Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 17:38, курсовая работа
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление--менеджмент.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Ассортиментная политика - это часть товарной политики
1.2 Создание нового товара - как развитие ассортимента
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ЖЛОБИНСКОГО ХЛЕБОЗАВОДА - ФИЛИАЛА РУП «ГОМЕЛЬХЛЕБПРОМ»
2.1 Организационно - экономическая характеристика Жлобинского хлебозавода
2.2 Анализ ассортимента Жлобинского хлебозавода
2.3 АВС анализ ассортимента продукции Жлобинского хлебозавода
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ НОВОГО ТОВАРА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Жлобинский хлебозавод имеет хорошую фирменную торговую сеть по городу Жлобину и Жлобинскому району, которая насчитывает 9 торговых точек, в том числе 4 магазина и 5 ларьков. Планируется открыть торговый павильон на Центральном крытом рынке.
Балансовая стоимость основных производственных фондов по состоянию на 01.01.2005г. 6255,0 млн. рублей, по состоянию на 01.10.2005г. 6528,0 млн. рублей.
На Жлобинском хлебозаводе - филиале РУП «Гомельхлебпром» действует трехступенчатая структура управления: директор - начальник цеха, участка (ст. мастер цеха, участка) - мастер. Структура управления производственным предприятием отображена в схеме управления, в штатных расписаниях, а также в должностных инструкциях для исполнителей. При данной структуре управления руководители имеют право отдавать распоряжения и принимать решения при участии функциональных служб (планово-экономического бюро, бухгалтерии, отдела кадров), которые выполняют возложенные на них функции.
Основными конкурентами Жлобинского хлебозавода являются:
1.Гомельский хлебозавод №4
2.Минский хлебозавод
3.ЧУП “Квант” г. Рогачев.
Основные экономические показатели финансовой деятельности предприятия рассмотрим в таблице 2.2.
Таблица 2.2 − Основные экономические показатели финансовой деятельности предприятия.
Наименование |
Год |
Абсолютное отклонение |
Темп роста % | ||||||
2006к 2005 |
2007 к 2006 |
2007к 2005 |
2006к 2005 |
2007к 2006 |
2007к 2005 | ||||
2005 |
2006 |
2007 | |||||||
1. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку) |
8273 |
12162 |
13503 |
3889 |
1341 |
5230 |
1,47 |
1,11 |
1,63 |
2. Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг |
7569 |
11492 |
12891 |
3923 |
1399 |
5322 |
1,52 |
1,12 |
1,70 |
3. Прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг |
704 |
670 |
612 |
-34 |
-58 |
-92 |
0,95 |
0,91 |
0,87 |
4. Налоги, сборы и платежи из прибыли |
248 |
207 |
205 |
-41 |
-2 |
-43 |
0,83 |
0,99 |
0,83 |
5. Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов |
6 |
2 |
4 |
-4 |
2 |
-2 |
0,33 |
2 |
0,67 |
6. Чистая прибыль (убыток) |
462 |
465 |
411 |
3 |
-54 |
-51 |
1,01 |
0,88 |
0,89 |
7. Рентабельность, % |
9,3 |
5,8 |
4,75 |
-3,5 |
-1,05 |
-4,55 |
0,62 |
0,82 |
0,51 |
8. Наличие собственных оборотных средств млн. руб. |
213 |
-429 |
-240 |
-642 |
189 |
-453 |
-2,01 |
0,56 |
-1,13 |
9. Коэф-т обеспеченности собственными оборотными средствами |
0,24 |
-0,37 |
-0,16 |
-0,61 |
0,21 |
-0,4 |
-1,54 |
0,43 |
-0,67 |
10. Коэффициент текущей ликвидности |
1,31 |
1,14 |
1,14 |
-0,17 |
0 |
-0,17 |
0,87 |
1 |
0,87 |
11. Коэффициент платежеспособности |
1,31 |
0,73 |
0,86 |
-0,58 |
0,13 |
-0,45 |
0,56 |
1,18 |
0,66 |
Проанализировав основные производственные показатели можно сказать об ухудшающемся состоянии предприятия, опережающими темпами растет себестоимость выпускаемой продукции. Так в 2007 году в сравнении с 2005 годом темпы роста выручки составили 1,63%, а темп роста себестоимости реализованных товаров за тот же период составил 1,7%.. Произошло снижение рентабельности в 2005 году составляла 9,3%. Это лучший показатель за прошлые 4 года. В 2007 году рентабельность не превысила 4,75%. Прибыль от реализации товаров и услуг в 2005 году составляла 704 млн. руб., а 2007 году 612 млн. руб., темп роста по сравнению с 2005 годом снизился до 0,87%.
Не стабильное положение сложилось с наличием собственных оборотных средств, так предприятие в 2007 году не имея собственных оборотных средств, привлекло заемные средства в количестве 240 млн. рублей, в 2006 году 429 млн. рублей. Отсутствие собственных оборотных средств и привлечение заемных негативно сказывается на всей экономике предприятия.
Предприятию немедленно необходимо наращивать объемы производства, рост выручки в денежном выражении от реализации товаров, работ, услуг осуществляется в основном за счет повышения цен на выпускаемую продукцию, т.е. за счет инфляционных процессов происходящих как во всем мире, так и в Республике Беларусь. Рост цен на выпускаемую продукцию Жлобинским хлебозаводом обусловлен удорожанием энергоносителей и ростом цен на продукты питания. При наращивании объемов производства снижаются постоянные затраты на единицу выпускаемой продукции.
Из выше сказанного можно сделать выводы, что:
Необходимо комплексное исследование рынков сбыта, проведение маркетинговых исследований позволит определить где, какая продукция и в каких объемах наиболее востребована, а также по каким ценам осуществлять продажу.
Выходить со своей продукцией на рынки больших городов, таких как Минск, Гомель и т.д., а также проработать рынки сбыта близлежащих стран СНГ, открыть фирменные точки продаж, предварительно проведя рекламу.
Разработать мероприятия по сокращению затрат, произвести реконструкцию, техническое перевооружение производства с применением ресурсо - и энергосберегающих технологий.
Разработать мероприятия по оптимизации управленческого и рабочего персонала, ввести стимулирующие надбавки к зарплате за качественное выполнение работ, услуг, за производство высококачественного товара.
Разработать доплату продавцам магазинов, реализующих продукцию Жлобинского хлебозавода, за рекламу и объемы продаж.
Только наращивание объемов производства, расширение сортамента, снижение затрат на единицу выпускаемой продукции позволит выйти из создавшейся ситуации, восполнить оборотные средства повысить рентабельность и доходность предприятия и восстановить платежеспособность.
2.2 Анализ ассортимента Жлобинского хлебозавода
Товарную номенклатуру можно описать с точки зрения ее широты насыщенности, глубины и гармоничности. Рассмотрим эти понятия на примере выпускаемой продукции Жлобинского хлебозавода - филиала РУП «Гомельхлебпром»
Под широтой товарной номенклатуры Жлобинского хлебозавода имеется в виду общую численность ассортиментных групп товаров, выпускаемой предприятием. На рисунке 2.3 широта ассортимента представлена тремя ассортиментными группами товаров: хлебобулочные, кондитерские и макаронные изделия.
Под насыщенностью товарной номенклатуры Жлобинского хлебозавода понимается общее число составляющих ее отдельных товаров. На рисунке 2.3 представлена 21 позиция товара.
Под глубиной товарной номенклатуры предприятия имеют в виду варианты предложений каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы.
Под гармоничностью товарной номенклатуры подразумевают степень близости между товарами разных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, требований к организации производства, каналов распределения или каких-то иных показателей. Ассортиментные группы товаров Жлобинского хлебозавода гармоничны, поскольку все это - товары потребительского назначения.
Таблица 2.3 − Товарный ассортимент Жлобинского хлебозавода - филиала РУП «Гомельхлебпром»
Ассортиментная группа |
1.Хлебобулочные изд. |
Хлеба ржано-пшеничные: |
- хлеб ржаной (не заварной) |
|
- хлеб рж-пшен с пшен мукой до 30% (не заварной) |
||||
- хлеб рж-пшен с пшен мукой свыше 30% (не заварной) |
||||
- хлеба заварные (соц. знач) |
- без упаковки - в упаковке - в нарезан. и упак. виде | |||
- диетические, диабетич. |
- без упаковки - в упаковке - в нарезан. и упак. виде | |||
- хлеба заварные по 4-х ст |
- без упаковки - в упаковке - в нарезан. и упак. виде | |||
1.2 Хлеба пшеничные 1с упак |
||||
1.3 Хлеба пшеничные в/с упак |
||||
Булочные изделия: |
- булочные изделия 1с |
|||
- булочные изделия в/с |
- без упаковки - в упаковке - в нарезан. и упак. виде | |||
- тостовый хлеб |
||||
-диетические булочные |
||||
- сдобные изделия |
- более 0,2 кг. без упаковки - более 0,2 кг. в упаковке - сдобные 0,1 кг. и менее | |||
1.5 Пироги |
||||
1.6 Сухари |
||||
2. Кондитерские изд. |
2.1 Торты и пирожные |
|||
2.2 Кексы, бабы, рулеты |
||||
2.3 Пряники, коврижки |
||||
2.4 Печенье |
||||
2.5 Сладости сахарные |
||||
2.6 Сладости мучные |
||||
3.Макаронные изд. |
Проведя анализ динамики изменения производства ассортимента выпускаемой продукции по Жлобинскому хлебозаводу, мы видим, что с 2006 года по 2008 год идет снижение производства на хлеба ржано-пшеничные, так производство хлеба ржаного снизилось с 1121,9 тонн в 2006году до 48,5 тонн в 2008году, хлеба заварного 4259 тонн - 2006 г., 3936 тонн - 2008г. (Таблица 2.4).
Таблица 2.4 − Выпуск продукции
№ |
Наименование |
Ед. изм. |
2006г |
2007г |
ож. 2008г |
1 |
Ржаные |
тн. |
4 283,1 |
3 976,9 |
3 936,0 |
2 |
Заварные |
тн. |
1 915,0 |
1 844,8 |
1 665,5 |
3 |
Заварные по 4-х стадийной техн. |
тн. |
635,8 |
497,1 |
849,5 |
4 |
Подовые |
тн. |
2 586,6 |
2 458,6 |
2 982,3 |
5 |
0,55кг. и менее |
тн. |
304,4 |
546,2 |
645,3 |
Рисунок 1.5 − Выпуск продукции
Из рисунка 1.5 видно, что в связи с требованиями рынка и проработкой покупательского спроса хлебозаводом увеличен выпуск такой продукции как:
Хлеб заварной произведенный по 4-х стадийной технологии
2006 год - 635,8 тн., 2008 г. - 848,5 тн., увеличение составило - +33,5%,
Хлеб подовый
2006год - 2586,6 тн., 2008г. - 2982,3 тн., увеличение составило - +15,3%,
Хлеб весом 0,55 кг. и менее
2006год - 304,4 тн., 2008г. - 645,3 тн., увеличение составило - +112,1%,
Хлеб сортовой подовый
2006год - 50,8 тн., 2008г. - 79,6 тн., увеличение составило - +56,7%.
Таблица 2.5 − Снижение производства по булочным изделиям.
№ |
Наименование |
Ед.изм. |
2006г |
2007г |
ож. 2008г |
1 |
Сдобные изделия |
тн. |
580,8 |
1 031,9 |
1 340,2 |
2 |
Батоны |
тн. |
1 249,3 |
1 333,6 |
1 201,4 |
Рисунок 1.6 − Снижение производства по булочным изделиям
Рисунок 1.6 показывает, что с 2006г. по 2008г. уменьшилось производство по булочным изделиям с 1915,0 тн. до 1665,5 тн., снижение производства составило 8,6%.
Жлобинский хлебозавод снизил производство:
Батонов с 1249,3 тн. до 1201,4 тн.
Батоны 0,3 кг. и менее с 550,5 тн. до 281,5 тн.,
С уменьшением производства батонов и высвобождением производственных мощностей было увеличено производство сдобных изделий, так их в 2006 г. было произведено 580,8 тн., а в 2008 г. сдобных изделий выпущено 1340,2 тн. увеличение составило - +130,8%.
Таблица 2.6 − Улучшение качества и эстетического вида
№ |
Наименование |
Ед.изм. |
2006г |
2007г |
ож. 2008г |
1 |
Хлебобулочные изделия в расфасовке |
тн. |
5 010,3 |
5 246,8 |
5 176,3 |
2 |
в. т.ч. в нарезном виде |
тн. |
2 900,3 |
2 862,7 |
3 188,5 |
Рисунок 1.7 − Улучшение качества и эстетического вида
Реакцией на требования рынка сбыта и улучшения качества и эстетического вида хлебобулочных изделий завод увеличил выпуск изделий в расфасовке. Так из рисунка 1.7 видно, что хлебобулочных изделий в 2006 г. произведено 5010,3 тн., а в 2008 г. - 5176,3 тн., увеличение составило - +3,3%., в том числе увеличился выпуск в нарезном виде 2900,3 тн. и 3188,5 тн. соответственно, увеличение составило - +9,9%.
Таблица 2.7 − Выпуск кондитерских изделий.
№ |
Наименование |
Ед.изм. |
2006г |
2007г |
ож. 2008г |
1 |
Кондитерские изделия всего |
тн. |
86,5 |
93,6 |
115,4 |
2 |
Торты и пирожные |
тн. |
55,0 |
44,4 |
45,5 |
3 |
Печенье |
тн. |
8,6 |
10,7 |
15,0 |
4 |
Пряники и коврижки |
тн. |
1,8 |
5,7 |
15,6 |
5 |
Сладости сахарные |
тн. |
1,0 |
3,0 |
12,6 |
6 |
Прочие мучные |
тн. |
9,2 |
17,1 |
14,5 |
Рисунок 1.8 − Выпуск кондитерских изделий
С 2006г. по 2008г. Жлобинским хлебозаводом увеличен выпуск кондитерских изделий, объем производства вырос с 86,5 тн. до 115,4 тн. Снижен объем производства тортов и пирожных, но выросли объемы на продукцию пользующуюся повышенным спросом, это печенье, пряники, кексы, сладости сахарные (Рисунок 1.8).
Таблица 2.8 − Выпуск кондитерских изделий с фруктами, слоеных изделий, сухарей
Наименование |
Ед.изм. |
2006г |
2007г |
ож. 2008г |
Кондитерские изделия с фруктами |
тн. |
86,5 |
93,6 |
115,4 |
Слоенные изделия |
тн. |
55,0 |
44,4 |
45,5 |
Сухари |
тн. |
8,6 |
10,7 |
15,0 |