Авторитет, лидерство и власть в менеджменте на примере ЗАО «ЖКЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 00:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы являлось исследования проблем лидерства, власти и авторитета в системе менеджмента.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
Даны основные определения понятий лидерства, власти и авторитета
Рассмотрены виды лидерства и методы влияния власти и авторитетности в менеджменте
Дана характеристика власти и лидерства в системе эффективного управления ЗАО «Железногорский кирпичный завод»

Содержание работы

введение
3
Глава 1
Теоретические вопросы определения лидерства, власти и авторитета
5
1.1
Основные определения понятий лидерства, власти и авторитета в системе менеджмента
5
1.2
Виды лидерства и методы влияния власти и авторитетности в менеджменте и основные подходы к изучению проблем
9
Глава 2
ТЕОРИИ, КОНЦЕПЦИИ И МОДЕЛИ ЛИДЕРСТВА
17
2.1
Теории лидерства, власти и авторитета в системе менеджмента
17
2.2
Основные концепции и модели лидерства
19
Глава 3
Лидер, власть и авторитет в Менеджменте ЗАО «Железногорский кирпичный завод»
24
3.1
Характеристика власти и лидерства в системе эффективного управления ЗАО «Железногорский кирпичный завод»
24
3.2
Совершенствование лидерства, власти и укрепление авторитета в системе менеджмента ЗАО «Железногорский кирпичный завод»
31

Заключение
36

Список литературы
38

Файлы: 1 файл

Коренев Д.А.,МЭ-12-1,Менеджмент,Полюхович А.В.,Курсовая,Авторитет,лидерство и власть в менеджменте.docx

— 396.75 Кб (Скачать файл)

 Власть связей строится на способности индивида воздействовать на других людей через воспринятую ими ассоциацию этого индивида с влиятельными людьми как в организации, так и вне ее. При этом речь идет не о существовании реальных связей у индивида, а о восприятии реальности этого существования теми, на кого оказывается влияние. Поэтому, только будучи воспринятой, данная связь добавляет человеку влиятельности в отношениях с другими людьми. Нередко желающие приобрести эту власть прибегают к созданию относительно себя легенд или слухов.


В свою очередь, Виханский О.С. трактует власть как способность оказывать влияние на поведение людей. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом. Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:

- власть — это потенциал, имеющийся у ее пользователя, т.е. она существует не только  тогда, когда применяется;

- между тем, кто использует  власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость;

- тот, к кому применяется  власть, имеет некоторую свободу  действий. 
 Он утверждает, что власть - это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого [1, с. 403]. С помощью власти руководитель влияет на подчиненных.

 Из представленной  классификации власти можно сформулировать  следующее ее определение: это  способность одного человека  влиять на поведение другого. Основу власти составляет зависимость. Другими словами, чем сильнее  зависимость одного субъекта  над другим, тем сильнее может быть его власть над ним.

При этом необходимо   представить формулировку способов власти:

- убеждение (использование цифр, фактов, тщательно продуманная презентация идей и материалов);

- дружелюбие (создание благоприятной атмосферы, проявление дружеского расположения до того, как предстоит обратиться к человеку с просьбой);

- коалиции (объединение усилий, получение поддержки со стороны других людей);

- соглашение (использование переговоров для достижения согласия и получения желаемых результатов);

- требования считаться с установленными правилами (напоминание об инструкциях, приказах, ранее сделанных распоряжениях и принятых решениях);

- применение санкций (использование системы поощрений и 
мер дисциплинарного воздействия);

- обращение к авторитетам (получение поддержки на высоком 
уровне управления, обращение к примерам из практики известных преуспевающих компаний).

По утверждению Омарова А.М. авторитет - это власть, возникшая на формальной основе, как данная кому-то и принимаемая подчиненными как то, с чем они согласны и считают правильным [10]. В первом случае власть дается сверху, а в другом она должна быть получена снизу. Авторитет как понятие не включает в себя все виды власти. Власть может появиться от занимаемой должности, от личного воздействия или от того и другого. Власть должности проистекает не из самой Должности, а делегируется ее обладателю теми, кому он подотчетен.

Понятие власти и авторитета важны для менеджмента. Авторитет — это общепризнанное значение, влияние, которым пользуется то или иное лицо в силу определенных качеств или заслуг. Его можно считать специфическим способом проявления власти. В зарубежном менеджменте слова authority (авторитет) и power (власть) нередко употребляются как синонимы. Авторитет также выступает формой подчинения действий людей общественным нормам, средством поддержания общественной, в том числе и производственной дисциплины.

Авторитет - персональная характеристика. В средневековье особым авторитетом пользовались отцы церкви, в эпоху предпринимательства — бизнесмены, которых считали лидерами нации. Английский философ Томас Гоббс называл авторитетом того, чьи указания или приказы выполняются лишь по причине высокого доверия к его мудрости, знаниям, опыту либо нравственным принципам. Таким образом, авторитет основан на уважении и признании другими индивидуальных достоинств. Авторитет подразумевает добровольное подчинение многих людей одному лишь потому, что он выступает личностью, а не назначенным лицом.

 

 

1.2 Виды лидерства  и методы влияния власти и  авторитетности в менеджменте  и основные подходы к изучению  проблем 

 

Классификация лидерства, разработанная Куртом Левиным, основанная на распределении влияния при принятии решения между лидером и подчиненным, предполагает выделение двух традиционных стилей управления: автократичный и демократичный.

Деспотичный (автократичный) лидер принимает все решения и не позволяет подчиненным влиять на процесс принятия решения. Такие менеджеры часто безразличны к персональным потребностям подчиненных.


 Демократичный лидер консультируется со своими подчиненными при решении соответствующих вопросов и позволяет им оказывать некоторое влияние в процессе принятия решений. Такое лидерство не предполагает карательных мер, а общение с подчиненными происходит на равных.

Существует и так называемый номинальный лидер, позволяющий подчиненным иметь полную автономию. Он редко контролирует непосредственно, предоставляя тем самым членам группы возможность принимать много тактических решений самостоятельно. При таком подходе подчиненные устанавливают свои собственные цели и работают над их достижением без каких-либо указаний со стороны руководства.

Результаты исследований показывают, что удовлетворение починенных и качество их функционирования при номинальном стиле более низкие, чем при демократичном, но выше, чем при автократичном подходе.

Различают ряд основных  видов власти:

- экспертная власть;

- власть примера;

- власть информации;

- принятие решения;

- мотивация, включающая в  себя

- вознаграждение,

- принуждение,

- регулирование доступности  ресурсов,

- власть связей.

Под экспертной властью понимается способность руководителя влиять на поведение подчиненных в силу своей подготовки и уровня образования, опыта и таланта, умений и навыков, а также наличия специализированных знаний. Недостатком такой власти страдают молодые руководители, и им требуется время для того, чтобы ее обрести и эффективно использовать.

 Власть примера связана со способностью руководителя влиять на поведение подчиненных благодаря его привлекательности, наличию у него харизмы. Харизма — это власть, построенная не на логике, не на давней традиции, а на силе личных качеств или способностей лидера [1, с. 535]. Власть примера нередко формируется по мере отождествления подчиненными себя со своим руководителем, вплоть до подражания ему во всем. Это стремление незаметно подводит подражателя под влияние того, кому он подражает. Чем больше руководитель является для кого-то идеалом, тем больше его уважают, подкрепляя тем самым его личностную основу власти.

 Формально руководители, занимающие одни и те же должности, имеют равные права. Однако каждый из них использует данное ему право в пределах своих способностей. Это проявляется в том, что каждый руководитель как бы обладает разным правом на власть. Во многих случаях данный источник власти может быть единственным, особенно когда организация только формируется. Подчиненные играют важную роль в формировании практики применения данного типа власти. Здесь важно получить от подчиненных признание права на власть, что связано с использованием других источников власти. Кроме того, рассматриваемый источник власти в отличие от других имеет более четкие границы применения данной власти в пределах предоставленных руководителю прав и ответственности.


  • Л.Е. Басовский также выделяет законную власть. Законная власть, власть, основанная на традиции, строится на том, что руководитель пользуется традицией, чтобы удовлетворить потребность исполнителя в защищенности и принадлежности [12].

В течение тысячелетий культурная традиция многих стран укрепляла власть начальства. Однако высокообразованные люди и молодежь меньше склонны признавать авторитеты [12].

Власть, основанная на принуждении. Менеджер может осуществлять власть путем принуждения, что дает ему возможность унижать, запугивать людей. Такой вид власти основан на влиянии на человека с помощью страха: угроза потерять место, быть понижение в должности и др. Чтобы использовать страх как инструмент влияния, необходимо иметь эффективную систему контроля. Однако в этом случае увеличивается желание человека сознательно пойти на нарушение, обман своего руководителя.

Люди в результате воздействия с помощью страха испытывают отчуждение, скованность, злобу. Поэтому там, где власть основана на принуждении, как правило, ниже производительность труда и качество продукции. Сотрудники в этом случае обычно испытывают неудовлетворенность своей работой. Власть, основанная на принуждении, может быть эффективна там, где нарушается трудовая и производственная дисциплина.

Власть, основанная на вознаграждении. Это один из самых эффективных способов влияния на других людей.

Главное для менеджера — правильно определить размер вознаграждения. В противном случае, при недостаточности вознаграждения степень мотивации будет незначительной. Еще хуже другая крайность, когда размер вознаграждения не соответствует скромным достижениям работника.

Кроме того, при выборе варианта власти, основанной на вознаграждении, менеджер может действовать в условиях объективных ограничений. Причинами таких ограничений могут быть, например, незначительные финансовые возможности предприятия. В этой связи менеджер должен уметь использовать не только материальные, но и психологические приемы мотивации.

В качестве методов влияния Басовский выделяет убеждение и участие.

Влияние путем убеждения основано на власти примера и эксперта. Разница состоит лишь в том, что исполнитель полностью понимает, что он делает и почему. Убеждение доводит до сознания потенциального исполнителя, что, сделав так, как хочет руководитель, он удовлетворит собственную потребность. Чтобы добиться этого, руководитель может пользоваться логикой, эмоциями.

Эффективное убеждение возможно, если руководитель заслуживает доверия. Его аргументация должна учитывать интеллектуальный уровень слушателя, не должна быть слишком сложной, или, наоборот, слишком упрошенной. Цель, которую ставит перед собой руководитель, не должна противоречить системе ценностей его подчиненных.

Для эффективного использования влияния путем убеждения следует:

1) точно определить потребности  слушателя и обращаться к этим  потребностям;

2) начинать разговор с  мысли, которая обязательно понравится  слушателю;

3) стараться создать образ, вызывающий большое доверие и  ощущение надежности;

4) просить немного больше, чем на самом деле нужно  получить, и затем делать уступки;

5) говорить уважительно, сообразуясь с интересами слушателей;

6) стараться говорить  последним, так как аргументы, выслушанные  последними, имеют наибольшее влияние  на слушателей. Главный недостаток  этого метода - это медленное воздействие  и неопределенность.

Для того, чтобы убедить кого-либо в чем-либо, требуется больше времени и усилий, чем для издания приказа, подкрепленного властью, основанной на принуждении, традиции или харизме.

Кроме того, возможно убедить слушателя не удастся. Следует иметь в виду, что влияние путем убеждения имеет одноразовое действие, в каждой новой ситуации необходимо вновь убеждать. Преимущество использования убеждения заключается в том, что работу человека, на которого влияют, скорее всего, не нужно будет проверять, так как он в этой ситуации постарается сделать больше, чем установлено минимальными требованиями.

Влияние через участие в управлении идет гораздо дальше, чем убеждение, оно признает участие, власть и способности исполнителя.

Руководитель направляет усилия и способствует свободному обмену информацией. Экспертная власть руководителя и исполнителя может быть объединена в едином решении, в правильность которого оба будут искренне верить. Влияние имеет успех потому, что люди, вдохновленные потребностями высокого уровня, как правило, работают усерднее всего на ту цель, которая была сформулирована с их участием.

Участие в принятии решений совершенно явно основывается на потребностях высокого уровня - потребностях во власти, компетентности, успехе или самовыражении. Поэтому такой подход нужно использовать только в тех случаях, когда такие потребности являются активными мотивирующими факторами [1; с.154].

Обычно, если работники участвуют в обсуждении предлагаемых изменений в их работе, они меньше сопротивляются переменам. Кроме того, повышается производительность труда, сокращается текучесть кадров. Но те люди, которые не любят неопределенность, не склонны к индивидуализму, предпочитают жестко контролируемые ситуации.

Критерием эффективности руководства является степень авторитета 
руководителя. Выделяют три формы авторитета руководителя:

Информация о работе Авторитет, лидерство и власть в менеджменте на примере ЗАО «ЖКЗ»