Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 17:38, курсовая работа
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление--менеджмент.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Ассортиментная политика - это часть товарной политики
1.2 Создание нового товара - как развитие ассортимента
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ЖЛОБИНСКОГО ХЛЕБОЗАВОДА - ФИЛИАЛА РУП «ГОМЕЛЬХЛЕБПРОМ»
2.1 Организационно - экономическая характеристика Жлобинского хлебозавода
2.2 Анализ ассортимента Жлобинского хлебозавода
2.3 АВС анализ ассортимента продукции Жлобинского хлебозавода
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ НОВОГО ТОВАРА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рисунок 1.9 − Выпуск кондитерских изделий с фруктами, слоеных изделий, сухарей
Из таблица 2.8 видно, что в последние годы увеличен выпуск кондитерских изделий с фруктами и сухарей, а выпуск слоеных изделий снизился с 55,0 до 45,5 тонн.
Таблица 2.9 − Производство продукции
№ |
Наименование |
Ед. из. |
2006г |
2007г |
ож. 2008г |
1 |
Хлеба ржано-пшеничные |
тн. |
4 283,1 |
3 976,9 |
3 936,0 |
2 |
Булочные изделия |
тн. |
1 915,0 |
1 844,8 |
1 665,5 |
3 |
Кондитерские изделия |
тн. |
86,5 |
93,6 |
115,4 |
Рисунок 1.10 − Производство продукции
На рисунке 1.10 показано, что переориентировав производство продукции на уменьшение выпуска объема в целом по хлебобулочным изделиям (хлеба ржано-пшеничные), но и увеличив выпуск кондитерских и других изделий, завод не только не потерял рынки сбыта и покупателей, но и увеличил товарную продукцию в сопоставимых ценах. Рентабельность товарной продукции выросла с 2006 г. с 7,7% до 8,0%.
Таблица 2.10 − Товарная продукция в сопоставимых ценах
№ |
Наименование |
Ед.изм. |
2006г |
2007г |
ож. 2008г |
1 |
Товарная продукция в сопоставимых ценах |
млн.руб |
9 294,1 |
9 953,6 |
11 324,5 |
2 |
Хлебобулочные и кондитерские изделия |
тн. |
6 362,5 |
6 022,8 |
5 851,5 |
3 |
Среднее значение |
тыс. руб./тн. |
1 460,8 |
1 652,7 |
1 935,3 |
Рисунок 1.11 − Товарная продукция в сопоставимых ценах
На рисунке 1.11 видно, что рост товарной продукции в сопоставимых ценах составил в 2006г. с 9294,1 млн. рублей до 11324,5 млн. рублей в 2008г., увеличение составило - +21,8%. Средняя цена выросла соответственно с 1 460,8 тыс. рублей за тонну до 1 935,3 тыс. рублей за тонну.
2.3. АВС анализ ассортимента продукции Жлобинского хлебозавода
Необходимо произвести структуризацию ассортимента. Цель этой структуризации состоит в том, чтобы из ее многочисленной номенклатуры выделить главные составляющие, оптимизация которых должна быть проведена в первую очередь. Для этого используют модель логистического анализа, получившую названия АВС.
Для построения этой модели рассмотрим ассортимент выпускаемой продукции в таблице 2.11.
В результате, проведенного анализа получили, что в первую очередь необходимо оптимизировать продукцию входящую в категорию А, так как именно эта продукция обладает высоким стоимостным объемом. Из таблицы 2.11 видно, что к категории А относится такая продукция как:
- хлеба заварные (соц. значения);
- булочные изделия в/с;
- диетические, диабетические;
- хлеба заварные по 4-х ст;
- торты и пирожные.
В категорию В входит такая продукция как:
- сдобные изделия- более 0,2 кг. в упаковке;
- сдобные изделия - более 0,2 кг. без упаковки;
- сдобные 0,1 кг. и менее;
- тостовый хлеб.
Продукцию которая входит в категорию В необходимо выводить на новые рынки сбыта, так как эта продукция на имеющемся рынки уже имеет умеренный стоимостной объем.
В категорию С входит:
- хлеба пшеничные в/с упак;
- диетические булочные;
- кексы, бабы, рулеты;
- хлеба пшеничные 1с упак;
- сладости мучные;
- печенье;
- сухари;
- булочные изделия 1с;
- сладости сахарные;
- пироги;
- пряники, коврижки;
- макаронные изделия;
- хлеб ржаной (не заварной);
- хлеб рж-пшен с пшен мукой до 30% (не заварной);
- хлеб рж-пшен с пшен мукой свыше 30% (не заварной).
Таблица 2.11 −АВС анализ ассортимента продукции Жлобинского хлебозавода
Наименование продукции |
№ |
Стоимость |
Ранжирование |
Ранг |
Кумулятивная стоимость |
% в общей стоимости |
АВС |
хлеб ржаной (не заварной) |
М-1 |
0 |
2306657,3 |
М-4 |
2306657,3 |
25,8 |
А |
хлеб рж-пшен с пшен мукой до 30% (не заварной) |
М-2 |
0 |
2006710,7 |
М-10 |
4313368,0 |
48,2 | |
хлеб рж-пшен с пшен мукой свыше 30% (не заварной) |
М-3 |
0 |
1715125,2 |
М-5 |
6028493,2 |
67,4 | |
хлеба заварные (соц. знач) |
М-4 |
2306657 |
631052 |
М-6 |
6659545,2 |
74,4 | |
диетические, диабетич |
М-5 |
1715125 |
476918,3 |
М-18 |
7136463,5 |
79,7 | |
хлеба заварные по 4-х ст |
М-6 |
631052 |
457831 |
М-14 |
7594294,5 |
84,9 |
В |
Хлеба пшеничные 1с упак |
М-7 |
42971,6 |
384938,8 |
М-13 |
7979233,3 |
89,2 | |
Хлеба пшеничные в/с упак |
М-8 |
121594 |
335716,3 |
М-15 |
8314949,6 |
92,9 | |
булочные изделия 1с |
М-9 |
24477,3 |
176127 |
М-11 |
8491076,6 |
94,9 | |
булочные изделия в/с |
М-10 |
2006711 |
121594,4 |
М-8 |
8612671,0 |
96,2 |
С |
тостовый хлеб |
М-11 |
176127 |
69814,7 |
М-12 |
8682485,7 |
97,0 | |
диетические булочные |
М-12 |
69814,7 |
46533,5 |
М-19 |
8729019,2 |
97,5 | |
сдобные изделия - более 0,2 кг. без упаковки |
М-13 |
384939 |
42971,6 |
М-7 |
8771990,8 |
98,0 | |
сдобные изделия- более 0,2 кг. в упаковке |
М-14 |
457831 |
41524,9 |
М-23 |
8813515,7 |
98,5 | |
сдобные 0,1 кг. и менее |
М-15 |
335716 |
38489,3 |
М-21 |
8852005,0 |
98,9 | |
Пироги |
М-16 |
16384,3 |
32415,1 |
М-17 |
8884420,1 |
99,3 | |
Сухари |
М-17 |
32415,1 |
24477,3 |
М-9 |
8908897,4 |
99,5 | |
Торты и пирожные |
М-18 |
476918 |
16410,1 |
М-22 |
8925307,5 |
99,7 | |
Кексы, бабы, рулеты |
М-19 |
46533,5 |
16384,3 |
М-16 |
8941691,8 |
99,9 | |
Пряники, коврижки |
М-20 |
4467,9 |
4467,9 |
М-20 |
8946159,7 |
100,0 | |
Печенье |
М-21 |
38489,3 |
3873,2 |
М-24 |
8950032,9 |
100,0 | |
Сладости сахарные |
М-22 |
16410,1 |
0 |
М-1 |
8950032,9 |
100,0 | |
Сладости мучные |
М-23 |
41524,9 |
0 |
М-2 |
8950032,9 |
100,0 | |
Макаронные изделия |
М-24 |
3873,2 |
0 |
М-3 |
8950032,9 |
100,0 | |
Всего по заводу: |
8950033,0 |
Продукцию с низкими ценами и не пользующуюся повышенным спросом у населения входящую в категорию С необходимо в дальнейшем постепенно выводить с производства, заменив её на товары пользующееся на рынках сбыта повышенным спросом и приносящими предприятию дополнительную прибыль.
В связи с этим предприятию необходимо проанализировать рынки сбыта хлебобулочных и кондитерских изделий и наладить производство новых видов товаров, которые пользуются повышенным спросом у населения, а также внедрить производство продукции с упаковкой к различным праздникам.
Так же необходимо реализовывать свою продукцию не только в Жлобине и Жлобинском районе, а так же выходить на рынки Минска, Гомеля и других городов. С этой целью необходимо производить презентацию своей продукции в данных городах, с открытием фирменных магазинов и рекламы своей продукции по телевиденью, радио и средствах массовой информации. Так же необходимо принимать активное участие во всевозможных выставках и ярмарках.
ГЛАВА 3 ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Каждая фирма хочет создать товар, который мог бы занять ведущие позиции на рынке. На это ежегодно тратятся большие суммы денег. Но лишь немногие из созданных товаров находят всеобщее признание. Разработать, создать и изготовить хороший товар довольно сложно. Это требует как проведения соответствующих научных исследований, так и достаточного творчества со стороны разработчиков.
В настоящий момент произошло снижение покупательского спроса на продукцию, произведенную Жлобинским хлебозаводом. Продукция завода стала частично возвращаться на переработку. Для решения возникшей проблемы был проведен АВС анализ ассортимента продукции Жлобинского хлебозавода в ходе которого выяснилось, что необходимо увеличить объем производства такой продукции как: хлеба заварные (соц. значения); булочные изделия в/с; диетические, диабетические; хлеба заварные по 4-х ст; торты и пирожные, так как именно эта продукция имеет высокий стоимостной объем.
Продукцию которая имеет умеренный стоимостной объем, а именно сдобные изделия- более 0,2 кг. в упаковке; сдобные изделия - более 0,2 кг. без упаковки; сдобные 0,1 кг. и менее; тостовый хлеб, необходимо выводить на новые рынки сбыта.
Продукцию с низкими ценами и не пользующуюся повышенным спросом у населения это такая продукция как: хлеба пшеничные в/с упак; диетические булочные; кексы, бабы, рулеты; хлеба пшеничные 1с упак; сладости мучные; печенье; сухари; булочные изделия 1с; сладости сахарные; пироги; пряники, коврижки; макаронные изделия; хлеб ржаной (не заварной); хлеб рж-пшен с пшен мукой до 30% (не заварной); хлеб рж-пшен с пшен мукой свыше 30% (не заварной) необходимо в дальнейшем постепенно выводить с производства, заменив её на товары пользующееся на рынках сбыта повышенным спросом и приносящими предприятию дополнительную прибыль.
Так как у Жлобинского хлебозавода большой ассортимент выпускаемой продукции, то ему необходимо заниматься проработкой рынков сбыта в других близ лежащих городах, с целью рекламы ассортимента своей продукции в данных городах, с дальнейшим наращиванием поставок, что в конечном итоге позволит увеличить объем выпускаемой продукции и получить дополнительную прибыль от реализации продукции.
На Жлобинском хлебозаводе не достаточно проводятся исследования по ассортименту и ценовой политике заводов конкурентов. Используя данные маркетингового исследования можно производить именно тот товар, который будет соответствовать предпочтениям покупателей. Следовательно, если улучшить качество продукции, сделать ее по доступной цене, то увеличатся объемы продаж и увеличиться выручка от реализации.
Изучение качества, ассортимента и рынков сбыта продукции конкурентов, а также выход на рынки конкурентов со своим расширенным ассортиментом позволит Жлобинскому хлебозаводу обратить внимание потребителей на свою продукцию, приобрести новых покупателей, создать конкуренцию и быть активным участником на рынках продаж хлебобулочных изделий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ассортиментная политика фирмы выступает как один из важнейших инструментов:
увеличения прибылей;
роста предприятия;
улучшения положения фирмы на рынке (из-за повышения товарности и распространения связанного с реализацией товара риска на целый ряд продуктов).
В реальной действительности очень мало фирм, которые предлагают рынку лишь один товар. Как правило, фирма изготовляет и продает несколько товаров, а также может оказывать некоторые услуги. Все эти товары и услуги определяют товарную номенклатуру фирмы - это совокупность всех производимых и предлагаемых фирмой для продажи товаров и услуг. Рассматривая такую совокупность, можно выделить отдельные группы товаров, схожих по своим потребительским характеристикам или призванных удовлетворять определенную потребность. Эти группы товаров называются ассортиментными группами.
Каждая ассортиментная группа состоит из отдельных ассортиментных позиций (марок, моделей, разновидностей).
Совокупность всех ассортиментных групп товаров, изготовляемых фирмой, определяет так называемый товарный ассортимент. Он характеризуется:
* широтой (количество изготовляемых ассортиментных групп);
* глубиной (количество ассортиментных позиций в ассортиментной группе);
* насыщенностью (количество ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах);
* гармоничностью (степень близости товаров различных ассортиментных групп с точки зрения их потребителя или каких-то иных показателей).
Чтобы обеспечить эффективную предпринимательскую деятельность, фирма должна постоянно развивать товарный ассортимент.
Принимая решения о широте, глубине, насыщенности и гармоничности товарного ассортимента, необходимо постоянно проводить оценку выпускаемых фирмой изделий. Поэтому следует постоянно анализировать соответствие производимых изделий запросам покупателей и на этой основе принимать решения о:
* снятии с производства устаревших товаров;
* модификации изготовляемых товаров;
* разработке новых видов продукции.
Проанализировав основные производственные показатели Жлобинского хлебозавода можно сделать выводы:
Необходимо комплексное исследование рынков сбыта, проведение маркетинговых исследований позволит определить где, какая продукция и в каких объемах наиболее востребована, а также по каким ценам осуществлять продажу.
Выходить со своей продукцией на рынки больших городов, таких как Минск, Гомель и т.д., а также проработать рынки сбыта близлежащих стран СНГ, открыть фирменные точки продаж, предварительно проведя рекламу.
Разработать доплату продавцам магазинов, реализующих продукцию Жлобинского хлебозавода, за рекламу и объемы продаж.
Только наращивание объемов производства, расширение сортамента, снижение затрат на единицу выпускаемой продукции позволит выйти из создавшейся ситуации, восполнить оборотные средства повысить рентабельность и доходность предприятия и восстановить платежеспособность.
Список использованной литературы
Акулич И. Л. Маркетинг. - Учебник. - Мн.: Выш. Шк., 2000. -447с.
Завьялов П.Г. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. - М., ИНФРА-М., 2004
Котлер Ф. Маркетинг. - СПб., 2003
Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии. - СПб., 2002
Котлер Ф. Маркетинг: анализ, планирование, внедрение, контроль. - СПб, 19999
Панкрухин А. Н. Маркетинг.- М., 2004
Поведение потребителя. Практикум: Пособие/ Авт.-сост.: Т. Н. Байбардина, Л. М. Титкова, Г. Н. Кожухова. - Мн.: Новое знание, 2002. - 123с.
Алешина И. В. Поведение потребителей: Учеб. Пособие для вузов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. -384с.:ил.
Голубков Е. П. Маркетинг: Словарь - справочник. - М.: Дело, 2000.-440с.
Годин А. М. Маркетинг: Учебно - методическое пособие. - 3-е изд., доп. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. - 304с.