Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:30, курсовая работа
Целью исследования является определение путей повышения конкурентоспособности предприятия, разработка мероприятий в соответствии с определенными путями.
Исходя из этого, выделим основные задачи, которые будут необходимо решить в данной работе:
Во-первых, необходимо исследовать теоретические вопросы конкурентоспособности предприятия.
Во-вторых, провести анализ повышения конкурентоспособности ресторана «Mon Café».
В-третьих, разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности ресторана «Mon Café».
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия 5
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия 5
1.2. Критерии и факторы конкурентоспособности предприятия 7
1.3. Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия..……….15
1.4. Методики оценки конкурентоспособности предприятия…………...........18
Глава 2. Анализ повышения конкурентоспособности ресторана «Mon Café»………………………………………………………………………………...25
2.1. Краткая характеристика ресторана «Mon Café»…………………..………25
2.2. Исследование конкурентоспособности ресторана «Mon Café»...………..33
2.3. Анализ эффективности существующей системы повышения конкурентоспособности ресторана «Mon Café»………...……………….…….39
Глава 3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности ресторана «Mon Café» 42
3.1. Пути повышения конкурентоспособности ресторана «Mon Café»…...….42
3.2. Обоснование рекомендуемых мероприятий по повышению конкурентоспособности ресторана……………………………………………...49
3.3. Совершенствование компьютерной системы ресторана………………….57
3.4. Современные направления повышения конкурентоспособности ресторана………………………………………………………………………….60
Заключение………………………………………………………………………….64
Список использованной литературы……………………………………………...67
Ряд отечественных экономистов к ключевым факторам рыночного успеха относят:
- финансовое положение предприятия;
- развитость базы для собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок предприятия и уровень расходов на них;
- наличие передовой технологии;
- обеспеченность высококвалифицированными кадрами;
- способность к продуктовому и ценовому маневрированию;
- наличие сбытовой сети;
- состояние технического обслуживания;
- возможность кредитования;
- действенность рекламы и средств стимулирования сбыта;
- обеспеченность информацией, платежеспособность основных покупателей.
В. Петров считает, что конкурентоспособность предприятия складывается из трех основных базовых факторов:
Таким образом, исходя из данной классификации факторов, предприятие не может контролировать все факторы конкурентоспособности, и поэтому активное вмешательство государства в экономические процессы в качестве действующего гаранта прав и обязанностей приобретает все более важное значение.7
Наиболее фундаментальное исследование факторов конкурентоспособности предприятия было проведено в работах М.Портера. Факторы конкурентоспособности понимаются им как "одна из четырех основных детерминант конкурентного преимущества наряду со стратегией фирмы, ее структурой и конкурентами, условиями и наличием родственных или смежных предприятий отрасли и конкурирующих на рынке".
Факторы конкурентоспособности М.Портер напрямую связывал с факторами производства:
Учитывая все вышесказанное,
всю совокупность факторов конкурентоспособности предприя
Внутренние факторы
– это объективные критерии, которые
определяют возможности предприятия
по обеспечению собственной
Внешние факторы – социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна.
Под внешними факторами следует понимать:
1. Меры государственного воздействия:
2. Основные характеристики
самого рынка деятельности
3. Деятельность общественных и негосударственных институтов.
4. Деятельность политических
партий, движений, блоков, формирующих
социально-экономическую
Таким образом, конкурентоспособность предприятия представляет собой совокупность, с одной стороны, характеристик самого предприятия (внутренних факторов), а с другой стороны, внешних по отношению к нему факторов.
1.3. Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия
Рассмотрим факторы (критерии),
которые определяют отдельно конкурентоспособность
организации и
Артур А. Томпсон младший и А.Дж. Стрикленд предлагают при разработке стратегии организации на основе анализа отрасли и конкуренции выявлять ключевые факторы ее успеха, в том числе такие, как:
- качество и характеристики продукции;
- репутация (имидж);
- производственные мощности;
- использование технологий;
- дилерская сеть и возможности распространения;
- инновационные возможности;
- финансовые ресурсы;
- издержки по сравнению с конкурентами;
- обслуживание клиентов.
Дэвид Кревенс считает, что при разработке стратегических перспектив руководство организации должно во главу угла ставить ключевые компетенции, которые определяются:
- конкурентными преимуществами;
- универсальностью (конкурентное
преимущество в различных
- сложностью дублирования.9
Е.П. Голубков предлагает при проведении маркетинговых исследований для оценки конкурентоспособности организации использовать 16 факторов результативности ее деятельности:
- имидж
- концепция продукта
- качество продуктов
- уровень диверсификации видов бизнеса
- суммарная рыночная доля главных видов бизнеса
- мощность научно-исследовательской и конструкторской базы
- мощность производственной базы и др., которые он детализирует и дополняет за счет факторов конкурентоспособности продукции и эффективности маркетинговой деятельности.
На вопрос, что делает
организацию
В.Л. Белоусов возможные
критерии конкурентоспособности
И. Максимов относит к основным критериям конкурентоспособности организации эффективность ее производственной деятельности, финансовое положение, эффективность организации сбыта и продвижения товара на рынке, конкурентоспособность продукции.
Для оценки конкурентоспособности продукции Е.П. Голубков предлагает собранную информацию представлять по следующим основным направлениям: продукт и его критерии качества, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта.
Р.А. Фатхутдинов, ссылаясь на Жан-Жака Ламбера, приводит таблицу со следующими индикаторами конкурентоспособности товара: относительная доля рынка, издержки, отличительные свойства, степень освоения технологии, метод продаж, имидж (известность).10
В.Н. Фомин считает, что
конкурентоспособность
Проведенный анализ литературных источников показал, что:
- разные авторы в
зависимости от своих научных
взглядов и области
- в обобщенном виде
конкурентоспособность
- конкурентоспособность продукции определяется совокупностью факторов, определяющих ее качество, цену, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта;
- другим подходом является
подход, основанный на использовании
двух критериев: полезного
- итоговым критерием оценки
конкурентоспособности как
1.4. Методики оценки конкурентоспособности предприятия
Проблема оценки конкурентоспособности
предприятия является сложной и
комплексной, поскольку конкурентоспособност
Среди основных методов анализа в экономической литературе выделяют следующее:
Как правило, в экономической
литературе выделяются следующие методы
оценки конкурентоспособности
Информация о работе Анализ повышения конкурентоспособности ресторана «Mon Café»