Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:41, дипломная работа
Целью исследования дипломной работы является изучение теоретических основ существующих систем стимулирования труда для последующего анализа системы стимулирования в ОАО «Московский» и разработки концепции ее совершенствования.
На основе поставленной цели, выделим задачи нашего исследования.
Во-первых, раскрыть сущность понятия системы стимулирования труда.
Во-вторых, определить роль мотивационного фактора в системе стимулирования труда.
В-третьих, охарактеризовать группы экономических и неэкономических стимулов.
В-четвертых, определить, какие методы анализа системы стимулирования и мотивации труда разработаны в настоящее время с учетом меняющейся среды.
Введение
1. Теоретические основы анализа системы стимулирования труда на предприятии
1.1 Место мотивации в системе стимулирования труда
1.2 Виды стимулирования труда
1.3 Методы анализа системы стимулирования труда с учетом меняющейся среды
2. Анализ системы стимулирования труда в ОАО «Московский»
2.1 Характеристика ОАО «Московский »
2.2 Анализ системы стимулирования в ОАО «Московский»
2.3 Разработка концепции совершенствования системы стимулирования труда в ОАО «Московский»
Заключение
Литература
В данной области действует правило – работник, прежде всего, воспринимает и тем или иным образом оценивает то, что ему «ближе к мотивации», то есть некий набор стимулов.
Суть метода заключается в том, что каждый работник применительно к себе фиксирует (в специальном бланке или в свободной форме) те методы групп стимулирования (прямые денежные методы, социальный пакет, неденежные методы), которые он устойчиво имеет.
Таким образом, в целом получается фотография той системы стимулирования, которую имеет на данный момент времени каждый конкретный работник.
Далее проводится оценка полученной фотографии по выбранной оценочной шкале (пятибалльной, семибалльной, девятибалльной и др.) которая во времени не должна меняться, поскольку необходимы сопоставления полученных оценок.
Пример. Работник Иванов И.И. сфотографировал «свою» систему стимулирования и получил следующий снимок (Табл. 1.1):
Таблица 1.1 - Фотография системы стимулирования Иванова И.И.
Наименование групп методов стимулирования |
Конкретные методы |
1. Прямые денежные методы |
Заработная плата – оклад Доплат – нет Надбавка как Премия – один раз в год Материальная помощь к отпуску |
2. Социальный пакет |
Оплата повышения квалификации |
3. Неденежные методы |
Благодарность Фотография на доске почета |
Конкретные суммы в первой группе показывать не обязательно, поскольку речь идет о номинальных методах, то есть тех, которые реально имеет конкретный работник.
Далее, работнику необходимо оценить полученную фотографию. В данном случае более приемлемой является пятибалльная оценочная шкала. Это объясняется тем, что психологически оценка по такой шкале воспринимается мгновенно. Здесь сказывается школьный или вузовский «оценочный синдром», основанный на однозначном понимании единицы, двойки, тройки, четверки и пятерки.
Итак, работник по пятибалльной шкале должен оценить каждую группу методов стимулирования в полученной фотографии, а затем оценки сложить и полученную сумму разделить на три. Предположим, Иванов И.И. первую группу оценил на 2, вторую на 1 и третью также на 1. Полученную сумму 4 следует разделить на 3, получилось, что вся система стимулирования, которую имеет работник Иванов И.И., оценена им на 1,33. Это очень низкая оценка.
И здесь возникает закономерный вопрос: «А какую систему стимулирования хотел бы иметь Иванов И.И.?». Для этого целесообразно использовать так называемый метод определения предпочтительной системы стимулирования.
Суть данного метода состоит в том, что каждый из работников, сфотографировавший и оценивший «свою» систему стимулирования, на таком же бланке (см. Таблицу 1.2) может предложить соответствующие методы. При этом, в первой группе методов желательно проставить конкретные числа – предлагаемый размер заработной платы, доплат, надбавок, премий и др.
Обработка полученной информации
позволяет получить предложения
от работников как по составу методов
стимулирования, так и числовому
выражению методов первой группы.
Таким образом формируется
Причем для изучения мотивации также существуют определенные методы.
По критерию «предельной полезности» можно выделить два метода:
- метод выявления стимулов, мотивов и антистимулов, антимотивов;
- метод определения мотивационного баланса.
Весьма важным методологическим и методическим положением считается разделение мотивационной системы на мотивы (что побуждает) и антимотивы (что не побуждает).
Суть метода выявления стимулов, мотивов и антистимулов, антимотивов (СМ и АСАМ) заключается в том, что каждый из участников опроса получает карту определенной формы. Стандартный лист бумаги делится на две равные части: левая имеет заголовок «Стимулы, мотивы», а правая – «Антистимулы, антимотивы». Задача заключается в том, что работнику, участвующему в опросе, необходимо (анонимно или не анонимно) заполнить эту форму. При этом могут быть два варианта – открытый и закрытый.
При открытом варианте каждый из опрашиваемых фиксирует «в своей редакции» стимулы, мотивы и антистимулы, антимотивы. «Глубина замера» может быть разной. Наиболее популярным режимом является 3:3. То есть, каждому из участников необходимо зафиксировать в левой и правой частях по три, соответственно, стимула, мотива и антистимула, антимотива. Более глубокие замеры предполагают использование режимов 5:5, 7:7 или 9:9. Тогда мы получаем более объемную информацию, или более глубокое измерение.
Последующая процедура, которую необходимо выполнить каждому из участников опроса, заключается в ранжировании им стимулов, мотивов и антистимулов, антимотивов. То есть, каждый должен оценить их с помощью цифр (1,2,3 и т.д.) или букв (А, Б, В и т.д.), обозначая их «силу»: от наиболее сильного – к менее сильному. Это очень важная процедура, поскольку обработанная и суммированная информация позволяет получить диапазон сильных – слабых стимулов, мотивов, а также сильных – слабых антистимулов, антимотивов.
Полученная информация обрабатывается путем сложения повторяющихся стимулов, мотивов и антистимулов, антимотивов. Таким образом, получается их числовое выражение. Если периодически проводить такие замеры, то накапливается важная информация, позволяющая определять доминирующие стимулы, мотивы и антистимулы, антимотивы как в каждом подразделении, так и по предприятию (организации, учреждению) в целом. Далее можно использовать статистические и графические методы для обоснования, представления и анализа динамики СМ и АСАМ за определенные календарные периоды.
По мере накопления информации специалисты отдела мотивации персонала могут использовать и закрытый вариант данного метода. Его особенность заключается в том, что каждый из опрашиваемых получает опросную карту вышеназванной формы, но в каждой из колонок уже имеются перечни стимулов, мотивов и антистимулов, антимотивов. Эти перечни получаются за счет использования открытого варианта данного метода, позволяющего определить характерные для каждого подразделения (а потом и в целом по предприятию) СМ и АСАМ.
Таким образом, основное достоинство метода выявления стимулов, мотивов и антистимулов, антимотивов заключается в возможности получения информации относительно их поля (диапазона) и динамики. При этом наибольшую ценность представляет информация по антистимулам, антимотивам, поскольку именно она используется при обосновании разработки предложений по совершенствованию системы стимулирования как в каждом подразделении, так и по предприятию (организации, учреждению) в целом.
Теперь рассмотрим метод определения мотивационного баланса.
Авторская разработка метода определения мотивационного баланса и его модификаций основана на положениях методики МПБ (мотивационного потенциального балла), предложенной в 1980 году Хекманом и Олдхемом.
Для получения МПБ важны параметры выполняемой человеком работы. Хекман и Олдхем предложили пять характеристик:
- разнообразие;
- законченность;
- значимость;
- автономность;
- обратная связь или ощущения от выполняемой работы.
Данные характеристики используются в формуле для определения МПБ, которая по Хекману и Олдхему выглядит следующим образом:
МПБ = (Р + З + Зн) : 3 х А х О, (1.1)
где Р – разнообразие работы;
З – законченность работы;
Зн – значимость работы;
А – автономность работы;
О – обратная связь.
Для оценки каждой из этих и других характеристик работы, важное значение имеет измерительная шкала. Для измерения МПБ Хекманом и Олдхемом была предложена семибалльная шкала, по которой единица означает низкую оценку каждой характеристики работ, а семь – высокую.
Важным условием для измерения МПБ является неизменность характеристик работы и оценочной шкалы для того, чтобы обеспечить сопоставимость как характеристик, так и итоговых оценочных уровней.
Каждый человек на данный момент времени имеет определенный мотивационный баланс, в котором под влиянием самых различных факторов у него имеются как мотивы, так и антимотивы. Поэтому представляется важным производить периодические замеры этого баланса и отслеживать во времени его изменения. В этой связи метод мотивационного баланса заключается в следующем.
Во-первых, для данного подразделения тем или иным путем – устного и/или письменного опроса – определяются те характеристики работы, которые для работников являются наиболее важными. Принятый первый раз за основу, например, перечень из трех, четырех или пяти характеристик как по содержанию, так и по количеству должен в дальнейшем оставаться неизменным для сопоставимости.
Во-вторых, к определенным характеристикам в качестве важных и неизменных добавляются такие, как оплата труда и ощущения от выполняемой работы.
В-третьих, выбирается и в дальнейшем также не меняется измерительная шкала, которая может быть любой – пятибалльной, семибалльной, девятибалльной, двенадцатибалльной. Выбор оценочной шкалы зависит от вкусов и предпочтений оценивающих.
Пример. В устной беседе с работниками N-го подразделения в качестве наиболее важных для них характеристик выполняемой работы названы такие как интересная, творческая и способствующая самовыражению. Поскольку речь идет о мотивационном балансе, то появляются следующие диапазоны:
- интересная – неинтересная;
- творческая – нетворческая;
- способствующая самовыражению – не способствующая самовыражению;
- хорошо оплачиваемая – плохо оплачиваемая;
- приятные ощущения
от выполняемой работы –
Таблица 1.2 - Оцениваемые характеристики работы Ивановым И.И.
Оцениваемые характеристики работы |
Оценка по семибалльной шкале |
интересная – неинтересная |
4 |
творческая – нетворческая |
3 |
способствующая самовыражению – не способствующая самовыражению |
2 |
хорошо оплачиваемая – плохо оплачиваемая |
4 |
приятные ощущения от выполняемой работы – неприятные ощущения от выполняемой работы |
4 |
После этого Иванов И.И. подсчитал индивидуальный мотивационный баланс по следующей формуле:
ИМБ = (4 + 3 + 2) : 3 х 4 х 4 = 48. (1.2)
Минимальное значение ИМБ равно единице (если все значения в этой формуле имеют по 1 баллу), а максимальное – 343 (если все характеристики получили по 7 баллов). Принимая 343 за 100 процентов, подсчитываем ИМБ Иванова И.И.:
- мотивация составляет примерно 14 процентов (48 х 100 : 343);
- антимотивация равна 86 процентам (100 - 14);
Следовательно, на данный момент времени у Иванова И.И. антимотивация преобладает над мотивацией.
Однако, констатация «просто баданса» недостаточна. Необходимо ответить на вопрос: «Какой же мотивационный баланс считается практически эффективным для предприятия?».
В результате проведенных измерений в разных аудиториях по составу специалистов и руководителей первичного и среднего звена, было выявлено, что таким нижним пределом можно считать 70:30, 75:25 и 80:20, то есть, когда мотивация преобладает над антимотивацией примерно в три-четыре раза (Табл. 1.3).
Таблица 1.3 - Показатели соотношения мотивации - антимотивации и их оценка
Показатели соотношения |
Экспертные оценки соотношений |
100:0, 95:5, 90:10, 85:15 |
Очень высокий уровень мотивации |
80:20, 75:25, 70:30 |
Пороговый предел высокой мотивации |
65:35, 60:40, 50:50 |
Переходная область мотивации |
45:55, 40:60, 35:65 и ниже |
Преобладание антимотивации над мотивацией |
Информация о работе Анализ системы стимулирования труда на предприятии (на примере ОАО «Московский»)