Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 00:36, курсовая работа
Целью курсовой работы являлось исследования проблем лидерства, власти и авторитета в системе менеджмента.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
Даны основные определения понятий лидерства, власти и авторитета
Рассмотрены виды лидерства и методы влияния власти и авторитетности в менеджменте
Дана характеристика власти и лидерства в системе эффективного управления ЗАО «Железногорский кирпичный завод»
введение
3
Глава 1
Теоретические вопросы определения лидерства, власти и авторитета
5
1.1
Основные определения понятий лидерства, власти и авторитета в системе менеджмента
5
1.2
Виды лидерства и методы влияния власти и авторитетности в менеджменте и основные подходы к изучению проблем
9
Глава 2
ТЕОРИИ, КОНЦЕПЦИИ И МОДЕЛИ ЛИДЕРСТВА
17
2.1
Теории лидерства, власти и авторитета в системе менеджмента
17
2.2
Основные концепции и модели лидерства
19
Глава 3
Лидер, власть и авторитет в Менеджменте ЗАО «Железногорский кирпичный завод»
24
3.1
Характеристика власти и лидерства в системе эффективного управления ЗАО «Железногорский кирпичный завод»
24
3.2
Совершенствование лидерства, власти и укрепление авторитета в системе менеджмента ЗАО «Железногорский кирпичный завод»
31
Заключение
36
Список литературы
38
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное автономное образовательное
учреждение
высшего профессионального образования
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИСиС»
Кафедра прикладной экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Менеджмент» на тему:
Авторитет, лидерство и власть в менеджменте на примере ЗАО «ЖКЗ».
Коренев Д.А.
Москва, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
введение |
3 | |
Глава 1 |
Теоретические вопросы определения лидерства, власти и авторитета |
5 |
1.1 |
Основные определения понятий лидерства, власти и авторитета в системе менеджмента |
5 |
1.2 |
Виды лидерства и методы влияния власти и авторитетности в менеджменте и основные подходы к изучению проблем |
9 |
Глава 2 |
ТЕОРИИ, КОНЦЕПЦИИ И МОДЕЛИ ЛИДЕРСТВА |
17 |
2.1 |
Теории лидерства, власти и авторитета в системе менеджмента |
17 |
2.2 |
Основные концепции и модели лидерства |
19 |
Глава 3 |
Лидер, власть и авторитет в Менеджменте ЗАО «Железногорский кирпичный завод» |
24 |
3.1 |
Характеристика власти и лидерства в системе эффективного управления ЗАО «Железногорский кирпичный завод» |
24 |
3.2 |
Совершенствование лидерства, власти и укрепление авторитета в системе менеджмента ЗАО «Железногорский кирпичный завод» |
31 |
Заключение |
36 | |
Список литературы |
38 |
введение
Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем современного управления.
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство.
В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид "руководитель" или группа "руководящий состав", либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.
Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства, оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий», авторитет - это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми.
Несмотря на кажущуюся простоту этих понятий, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство и авторитет характеризуется неоднозначно.
Этим и предопределяется тема исследования курсовой работы.
Объектом исследования выступило ЗАО «Железногорский кирпичный завод».
Предметом исследования явились формы лидерства, авторитета и власти в системе менеджмента предприятия.
Целью курсовой работы являлось исследования проблем лидерства, власти и авторитета в системе менеджмента.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
Для проведения исследований применялись следующие методы экономического анализа: монографический, расчетно-конструктивный, статистико-экономический.
Источниками информации по изучаемой проблеме послужили нормативно-правовые акты; учебная, научная и периодическая литература, а также финансовая и бухгалтерская отчетность объекта исследования.
Глава 1 Теоретические вопросы определения лидерства, власти и авторитета
1.1 Определения понятий лидерства, власти и авторитета в системе менеджмента
На сегодняшний день есть множество литературы, посвященной теме лидерства, власти и авторитета в менеджменте.
Однако до конца формирование лидерства в менеджменте не изучены, и некоторые моменты до сих пор остаются неизвестными.
Термин "лидер", как свидетельствует Оксфордский словарь, появился примерно в 1300 г. Однако другие специалисты, в частности Ральф Стогдилл, считают, что вряд ли это случилось ранее 1800 г. Одно из первых определений лидерства дал Ч. Кули (1902 г.). Лидер - это фокус групповых процессов. В 1906 г. Мэмфорд и в 1911 г. Блэкмар предложили иную модель: это централизация усилий в одной личности как выражение власти всех. В 1924 г. Ч. Барнард сказал, что лидер фокусирует внимание и реализует энергию членов группы в заданном направлении. С тех пор число определений постоянно росло.
Сегодня под лидером понимают
члена группы, за которым она признает
право решения в важных ситуациях. Он играет
центральную роль в организации совместной
деятельности и регулирует межличностные
отношения.
Лидер и
менеджер в организации могут быть одним
и тем же лицом. Такое происходит, когда
менеджером назначают незаурядного человека,
сумевшего добиться расположения подчиненных.
В этом случае совпадают позиционная
и персональная власть, формальная
и неформальная структуры. Б.Д. Парыгин
представляет различия между лидером
и менеджером, которые выражаются
в следующих чертах:
Если менеджер и лидер не представляют собой одно и то же лицо, то взаимоотношения между ними могут, либо гармонизировать жизнь группы, либо, напротив, повышать уровень конфликтности.
В практике менеджмента лидерство - это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации [1, с. 534]. Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы или организации. Если лидеры достигают цели, то власть как средство используется ими для ускорения этого достижения.
Кроме того, различие между лидером и менеджером проводится еще по ряду признакам (таблица 1).
Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях.
Таблица 1 - Отличие менеджера от лидера
Менеджер |
Лидер |
Администратор |
Инноватор |
Поручает |
Вдохновляет |
Работает по целям других |
Работает по своим целям |
План — основа действий |
Видение — основа действий |
Полагается на систему |
Полагается на людей |
Использует доводы |
Использует эмоции |
Контролирует |
Доверяет |
Поддерживает движение |
Дает импульс движению |
Профессионален |
Энтузиаст |
Принимает решения |
Превращает решения в реальность |
Делает дело правильно |
Делает правильное дело |
Уважаем |
Обожаем |
Менеджер — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.
Основное отличие лидерства от власти заключается в совместимости целей. Для существования власти не обязательно требуется совместимость целей. С другой стороны, лидерство, чтобы реализоваться, требует определенного соответствия между целями лидера и целями тех, кто за ним следует.
Лидерство — это не управление. Менеджмент концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи [2, с. 478].
Как было отмечено ранее, лидерство предполагает использование власти. Сама власть может строиться на личностных качествах или на занимаемой позиции в организации. Кроме того, власть — это двусторонние отношения — между лидером и подчиненными и между лидером и его начальником. Важно также отметить, что управленческое взаимодействие типа «лидер — последователь» не обязательно предполагает его иерархический характер, как это имеет место в случае отношений «начальник — подчиненный». Лидерство, как и власть, — это потенциал, имеющийся у человека.
Специалистами разработано много разных подходов к классификации источников власти. Сначала выделялось пять базовых источников власти: принуждение, экспертиза, закон или право принятия решения, пример или харизма, вознаграждение. Позже был добавлен шестой источник — информация, а потом и седьмой источник — связи. При этом все источники власти были разделены на две большие группы. К первой группе были отнесены те источники власти, которые имеют личностную основу, ко второй - организационную основу, которую называют также структурно-ситуационной.
Основой власти называется то, откуда она происходит, а источником власти — то, через что данная основа используется.
Мотивационная теория Д. МакКлелланда акцентирует внимание к потребности во власти как к желанию иметь влияние на других. Данный источник власти проявляется в следующем: дача настойчивых советов и стремление оказать помощь; вызов эмоций у других; укрепление своей репутации.
Принятие решения как источник власти проявляется в той степени, в которой носитель этой власти может влиять на конкретное решение на протяжении всего процесса его принятия. Почти все решения в той или иной мере - групповые решения, так как в их подготовке, принятии и выполнении участвует более чем один человек.
Организация для своего функционирования нуждается в различных ресурсах, таких как сырье и материалы, рабочая сила, финансовые средства, оборудование и инструменты и т.п. Очевидна важность получения требуемого количества того или иного ресурса.
Регулирование доступности ресурсов образует источник власти. В организации обычно поток распределения ресурсов имеет направленность сверху вниз. Этим достигается соответствие между поставленными задачами и требуемыми для их реализации ресурсами. Обычно существующая в организациях напряженность с ресурсами связана с их объективной ограниченностью. Разделение организации по уровням иерархии дает возможность высшим эшелонам власти контролировать ограниченные ресурсы и тем самым еще больше укреплять свое право на власть. Ряд руководителей, в основном неспособных эффективно применять другие источники власти, чтобы влиять на людей, сознательно создают так называемый дефицит ресурсов.
Информация о работе Авторитет, лидерство и власть в менеджменте на примере ЗАО «ЖКЗ»