Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:37, курсовая работа
В современных условиях глобализации экономики каждому предприятию особенно важно правильно оценить создавшуюся рыночную обстановку с тем, чтобы предложить эффективные средства конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития, с другой стороны – особенностям конкретного производства. Конкуренция стала неотъемлемой частью рыночной среды и является необходимым условием развития предпринимательской деятельности. С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. Всё это способствовало выделению конкуренции в важный фактор маркетинговой среды фирмы, потребность в исследовании и анализе которого объясняется его существенным влиянием на хозяйственную деятельность любой компании, функционирующей на рынке. В связи с этим, проведение исследования конкуренции является неотъемлемой задачей службы маркетинга любой фирмы
Министерство образования и науки РФ
ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
Кафедра управления проектами и инновациями
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсовой работе
по дисциплине Современный стратегический анализ
на тему: Анализ конкурентных стратегий
Автор работы ________________________
«_____» _________________ 2012 г.
Специальность 080507 - Менеджмент организации
Группа А
Руководитель проекта (работы) ____________________
«____» __________________ 2012г.
Работа защищена _____________ Оценка ____________
«____» __________________ 2012 г.
Члены комиссии ______________________________
______________________________
______________________________
«____» _________________ 2012 г.
Ставрополь , 2012
Содержание
Введение
В современных условиях глобализации экономики каждому предприятию особенно важно правильно оценить создавшуюся рыночную обстановку с тем, чтобы предложить эффективные средства конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития, с другой стороны – особенностям конкретного производства. Конкуренция стала неотъемлемой частью рыночной среды и является необходимым условием развития предпринимательской деятельности. С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. Всё это способствовало выделению конкуренции в важный фактор маркетинговой среды фирмы, потребность в исследовании и анализе которого объясняется его существенным влиянием на хозяйственную деятельность любой компании, функционирующей на рынке. В связи с этим, проведение исследования конкуренции является неотъемлемой задачей службы маркетинга любой фирмы. Необходимость и важность проведения исследований конкуренции на рынке отмечается не только руководителями отделов маркетинга предприятий, действующих на рынке, но и в научных трудах и теоретических разработках по маркетингу современных исследователей.
Актуальность выбранной темы состоит в том, то современная жизнь требует от субъектов экономических взаимоотношений проведения глубокого анализа протекающих на рынке процессов, чтобы обеспечить эффективное использование наличных ресурсов и качественное удовлетворение потребительских требований.
Объектом исследования является предприятие по производству прицепной техники «Автоприцеп-КАМАЗ», осуществляющее производственно - торговую деятельность.
Предметом исследования
явились особенности
Целью данной курсовой работы является анализ особенностей конкурентной борьбы предприятия ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ», осмысление основных инструментов ее реализации и разработка на основе проведенного анализа конкретных рекомендаций для улучшения конкурентных позиций объекта исследований.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Практическая значимость проведенной работы обусловлена тем, что теоретические, методологические, практические рекомендации автора могут быть широко и эффективно применены при формировании конкурентной стратегии предприятия.
Данная курсовая работа состоит из: введения, трех глав и заключения.
Первая глава посвящена
теоретическим основам
Второй главе будут
рассмотрены организационно-
В третьей главе будут
приведены рекомендации по совершенствованию
конкурентной стратегии ОАО «Автоприцеп-
Для исследования были использованы следующие методы:
- изучение и анализ научной литературы;
- анкетирование;
- SWOT- анализ.
В курсовой роботе всего 6 таблиц, 6 диаграмм, 1 рисунков. Список используемой литературы содержит 9 источников.
1 Теоретические основы конкурентных стратегий
Компания может
Конкуренция – (от лат. concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли [1].
Существуют и другие определения конкуренции. В литературе, посвященной данной проблеме, присутствует три подхода к определению конкуренции.
Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы.
Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории.
Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.
Понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.
Существует множество критериев и подходов к классификации конкуренции. Самая популярная классификация: по состоянию рынка и по способам соперничества [2].
Рисунок 1.1 – Классификация конкуренции
Совершенная конкуренция, идеальная — конкуренция между производителями, продавцами товаров, имеющая место на так называемом идеальном рынке, где представлено неограниченное количество продавцов и покупателей однородного товара, свободно общающихся между собой. Реально такая конкуренция практически не наблюдается, а приходится иметь дело с несовершенной конкуренцией.
Несовершенная конкуренция — состояние рынка, на котором много покупателей и мало продавцов и наоборот, действия по подавлению конкуренции со сторон других фирм.
В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
Монополистическая конкуренция — ситуация рыночного поведения фирм, промежуточная между ситуациями свободного рынка и монополии. По теории монополистической конкуренции, разработанной Е. Чемберлином, Дж. Робинсон и другими западными экономистами, монополистически конкурентная отрасль — это отрасль, включающая множество фирм, производящих сходные, но не идентичные виды продукции.
Олигополия — термин, применяемый в буржуазной экономической литературе для обозначения рыночной структуры отрасли хозяйства в развитых капиталистических странах, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию.
Монополия — тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.
В целом объекты конкуренции представляют собой явления внешнего мира, за которые ведется конкурентная борьба. В наиболее общем виде их можно определить как потребительский спрос (как способ увеличения прибыли), факторы производства и власть. Потребитель имеет возможность сказать свое последнее и решающее слово на рынке, делая выбор в пользу товара одного из нескольких производителей.
Субъекты конкуренции - лица и группы лиц, ведущие борьбу за объекты конкуренции. Первичными субъектами конкуренции можно считать потребителей, предприятия и организации. Остальные субъекты (кластеры, отрасли, регионы, страны) являются в той или иной степени производными от первичных субъектов [5].
Предметом конкуренции является товар или услуга, посредством которых субъекты конкуренции стремятся завоевать признание и привлечь деньги потребителя. Это удовлетворение определённой потребности. В данном случае действуют все те, кто может удовлетворить данную потребность товаром, услугой, либо трансформировать её в какую-то иную потребность или вообще исключить её из жизнедеятельности потребителя. Разделение «предмета» и «объекта» определяет в конкурентной борьбе не одну, а две сферы воздействия. Товар (предмет), с одной стороны, и потребитель (объект) - с другой, таким образом, появляются различные методы конкурентной борьбы и различное их влияние. Одним из методов конкуренции является неценовой метод. Неценовая конкуренция – это рыночный подход, при котором стоимость продукции минимизируется, а другие рыночные факторы максимизируются путем придания продукции таких отличительных качеств, как особый дизайн, высокие эксплуатационные характеристики, доступность, гарантийное обслуживание и т.д.
Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал к себе внимание и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.
В современном мире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется "война цен", она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что "война цен в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом, конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорениям. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме [3].
1.2 Сущность конкурентных стратегий, необходимость их применения
Конкурентная стратегия - это стремление компании занять конкурентную рыночную позицию в отрасли - то есть на главной арене, где сражаются соперники. Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли путем укрепления конкурентных преимуществ перед соперниками на рынке.
Компания, занявшая благоприятную позицию, будет получать высокую прибыль, даже если отраслевая структура окажется неблагоприятной, а средние показатели прибыльности в силу этого обстоятельства будут невысоки. Основой эффективной деятельности компании в долгосрочной перспективе является устойчивое конкурентное преимущество.
Деловые и корпоративные стратегии побеждают тогда, если их основой является устойчивое конкурентное преимущество. А конкурентное преимущество фирма может иметь в том случае, если: если ее индивидуальные затраты на производство товаров и услуг ниже, чем у конкурента; уровень качества товаров выше, чем у конкурента; ассортимент и номенклатура шире, чем у конкурента; уровень обслуживания клиентов выше, чем у конкурента.
Умело используя конкурентные преимущества, фирма может осуществить один из следующих видов конкурентной стратегии:
1. Стратегия низких издержек – предполагает максимально возможное снижение издержек производства и реализации товара, что позволяет привлечь максимально возможное количество покупателей;
2. Стратегия дифференциации – направлена на придание товару специфических черт, отличающих его от товара конкурента;
3. Стратегия оптимальных издержек – предполагает оптимальное сочетание низких издержек и дифференциации;
4. Сфокусированная стратегия (или стратегия рыночной ниши) - сориентирована на покупателей с особыми потребностями, вкусами.
Также конкурентные стратегии делятся на: наступательные, оборонительные, вертикальной интеграции.
Стратегия низких издержек может стать основным методом борьбы лишь на тех рынках, где товары стандартны и не подлежат дифференциации. Для осуществления конкурентного преимущества по издержкам, можно использовать методы: максимально упростить технологию производства; упростить дизайн товара; провести реинжиниринг основных производственных процессов; заменить использование дорогостоящих материалов на более дешевые товарозаменители; сократить маркетинговое обеспечение; уменьшить транспортные расходы; прибегнуть к вертикальной интеграции вперед или назад; максимально сузить ассортимент и номенклатуру, сфокусировав внимание на самых эффективных.