Анализ повышения конкурентоспособности ресторана «Mon Café»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является определение путей повышения конкурентоспособности предприятия, разработка мероприятий в соответствии с определенными путями.
Исходя из этого, выделим основные задачи, которые будут необходимо решить в данной работе:
Во-первых, необходимо исследовать теоретические вопросы конкурентоспособности предприятия.
Во-вторых, провести анализ повышения конкурентоспособности ресторана «Mon Café».
В-третьих, разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности ресторана «Mon Café».

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия 5
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия 5
1.2. Критерии и факторы конкурентоспособности предприятия 7
1.3. Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия..……….15
1.4. Методики оценки конкурентоспособности предприятия…………...........18
Глава 2. Анализ повышения конкурентоспособности ресторана «Mon Café»………………………………………………………………………………...25
2.1. Краткая характеристика ресторана «Mon Café»…………………..………25
2.2. Исследование конкурентоспособности ресторана «Mon Café»...………..33
2.3. Анализ эффективности существующей системы повышения конкурентоспособности ресторана «Mon Café»………...……………….…….39
Глава 3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности ресторана «Mon Café» 42
3.1. Пути повышения конкурентоспособности ресторана «Mon Café»…...….42
3.2. Обоснование рекомендуемых мероприятий по повышению конкурентоспособности ресторана……………………………………………...49
3.3. Совершенствование компьютерной системы ресторана………………….57
3.4. Современные направления повышения конкурентоспособности ресторана………………………………………………………………………….60
Заключение………………………………………………………………………….64
Список использованной литературы……………………………………………...67

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 405.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Для успешной конкурентной борьбы предприятиям необходимо не только обновлять  технологии и технологическое оборудование, изучать внутренний и внешний  рынок и вести маркетинговые исследования, также выявлять свои возможности, слабые стороны и уязвимые места конкурентов, но и оказывать управляющее воздействие на собственную конкурентоспособность и определять основные направления ее повышения.

Для определения путей  повышения конкурентоспособности необходимо проведение ее детального анализа и оценки. Детальный анализ и оценка конкурентоспособности фирмы способствует определению и верной расстановке ее приоритетов, и требуются для разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности; выбора и разработки будущей стратегии развития; привлечения средств инвестора в перспективное производство; составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта и др. 

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в рыночной экономике решающую роль для успешной деятельности фирмы играет ее конкурентоспособность, поэтому значимость решения проблемы повышения конкурентоспособности фирмы в стремительно меняющейся сфере конкурентных отношений в условиях рынка несомненна. Для определения путей повышения конкурентоспособности необходимо проведение ее детального анализа и оценки.

Данная проблема сложна и  многоаспектна, поэтому, несмотря на достаточно глубокий уровень разработки проблемы конкурентоспособности, до сих пор отсутствует четкая систематизация полученных результатов исследований, ряд теоретических, методологических и методических вопросов обеспечения, повышения конкурентоспособности предприятий раскрыты не в полной мере, до сих пор нет единого подхода к анализу и оценке конкурентоспособности для определения путей повышения конкурентоспособности. 

Целью исследования является определение путей повышения конкурентоспособности предприятия, разработка мероприятий в соответствии с определенными путями. 

Исходя из этого, выделим основные задачи, которые будут необходимо решить в данной работе:

Во-первых, необходимо исследовать  теоретические вопросы конкурентоспособности предприятия.

Во-вторых, провести анализ повышения конкурентоспособности ресторана «Mon Café».

В-третьих, разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности ресторана «Mon Café».

Объектом исследования в данной работе является ресторан « Mon Café».

Предметом исследования является пути повышения конкурентоспособности предприятия.

Методы исследования: при написании были использованы такие методы как анализ теоретического материала различных учебников, обобщение и структурирование полученной информации, а также рассмотрены практические аспекты повышения конкурентоспособности предприятия.

Практическая значимость исследования: теоретико-методические положения и разработанные рекомендации по совершенствованию практики повышения конкурентоспособности предприятия.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия

 

1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия

 

Понятие конкурентоспособности интерпретируется и анализируется в зависимости  от экономического объекта, который  рассматривается. Безусловно, критерии, характеристики и факторы динамики конкурентоспособности на уровне товара, фирмы, корпорации, области, национального хозяйства, или нации имеют свою специфику. Анализ конкурентоспособности может быть проведен для каждого уровня, в зависимости от целей исследования.

Если говорить о понятии  конкурентоспособности на макроуровне, то оно отображает позиции национальной экономики в системе международных  отношений, главным образом в  сфере международной торговли, и  одновременно ее способность укреплять  позиции. Это наиболее важный, но не единый аспект понятия конкурентоспособности. Нужно учитывать способность сохранять и наращивать темпы экономического роста, занятости, реальные доходы граждан.1

Конкурентоспособность (вообще), как социально-экономическая  категория - это способность, умение достигать законным путем высочайших экономических и социальных преимуществ. Из этого определения выходит важный практический вывод о том, что конкурировать (достигать высочайших экономических и социальных преимуществ) возможно:

а) самому с собой (во времени: результаты, достигнутые в предыдущий период деятельности, и результативность за аналогичный последний период существенно отличаются);

б) один на один (соперничество  за достижение чего-нибудь);

в) коллектива с коллективом;

г) продукции данного  вида с аналогичной продукцией и  тому подобное.

Понятно, что конкурентоспособность  выступает не сама по себе, не как  самоцель, а как средство для создания определенного товара (продукции), услуг  разного вида.

Определение, анализ и  обобщения существующих в научной и учебной литературе основных категорий относительно конкурентоспособности разрешает охарактеризовать понятие следующим образом.2

Конкурентоспособность продукции - это комплекс потребительских  и стоимостных характеристик, которые определяют его успех на рынке, т.е. способность именно данного товара быть обменянным на деньги в условиях широкого предложения к другим конкурирующим товаропроизводителям.

Конкурентоспособность предприятия следует понимать, как  реальную и потенциальную способность, а также имеющиеся для этого возможности предприятия изучать спрос (рынок), проектировать, изготовлять и реализовать товары, которые по своим параметрам в комплексе лучше для потребителей, чем товары конкурентов.

Конкурентоспособность предприятия - можно рассматривать так же, как умение изготовлять и реализовать быстро и дешево качественную продукцию в достаточном количестве.

Конкурентоспособность персонала, т.е. рабочих, специалистов, руководителей предприятия - это  умение каждого из них и всем вместе, как одно целое, быстро и эффективно воспринимать и реализовать разные новинки в каждой стадии жизненного цикла продукции. Это умение создавать изделия, которые отвечают всем требованиям потребителя с наименьшими расходами всех видов ресурсов.

Критерий конкурентоспособности - важный элемент аппарата данной категории. Определяется стабильностью места на своем рынке предприятия и его продукции, а также уровнем продажи продукции предприятия на рынках.3

Сразу требуется обратить внимание на одну из существенных ошибок, которые делают наши предприятия. Она заключается в том, что мы сосредоточиваем свои усилия на выпуске отдельных видов продукции, сравнивая их с заграничными аналогами, - не всегда лучшими, - стараемся превзойти их по некоторым параметрам.

Отсюда, для достижения этого критерия нам требуется  изменить акценты, перенести центр  внимания работы при решении данной проблемы на развитие, прежде всего, конкурентоспособных персонала и предприятия. А в этом тандеме приоритет должен отдаваться персоналу, так как именно в людях сосредоточивается конкурентоспособная сила предприятия. Только в этом случае они (персонал и предприятие) смогут гибко и эффективно реагировать на запросы разных потребителей, удовлетворяя их высокие требования к той или другой продукции.

Понятно, что вся работа должна проводиться параллельно, энергично, соответствующими службами, но приоритет  должен принадлежать персоналу.

В многогранной работе по достижению конкурентоспособности важное место принадлежит показателям, которые должны характеризовать и давать возможность оценивать конкурентоспособность того или другого объектов.

 

1.2. Критерии  и факторы конкурентоспособности  предприятия

 

Конкурентоспособность предприятия представляет собой  совокупность способностей предприятия  получать реальную оценку ожиданий целевой группы потребителей и прослеживать тенденции потребительского поведения. В настоящий момент нет однозначных критериев оценки конкурентоспособности предприятия. Кротков А.М. и Еленева Ю.Я. формулируют следующие основные принципы концепции обеспечения конкурентоспособности предприятия, анализируя ключевые характеристики состояния предприятия (рис. 1).4

 

Рис.1. Критерии конкурентоспособности предприятия

 

Но данные критерии не в полном объеме определяют уровень  конкурентоспособности предприятия, и тем самым дают недостаточно точную оценку. Коротков А.М. и Еленева Ю.Я. характеризуют конкурентоспособность продукции экономическими показателями, в то время как для того, чтобы объективно оценить конкурентоспособность продукции необходимо так же использовать и критерии, которыми оперирует потребитель.

Приобретая товар, покупатель тем самым оценивает его привлекательность, возможную степень удовлетворения своей конкретной потребности и  свою готовность нести затраты, связанные  с приобретением и использованием данного товара. Следовательно, именно потребительский спрос в наибольшей степени определяет конкурентоспособность продукции.

Общее состояние предприятия  характеризуется динамическими  и статистическими показателями, но этого не достаточно, так как динамические показатели (стратегическое управление) характеризуют потенциал и тенденцию, а статистические – состояние предприятия. Под стратегическим управлением в литературе понимаются долгосрочные цели деятельности предприятия, определяемые общими задачами его развития, а не настоящее состояние предприятия.

Современные условия  хозяйствования не дают организациям выживать в долгосрочной перспективе, необходимо использовать стратегии  роста, которые в первую очередь  опираются на внешний и внутренний потенциал организации.

В этой связи конкурентоспособность  фирмы можно оценивать с двух позиций:

  1. Как способность удержать, сохранить свои позиции на рынке, обеспечить стабильную работу без серьезных изменений в операционной деятельности (экономическая надежность).
  2. Как совокупность возможностей организации занять (усилить) свою рыночную позицию в меняющихся условиях (потенциальная конкурентоспособность организации).

Под надежностью предприятия  обычно понимается техническая надежность. Однако в производстве непосредственное участие принимает целый ряд подсистем предприятия (производство, маркетинг, техническое развитие, управление персоналом, экономика и финансы и др.). Степень надежности каждой подсистемы определяется эффективным использованием ресурсов данной подсистемы.5 В характеристики экономической надежности предприятия входят: высокий уровень качества продукции, рентабельность, финансовая прозрачность, финансовая устойчивость, уровень квалификации работников и т.д. Данные характеристики позволяют решать комплексные задачи по производству высококачественной продукции и оказанию услуг на основе сбалансированного и гармоничного развития всех его элементов, полного и эффективного использования ресурсов.

Экономическая надежность предприятия является не только необходимым компонентом его устойчивой работы, но и дает возможность его дальнейшего развития, определяет его потенциальную конкурентоспособность.

Потенциальная конкурентоспособность  отражает совокупную возможность предприятия  осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, удовлетворять запросы потребителей, обеспечивать развитие производства и потребления. Потенциал определяется ресурсами, средствами производства, трудовым и научно-техническим потенциалом, имиджем предприятия.

Под факторами конкурентоспособности  можно понимать те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической  жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной  величины затрат на производство, а в результате – изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону уменьшения. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются.6

Существует несколько  классификаций факторов конкурентоспособности  предприятия.

По мнению французских  экономистов, предприятие должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности  по восьми факторам:

  1. Концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия.
  2. Качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов.
  3. Цена товара с возможной наценкой.
  4. Финансы – как собственные, так и заемные.
  5. Торговля – с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности.
  6. Послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру.
  7. Внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением.
  8. Предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.

Информация о работе Анализ повышения конкурентоспособности ресторана «Mon Café»