Анализ повышения конкурентоспособности ресторана «Mon Café»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является определение путей повышения конкурентоспособности предприятия, разработка мероприятий в соответствии с определенными путями.
Исходя из этого, выделим основные задачи, которые будут необходимо решить в данной работе:
Во-первых, необходимо исследовать теоретические вопросы конкурентоспособности предприятия.
Во-вторых, провести анализ повышения конкурентоспособности ресторана «Mon Café».
В-третьих, разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности ресторана «Mon Café».

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия 5
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия 5
1.2. Критерии и факторы конкурентоспособности предприятия 7
1.3. Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия..……….15
1.4. Методики оценки конкурентоспособности предприятия…………...........18
Глава 2. Анализ повышения конкурентоспособности ресторана «Mon Café»………………………………………………………………………………...25
2.1. Краткая характеристика ресторана «Mon Café»…………………..………25
2.2. Исследование конкурентоспособности ресторана «Mon Café»...………..33
2.3. Анализ эффективности существующей системы повышения конкурентоспособности ресторана «Mon Café»………...……………….…….39
Глава 3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности ресторана «Mon Café» 42
3.1. Пути повышения конкурентоспособности ресторана «Mon Café»…...….42
3.2. Обоснование рекомендуемых мероприятий по повышению конкурентоспособности ресторана……………………………………………...49
3.3. Совершенствование компьютерной системы ресторана………………….57
3.4. Современные направления повышения конкурентоспособности ресторана………………………………………………………………………….60
Заключение………………………………………………………………………….64
Список использованной литературы……………………………………………...67

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 405.00 Кб (Скачать файл)

Ряд отечественных экономистов  к ключевым факторам рыночного успеха относят:

- финансовое положение предприятия;

- развитость базы для собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок предприятия и уровень расходов на них;

- наличие передовой технологии;

- обеспеченность высококвалифицированными кадрами;

- способность к продуктовому и ценовому маневрированию;

- наличие сбытовой сети;

- состояние технического обслуживания;

- возможность кредитования;

- действенность рекламы и средств стимулирования сбыта;

- обеспеченность информацией, платежеспособность основных покупателей.

В. Петров считает, что  конкурентоспособность предприятия складывается из трех основных базовых факторов:

  1. Ресурсный – затраты ресурсов на единицу готовой продукции. По его мнению, предприятие само способно контролировать, прежде всего, ресурсный фактор роста конкурентоспособности, поэтому повышение производительности труда, капиталоотдачи, общей эффективности производства очень важно и зависит от политики самой организации по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, накоплению основного капитала, организации маркетинга, профессиональной подготовке и переподготовке кадров.
  2. Ценовой – уровень и динамика цен на все используемые ресурсы и готовую продукцию. Данный фактор является менее контролируемым со стороны предприятия, поскольку уровень цен в стране во многом зависит от экономической политики государства.
  3. "Фактор среды" – в данный фактор входят такие составляющие, как: экономическая (налоговая политика, надежность банковской системы, уровень инфляции, банковского кредита, валютного курса, внешнеторговых тарифов) и политическая обстановка в стране и степень воздействия государства на рыночного контрагента.

Таким образом, исходя из данной классификации факторов, предприятие  не может контролировать все факторы  конкурентоспособности, и поэтому  активное вмешательство государства в экономические процессы в качестве действующего гаранта прав и обязанностей приобретает все более важное значение.7

Наиболее фундаментальное  исследование факторов конкурентоспособности  предприятия было проведено в  работах М.Портера. Факторы конкурентоспособности понимаются им как "одна из четырех основных детерминант конкурентного преимущества наряду со стратегией фирмы, ее структурой и конкурентами, условиями и наличием родственных или смежных предприятий отрасли и конкурирующих на рынке".

Факторы конкурентоспособности М.Портер напрямую связывал с факторами производства:

  1. Людские ресурсы – количество, квалификация и стоимость рабочей силы.
  2. Физические ресурсы – количество, качество, доступность и стоимость участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэлектроэнергии, рыболовных угодий; климатические условия и географическое положение страны базирования предприятия.
  3. Ресурсы знаний – сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг и сосредоточенной в академических университетах, государственных отраслевых НИИ, частных исследовательских лабораториях, банках данных об исследованиях рынка и других источниках.
  4. Денежные ресурсы – количество и стоимость капитала, который может быть использован на финансирование промышленности и отдельного предприятия.
  5. Инфраструктура – тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции. Сюда относятся транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, перевод платежей и средств из банка в банк внутри и за пределы страны, система здравоохранения и культуры, жилой фонд и его привлекательность с точки зрения проживания и работы.

Учитывая все вышесказанное, всю совокупность факторов конкурентоспособности предприятия по отношению к нему, возможно, подразделить на внешние и внутренние.8

Внутренние факторы  – это объективные критерии, которые  определяют возможности предприятия  по обеспечению собственной конкурентоспособности. К внутренним факторам можно отнести:

  • потенциал маркетинговых служб;
  • научно-технический потенциал;
  • производственно-технологический потенциал;
  • финансово-экономический потенциал;
  • кадровый потенциал (структура, профессионально-квалифицированный состав);
  • эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта;
  • уровень материально-технического обеспечения;
  • условия хранения, транспортировки, упаковки продукции;
  • уровень осуществляемых погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг в соответствии с требованиями;
  • подготовка и разработка производственных процессов, выбор оптимальной технологии производства;
  • эффективность производственного контроля, испытаний, обследований;
  • уровень технического обслуживания в постпроизводственный период;
  • уровень сервисного и гарантийного обслуживания.

Внешние факторы – социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна.

Под внешними факторами  следует понимать:

1. Меры государственного  воздействия:

  • экономического характера (амортизационная, налоговая, финансово-кредитная политика, инвестиционная политика, участие в международном разделении труда);
  • административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, демонополизация экономики, государственная система стандартизации и сертификации, правовая защита интересов потребителей).

2. Основные характеристики  самого рынка деятельности данного  предприятия (его тип и емкость,  наличие и возможности конкурентов).

3. Деятельность общественных и негосударственных институтов.

4. Деятельность политических  партий, движений, блоков, формирующих  социально-экономическую обстановку  в стране.

Таким образом, конкурентоспособность  предприятия представляет собой  совокупность, с одной стороны, характеристик  самого предприятия (внутренних факторов), а с другой стороны, внешних по отношению к нему факторов.

 

1.3. Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия

 

Рассмотрим факторы (критерии), которые определяют отдельно конкурентоспособность  организации и конкурентоспособность  продукции.

Артур А. Томпсон младший  и А.Дж. Стрикленд предлагают при  разработке стратегии организации  на основе анализа отрасли и конкуренции  выявлять ключевые факторы ее успеха, в том числе такие, как:

- качество и характеристики  продукции;

- репутация (имидж);

- производственные мощности;

- использование технологий;

- дилерская сеть и  возможности распространения;

- инновационные возможности;

- финансовые ресурсы;

- издержки по сравнению  с конкурентами;

- обслуживание клиентов.

Дэвид Кревенс считает, что при разработке стратегических перспектив руководство организации должно во главу угла ставить ключевые компетенции, которые определяются:

- конкурентными преимуществами;

- универсальностью (конкурентное  преимущество в различных ситуациях);

- сложностью дублирования.9

Е.П. Голубков предлагает при проведении маркетинговых исследований для оценки конкурентоспособности  организации использовать 16 факторов результативности ее деятельности:

- имидж

- концепция продукта

- качество продуктов

- уровень диверсификации видов бизнеса

- суммарная рыночная доля главных видов бизнеса

- мощность научно-исследовательской и конструкторской базы

- мощность производственной базы и др., которые он детализирует и дополняет за счет факторов конкурентоспособности продукции и эффективности маркетинговой деятельности.

На вопрос, что делает организацию конкурентоспособной, В.А. Винокуров отвечает: «во-первых, ресурсы (потенциал), во-вторых, умение продуктивно их использовать».

В.Л. Белоусов возможные  критерии конкурентоспособности организации группирует по отдельным элементам комплекса маркетинга (продукт, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта на рынок или маркетинговые коммуникации), а также учитывает деловую активность и эффективность деятельности.

И. Максимов относит к основным критериям конкурентоспособности организации эффективность ее производственной деятельности, финансовое положение, эффективность организации сбыта и продвижения товара на рынке, конкурентоспособность продукции.

Для оценки конкурентоспособности  продукции Е.П. Голубков предлагает собранную информацию представлять по следующим основным направлениям: продукт и его критерии качества, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта.

Р.А. Фатхутдинов, ссылаясь на Жан-Жака Ламбера, приводит таблицу со следующими индикаторами конкурентоспособности товара: относительная доля рынка, издержки, отличительные свойства, степень освоения технологии, метод продаж, имидж (известность).10

В.Н. Фомин считает, что  конкурентоспособность продукции  определяют следующие факторы: цена, затраты на эксплуатацию или потребление, предоставляемый сервис, реклама, имидж и авторитет фирмы, соотношение между спросом и предложением. Однако итоговым критерием оценки конкурентоспособности продукции он считает долю рынка, занимаемую данной продукцией.

Проведенный анализ литературных источников показал, что:

- разные авторы в  зависимости от своих научных  взглядов и области маркетинговых  исследований обосновывают разный  набор факторов, определяющих конкурентоспособность  организации и продукции;

- в обобщенном виде  конкурентоспособность организации  определяется совокупностью факторов, характеризующих результативность  ее деятельности на рынке, атрибуты  качества продукции и эффективность  маркетинговой деятельности;

- конкурентоспособность продукции определяется совокупностью факторов, определяющих ее качество, цену, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта;

- другим подходом является  подход, основанный на использовании  двух критериев: полезного эффекта  от потребления продукции и цены потребления. Полезный эффект продукции характеризует фактическую способность продукции удовлетворять конкретную потребность пользователя;

- итоговым критерием оценки  конкурентоспособности как продукции,  так и организации можно считать  долю рынка, занимаемую данной продукцией (данной организацией), и связанные с ней показатели.

 

 

 

 

1.4. Методики оценки конкурентоспособности предприятия

 

Проблема оценки конкурентоспособности  предприятия является сложной и  комплексной, поскольку конкурентоспособность складывается из множества самых разных факторов. Однако эта оценка необходима предприятию для осуществления ряда мероприятий, таких как выработка основных направлений, по созданию и изготовлению продукции, пользующейся спросом; оценка перспективы продажи конкретных видов изделий и формирование номенклатуры; установление цен на продукцию и т. д. В настоящее время методология и методика проведения оценки не являются достаточно разработанными. Сложность категории конкурентоспособности обусловливается многообразием подходов к ее оценке.

Среди основных методов анализа в экономической литературе выделяют следующее:

  1. горизонтальный анализ, или анализ тенденций, при котором показатели сравниваются с таким же за другие периоды;
  2. вертикальный анализ, при котором исследуется структура показателей путем постепенного спуска на более низкий уровень детализации;
  3. факторный анализ – анализ влияния отдельных элементов конкурентоспособности предприятия на общие экономические показатели;
  4. сравнительный анализ – сравнение исследуемых показателей с аналогичными среднеотраслевыми или с аналогичными показателями конкурентов.

Как правило, в экономической  литературе выделяются следующие методы оценки конкурентоспособности предприятия:

Информация о работе Анализ повышения конкурентоспособности ресторана «Mon Café»