием самостоятельно;

в). государственный заказ выдается на ограниченный круг продукции.

Лимиты характеризуют возможности государства выделить предприятию те или иные виды сырья, материалов, оборудования. Это своего рода ограничитель потребления.

Недостатки – Лимит существует от бедности.

Экономические нормативы регулируют финансовые взаимоотношения предприятий с государственным бюджетом, размеры платежей за трудовые и природные ресурсы. В дальнейшем здесь решающая роль будет принадлежать налогам.

Функции экономических нормативов регулирующие, стимулирующие, распределительные, оценочные и др.

Хозрасчет является основным экономическим методом управления, Признаки хозрасчета:

  • самоокупаемость
  • самофинансирование
  • самостоятельность
  • само ответственность.

 Организационно-распорядительные  методы управления

Организационно-распорядительные методы управления обеспечивают четкое распределение обязанностей в аппарате управления, соблюдение правовых норм и полномочий в решении вопросов хозяйственной деятельности, а также применение мер принуждения и дисциплинарной ответственности.

Характерные признаки преимущественно административной системы управления:

  1. Сильная централизация в управлении.
  2. Планирование от «достигнутого» - твердые адресные задания.
  3. Централизованное (карточное) распределение материально-технических ресурсов.
  4. Формальность хозрасчетных отношений.
  5. Уравнительность в оплате труда.

В результате использования административных систем управлении происходит:

  1. Отрыв народнохозяйственного плана от объективных потребностей рыночной экономики.
  2. Обострение противоречий между интересами отдельных звеньев управления и заинтересованность низовых звеньев в напряженном плане.
  3. Подрыв демократических начал в управлении, подавление инициативы и творчества производителей, коллективов из-за ограниченности прав в принятии хозяйственных решений, которые навязываются им сверху.
  4. Чрезмерное увеличение численности административного аппарата управления, его многозвенность, что неизбежно приводит к росту бюрократизма в системе управления.

Организационно-распорядительные методы находят широкое применение в управлении текущими делами, и они тесно связаны с другими методами. Рассмотрим состав и содержание организационно-распорядительных методов управления.

Информация о работе Анализ эффективности управления предприятия и организация бизнеса на примере ПФ «ЭмбаМунайГаз»