Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:37, курсовая работа
В современных условиях глобализации экономики каждому предприятию особенно важно правильно оценить создавшуюся рыночную обстановку с тем, чтобы предложить эффективные средства конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития, с другой стороны – особенностям конкретного производства. Конкуренция стала неотъемлемой частью рыночной среды и является необходимым условием развития предпринимательской деятельности. С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. Всё это способствовало выделению конкуренции в важный фактор маркетинговой среды фирмы, потребность в исследовании и анализе которого объясняется его существенным влиянием на хозяйственную деятельность любой компании, функционирующей на рынке. В связи с этим, проведение исследования конкуренции является неотъемлемой задачей службы маркетинга любой фирмы
В подчинении находятся:
Юридическая служба занимается представлением интересов в арбитраже, ведет работу по взысканию дебиторской задолженности, составление претензий.
2.2 Анализ конкурентной стратегии предприятия
Условием разработки конкурентной стратегии является оценка и анализ собственных возможностей фирмы, её конкурентоспособности и производственного потенциала. Фирма должна иметь возможность противостоять конкуренции со стороны других предприятий, т.е. быть конкурентоспособной.
Конкурентоспособность фирмы определяется её рыночным потенциалом, достаточным, чтобы удержать или расширить занимаемую ею долю рынка в условиях конкурентной борьбы.
Потенциал фирмы – комплекс её возможностей, обеспечивающих конкурентное преимущество на рынке и достижение поставленных стратегических целей (таблица 2.2).
Таблица 2.1 – Схема элементов потенциала предприятия
Производственный или торгово-сбытовой потенциал |
Финансово-кредитный потенциал |
Имидж фирмы |
Товарные ресурсы и качество товаров |
Научно-технический (инновационный) потенциал |
Инвестиционный потенциал |
Трудовые ресурсы |
Управленческий и |
Бенч-маркетинг |
Рассмотрим некоторые особо значимые блоки элементов потенциала предприятия «Автоприцеп-КАМАЗ». К ним отнесём: производственный потенциал предприятия, финансово- кредитный потенциал, трудовые ресурсы, товарные ресурсы и качество товаров, имидж фирмы.
Производственный потенциал.
Рассмотрим производственную деятельность предприятия ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» на диаграмме 2.1.
Диаграмма 2.1 – Товарная продукция и услуги ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ»
На диаграмме 2.1 показано увеличение производства и продаж прицепной техники в 2012 году по сравнению с 2011 годом и бизнес-планом на 2012 год. Соответственно, можно судить о том, что предприятием была выбрана верная статегия.
Диаграмма 2.2 – Инвестиционная деятельность за 2012 год
Согласно диаграмме 2.2
предприятие ОАО «Автоприцеп-
Анализ динамики использования производственных мощностей показал увеличение содержания неиспользуемых производственных мощностей в содержании производственных мощностей. Так, в 2011 году по сравнению с 2010 годом доля содержания неиспользуемых мощностей в общем расходе уменишилось на 2,3%. На протяжении всего анализируемого периода наблюдается рост неиспользуемых предприятием производственных площадей и снижение используемых площадей. Данная динамика стала возможна в результате снижения объёма производства готовой продукции в анализируемом периоде.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что предприятие постепенно выходит из кризисных условий.
Следующим этапом оценки потенциала предприятия являются трудовые ресурсы.
В современных условиях хозяйствования предприятия самостоятельно определяют общую численность работников, их профессиональный и квалификационный состав. Особое внимание в условиях рыночных отношений должно уделяться детальному анализу численности работников, цель которого – изучение состава работников предприятия, эффективность их использования.
Чтобы провести более подробный анализ состава и численности работников предприятия «Автоприцеп-КАМАЗ», рассмотрим весь персонал данного предприятия в зависимости от его категории (диаграмма 2.3).
Диаграмма 2.3 – Структура персонала предприятия «Автоприцеп-КАМАЗ» в 2010 - 2012 гг.
Согласно представленной диаграмме, показатели увеличения персонала связаны в первую очередь со сменой головного руководства, и соответственно, сменной политики управления предприятием. Также увеличение персонала связано с расширение производства, открытием новых цехов.
Заработная плата является денежной мотивацией работников к труду. Рассмотрим систему оплаты труда на предприятии «Автоприцеп-КАМАЗ». Согласно штатному расписанию «Автоприцеп-КАМАЗ», на предприятии действует тарифная оплата труда. Работникам устанавливается оклад, на который начисляются положенные законодательством накрутки. Данная система оплата труда является наименее эффективной в данном случае для предприятия, поскольку не стимулирует работников, занятых в непосредственно изготовлении готовой продукции к производительному труду. Однако, на предприятии также есть премиальная часть, которая зависит от того добросовестно ли работник отработал своё рабочее время или допустил брак.
Информационная база представлена наличием статистической отчётности предприятия. Поэтому на предприятии ежеквартально проводится анализ деятельности как ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ», так и конкурентов предприятия.
Таким образом, предприятие «Пекарня Автоприцеп-КАМАЗ» обладает производственно-техническим потенциалом для производства качественной продукции. Покупатели прицепной техники «Автоприцеп-КАМАЗ» считают продукцию предприятия качественной. На предприятии сложился дружный коллектив, готовый к решению поставленных задач.
При условии привлечения инвестиций или дотационной помощи со стороны собственника грамотном управлении предприятия и рациональной организации процесса производства финансово-хозяйственные показатели могут быть удовлетворительны.
Комплекс маркетинга – набор контролируемых переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка. В комплекс маркетинга входит все то, что фирма может предпринять для оказания воздействия на объём спроса на свой товар. Такие возможности можно объединить в четыре направления: товарная политика, ценовая политика, сбытовая политика и методы стимулирования продаж товара [9].
Товарная политика представляет собой определенный курс действий товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по: формированию ассортимента и его управлению; подержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне; нахождению для товаров определенных товарных ниш (сегментов); разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживания товаров. Отсутствие товарной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента товаров из-за воздействия случайных или преходящих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров [7].
Обновление ассортимента – естественный процесс, обусловленный совершенствованием технологий, разработкой принципиально новых товаров, не имеющих аналогов.
При этом все товары имеют свой жизненный цикл, и в зависимости от того, на какой этого цикла они находятся, осуществляются мероприятия по поддержанию, стимулированию реализации или снятию его с производства. Особое внимание требуют к себе товары с коротким жизненным циклом. Обновление ассортимента не ущемляет интересов потребителей, если вводимые на рынок товары способствуют полному удовлетворению потребностей покупателей.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что жизненный цикл товаров производства «Автоприцеп-КАМАЗ» совпадает с жизненным циклом аналогичных товаров, реализуемых на рынке прицепной техники.
Рассмотрим конкурентов
предприятия ОАО «Автоприцеп-
Реальные конкуренты
Предприятие имеет достаточно реальных конкурентов по всей России.
Цены на прицепную
технику определяются с учетом оптимального
соотношения к ценам
Качество остаётся в числе приоритетных направлений работы дочернего предприятия «КАМАЗа – ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ».
Так, на заводе проводятся опытно-конструкторские работы по усовершенствованию модельного ряда прицепной техники, направленные на повышение конкурентоспособности, качества, надёжности и технологичности серийно выпускаемых прицепов и полуприцепов. Также ведётся работа по совершенствованию основных узлов и агрегатов уже существующих моделей и корректировка конструкторской документации серийно выпускаемой продукции, связанной с изменением требований международных, государственных и отраслевых стандартов.
Все мероприятия проводятся в рамках «Производственной системы КАМАЗ» (PSK) и системы менеджмента качества в соответствии с ISO 9001:2008.
Количество фирм-конкурентов в отрасли: 39. Среди отечественных конкурентов можно выделить такие фирмы как: ОАО «НЕФАЗ», ООО «Штурма-Кредо», ОАО «ТОНАР», ОАО «МАЗ», МЗ «ЧМЗАП», ООО «Автомастер», ОАО «НОВТРАК» (диаграмма 2.4).
Диаграмма 2.4 - Доля наиболее крупных фирм на рынке прицепной техники
Согласно данной диаграмме
наибольшая доля рынка прицепной
техники принадлежит
Субституты.
ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» выпускает относительно не большой диапазон прицепной техники, но она производится по последним технологиям и с использованием нового оборудования, что позволяет выполнять работы любого уровня сложности качественно и в более короткие сроки. Есть предприятия, которые делают те же работы, но с использованием других методов, которые не отличаются своей эффективностью, но могут быть более дешёвыми. Такие предприятия могут заменить, но в большинстве случаев это будет невыгодно заказчику, так как в связи с простоем он понесёт большие затраты. Это такие фирмы как ООО «Соспель», ООО «Автомастер» и другие.
Потенциальные конкуренты
Потенциальными конкурентами ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ, по большому счёту, может являться любой завод по производству прицепной техники. ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» уже успел закрепиться на рынке, и является достаточно известным заводом на рынке прицепной техники. Поэтому совершенно новые фирмы с вхождением на рынок будут вынуждены затратить дополнительные ресурсы так же на то, чтоб превзойти уже известные торговые марки и завоевать постоянных клиентов. Так же плюс нашего завода перед потенциальным конкурентом в том, что она будет иметь меньшие издержки благодаря опыту работников.
Поставщики.
Руководство завода подписало ряд соглашений с иностранными производителями современных материалов и комплектующих, которые сегодня используются при производстве техники: лакокрасочное покрытие - фирма «Хелиос», Словения, АБС – фирма «Вабко», Германия, опорные устройства, пневмо- и гидроподвеска – компания «Йост-Верке», Германия.
Покупатели.
Клиентами компании являются строительные фирмы, фермеры, предприятия АПК, АТП, торговые организации и так далее (диаграмма 2.6).
Диаграмма 2.5 - Реализация продукции ОАО "Автоприцеп-КАМАЗ" по отраслям
Представленная диаграмма
показывает, что 55% - это клиенты
аграрно-промышленного
Также у предприятия имеются дилерские центры.
4 этап – ранжирование конкурентов:
Самыми сильными конкурентами ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» являются ОАО «МАЗ» и ОАО «НЕФАЗ». Модельный ряд у этих предприятий достаточно большой, что может удовлетворить любые пожелания потребителя.
5 этап – характеристика основных конкурентов (таблица 2.1, 2.2):
Таблица 2.2 – Характеристика основных конкурентов
Конкурент |
1 |
2 |
Название организации |
ОАО «НЕФАЗ» |
ОАО «МАЗ» |
Фактический адрес |
г. Нефтекамск, ул. Янаульская, 3 |
г. Минск, ул.Социалистическая, 2 |
сайт |
www.nefaz.ru |
www.maz.by |
Генеральный директор |
Маликов Раиф Салихович |
Боровский Александр Васильевич |
Производимая техника |
- специальные надстройки на шасси автомобилей, - пассажирские автобусы, - емкостно-наливную технику, - бортовые прицепы и полуприцепы, -сеноуборочный комплекс, - запасные части. |
Выпуск большегрузной
автомобильной, а также автобусной,
троллейбусной и прицепной |
Услуги |
Различные виды работ по ремонту и восстановлению грузовой и легковой автотехники; Техническое обслуживание и ремонт автокранов; Сварочно-восстановительные , токарные, фрезерные, шлифовальные, слесарные работы; Подготовка поверхности к окраске и окраска; Изготовление изделий и деталей по чертежам заказчика, резка заготовок; Изготовление Термическая и химико-термическая обработка деталей и материалов |
Различные виды работ по ремонту и восстановлению грузовой и легковой автотехники; Техническое обслуживание и ремонт автокранов; Сварочно-восстановительные , токарные, фрезерные, шлифовальные, слесарные работы; Подготовка поверхности к окраске и окраска; Изготовление изделий и деталей по чертежам заказчика, резка заготовок; Изготовление Термическая и химико-термическая
обработка деталей и Пассажирские и грузоперевозки; Проведение лабораторных исследований и испытаний металлов и материалов; Изготовление товаров для дачного участка; Профессиональная подготовка и повышение квалификации профильных рабочих; Семейный отдых и оздоровление; Платные медицинские услуги; Реализация неликвидной продукции (термогальваническое производство) Гостиничные услуги |