Анализ повышения конкурентоспособности ресторана «Mon Café»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является определение путей повышения конкурентоспособности предприятия, разработка мероприятий в соответствии с определенными путями.
Исходя из этого, выделим основные задачи, которые будут необходимо решить в данной работе:
Во-первых, необходимо исследовать теоретические вопросы конкурентоспособности предприятия.
Во-вторых, провести анализ повышения конкурентоспособности ресторана «Mon Café».
В-третьих, разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности ресторана «Mon Café».

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия 5
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия 5
1.2. Критерии и факторы конкурентоспособности предприятия 7
1.3. Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия..……….15
1.4. Методики оценки конкурентоспособности предприятия…………...........18
Глава 2. Анализ повышения конкурентоспособности ресторана «Mon Café»………………………………………………………………………………...25
2.1. Краткая характеристика ресторана «Mon Café»…………………..………25
2.2. Исследование конкурентоспособности ресторана «Mon Café»...………..33
2.3. Анализ эффективности существующей системы повышения конкурентоспособности ресторана «Mon Café»………...……………….…….39
Глава 3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности ресторана «Mon Café» 42
3.1. Пути повышения конкурентоспособности ресторана «Mon Café»…...….42
3.2. Обоснование рекомендуемых мероприятий по повышению конкурентоспособности ресторана……………………………………………...49
3.3. Совершенствование компьютерной системы ресторана………………….57
3.4. Современные направления повышения конкурентоспособности ресторана………………………………………………………………………….60
Заключение………………………………………………………………………….64
Список использованной литературы……………………………………………...67

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 405.00 Кб (Скачать файл)
  1. оценка с позиции сравнительных преимуществ;
  2. оценка с позиции теории равновесия;
  3. оценка исходя из теории эффективности конкуренции;
  4. оценка на базе качества продукции;
  5. профиль требований;
  6. профиль полярностей;
  7. матричный метод;
  8. SWOT – анализ;
  9. построение «гипотетического многоугольника конкурентоспособности».

Оценка с  позиции сравнительных преимуществ — сущность данного метода заключается в том, что производство и реализация предпочтительнее, когда издержки производства ниже, чем у конкурентов. Основным критерием, применяемым в данном методе, являются низкие издержки. Преимуществом метода является простота оценки уровня конкурентоспособности.11

Оценка с  позиции теории равновесия — в основе данного метода рассматривается положение, при котором каждый фактор производства рассматривается с одинаковой и одновременно наибольшей производительностью. При этом у фирмы отсутствует дополнительная прибыль, обусловленная действием, какого-либо из факторов производства и у фирмы нет стимулов для улучшения использования того или иного фактора. Основным критерием является наличие факторов производства, не используемых в полной мере. Несомненным преимуществом данного метода является возможность определения внутренних резервов;

Оценка, исходя из теории эффективности конкуренции — выделяют два подхода при использовании данного метода:

- структурный подход  — подход, сущность которого заключается в организации крупномасштабного, эффективного производства. Основным критерием конкурентоспособности при использовании данного подхода является концентрация производства и капитала;

- функциональный подход — оценка конкурентоспособности согласно данному подходу осуществляется на основе сопоставления экономических показателей деятельности. В качестве критерия оценки конкурентоспособности используется соотношение цены, затрат и нормы прибыли.

Оценка на базе качества продукции - данный метод заключается в сопоставлении ряда параметров продукции, отражающих потребительские свойства. Критерием конкурентоспособности в данном случае является качество продукции. Преимуществом данного метода является возможность учета потребительских предпочтений при обеспечении уровня конкурентоспособности. В связи с тем, что качество товара оценивают определенным набором параметров, оценка конкурентоспособности товара базируется на использовании так называемых «параметрических» индексов, характеризующих степень удовлетворения потребности в рассматриваемом товаре.

Профиль требований - сущность данного метода заключается в том, что с помощью шкалы экспертных оценок определяется степень продвижения организации и наиболее сильный конкурент. В качестве критерия используется сопоставление профилей. Основным преимуществом данного метода оценки конкурентоспособности предприятия является его наглядность.

Профиль полярностей - в основе данного метода лежит определение показателей, по которым фирма опережает или отстает от конкурентов, т. е. ее сильных и слабых сторон. В качестве критерия используется сопоставление параметров опережения или отставания.

Матричный метод — при использовании данного метода конкурентоспособность предприятия рассматривается в динамике. В качестве критерия оценки конкурентоспособности предприятия используется сравнение показателя конкурентоспособности с табличным значением.

Сущность приведенных  методов оценки конкурентоспособности  можно определить следующим образом. Методологическая незавершенность имеющихся подходов в рамках теории сравнительных преимуществ, теории равновесия и теории эффективной конкуренции явилась предпосылкой для разработки иных способов решения проблемы (оценка на базе качества, профили требований и полярностей, матричный метод). Оценка конкурентоспособности на базе качества продукции поднимает вопрос: не синонимы ли понятия «качество» и «конкурентоспособность». Однако между данными понятиями существуют принципиальные отличия: если качество товара это просто совокупность свойств, то конкурентоспособность — это отношение людей, потребителей товара, к его свойствам, товару как таковому.12 В основе формирования этого отношения лежит оценка товара и его свойств потребителем, которая зависит от нескольких моментов:

1.Во-первых, от уровня свойств, которыми обладает изделие.

2.Во-вторых, от цен.

3.В-третьих, от наличия конкурентов.

4.В-четвертых, от времени, поскольку потребитель хочет получить свой товар в определенное время.

5.В-пятых, от конкретных обстоятельств, связанных с использованием данного товара.

SWOT-анализ — данный метод позволяет проанализировать слабые и сильные стороны внутренней среды предприятия, потенциальные опасности внешней среды и на основе анализа выявить существующие возможности для развития предприятий.13

Построение  «гипотетического многоугольника конкурентоспособности» — данный метод предполагает оценку конкурентоспособности предприятия по восьми факторам:

- концепция товара  и услуги, на которой базируется  деятельность предприятия;

- качество, выражающееся  в соответствии продукта высокому  уровню товаров рыночных лидеров  и выявляемое путем опросов  и сравнительных тестов;

- цена товара с возможной  наценкой;

- финансы - как собственные,  так и заемные;

- торговля — с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;

- послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную  клиентуру;

- внешняя торговля  предприятия, позволяющая ему  позитивно управлять отношениями  с властями, прессой и общественным  мнением;

- предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его  способности не только предвидеть  запросы будущих потребителей, но  и убедить их в исключительных  возможностях предприятия удовлетворить  эти потребности.

Оценка возможностей предприятия по этим факторам позволяет построить «гипотетический многоугольник конкурентоспособности» (рис. 2).14

Рис. 2. Многоугольник конкурентоспособности

 

Если подойти одинаково  к оценке конкурентных возможностей предприятий, то, накладывая схемы, друг на друга, по мнению авторов, можно увидеть слабые и сильные стороны одного предприятия по отношению к другому.

Необходимо отметить, что выше рассмотренные методы оценки конкурентоспособности предприятия однонаправлены: один метод учитывает резервы в использовании факторов производства, другой — стоимость этих факторов, следующий - качество продукции. Однако конкурентоспособность предприятия надо оценивать комплексно по всем критериям и направлениям деятельности.

В качестве одного из вариантов  оценки конкурентоспособности предприятия предлагается следующий метод, в основе данного метода лежит оценка основных групповых показателей и критериев конкурентоспособности предприятия. Оценка конкурентоспособности предприятия по данному методу включает следующие этапы:

1) выбор критериев для оценки конкурентоспособности предприятия;

2) расчет коэффициентов  весомости выбранных критериев;

3)определение количественных  значений единичных показателей  конкурентоспособности предприятия для каждой группы критериев и перевод показателей в относительные величины (для перевода показателей в относительные величины производится их сравнение с базовыми показателями. В качестве базовых показателей могут выступать: среднеотраслевые показатели, показатели любого конкурирующего предприятия или предприятия-лидера на рынке, показатели оцениваемого предприятия за прошлые отрезки времени);

4) расчет коэффициентов  весомости выбранных единичных  показателей; 

5) расчет количественных  значений критериев конкурентоспособности  предприятия;

6) расчет коэффициента  конкурентоспособности предприятия.

Как правило, для обеспечения  репрезентативности оценки конкурентоспособности  критерии и показатели, входящие в  вышерассмотренные группы, имеют  коэффициенты весомости. Определение  этих коэффициентов проводится методом  экспертных оценок.15

Метод экспертных оценок основан на обобщении мнений специалистов-экспертов  о вероятностях риска. Интуитивные  характеристики, основанные на знаниях  и опыте эксперта, дают в ряде случаев достаточно точные оценки. Экспертные методы позволяют быстро и без больших временных и трудовых затрат получить информацию, необходимую для выработки управленческого решения.

Суть экспертных методов  заключается в организованном сборе  суждений и предположений экспертов  с последующей обработкой полученных ответов и формированием результатов.

Среди наиболее распространенных методов получения экспертных оценок можно выделить:

— метод «Дельфи»;

— метод «снежного  кома»;

— метод «дерева целей»;

— метод «комиссий  круглого стола»;

— метод эвристического прогнозирования;

— матричный метод.

Таким образом, подводя  итог вышесказанному, можно сделать  следующие выводы. Анализ литературных источников и методических разработок, посвященных вопросам оценки конкурентоспособности  различного вида и уровня, показал, что наиболее слабым звеном в оценке конкурентоспособности предприятия является отсутствие комплексности и единства подходов к этой проблеме с учетом специфических особенностей данной категории. Существующие методы и научные разработки по вопросам оценки конкурентоспособности касаются в основном продукции и в меньшей степени затрагивают деятельность предприятия. Анализ методических и теоретических разработок по вопросам обеспечения конкурентоспособности предприятия подтверждает необходимость ее комплексной оценки для выявления возможных резервов улучшения основных показателей его хозяйственной деятельности.

Глава 2. Анализ повышения конкурентоспособности ресторана «Mon Café»

 

2.1. Краткая характеристика ресторана «Mon Café»

 

Сеть ресторанов «Mon Café» была основана в 2000 году. Рестораны этой сети располагаются исключительно в центральных районах города. Это рестораны с большим ассортиментом блюд и напитков (в том числе и алкоголя). Позиционная компания направлена на людей с уровнем дохода выше среднего.

Миссия сети «Mon Café». Рестораны  предлагают французскую кухню, спокойный, неназойливый интерьер. По выходным и праздничным дням здесь можно услышать живую музыку. В меню представлен широкий выбор закусок, горячих блюд. Но фирменным блюдом являются десерты, что является их отличительной чертой. Каждый месяц представляется новый фирменный десерт.

Средняя стоимость ужина составляет 28 у.е. (без спиртного) на одного человека.

Управление происходит из главного офиса, располагающегося по адресу ул. 1-ая Тверская-Ямская, д. 4, где принимаются все решения, касающиеся маркетинга, финансов и закупок.16

Штат сотрудников сети ресторанов «Mon Café» насчитывает 120 человек. Управление осуществляется совокупностью подразделений, специализирующихся на выполнении конкретных видов работ, где специалисты одного профиля объединены в определенные отделы, а именно: отдел маркетинга, финансовый отдел, отдел логистики (склад и поставка продуктов). Таким образом, общая задача управления в данной организации делится, начиная со среднего уровня по функциональному критерию. В каждом подразделении есть свой руководитель: финансовый директор – бухгалтерия, директор по маркетингу – маркетологи и т.п. Все отделы взаимосвязаны между собой и подчиняются генеральному директору.

Таким образом, можно определить структуру управления компании - линейно-функциональная структура (рис. 3).



 


 


 

 


 



 

 

 

 

 

Рис. 3. Организационная структура «Mon Café»

 

Распределение полномочий в компании:

  • на финансовый отдел возложена задача учета материальных ценностей и финансов, ведение баланса фирмы;
  • на отдел маркетинга возложена задача разработки и планирования маркетинговых программ, анализ продаж, проведение маркетинговых исследований и т.д.;
  • на отдел логистики возложена задача по работе с поставщиками;
  • управляющие ресторанов непосредственно выполняют указания офиса, а также решают все вопросы, касающиеся функционирования кафе на местах.

Всем процессом управляет генеральный директор, он же делегирует задачи, а вместе с ними и полномочия каждому конкретному подразделению или звену организации. В свою очередь, подразделения и звенья организации принимают на себя обязательства по выполнению этих задач и несут ответственность перед руководителем в рамках занимаемой должности.

Информация о работе Анализ повышения конкурентоспособности ресторана «Mon Café»