Анализ состояния компании ОАО "ППГХО"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических основ анализа состояния предприятия. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- разобрать теорию стратегического анализа состояния организации;
- рассмотреть теорию разработки стратегии развития предприятия;
- на основе полученных теоретических знаний проанализировать конкретное предприятие.
Объектом исследования является Открытое акционерное общество «Приаргунское производственное горно-химическое объединение».

Содержание работы

Введение……………………………………..………………………….……...
1 Теоретические основы проведения анализа состояния компании..….…..
1.1 Сущность анализа состояния компании ……………..……………..
1.1.1 Цель и задачи компании – первый компонент стратегического анализа ……………………………………………………………………
1.1.2 Анализ внешней обстановки ………………………………………
1.1.3 Анализ внутренних ресурсов ……………………………………...
1.2 Методы стратегического анализа ………….……………………..…
1.2.1 SWOT – анализ …………………………………………………….
1.2.2 Анализ издержек и цепочка ценностей …………………………..
1.2.3 Оценка конкурентоспособности …………………………………..
1.2.4 Анализ стратегии по методу SPACE ……………………………...
2 Анализ состояния компании ОАО «ППГХО» ..…………..…………….…
2.1 Краткая характеристика компании ОАО «ППГХО» ………………
2.2 Миссия организации. Ключевые цели и задачи ОАО «ППГХО» ...
2.3 Анализ финансового состояния компании ОАО «ППГХО» ………
2.4 Анализ внешней среды ………………………………………………
2.4.1 Факторы прямого воздействия ……………………………………
2.4.2 Факторы косвенного воздействия ………………………………...
2.5 Характеристика внутренне среды ОАО «ППГХО» ……………….
2.6 Анализ конкурентов в России и в мире …………………………….
2.7 SWOT – анализ ОАО «ППГХО» …………………………………….
Заключение ………………………………………….………………...............
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

анализ состояния компании ОАО ППГХО.doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………..………………………….……...

1 Теоретические основы проведения анализа состояния компании..….…..

1.1 Сущность анализа состояния компании ……………..……………..

1.1.1 Цель и задачи  компании – первый компонент  стратегического анализа ……………………………………………………………………

1.1.2 Анализ внешней обстановки  ………………………………………

1.1.3 Анализ внутренних ресурсов  ……………………………………...

1.2 Методы стратегического анализа ………….……………………..…

1.2.1 SWOT – анализ …………………………………………………….

1.2.2 Анализ издержек  и цепочка ценностей …………………………..

1.2.3 Оценка конкурентоспособности  …………………………………..

1.2.4 Анализ стратегии  по методу SPACE ……………………………...

2 Анализ состояния компании ОАО «ППГХО» ..…………..…………….…

2.1 Краткая характеристика компании ОАО «ППГХО» ………………

2.2 Миссия организации. Ключевые цели и задачи ОАО «ППГХО» ...

2.3 Анализ финансового  состояния компании ОАО «ППГХО»  ………

2.4 Анализ внешней среды  ………………………………………………

2.4.1 Факторы прямого  воздействия ……………………………………

2.4.2 Факторы косвенного  воздействия ………………………………...

2.5 Характеристика внутренне среды ОАО «ППГХО» ……………….

2.6 Анализ конкурентов  в России и в мире …………………………….

2.7 SWOT – анализ ОАО «ППГХО» …………………………………….

Заключение ………………………………………….………………...............

Список использованных источников……………………………..…..............

4

7

7

 

9

10

14

14

15

17

18

20

25

25

28

31

35

36

39

42

44

47

52

55


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последнее время  все более популярным становятся слова стратегия, стратегическое планирование и стратегический менеджмент. Рассмотрение проблем социально-экономического развития с позиций мышления становится объективной необходимостью. [7]

В данный момент времени  существует много понятий и определений  слова стратегия, предлагаемых и отечественными и зарубежными авторами. Но классическим определением слова стратегия является определение А. Чандлера, автора одной из ранних работ в области стратегического планирования.  Он считает: «Strategy is the determination of the basic long-term goals of an enterprise, and the adoption of courses of actions and the allocation of resources necessary to carry out these goals». [9]

В переводе данное определение  звучит так: «Стратегия – это определение основных долгосрочных целей предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей».

Стратегический менеджмент — теория и практика обеспечения стратегической конкурентоспособности и эффективности решений путем разработки стратегии организации при возложении ответственности за эту работу на ее руководителей.

Рубль, сэкономленный  на стадии стратегического маркетинга и планирования за счет упрощения процедуры принятия стратегического решения, на последующих стадиях воспроизводства оборачивается потерями, в сотни, а то и тысячи раз превышающими ранее полученную экономию. Применение конкретных методов стратегического менеджмента поможет российским организациям осуществлять эффективное реформирование в условиях кризиса. [5]

Современные экономические  условия, которые характеризуются  динамичностью и сложностью конъюнктуры  рынка, усилением конкурентной борьбы, быстрыми и непредсказуемыми изменениями законодательства, обусловили развитие стратегического подхода к процессу управления.

Стратегический подход к процессу управления дает возможность  предприятиям своевременно и адекватно  реагировать на смену в среде  их функционирования и формировать конкурентные преимущества, что в долгосрочной перспективе обеспечат рост стоимости хозяйственной единицы и достижения стратегической цели. Проблемой является то, что этот вопрос является не до конца исследованным и освещенным.

Неотъемлемой очень важной составной частью стратегического управления является стратегический анализ. Стратегический анализ – это способ исследования и превращения базы данных, полученных в результате анализа среды, на стратегию предприятия.

Эффективное стратегическое управление без стратегического анализа невозможно. Объяснением такого категорического утверждения является тот факт, что стратегическое управление нуждается в знаниях о стратегической позиции предприятия на рынке и особенностях реализации стратегии. Это связано с тем, что изменения обстоятельств и их комбинации как внутри предприятия, так и вне его нуждаются в соответствующих коррекциях стратегии. Стратегический анализ помогает избрать направление, в котором предприятие будет развиваться. Без стратегии у предприятия нет обоснованного плана деятельности и единственной программы достижения желаемых результатов. [11]

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических основ анализа состояния предприятия.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- разобрать теорию стратегического анализа состояния организации;

- рассмотреть теорию разработки стратегии развития предприятия;

- на основе полученных теоретических знаний проанализировать конкретное предприятие.

Объектом исследования является Открытое акционерное общество «Приаргунское производственное горно-химическое объединение». 

 

1 Теоретические основы проведения  анализа состояния компании

 

 

    1. Сущность анализа состояния компании

 

 

 

Понятие "стратегия" вошло в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение. Вначале смысл этого понятия был неясен. Словари не помогали, так как следуя военному словоупотреблению, они все еще определяли стратегию как "науку и искусство развертывания войск для боя".

В настоящее время  существует множество определений  стратегий. Но классическим определением является высказывание А. Чандлера: «Стратегия – это определение основных долгосрочных целей предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей». [9]

Существует несколько  отличительных черт стратегий:

- процесс выработки стратегии не завершается каким – либо немедленным действием;

- сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска;

- необходимость стратегии отпадает, как только реальный ход развития выведет организацию на желательные события;

- в ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, поэтому приходится пользоваться сильно обобщенной, неполной информацией о различных альтернативах;

- как только в процессе поиска открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная информация.

Стратегия – понятие трудноуловимое и несколько абстрактное. Таким образом, понятие «стратегия» целесообразно заменить системным понятием «стратегическое управление».

Стратегическое управление – это процесс принятия и осуществления  стратегических решений, центральным  звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует.

В современном обществе возникает острая конкурентная борьба между производителями, продавцами и покупателями товаров, а также между отдельными политическими группировками, выражающими свои интересы. Успех или поражение одной из конкурирующих сторон в современной обстановке предопределяются соотношением их коллективного интеллекта, качеством информации и эффективностью управления.

Чтобы победить в противоборстве умов, нужно хорошо знать и правильно прогнозировать развитие социально-экономической обстановки, понимать интересы людей, трезво оценивать преимущества и слабые стороны всех конкурирующих сторон. Кратко эти требования можно сформулировать следующим образом: успех прямо пропорционален степени познания.

Отсюда следует, что целенаправленно воздействовать на глубинные причинно-следственные связи в системе управляемого объекта можно, только зная механизм его функционирования, движущие силы и трудности развития.

Для решения таких задач в управлении используется анализ - особый вид умственной, познавательной деятельности руководителей и специалистов.

Анализ - необходимая и исходная предпосылка принятия обоснованного решения и последующих действий по его выполнению. [3]

Основная цель стратегического  анализа - оценка ключевых воздействий  на нынешнее и будущее положение  организации и определение их специфического влияния на стратегический выбор.

Одним из результатов  стратегического анализа является определение общих целей организации, которые определяют сферу ее деятельности. На основании целей определяются задачи. Они используются для представления показателей стратегического планирования. Представленные в письменной форме показатели могут иметь финансовую или же нефинансовую природу. Финансовые показатели выражены в цифрах, удобны для сравнения сильных и слабых сторон различных вариантов стратегического развития, с их помощью легко осуществлять контроль. [2]

Можно выделить три компонента стратегического  анализа – цели и задачи, анализ внешней обстановки и анализ внутренних ресурсов. Данные компоненты анализа ниже рассмотрим более подробно.

 

1.1.1 Цель и задачи компании – первый компонент стратегического анализа

 

 

 

Этот первый компонент  стратегического анализа определяет цель, основные задачи, властные отношения внутри организации. Цель и основные задачи составляют фон, в условиях которого формулируются предполагаемые стратегии, а также критерии, по которым они оцениваются.

Основная общая цель организации  - четко выраженная причина ее существования - обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

Значение соответствующей миссии, которая формально выражена и  эффективно представлена сотрудникам организации, невозможно преувеличить. Выработанные на ее основе цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений.

Без определения миссии как ориентира  руководители имели бы в качестве основы для принятия решений только свои индивидуальные ценности. Результатом мог бы быть скорее огромный разброс усилий, а не единство цели, имеющее существенное значение для успеха организации.

Общефирменные цели формулируются  и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство.

Цели выражают стремление работать в определенном направлении в  отличие от задач, которые представляют собой количественно измеряемые рубежи. [6]

 

1.1.2 Анализ  внешней обстановки

 

 

 

После установления своей  миссии и целей руководство должно начать диагностический этап процесса стратегического планирования. Первым шагом является изучение внешней  среды. Руководители оценивают внешнюю  среду по трем параметрам:

- оценить изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии. Например, повышение цен на ракетное топливо создало разнообразные проблемы для авиалиний. Последние должны постоянно оценивать динамику цен на топливо в рамках процесса стратегического планирования;

- определить, какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии фирмы. Контроль деятельности конкурентов позволяет руководству быть готовым к потенциальным угрозам;

- определить, какие факторы представляют больше возможностей для достижения общефирменных целей путем корректировки плана.

Анализ внешней среды  представляет собой процесс, посредством  которого разработчики стратегического  плана контролируют внешние по отношению  к организации факторы, чтобы  определить возможности и угрозы для фирмы.

Анализ внешней среды  помогает получить важные результаты. Он дает организации время для  прогнозирования возможностей, время  для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время  для разработки системы раннего  предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности. [6]

Организация существует на фоне сложной внешней обстановки, которая включает множество элементов (политические, технологические, социальные и экономические). Внешняя обстановка претерпевает значительные изменения, что ставит перед организацией важнейшие стратегические вопросы.

Необходимо провести различие между двумя взаимосвязанными средами: микро- и макросредой организации.

Микросреда это непосредственная или отраслевая среда, то есть та обстановка, в которой непосредственно действует организация. Ей соответствует понятие «ближнее окружение» организации. Она включает оценку конкурентной структуры отрасли, в которой действует организация, а также ключевых параметров развития отрасли. Микросреда является специфической для данной организации, каждая организация обладает своей собственной микросредой, представляющей уникальное сочетание действующих факторов.

Информация о работе Анализ состояния компании ОАО "ППГХО"