Ассортиментные стратегии предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление--менеджмент.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Ассортиментная политика - это часть товарной политики
1.2 Создание нового товара - как развитие ассортимента
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ЖЛОБИНСКОГО ХЛЕБОЗАВОДА - ФИЛИАЛА РУП «ГОМЕЛЬХЛЕБПРОМ»
2.1 Организационно - экономическая характеристика Жлобинского хлебозавода
2.2 Анализ ассортимента Жлобинского хлебозавода
2.3 АВС анализ ассортимента продукции Жлобинского хлебозавода
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ НОВОГО ТОВАРА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

1.rtf

— 1.63 Мб (Скачать файл)

Размещено на http://www.allbest.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ассортиментные стратегии предприятия

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Ассортиментная политика - это часть товарной политики

1.2 Создание нового товара - как развитие ассортимента

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ЖЛОБИНСКОГО ХЛЕБОЗАВОДА - ФИЛИАЛА РУП «ГОМЕЛЬХЛЕБПРОМ»

2.1 Организационно - экономическая характеристика Жлобинского хлебозавода

2.2 Анализ ассортимента Жлобинского хлебозавода

2.3 АВС анализ ассортимента продукции Жлобинского хлебозавода

ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ НОВОГО ТОВАРА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление--менеджмент.

Задача отдела маркетинга - создание необходимых условий, обеспечивающих полное удовлетворение реальных нужд и потребностей. Для этого в каждом конкретном случае необходимо отыскать потребителей и выявить существующие потребности, установить факторы, оказывающие на них влияние, провести анализ и определить, как данные потребности будут развиваться в будущем. На основе этого следует обосновывать и налаживать производство соответствующих товаров, призванных более полно удовлетворить выявленные потребности.

В теории маркетинга товар рассматривается как средство, при помощи которого можно удовлетворять конкретные потребности. Товары - это продукция в виде физических объектов, услуги или идеи, предложенная рынку для продажи или обмена.

Служба управления маркетингом фирмы определяет целевой рынок, однако она не может его контролировать. Единственное, что она способна сделать, так это вовремя отреагировать на ту или иную реакцию потребителей данного товара. Чтобы быть подготовленным к такой реакции, работникам службы управления маркетингом следует постоянно встречаться с потенциальными покупателями и выяснять при этом, чем было обусловлено приобретение того или иного товара, как товар используется в процессе его потребления.

Товарная политика предусматривает формирование товарного ассортимента, под которым понимают группу товаров, тесно связанных по схожести функционирования либо по характеру сбыта (продажа одним и тем же группам клиентов, через одни и те же типы торговых заведений или же продажа в рамках одного и того же диапазона цен). Каждый товарный ассортимент требует собственной стратегии маркетинга.

Бесперебойный выпуск и реализация высококачественной продукции положительно влияют на финансовое положение предприятия. Сбои в производственном процессе, ухудшение качества продукции, затруднения с ее реализацией ведут к уменьшению поступления средств на счета предприятия, в результате чего ухудшается его платежеспособность.

Тема: «Ассортиментная стратегия предприятия», является актуальной для большинства предприятий, так как анализ ассортимента позволяет определить дальнейшую стратегию развития предприятия.

Цель работы:

Проанализировать ассортимент продукции Жлобинского хлебозавода - филиала РУП «Гомельхлебпром» и разработать рекомендаций по изменению ассортимента выпускаемых товаров.

При рассмотрении темы основными задачами работы являются:

- дать организационно - экономическую характеристику Жлобинскому хлебозаводу - филиалу РУП «Гомельхлебпром»;

- оценить эффективность функционирования изучаемого предприятия;

- проанализировать ассортимент выпускаемой продукции при помощи АВС анализа;

В курсовой работе использованы следующие методы научного исследования:

- табличный метод;

- графический;

- сбор вторичной информации и т. д.

Методическими основами для изучения и анализа послужили труды Акулича И. Л., Завьялова П.Г., Котлера Ф., Панкрухина А. Н. и других ученых, а также официальные документы, периодические издания, материалы статистической отчетности предприятия, результаты авторских наблюдений.

Результаты анализа используются для принятия экономических решений для дальнейшего развития предприятия с учетом перспектив.

 

 

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ

 

1.1 Ассортиментная политика - это часть товарной политики

 

Товар занимает основное место в комплексе маркетинга. Именно он должен удовлетворять реальные нужды и потребности человека, а маркетинг призван помочь каждому производителю выявить и обеспечить их удовлетворение лучше, чем это делают конкуренты. Последнее и обеспечивается, прежде всего путем реализации товарной политики. Эта политика предопределяет осуществление таких мероприятий, как:

* модификация изготовляемых товаров;

* разработка новых видов продукции;

* снятие с производства устаревших товаров;

* установление оптимальной номенклатуры изготовляемых изделий;

* обеспечение наилучшего ассортимента выпускаемых товаров;

* установление целесообразности и выявление возможностей использования товарных знаков;

* создание необходимой упаковки и проведение маркировки товаров;

* организация сервисного обслуживания;

* послепродажные контакты с покупателями и потребителями. Прежде чем подробно остановиться на всех этих вопросах, рассмотрим более детально сущность товара с позиций маркетинга.

Товарная политика предусматривает формирование товарного ассортимента, под которым понимают группу товаров, тесно связанных по схожести функционирования либо по характеру сбыта (продажа одним и тем же группам клиентов, через одни и те же типы торговых заведений или же продажа в рамках одного и того же диапазона цен). Каждый товарный ассортимент требует собственной стратегии маркетинга.

Расширить свой товарный ассортимент предприятие может путем наращивания ассортимента или его насыщения.

Наращивание ассортимента происходит вследствие увеличения существующего ассортимента аналогичными марками, например выпуск автомобилей различного класса.

Насыщение товарного ассортимента - это расширение его за счет новых изделий. При наличии нескольких ассортиментных групп товаров можно говорить о товарной номенклатуре, которую определяют как совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям конкретным продавцом.

Содержанием политики ассортимента фирмы являются программы расширения или сокращения разработки, производства и сбыта всей гаммы товаров и услуг фирмы в совокупности.

Эта политика направлена на варьирование и дифференциацию продуктов, на сегментирование рынка и на диверсификацию (как проникновение фирмы в другие отрасли производства товаров и оказания услуг).

Политика ассортимента на первый взгляд тождественна политике производства, но различие между ними столь существенно, что правомерно ставить вопрос о взаимосвязи этих политик между собой.

Эти два компонента хозяйственной политики фирмы различаются широтой и разнонаправленностью задач, объемами и содержанием исходной информации (для первой - задачи экономические, для второй - задачи технико-экономические и организационно-технологические). Далее различия между политикой ассортимента и политикой производства рассматриваются более подробно.

В ассортиментной политике используются:

- инструменты политики производства (планирование и проектирование продукта; изменение продуктов; рост/снижение производства и т. д.;

- данные о цикле жизни товара на рынках (для политики производства это

- лишь импульсы к ее изменению и корректировке);

- показатели и данные по товарообороту, прибыли, планированию и проектированию товаров;

- результаты изменения продуктов (улучшения качества производимых видов, их модернизации) и т.д.

Из приведенного перечня используемых в ассортиментной политике данных, результатов и инструментов видно, что эта политика более увязывается с изменениями рынка, чем политика производства, особенно - по отношению к такому важному фактору внешней рыночной среды фирмы, как динамика цикла жизни продуктов на рынке. Данная динамика ясно выражает тенденцию сокращения цикла жизни всех продуктов, которая сегодня повсеместно принимается за 2,7 года. И эта тенденция достаточно устойчива, что означает (и в этом выражается связь между обеими рассматриваемыми политиками): ассортиментная политика во все большей и большей мере становится (особенно для отраслей промышленности товаров конечного потребления) функцией управления для всей политики производства продуктов.

Потери или хотя бы имевшие место (пусть в небольшом количестве) факты уменьшения роста производства, определенным образом (через обратные каналы связи с рынком) сигнализируют политике ассортимента о том, что в других или новых областях возникает необходимость в увеличении производства соответствующих продуктов.

Примечательно, что эти сигналы (как правило, в виде уменьшения роста производства продуктов и обусловленного этой причиной снижения уровня доходов) поступают на середине фазы роста жизненного цикла товара. И ассортиментная политика фирмы должна быть готова к такому развитию событий. Более того, она обязана, возможно, более заблаговременно подготавливать новые или видоизмененные продукты, которые бы гарантировали успех.

Основным побудительным мотивом для принятия решений s данной ситуации по политике ассортимента является то, что для предприятия в целом положение с прибылью не ухудшается, и ему тем самым обеспечивается продолжительный рост.

Исходя из этого, и может быть принято решение не изымать продукт из ассортимента на конечной стадии фазы зрелости и не прибегать к его замене (а это решение в определенной мере опирается на соображения репутации фирмы). Но данное решение обусловлено более всего с позиций зафиксированной общей цели. Быстрое же уменьшение прибыли от продукта и утрата им удельного веса на рынке должны быть дополнительно компенсированы одним или несколькими новыми продуктами.

Однако при этом нужно учитывать еще одно возможное развитие ситуации: если объем рынка или объем сбыта не могут быть увеличены, то возникают большие трудности в выборе критерия для окончательного решения. Суть проблемы состоит в том, что старый продукт пока обеспечивает обороты, исключая тем самым спрос на новый продукт. Критерием окончательного решения здесь принимается рентабельность продукта.

Следовательно, ассортиментная политика фирмы выступает как один из важнейших инструментов:

увеличения прибылей;

роста предприятия;

улучшения положения фирмы на рынке (из-за повышения товарности и распространения связанного с реализацией товара риска на целый ряд продуктов).

В реальной действительности очень мало фирм, которые предлагают рынку лишь один товар. Как правило, фирма изготовляет и продает несколько товаров, а также может оказывать некоторые услуги. Все эти товары и услуги определяют товарную номенклатуру фирмы.

 Товарная номенклатура -- это совокупность всех производимых и предлагаемых фирмой для продажи товаров и услуг. Рассматривая такую совокупность, можно выделить отдельные группы товаров, схожих по своим потребительским характеристикам или призванных удовлетворять определенную потребность. Эти группы товаров называются ассортиментными группами. Ими, например, для метизного завода могут быть гвозди, проволока и крепеж.

Каждая ассортиментная группа состоит из отдельных ассортиментных позиций (марок, моделей, разновидностей). Например, ассортиментная группа "Крепеж" может состоять из нескольких ассортиментных позиций: болты, гайки, винты, шурупы и винты.

 Совокупность всех ассортиментных групп товаров, изготовляемых фирмой, определяет так называемый товарный ассортимент. Он характеризуется:

* широтой (количество изготовляемых ассортиментных групп);

* глубиной (количество ассортиментных позиций в ассортиментной группе);

* насыщенностью (количество ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах);

* гармоничностью (степень близости товаров различных ассортиментных групп с точки зрения их потребителя или каких-то иных показателей).

Чтобы обеспечить эффективную предпринимательскую деятельность, фирма должна постоянно развивать товарный ассортимент. Необходимость этого обусловлена рядом факторов, основные из которых:

* изменение спроса на отдельные товары;

* появление новых или усовершенствование уже существующих товаров в результате проведенных исследований в области техники и технологии;

* изменения в товарном ассортименте конкурентов.

Кроме того, важными факторами развития товарного ассортимента являются:

* целесообразность использования свободных мощностей;

* желание посредников закупать товары широкого ассортимента;

* целесообразность использования побочных продуктов производства.

Информация о работе Ассортиментные стратегии предприятия