Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:16, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование системы аттестации кадров на примере ОАО «ВПЗ».
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
изучить понятие аттестации, ее цели и задачи;
показать критерии оценки при аттестации персонала;
определить методы оценки качества работы аттестуемых работников;
дать краткую характеристику предприятия;
провести анализ системы аттестации персонала на предприятии;
разработать рекомендаций по совершенствованию системы аттестации персонал
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы аттестации кадров в организации
1.1. Понятие аттестации, ее цели и задачи……………………………………...4
1.2. Критерии оценки при аттестации персонала………………………………6
1.3. Методы оценки качества работы аттестуемых работников………………9
Глава 2. Анализ системы аттестации кадров на примере ОАО «ВПЗ»
2.1.Краткая характеристика предприятия……………………………………...15
2.2. Анализ системы аттестации персонала на предприятии…………………17
2.3. Влияние аттестации на развитие карьеры работников завода…………...21
2.4. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы
аттестации персонала……………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………..31
Список использованной литературы……………………………………….35
Приложение 1 - Анкета для сотрудников «Отношение сотрудников ЗАО «ВПЗ» к процессу аттестации»
ЗАО «ВПЗ» предприятие с законченным технологическим циклом. Организационная структура общества включает в себя следующие службы:
Конечным результатом всех участков является качественно изготовленные шарики, переданные в выпускные производства или на склады службы маркетинга. Таким образом, все производство завязано на один конечный результат и от результатов работы каждой бригады зависит итоговый результат работы всего производства.
Все профессии рабочих производственных участков шарикового производства, линейный персонал участков включены в перечни профессий, на которых распространяется льготное пенсионное обеспечение, все профессии включены в списки профессий, которые имеют дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день и дополнительную оплату за работу на рабочих местах с вредными условиями труда.
Далее рассмотрим систему аттестации на данном предприятии.
2.2. Анализ системы аттестации персонала на предприятии
Основными задачами аттестации, которые отражены в Постановлении от 9 ноября 2004 г. «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников ЗАО «ВПЗ» являются:
Основные принципы аттестации в ЗАО «ВПЗ»: законность; объективность; гласность, всеобщность, беспристрастность, коллегиальность, системность и комплексность аттестации и дифференцированный подход, периодичность проведения аттестации, обоснованность оценки и рекомендаций аттестационной комиссии, действенность аттестации.
Процесс аттестации на предприятии заключается в оценке соответствия квалификации. Работники в письменной форме отвечают на вопросы по специальности (возможна и устная форма). Опросник заранее разработан руководством ЗАО, а также определено, какой результат «экзамена» приемлем для работников различной квалификации.
Аттестация работника завода проводится раз в три года в течение 2 – го квартала.
Не аттестуются работники, проработавшие в занимаемой должности менее одного года, беременные женщины и работавшие на условиях срочного трудового договора.
Работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, могут быть аттестованы не ранее, чем год после выхода из отпуска.
Для проведения аттестации работника издается приказ о проведении аттестации, в котором должны быть решены следующие вопросы:
График проведения аттестации утверждается и доводится до сведения каждого аттестуемого не позднее, чем за месяц до начала аттестации. В графике указываются:
Не позднее, чем за две недели до начала проведения аттестации, в аттестационную комиссию соответствующим руководителем представляется отзыв на подлежащего аттестации работника.
При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляются также материалы предыдущей аттестации.
Аттестация проводится в присутствии аттестуемого. В случае неявки работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.
Аттестация работника начинается с доклада секретаря аттестационной комиссии о содержании материалов, представленных на аттестуемого, после чего аттестуемому могут задавать вопросы.
Решение об оценке профессиональных и личных качеств работника, а также рекомендации аттестационной комиссии принимаются в отсутствие аттестуемого.
В результате аттестации работнику дается одна из оценок:
Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствующие на заседании и принявшие участие в голосовании.
Не позднее,
чем через семь дней после проведения
аттестации, с учетом выводов аттестационной
комиссии принимается решение
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что исходя из своих принципов, целей, задач и функций, аттестация работников призвана способствовать:
Также после изучения особенностей процесса аттестации работников ЗАО «ВПЗ» можно выделить ряд недостатков:
Правильно построенная процедура позволяет решать вопросы построения системы карьерного роста, развития сотрудников, предупреждения конфликтов, снижения напряжения в рабочих группах. Она должна позволять сотрудникам со стороны взглянуть на свое место в коллективе, более объективно подойти к оценке своего вклада в деятельность определенного отдела, по-новому взглянуть на себя. Аттестация должна выступать достаточно мощным стимулирующим фактором для повышения активности подчиненных.
2.3. Влияние аттестации на развитие карьеры работников завода
В совершенстве аттестация – это шанс подтолкнуть карьеру в новом, более перспективном направлении.
Целью аттестации не является увольнение сотрудников. Итогом ее обычно становиться обновление кадровой политики, которое, в конечном счете, идет на пользу и самой организации, и каждому работнику.
Значительную роль в осуществлении работниками своих функциональных обязанностей с максимальной эффективностью играет решение ключевых задач развития их профессиональной и должностной карьеры.
В 2010 прошли аттестацию 57 человек. Аттестуемые являются сотрудниками таких структурных подразделений как: финансово-экономический отдел, отдел эксплуатации средств вычислительной техники и программного сопровождения, отдел по социальному развитию персонала.
В результате после проведения аттестации 31 человек был рекомендован на зачисление в резерв, 2 сотрудника были уволены, 5 человек были перемещены на должность более низкого статуса. По итогу аттестации ни одного человека не было рекомендовано повышение квалификации.
Можно сделать вывод, что в ЗАО «ВПЗ» аттестация сотрудников не влияет на карьерный рост. Особенно это касается вертикальной карьеры, т.е. после успешного прохождения аттестации сотрудник завода не поднимается на более высокую ступень иерархии.
Также, в данной структуре не существует отлаженной системы планирования и развития карьеры.
Результатом аттестации на предприятии являются выводы о соответствии работников занимаемым должностям, в ходе этого учитываются стандарты работы на каждом рабочем месте и сравнение деятельности работника с этими стандартами.
Успешное прохождение аттестации на данном предприятии предполагает лишь включение в кадровый резерв. В ЗАО «ВПЗ» создается специально сформированная на основе индивидуального отбора и комплексной оценки группа перспективных работников, обладающих необходимыми для выдвижения профессиональными, деловыми, личностными и морально-этическими качествами, положительно проявивших себя на замещаемых должностях, прошедших необходимую подготовку и предназначенных для замещения определенных должностей.
Поэтому в условиях сложившейся ситуации, формирование и оптимальное использование кадрового резерва - одно из самых приоритетных направлений кадровой политики.
Определение количественного
состава кадрового резерва
При подборе кандидатов в состав кадрового резерва учитывается профессиональная компетентность, т. е. соответствующее образование, знания, опыт, умения и навыки по профилю производственной должности. Кандидат на зачисление в резерв должен обладает не только соответствующими профессиональными качествами, знаниями, умениями и навыками, но и определенным опытом практической деятельности по профилю предполагаемой производственной должности.