Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 13:02, дипломная работа
В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед предприятиями встает необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуацией. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Поэтому, одна из главных задач для предприятий различных форм собственности – поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.
Введение……………………………………………………………………….…..4
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации персонала…………….......…….7
1.1. Понятия «мотивация» и «стимулирование»………………………..7
1.2. Материальные стимулы повышения мотивации………….………11
1.3. Нематериальные стимулы повышения мотивации.……………..14
Глава 2.Анализ мотивации трудав организации ООО «Дружба»…………...18
2.1. Общая характеристика предприятия…………………………..…18
2.2. Анализ материального стимулирования…………………………..21
2.3 Анализ нематериального стимулирования…………………….…..30
2.4 Анализ потребностей персонала…………………………………32
Глава 3. Предложения по повышению мотивации труда персонала в ООО «Дружба»……………………………………………………………………….36
3.1.Аттестация персонала в целях повышения мотивации…….…..36
3.2. Улучшение условий труда………………………………………..…52
3.3. Нематериальные методы повышения мотивации…………..…….56
3.4. Оценка экономической эффективности предложений…….……..58
Заключение…………………………………………………………………….…61
Список использованной литературы………………………………………..….
В составе кадров организации выделяется группа промышленно-производственного персонала и группа работников, занятых в организациях непромышленного характера.
Весь промышленно-производственный персонал (ППП) по характеру выполняемых функций подразделяется на следующие категории: рабочие, инженерно-технические работники (ИТР), служащие, младший обслуживающий персонал (МОП), ученики, пожарная и сторожевая охрана.
К категории рабочих относятся основные производственные рабочие (электрики, монтажники, прессовщики,наладчики, замерщики), непосредственно участвующие в технологическом процессе переработки предметов труда в готовые изделия; вспомогательные рабочие — это ремонтные рабочие, транспортные рабочие и т.д.; рабочие,занятые подготовкой вспомогательных материалов для основного производства и другие. Эта категория данной организации составляет около 80 %.
Категория ИТР — лица, осуществляющие техническое, производственное и экономическое руководство производственно-хозяйственной деятельностью (технолог, начальник смены, мастер и т. д.).
К категории служащих относятся лица, занимающие учетные, канцелярские, некоторые административно-хозяйственные должности (экономист, бухгалтер, секретарь-машинистка и т. д.).
Непромышленный персонал — работники, обслуживающие жилые дома, амбулатории, детские сады, клубы, подсобные хозяйства, принадлежащие промышленным предприятиям. Их функции не относятся к промышленной деятельности.
Рабочие в зависимости от участия в том или ином производственном процессе, вида и сложности выполняемых работ подразделяются по профессиям, специальностям и уровню квалификации.
Начальная подготовка проводится в ПТУ и технических лицеях. Продолжительность обучения 2-3 года. Средняя профессиональная подготовка ориентирована на обучение специалистов средней квалификации (электриков, монтажников, сварщиков и др.). Продолжительность обучения от 2 до 5 лет в зависимости от базового общего образования. Готовят специалистов в техникумах, училищах, колледжах, институтах.
В организации происходит регулярное повышение квалификации, проводятсяразличные курсы. В 5 лет один раз проводятся аттестация всех специалистов и работников.
2.2 Анализ материального стимулирования
Основной акцент в системе стимулирования персонала сделан на материальные методы стимулирования. Организация ведет политику гарантирования стабильности системы оплаты труда: обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда.
Заработная плата выплачивается в сроки: после 15 числа каждого месяца.
Должностные оклады руководителям, инженерно-техническим работникам, специалистам и служащим устанавливаются генеральным директором организации в соответствии с должностью и квалификацией работника.
При оплате труда рабочих действуют: сдельно-премиальная и повременно-премиальная системы оплаты труда:
1. Рабочих-сдельщиков на
основании нормированных
2. Рабочих-повременщиков, исходя
из тарифной ставки
3. Оплата труда рабочих
отдельных категорий, а также
отдельных работников
Премирование работников осуществляется ежемесячно и выплачивается с целью поощрения за качественное и своевременное выполнение трудовых обязанностей.
В систему премирования входят следующие виды премий, поощрений и вознаграждений:
- премия за производственные результаты (выполнение и перевыполнение производственных заданий);
- единовременное поощрение за выполнение особо важных производственных заданий;
- премия за введение в срок или досрочно производственных мощностей и объектов;
- премия за улучшение конечных результатов хозяйственной деятельности;
- единовременное поощрение работников к юбилейным датам;
- единовременное вознаграждение за выслугу лет;
- вознаграждение за непрерывный стаж работы;
- вознаграждение по итогам года.
Существует в организации и план оздоровления коллектива: работникам предоставляются санаторно-курортные путевки.
Для поддержания уровня квалификации работников, диктуемого производственной необходимостью, проводится ежегодная аттестация кадров. По результатам аттестации разрабатывается план организации повышения квалификации и переподготовки персонала, а затем совершаются кадровые перестановки.
Для последовательного повышения квалификации рабочих, получения ими технических знаний, необходимых для овладения передовой техникой, высокопроизводительными методами выполнения сложных и ответственных работ, тарифицируемых по более высоким разрядам данной специальности, организуются:
*производственно-технические курсы;
*экономическое обучение.
Единовременное пособие выплачивается:
*в связи с уходом на пенсию;
*работникам, достигшим юбилейного возраста 50, 55, 60 лет, награжденным грамотой, согласно приказу.
Кроме того, производятся следующие доплаты:
*оплата ритуальных услуг;
*в случае смерти в результате несчастного случая на производстве;
*за вредные условия труда;
*за вечерние и ночные часы;
*за выходные и праздничные дни;
*за сверхурочные работы;
*пособия женщинам по уходу за детьми;
*малообеспеченным и
Планируются денежные средства на медицинское обслуживание работников при фельдшерском здравпункте: на содержание медицинского персонала, приобретение медикаментов. Администрация совместно с комиссией по социальному страхованию решают вопросы о расходовании средств социального страхования, предусмотренные на санаторно-курортное лечение и отдых работников и их семей, о распределении и выдаче путевок.
Комиссия осуществляет контроль за правильным начислением и своевременной выплатой пособий. Спорных вопросов по обеспечению пособий между работниками и администрацией предприятия не было.
Проведенный анализ условий оплаты труда и премирования показывает, что размер заработной платы сотрудников предприятия поставлен в зависимость от результатов их трудовой деятельности предприятия.
Важным стимулом является организация труда. Кабинет начальника цеха и мастеров отвечают современным требованиям, оснащены современной офисной мебелью, компьютерами, локальной (внутренней) телефонной сетью, установлены кондиционеры, используется все для того, чтобы труд был привлекательным. А условия труда для рабочих менее привлекательны: место, где рабочие отдыхают во время перерыва это небольшое помещение без отопления и воды.
Для того чтобы выяснить, какие же факторы наиболее мотивируют работников к трудовой деятельности, мы проведем опрос. В этом опросе для работников цеха была предоставлена возможность выбора 3 факторов, лично значимых для него в данный момент времени:
• возможность карьерного роста;
• гибкий рабочий график;
• материальная мотивация сотрудников;
• хорошая атмосфера в коллективе;
• стабильность предприятия;
• уважение со стороны руководства;
• условия труда.
Таблица 2.1 Результаты проведенного опроса
№ |
Наименование мотива |
Количество чел. |
% |
1 |
Материальная мотивация сотрудников |
30 |
90 |
2 |
Условия труда |
25 |
83 |
3 |
Хорошая атмосфера в коллективе |
20 |
60 |
4 |
Возможность карьерного роста |
16 |
51,5 |
5 |
Стабильность предприятия |
14 |
45 |
6 |
Уважение со стороны руководства |
13 |
42 |
7 |
Гибкий рабочий график |
4 |
15 |
Следует отметить, что большинство опрошенных выбравших «материальную мотивацию сотрудников» и «условия труда» это рядовые работники, к ним относятся: комплектовщики, изолировщики, паяльщики, операторы печей и т.д. Сотрудники более высокой должности, такие как начальник, мастера выбирают «возможность карьерного роста» и только потом «материальную мотивацию сотрудников».
В результате проведенного опроса, выяснилось, что на разных уровнях управления, важными являются разные факторы мотивации. Так для работников более высокой должности это возможность карьерного роста, хорошая атмосфера в коллективе, а для рядовых работников это материальная мотивация, хорошие условия труда. Отсюда следует, что для каждого уровня управления нужен свой подход.
Не менее важным является вопрос текучести кадров. Существует два типа текучести кадров: активная и пассивная. Активная текучесть обусловлено неудовлетворенностью работника рабочим местом (условиями труда, быта и т.п.). Пассивная текучесть связана с неудовлетворенностью организации данным работником (его недисциплинированность, систематическое невыполнение обязанностей, опоздания, появление на работе в нетрезвом состоянии и т.д.)
Проанализируем, сколько работников и по какой причине было уволено из цеха за 3 года (см. таблицу 2).
Таблица 2.2 Уволенные из цеха за период с 2009 по 2011 год
Показатель |
2009г (чел.) |
2010г (чел.) |
2011г (чел.) |
Среднесписочное число работников |
109 |
114 |
122 |
Всего: По сокращению штатов По собственному желанию По переводу Уход на пенсию За появления на работе в нетрезвом состоянии и прогулы |
9 - 5 - 2 2 |
11 - 7 1 1 2 |
14 3 6 2 1 2 |
Из таблицы видно, что большинство работников, уволенных из цеха за последние три года, ушли по собственному желанию и практически все они рабочие. Это означает, что условия созданные для работы не соответствуют потребностям работников.
Для расчета текучести кадров воспользуемся следующей формулой:
Кт = Чу / З * 100, (2)
где Кт - коэффициент текучести кадров;
Чу - число сотрудников уволенных из цеха;
З - среднее число сотрудников занятых в течение года;
2009год:Кт = 9 / 109 * 100 = 8,3
2010год:Кт = 11 / 114 * 100 = 9,6
2011год:Кт = 14 / 122 * 100 = 11,5
Таким образом, можно сделать вывод, что в 2011 году по сравнению с 2009 годом коэффициент текучести вырос на 3,2%. Следовательно, нужно проводить мероприятия по снижению текучести кадров, иначе руководство понесет потери связанные с:
1. Снижением производительности
труда у рабочих перед
2. Оформлением приема и увольнения работников.
3. Отбором, подбором и наймом персонала.
4. Необходимостью обучения
и переобучения новых
5. Недостаточным уровнем
производительности труда
6. Наличием брака у вновь поступивших работников.
В рамках исследования системы стимулирования в ООО «Дружба» был проведён опрос. В нём участвовали руководитель, 5 служащих и 116 рабочих.
Оценка результатов проводится по следующей шкале:
Степень удовлетворенности Индекс удовлетворенности
Высокая 0,7 - 1,0
Средняя 0,4 - 0,7
Низкая 0,0 - 0,4
Таблица 2.3 Степень удовлетворенности персонала системой материального стимулирования
№ |
Содержание вопроса |
Кол-во уд.ответов |
Доля уд.ответов от общего числа работников |
Индекс удовлетв. |
Степень удовлетв. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Факторы ожидания |
||||
1а |
Ожидаете ли вы, что ваша успешная работа приведет к желаемому результату |
88 |
72% |
0,72 |
Высокая |
1б |
Считаете ли вы, что полученные результаты приведут к ожидаемым вознаграждениям за этот результат |
70 |
57% |
0,57 |
Средняя |
1в |
Какую ценность представляет для вас получаемое вознаграждение |
99 |
81% |
0,81 |
Высокая |
2 |
Факторы справедливости |
||||
2а |
Известен ли вам размер вознаграждения ваших коллег, получаемого за работу, аналогичную той, которую выполняете вы |
50 |
41% |
0,41 |
Средняя |
2б |
Ваша реакция на сведения о более высокой оплате труда за аналогичную работу в вашем подразделении или в другом |
30 |
25% |
0,25 |
Низкая |
2в |
Как вы оцениваете отношение к себе как к работнику со стороны руководства по получаемому вознаграждению |
35 |
29% |
0,29 |
Низкая |
2г |
Какова ваша комплексная оценка получаемого вознаграждения |
55 |
45% |
0,45 |
Средняя |
Считаете ли вы, что затраченные вами усилия на выполнение работы высокие |
57 |
48% |
0,48 |
Средняя | |
4 |
Считаете ли вы себя способным работником |
112 |
92% |
0,92 |
Высокая |
5 |
Как вы оцениваете свою роль в процессе коллективного труда на вашем предприятии |
102 |
84% |
0,84 |
Высокая |
6 |
Уверены ли вы в том, что получаемое вами вознаграждение справедливо по отношению к результатам вашего труда |
25 |
21% |
0,21 |
Низкая |
Информация о работе Анализ мотивации трудав организации ООО «Дружба»